Привет, Хабр! Это Дарья Фролова из команды спецпроектов МТС Диджитал. Сегодня поговорим о самой большой в мире вертикальной картотеке XX века. Она располагалась в Чехословакии, в организации под названием «Центральное социальное управление» (Ústřední sociální úřad). Как было устроено хранение документов и что помогало сотрудникам ориентироваться в гигантском хранилище, расскажу дальше.
Что за архив и в чем инновации
Для начала нужно понимать, какой организации принадлежала картотека. Тут может быть немножко душно, но давайте потерпим. Итак, находилась она в Главном пенсионном институте (Hlavní ústav důchodového pojištění), а тот, в свою очередь, был частью Центрального социального управления (Ústřední sociální úřad) в Праге. Здание Управления спроектировали и построили архитекторы Йозеф Гавличек и Карел Гонзик в период с 1931 по 1933 год.
Компьютеров в 30-х гг. XX века не было (вот времена!), так что сотрудникам института приходилось работать с бумажными документами. Стремясь облегчить жизнь чиновников, чехословацкие инженеры совершили настоящий трудовой подвиг: спроектировали и построили самую большую в мире картотеку для долгосрочного хранения документов и быстрого доступа к ним.
Картотека была вертикальной — такая конструкция позволяла эффективно использовать трехметровую высоту помещения. В те годы это была самая большая архивная система такого рода в мире: стеллажи тянулись от пола до потолка и вмещали более 3 000 ящиков с документами. Причем сама система занимала не такую уж и большую площадь — 371 м2. Но как сотрудники добирались до средних и высоких ярусов? Все просто и сложно одновременно.
Чехословацкие инженеры проявили недюжинную смекалку. Одной из главных инноваций картотеки были электрические подъемные столы. С их помощью сотрудники без труда получали доступ к любому ящику на любой высоте.
Как все это работало:
Подъемные столы могли двигаться вверх, вниз и в стороны. Так что сотрудники могли перемещаться к нужным ящикам, не тратя время на лазанье по лестницам. Сидишь себе на рабочем месте, а оно тебя катает по всем направлениям. Плохо, что ли? Хорошо!
Панель управления с кнопками позволяла точно настраивать положение столешницы перед выбранным ящиком. Оператор мог полностью контролировать процесс и останавливаться на нужном уровне.
Конструкция столов обеспечивала безопасность сотрудников при работе на любом уровне. Посмотрите на фото — из такого «корабля» не так уж и просто выпасть:
Нововведение с подъемными столами и электрическим управлением снизило трудозатраты: работа, которая раньше требовала усилий 400 человек, теперь могла выполняться всего 20 сотрудниками архива.
Больше деталей
А вот вам еще немного подробностей. У системы были:
Электрические запоры. Сотрудники могли открывать и закрывать ящики нажатием одной кнопки. Ничего не нужно было переносить в руках. Каждый ящик весил немало — ручное открытие повышало бы риск травм на рабочем месте, особенно на высоте. После просмотра документа сотрудник одним нажатием кнопки закрывал замок. Это позволяло избежать случаев, когда ящики оставались открытыми и документы оказывались в свободном доступе.
Надежное хранение. Поддерживался постоянный порядок в хранении документов, так как каждый ящик открывался только по необходимости, и система фиксировала само открытие ящика. Это исключало вероятность неавторизованного доступа к информации.
Документы были тщательно структурированы и организованы по категориям, а это упрощало поиск нужных данных. Кстати, был даже внутренний контроль доступа к ящикам. Например, при каждом открытии автоматически фиксировался код сотрудника и время просмотра документов. Это давало возможность мониторить действия конкретного сотрудника. Такая вот информационная безопасность начала XX века.
Архивная система была уникальной для своего времени. Ее достоинства оценили и другие государства, так что подобные комплексы появились в США, Германии, Франции и Японии.
Влияние на архивистику XXI века
Технологические решения, примененные в картотеке Центрального социального управления, показали, что архивы могут быть не просто хранилищами постоянно путающихся бумажек, а полноценными системами управления информацией.
Идеи организации архива данных начала прошлого века используются и сейчас. Например, в цифровых системах управления документами (DMS): карточки индексируются по уникальным коду, категориям и меткам, чтобы можно было быстро находить и отслеживать нужные данные. Хотя методы стали электронными, принцип сохранения строгой структуры, как в чехословацкой картотеке, остается неизменным.
