Преамбула
В первую очередь я бы больше хотел раскрыть тему особенностей прохождения собеседований и переговоров на Европейском / Американском рынках.
Поделюсь опытом, расскажу про кейсы, особенности, отличия от СНГ рынка.
На момент начала прохождения собеседований я уже пол года жил в Португалии.
Самый Юг, солнечный Портимао. Кто-то мне говорил, что в Алгарве более 300 солнечных дней в году. Я не считал, но это очень похоже на правду. День начинается рано, заканчивается поздно. Зимой можно выходить на улицу в обычном спортивном костюме, а летом становишься цвета молочного шоколада за месяц.
Океан почти весь год холодный. Но гидрокостюм купленный в первый месяц делает свое дело. Волны шикарные — хоть каждый день можно серфить. Я не злоупотреблял, но 1-2 раза в неделю себя баловал.
Пол года проживания в Португалии вполне хватило, чтоб разобраться во всех особенностях жизни в этой стране. Успел решить все вопросы по документам, права получил, контракт на 3 года аренды заключил...
Когда все вопросы по проживанию, документам были решены. Новые знакомства заведены, а страна стала в целом стала понятной и привычной — пришло время к следующему квантовому скачку :)
Квантовым скачком мы с другом называем кардинальную смену работы, которая влечет за собой большой икс по рейту, новые зоны ответственности, иногда новая не знакомая индустрия и так далее. В общем много стресса, большой рост, новые челленджи.
Если постоянно находится в зоне комфорта или еще хуже — когда твои повседневные рабочие задачи становятся тебе понятными, предсказуемыми и очевидными (рутиной) — для меня это один их верных критериев, что рост остановился и пора что-то менять.
В общем квантовый скачок всегда подразумевает большие затраты временных ресурсов, иногда нервов, поэтому заниматься этим я предпочитаю тогда, когда нет (и не намечается) никаких других внешних раздражителей. Короче на тот момент время было очень подходящим.
Это был не первый опыт прохождения собеседований на Европейском / Американском рынках. Раньше я по фану это проворачивал с целью потестировать себя, но без серьезных намерений, потому и не особо включался эмоционально и в плане подготовки. В этот раз я уже был настроен серьезно, поэтому и подход был иной.
Знакомые делились ранее своим опытом, поэтому я на этом берегу установил себе несколько критериев и пресуппозиций, исходя из которых я и буду действовать дальше.
Выглядели мои критерии примерно так:
Обязательно англоязычная команда / продукт;
Строгий критерий по рейту;
Контрактная работа (Европа любит трудоустраивать в штат, мне эта история не нравится);
Полный Remote, никаких гибридов;
Возможность оплаты компенсации на счет выбранного мною банка или по возможности — в крипте;
Позиция Лида, либо Хэда;
Динамичная компания, которая открыта к изменениям и улучшениям, в которой у меня будут полномочия принимать любые решения в моей зоне ответственности;
Мои пресуппозиции:
Я не соглашаюсь на меньшее по сумме компенсации;
Я никуда не спешу;
Процесс займет много времени;
Я буду многим отказывать;
Мне будут многие отказывать;
Фокус на процессе, а не результате. Как идет так и идет. Ожидаемый результат будет в любом случае.
Возможно эти вещи покажутся банальными, но они хорошо помогают сфокусироваться на цели, у которой есть четкие критерии достижения.
Я не хотел переживать из-за «Классных» компаний, из-за потенциальных отказов, из-за долгого времени ответа и прочего.
Поэтому установив для себя изначально правила игры — я ощущал себя в своей тарелке и на каждом собеседовании — как у себя дома.
Где брал трафик
Я выбрал для Себя 3 основных источника лидов. Да, есть и другие, и их много классных, я об этом отдельно может расскажу. Но я не хотел распыляться как комнатный увлажнитель воздуха, поэтому вот мой список:
Angel (Теперь они называют себя Wellfound, но я привык называть его прежним названием)
В Линкедине у меня около 8000 контактов, в их числе и большой процент западных коллег. Поэтому там и так был трафик, но я добавил к органике еще и процент своей инициативы.
Тут стратегия была такая:
Перестал игнорировать inbound leads и всем ответил;
Далее циклично изо дня в день:
Проснулся;
Добавил 5-10 новых контактов HR/Рекрутеров/CEO → написал в личку;
Просмотрел отфильтрованный раздел Jobs на наличие новых интересных позиций — зачекинился.
В общем рутина, которая занимала минут 30. На этом все.
Glassdor
Эти ребята располагают огромным количеством предложений на своей площадке. Но есть особенности, которые меня порядком раздражали.Но обилие интересных позиций так и манило.
Пару слов об особенностях:
Странные фильтры, в которых нельзя выбрать, например, всю Европу. Только отдельные страны. Это же очевидный UX, если я ищу ремоут. Или дайте возможность отметить сразу несколько стран.
Эти ребята добавили возможность компаниям включать кастомные формы заполнения. И я не могу подготовить темплейт и все данные для автоматизации. Причем часто одни и те-же поля находятся на разных шагах, с разной валидацией и разным способом заполнения. Это больно.
В конце, после заполнения формы, каждый раз предлагают подписаться на рассылку. Но эта рассылка работает через пень-колоду. Понимаю, ребята повышают конверсию таким образом, но сделайте тогда это по уму и присылайте мне не все подряд, а то, что мне реально подойдет. Ну спросите меня, я заполню форму с критериями и по ним высылайте. Возможно я не целевая и большая часть реально конвертируется — и тогда это хорошее продуктовое решение. Не осуждаем.
В некоторых кейсах нужно обязательно прикрепить Cover Letter. Кто их вообще читает? Я же скинул свое киви, которое выглядит приятнее чем новенький айфон.
Часть позиций не имеет вообще встроенной быстрой формы на платформе, и можно лишь перейти на сайт компании, чтоб заполнить их кастомную форму.
Но как я и говорил ранее — обилие предложений все же делает свое дело.
Тут стратегия была следующая:
Очень щепетильно и красиво заполнить профиль. Это дело я люблю.
Подготовить Cover Letter в .pdf, написанное в милтон-модели. Нет ни малейшего желания кастомизировать и придумывать велосипед в каждом конкретном случае. Я люблю автоматизацию там, где это применимо;
Просмотреть все Европейские и Американский рынки изначально, чтоб отсеять страны, которые мне не подходят по разным причинам;
-
Настроить закладки с фильтрами по выбранным странам ;
Unted Kingdom;
Spain;
Germany;
Portugal;
Netherlands;
Norway;
United Arab Emirates;
Israel;
USA;
Каждый день открывать все закладки и сабмитить минимум по 5 позиций в каждой.
Вся подготовка заняла пол дня наверное. Далее каждый день минут по 30-40 уходило на заполнение и сабмит форм.
Angel
Этих ребят я очень люблю. Интерфейс красивый, все филбтры есть. Много эксклюзивных позиций, которых я не видел больше ни на одной площадке. Можно даже ставить фильтр на поиск компаний, где к компенсации предлагают акции или процент от прибыли.
Тут тоже иногда просят Cover Letter, но 99% позиций сабмитятся исключительно на самой площадке и по одному и тому-же темплейту с одинаковой формой. Респект за простоту.
В целом алгоритм примерно такой-же:
Заполнить профиль;
Подготовить и сохранить фильтры;
Заходить каждый день и сабмитить минимум 5-7 позиций.
Итого пару часов на оформление и минут 20 на сабмит каждый день.
Саммери
1-2 дня на то, чтоб обновить CV, профиль в Linkedin, оформить профили в Glassdor и Angel, настроить фильтры и закладки, подготовить Cover Letter, который я добросовестно буду копипастить и раздавать всем нуждающимся.
Далее обычная рутина под сериальчик или техно на часа полтора в день. Обычно вечером.
Обработка Лидов
Я изначально настраивал себя на то, что весь процесс займет много времени. И что количество компаний и собеседований, которые я пройду — будет очень высоким. Я не исключал вероятность того, что условно первая компания меня устроит, мы пожмем друг другу руки, но понимал, что это маловероятно.
Трушный менеджер знает великую поговорку: «чем больше бумаги — тем чище ж*па».
Поэтому я так-же подготовил себе простенькую CRM в заметках, в которой планировал вести учет всех контактов, чтоб потом не ломать голову в личной переписке или на почте и не искать ответы на подобные вопросы:
Вы вообще кто?
Чем занимаетесь?
Сколько были готовы платить?
Какую сумму я вам озвучивал?
и так далее.
Организация CRM
Выглядела она примерно так:
В папке Leads у меня было всего 4 дочерние папки с такой логикой:
Cold — Коммуникация началась. Обычно общение начинается с рекрутером или HR, то есть по сути знакомство. Еще не понятно, есть ли у компании финансы, интересно ли мне, будет ли вообще дальнейший диалог.Так что лиды находились в этой папке до завершения первого скрининг интервью включительно. Далее они переходили в одну их следующих папок.