Современные архивы и библиотеки используют продвинутые варианты чехословацкой системы: роботизированные складские установки, автоматические архивы с доступом к данным через цифровые панели и интерфейсы, управление Big Data.
Что касается самой Праги, то с увеличением объема документов возникла необходимость в более эффективных методах их обработки и хранения. Сегодня архивы Пенсионного института оцифрованы, а картотека используется как архив старых документов.
Что еще почитать:
Комментарии (10)
gmini
14.11.2024 10:38самое интересное не написали
при каждом открытии автоматически фиксировался код сотрудника и время просмотра документов. Это давало возможность мониторить действия конкретного сотрудника.
на чем это фиксировалось? в журнале секретарша записывала?
fhunter
14.11.2024 10:38возможно телетайпом на каждый запрос - кто и какой ящик + время?
сделать такое даже на технологиях 30-х не так уж и сложно?
Mimizavr
14.11.2024 10:38Прям что-то из ретрофутуризма! Внушающая штука. Вообще интересный эффект: обычно перед приходом новых технологий, всегда возникают какие-то подобные монстры на старых. Пока в Праге строили мегакартотеку, в США уже во всю развивались табуляторы.
NemoConsalt
14.11.2024 10:38Удивительно, как ещё в 30-е годы инженеры смогли настолько оптимизировать архивную работу, что удалось сократить персонал в 20 раз! Подъемные столы, электрические замки, контроль доступа — всё это звучит как нечто из современного мира, а ведь прошло почти столетие. Эти инновации явно опередили своё время. Интересно, что из наших сегодняшних технологий будет восприниматься так же инновационно через десятки лет? BigData или AI
AdrianoVisoccini
интересно какой горизонт окупаемости у такой системы. С одной стороны 380 человек больше не нужны, с другой - разработка уникальной системы, постройка этого всего, очевидно нужны технические спецы это все в рабочем состоянии поддерживать...
Ещё сразу же в голову пришел вопрос что если один из столов выходит из строя то целая секция картотеки становится недоступна
TimsTims
Ещё добавьте в минусы старой системы - периодические потери данных (считай - потери пенсий), неконтролируемый доступ (шпион мог что то важное узнать) и потери полезного времени всех, кто зависел от этих данных (начиная от обычных рабочих, ожидающих их данных, заканчивая все остальные службы, которым были нужны эти данные).
Ускорение здесь в бутылочном горлышке по итогу приводит к росту в других областях, эффект от которых посчитать гораздо труднее, чем зарплаты -380 служащих. Плюс этих 380 можно было бы теперь направить на другие работы, так что это 380 рабочей силы взялось из ниоткуда чтобы помочь с другими местами.
AdrianoVisoccini
по тому и интересно. Едва ли в рамки окупаемости можно вписать импакт на всех окружающих, все же окупаемость высчитывается в рамках предприятия.
Но сомнений что это экономически выгодно у меня нет и н было, просто интересно на сколько. Так то 380 человек по 1000$ в месяц(ну допустим) это 4.5кк долларов в год. За пару лет уж точно должно окупить и разработку и постройку
vvbob
Выглядит не так что-бы очень сложно и дорого. Помещение архива с трехметровыми потолками - по сути ничего необычного. Ящики немного сложнее обычных, но не сильно. Весь хайтек - подъемные столы с электроприводом, но уже тогда на заводах много похожего оборудования использовалось.
Зато плюсы ощутимые, это и порядка больше и сотрудников меньше, каждый кожаный вносит свою порцию хаоса и ошибок в отлаженные процессы.
Думаю на крайний случай там можно было и лесенку приставить по старинке, но приводы выглядят брутально, там наверняка запас прочности такой, что при толковом обслуживании поломка практически исключена.
AdrianoVisoccini
а вот не уверен, сдается мне что все проекты со стороны выглядят "не так что-бы очень сложно и дорого" Дьявол, как всегда, кроется в деталях
vvbob
Система эксплуатировалась аж с 30-х и до наших дней, как я понимаю, пускай сейчас больше в режиме музея, но все работает исправно. Понятно, что сейчас есть технологии намного эффективнее и дешевле, но на момент создания это, похоже, было очень крутое и эффективное решение.