Hot — В эту папку попадали те лиды, с которыми коммуникация продолжалась и переходила в технические интервью и оставались там до тех пор, пока не случится одно из следующего: мне перестало быть интересно, компании перестало быть интересно, мне предложили оффер.
Rejected — Сюда отправлялись все лиды, которые мне отказали на любом этапе.
Doesn’t fit — Сюда отправлялись все лиды, которые не устраивали меня.
Offer — Все, кто предложил оффер. Да. логично, что оффер, который меня не устраивает так и напрашивается в другую папку, но нет. Я люблю смотреть на офферы и видеть какой я красава, поэтому им место на отдельной полке.
Карточка Лида
Коротко прокомментирую.
Базовой карточка делилась на 4 основные части, всегда по одному и тому-же темплейту, чтоб я за секунду мог по ней сориентироваться и не искать несколько минут важную для себя инфу
Просто задумайся, что в самом разгаре процесса у меня параллельно было в работе более 15 компаний. Это ту мач, чтоб все удерживать в голове
Тайтл — Название компании, Страна, Формат работы, Какой рейт я озвучил
Бриф — Основные данные о лиде. С кем общаюсь? Где общаюсь? Ссылка на сайт компании? Откуда лид пришел?
Заметки — Ключевые данные о позиции, потенциальных задачах, продукте, команде, экосистеме. Содержание всегда было разным, это логично. Но я специально готовил список вопросов по ключевым для меня пунктам.
Процесс — тут я оцифровывал этапы которые я уже прошел, и которые мне еще предстоят, чтоб всегда быть в курсе, где я вообще нахожусь. Полезно это держать под рукой на случай важных переговоров, когда у тебя на руках уже есть оффер и ребятам стоит намекнуть, чтоб спешили со своими этапами. Либо если я вижу что я в начале пути, но есть афер который меня устраивает — написать чтоб не тратили свое и мое время. (Ну и много других плюсов и способов эту информацию обратить себе в пользу.)
Потом отдельно могу рассказать подробнее о том, какие вопросы лучше задавать или не задавать, а так-же как вообще себя вести на всех этапах интервью, чтоб правильно себя позиционировать и одновременно извлекать максимум пользы для себя.)
Получилась довольно простая, но эффективная CRM, которая упорядочивает процесс, освобождает голову от лишней информации и дает много бенефитов, если уметь этой информацией пользоваться.
Особенности Европейского и Американского рынков
Я привык, что на рынке СНГ все практически сразу готовы тебя забрать. Не нужно CRM, не нужно готовить профили и настраиваться на долгие поиски. Как ловля рыбы в пруду — замкнутое пространство, рыбы столько, что ты только закинул удочку и поплавок уже гуляет, осталось только подцепить.
Ритм жизни, сроки, мотивация, культурный код — знакомые и привычные. Конкуренция относительно низкая.
В Европе и Штатах ситуация совсем другая.
Первая особенность
Начнем с того, что от момента сабмита формы и до момента, когда тебе просто напишут "Эй привет, увидели тебя в спаме, давай когда-нибудь пообщаемся", может пройти пару месяцев. Но в среднем это несколько недель.
Поэтому риск того, что ты заполнишь 30 форм в понедельник и к середине недели тебе напишет хотя-бы половина и ты уже overwhelmed и нет времени ни на что кроме собеседований — стремится к нулю.
Надо брат расслабиться.
Как я и сказал ранее, в лучшем случае тебе ответят через пару недель и потом так-же не спеша начнут с тобой общение. Никто никуда не спешит.
Ты вполне можешь и сам ответить дня через 2-3 и никто не воспримет это как "игнор" или "не серьезность". Поэтому ситуацию стоит отпустить и относится к происходящему философски :)
Вторая особенность
На моем опыте, в большинстве случав у компаний примерно одинаковый процесс и этапы интервью.
Исключениями являются стартапы, где ты общаешься с CEO как с кентом, он может есть бургер на интервью или ехать на веловипеде (и такое бывало), поговорить о жизни или о политике, иногда обсудить путешествия или рыбалку.
Но в среднем это выглядело примерно так:
Скрининг интервью
Через неделю интервью с Менеджером
Еще через неделю интервью с Менеджером Менеджера
Еще через неделю интервью с Менеджером Менеджера Менеджера
Завершающее интервью с HR, где тебя спросят как у тебя дела, как тебе ребята, что они предлагают и дадут время на подумать
Исключением и рекордсменом был Microsoft с 6 этапами собеседований :)
Третья приятная особенность
Все очень доброжелательные, часто любят поболтать ни о чем, готовы повторить если ты не понял ирландский акцент, общаются на равных без пафоса.
Может мне раньше так везло, но мне кажется в СНГ все более серьезные, "значимые", любят задать сотню бесполезных вопросов, при этом сами не любят отвечать на вопросы.
3 Месяца спустя. Microsoft. Почему отказался.
Завязка
Примерно через месяц-полтора после начала поисков у меня уже было ~15 параллельных компаний с которыми я собеседовался на разных этапах.
К тому времени была парочка офферов, которые меня не устраивали, были компании, которые слили меня, были те, которых я слил по разным причинам.
Большинство компаний предлагали официальное трудоустройство в штат с полной ли частичной работе в офисе, что меня изначально не устраивало. Но были и те, кто был интересен по всем критериям — с ними я продолжал общение. Примерно в этот период времени мне написали из Microsoft. Причем Истрия с Microsoft началась с моего друга. Он 2 месяцами ранее буквально заспамил их сайт своими заявками на разные позиции.
Он написал скрипт, который автоматически разослал более сотни заявок на все открытые позиции Product Manager / Lead, Product Owner / Lead, Program Manager / Lead. Но в итоге он через месяц уже устроился в другую компанию.
Так вот примерно в это время ему ответил Microsoft (спустя 2 месяца), мол они заметили его заявку и хотят пообщаться. Друг знал, что я еще в процессе и написал мне, что вот если хочешь, перешлю им твое CV — пообщаетесь.
А у нас с другом есть локальная шутка, которая длится уже годами. И она сводится к тому, что любой продукт, который работает криво-косо — это аналог Microsoft, в частности — Skype (Skype у нас локальная шутка эталона плохого, бесполезного продукта).
Мы снова посмеялись с того, что я пройду собеседование, и в итоге буду работать над Скайпом. Но мне было интересно пообщаться и потестить себя на роль Продакта в компанию такого масштаба.
И вот через пару дней после рекомендации — мне пишут из Microsoft.
Забегая наперед, оффер я получил лишь в конце августа, то есть через 5 недель, после начала общения.
Сам оффер я выкладывать не буду по понятным причинам. Да и сделать это было бы не так просто. Полотно на 8 страниц, где описывается в деталях все условия, бенефиты, сроки и так далее.
Как проходил все этапы собеседования в Microsoft
У меня было 6 этапов собеседований:
Скрининг Интервью;
Интервью с Продакт Хэдом Европейского Юнита;
Интервью с Продакт Хэдом Американского Юнита;
Интервью с Продакт Хэдом Азиатского Юнита;
Интервью с Продакт Хэдом всех вышеупомянутых Хэдов;
Интервью с Програм менеджером;
И колл с рекрутером, на котором мне уже дали оффер, все рассказали и дали время на подумать.
Из интерсного — все 3 интервью с Хэдами Юнитов были построены по одному и тому-же принципу. Вопросы были практически одинаковые. Конечно, в крупных компаниях есть процессы, правила, шаблоны по которым они и живут. Заранее подготовленные вопросы и жесткие и очевидные критерии отбора.
Еще один прикольный момент, что все Хэды проводили собеседование со мной из огромных конференц-залов, сидя в дальнем конце огромного стола, на фоне здоровенного монитора и с панорамными окнами в пол, за которыми всегда был красивый зеленый парк. (Напомню, что все они находились в разных офисах в разных уголках света)
Складывалось ощущение что я на переговорах о слиянии корпораций.
Был приятно удивлен, что тот самый Хэд всех Хэдов — девушка украинка.
Почему отказался
Основным фактором стало то, что работа предполагала релокейт в Прагу. Работа гибридная — можно было пару дней из дома и пару из офиса. Но по сути это получается офисная работа, а не ремоут. Как далеко я могу уехать на 2 дня в неделю?
Поехать на Бали или в Аргентину или Канаду и работать оттуда я бы не мог. А что делать в Праге я не понимаю. Я там был и не могу сказать что я в восторге и хотел бы там жить.
Вторым фактором стало то (и это максимально иронично), что мне пришлось бы работать над (ВНИМАНИЕ): Skype, MS Teams, Outlook! Да на самом деле я не против:)))
Шутки шутками, но постараться положительно повлиять на эти продукты мне было бы интересно. Да и MS Teams мне нравится. Но я уже работал над подобными легаси продуктами, и понимаю что это такое. Так, что настоящая причина — поле для творчества скорее всего было бы на ремонте все время. Внедрять свои идеи я бы не смог.
А как я писал в самом начале — одним из важных критериев для меня было то, что я должен иметь возможность влиять на процессы, на продукт, принимать самостоятельные решение и открытость компании к изменениям.
В данном случае я был бы просто звеном цепи, которое выполняет конкретные задачи поставленные руководством без свободы творчества, ответственности, рисков и креатива.
Ну и мне ведь озвучивали задачи и цели, над которыми придется работать — там и не шла речь про продуктовый решения. Больше про микросервисы, базы данных, потоков передачу данных, интеграции. Это не совсем то, чего я хотел на тот момент.
Ну и пожалуй под конец добавлю, что это был самый сложный отказ в моей жизни. Отказать Microsoft, при том что они предлагают компенсацию всех расходов на релокейт, оплату квартиры на 3 месяца, предоставляют авто, полную максимальную страховку, и программу лояльности, которая подразумевает выплату шестизначной суммы в течении 2 лет в дополнении к основной ставке.
Я наверное пару дней набирался храбрости озвучить отказ :)
В итоге выбрал другую компанию, в которую пришел на позицию "Head of Product & Operations" c практически root правами, свободой принятия решений, творчества, креатива и самореализации.
Стартап атмосфера, 4 команды в подчинении (SEO, Analytics, Product, UXUI Design), гибкость, свобода принятия многих решений.
На тот момент я видел это так: "Когда захочу пойти на пенсию в виде порядка и стабильности со страховкой, то можно попробовать еще раз Microsoft"
А пока больше душа лежит к развитию, динамике и стрессу :)
В такой атмосфере на данный момент чувствую себя очень комфортно.
Резюме
3 месяца;
Примерно 350 разосланных CV;
Около 60 собеседований в сумме;
4 оффера которые меня устраивали;
Отказ Microsoft;
Выбор в пользу продукта с атмосферой стартапа.
Если понравился кейс и история - оставляй комментарий или ставь реакции) Если есть вопросы и было бы интересно, чтоб раскрыл какую-то под-тему, то пишите в комментариях. Буду рад.
Мои соц сети.
Telegram Channel: https://t.me/mr_ponder
Sasa987
Спасибо, статья интересная. Если честно, то последний блок удивил - 350 откликов 60 собеседований за три месяца. Для меня это был бы дикий стресс, что столько стучаться в чужие ворота и получать столько отказов. Искал работу в Москве, аналитик данных, поиск занял месяц. Очень стрессовал, что все долго затянулось, что hr затягивают, я же им написал, почему они на следующий рабочий день не отписываются... Искал только через НН, откликнулся на 23 вакансии, выбирал офисы только по своей ветке метро , чтобы при необходимости появления в офисе дорога не занимала более 1.5 часа в одну сторону. С пятью компаниями провел одно собеседование. Одна подошла по условиям, начали сотрудничать. Полностью удаленка. Все таки вы правы в своем кусочке о рынке труда РФ, здесь процессы идут быстрее. Но это и хорошо.
evgeny2234 Автор
Спасибо, приятно слышать, что понравилась)
По поводу количества заявок и откликов - да, от такого можно словить тильд, особенно после СНГ рынка, где тебе сами пишут первыми и напоминают о себе раз в пару дней)
Я заранее настроился на игру в долгую и даже не считал процент в моменте. Ну то есть я просто отправлял каждый день (как будто зубы чищу) и все. Уже в конце я посчитал примерно сколько запросов отправил и вывел эту статистику.
В СНГ все намного быстрее, активнее. С непривычки кажется что ты в игноре или никому не нужен. Но по факту у них такая культура не спешная и бюрократичная)
spectrophob
Не стоит переживать, результат интервью зависит не только от твоих навыков, но и настроения интервьювера, их вилки зп. Неделю назад закончил поиск работы, и был интересный собес, на котором интервьювеоюр был слабее меня в техническом аспекте, и по виду вообще не особо заинтересован в проведении собеса. В итоге техническое заняло всего 33 минуты, и я был уверен что оффер не заставит себя ждать. Но через день ко мне вернулисл с отрицательной обратной связью. После этого уже ничему не удивлялся) и да, рынок у нас очень голодный на специалистов, было 2 ситуации, когда от первого контакта до оффера проходило всего 2 дня
evgeny2234 Автор
Испугался что в подчинении будет более толковый спец)) Его можно понять по человечески, но не в профессиональном плане)
Flyingfolds
А полтора часа вы называете нормальным? Да, я знаю что такое Москва и что 2 часа там это нормально, но всё-же
Sasa987
Да, до 1.5 часов в одну сторону это терпимо. Потому то удаленка как мана небесная. Но полностью на удалёнке тоже тяжело - теряется социализация.