Привет, Хабр! На связи Анастасия, руководитель отдела сопровождения финансового учета в компании ecom.tech. Свою первую ИТ-конференцию я посетила в 2021 году и сразу в роли докладчика. С тех пор конференции для меня - это огромный и захватывающий мир. За пять лет я посетила Teamlead Conf, Инфостарт, Анализ & Управление в ИТ-проектах, выступила с шестью докладами. В этой статье я расскажу, как получить максимум пользы от любой конфы.
Итак, вы едете слушателем на конференцию. С одной стороны, в голове звучат фанфары: «Два-три дня свободы и всяких интересностей». С другой стороны: желание выжать максимум полезного и прикладного для своей дальнейшей работы.
Любое мероприятие – это проект
И если это проект, то у него есть последовательные этапы прохождения. Возьмем классические пять этапов: инициация, планирование, исполнение, мониторинг (контроль) и завершение.
Этап 1 – Инициация
В проектном управлении на этом этапе определяются основные цели и задачи проекта: что именно нужно достичь и какие ресурсы будут задействованы. Основной вопрос этапа: «Что мы хотим получить в итоге?».
Зададим себе вопрос: «Какие у меня цели от посещения конференции?». Ответов может быть несколько:
1. Просто посетить.
Меня отправили – я пошел. Это энергосберегающая позиция, которая позволит вам хорошо провести время, но не принесёт осязаемой пользы, так нужна ли вам такая позиция?
2. Узнать новую информацию.
Отлично! Любопытство – двигатель прогресса. Тут можно поставить для себя следующие задачи: посетить нужные доклады и пообщаться на стендах с разными экспертами/ интересными людьми/ специалистами соответствующих фирм.
3. Нетворкинг, поиск новых контактов и единомышленников.
В этом случае задачи могут быть следующими: общение с докладчиками в специальных зонах, вопросы после выступлений (часто можно их и заранее подготовить исходя из заявленных тезисов и описаний докладов), кулуарное общение, общение в периоды кофе-брейков, общение на стендах.
4. Познакомиться с процессами других компаний.
На стендах можно увидеть культуру общения, внутреннюю жизнь фирмы, которую по иным каналам связи сложно представить. Конференции позволяют перенять опыт других команд, узнать про новые практики и посмотреть, как они работают в других компаниях.
5. «Засветиться» или сформировать личный бренд
Участие в качестве слушателя не может помочь в достижении этой цели, однако, на конференции много активностей, которые работают на ваш самопиар.
Определение четкой цели – залог продуктивного посещения конференции. Поэтому рекомендую заранее определить: что вы хотите от этой конфы?
Этап 2 – Планирование
В проектном управлении на этапе планирования разрабатывается детальный план проекта, указываются сроки, бюджеты, распределяются ресурсы и устанавливаются метрики успеха. В вашем проекте «Конференция» тоже важно подготовиться:
Составить список интересных для посещения докладов.
Это одна из трудных, но интересных задач. Есть конференции в один поток, есть многопоточные конференции. И вот тут возникает вопрос, когда параллельно идет пять докладов: «Куда пойти?». Можно туда, где супер-полезная тема для твоей работы. Можно туда, где хайповая тема. А можно туда, где популярный спикер. Я советую отталкиваться от задачи, которую перед собой поставили перед посещением конференции. Если получить заряд и вдохновение - можно посетить хайповый доклад или пойти популярному спикеру. А вот если нужно решить рабочие задачи (поднять бизнес с колен) – тут стоит ориентироваться на узкопрофильный доклад.
При всем многообразии докладов и стендов может получиться ситуация, что нужные и полезные, да и иные интересные доклады будут в одно время. Это не повод отчаиваться – часто организаторы делают запись, и позднее такой доклад можно послушать в записи.
Подготовить вопросы докладчикам.
С одной стороны задавать вопросы – это страшно, неуютно и сложно. А с другой стороны есть минимум три повода сделать это:
Во-первых, это мини-практика работы с аудиторией и залом.
Во-вторых, это самопрезентация. Задавая вопрос докладчику по правилам хорошего тона - нужно представиться, сказать фирму, где работаешь, и сам вопрос. Вопрос как раз будет тоже показателем экспертности и вовлеченности.
В-третьих, проявление интереса публики к вам.
Часто вопросы можно переводить в разряд дискуссионных и «похоливарить» в специально отведенных зонах «вопросов-ответов» для докладчиков/в кулуарах. Вопрос докладчику также может стать “путеводной ниточкой” в нетворкинге и сделать задел в узнаваемости и личном бренде.
Составить список людей с кем хочется познакомиться.
Люди – это источник знаний. Особенно на конференциях, когда каждый хочет рассказать, как он что-то сделал, запилил, внедрил, попробовал. Тут только нужно дать повод для начала диалога. И вуаля! Полезные связи уже в вашем кармане.
Не забываем, что на конференции часто приглашают «звёзд», пару книг которых у вас явно стоит на полке. Это уникальный шанс получить именной автограф, и как бонус – иметь явную точку контакта с докладчиком.
Найти единомышленников.
Не с кем записать подкаст, создать курс или сделать вебинар? Единомышленники с конференции могут помочь в этом, а также в формировании и поддержании личного бренда.
Составить список стендов для посещения и общения с экспертами на них.
Стенд – это не просто особая зона, это целый маленький мир одной фирмы. На стендах компании показывают все самое лучшее и интересное, что сделано и что вызывает гордость. Это место, где происходит большая часть общения и нетворкинга, там знакомятся не только с фирмой, но и в процессе общения или какой-то активности происходит и знакомство с другими участниками конференции. Это еще один кладезь знаний и высокая концентрация людей со схожими знаниями и интересами. Часто на стендах есть такая активность – «диалог с экспертом по заданной теме». И вот тут можно как блеснуть своими знаниями, так и получить совет и экспертный опыт другой команды.
Этап 3 – Исполнение
На этапе "исполнение" переходят от теории к практике: превращают цели в задачи и реализуют их. В нашем случае, "Исполнение" может происходить как на самой конференции, так уже и после нее (и об этом нужно не забывать и не забивать).
На конференции:
· Общаться. Со всеми, кого встречаешь и где встречаешь. Маленькая реплика с соседом в зале по докладу может вырасти в большие перспективы карьерного роста. Общаться на активностях (практики, ворк-шопы, круглые столы, деловые игры – это минимальный набор активностей на конференциях), общаться с докладчиками после доклада в специальных для этого зонах, общаться с другими слушателями на конференции, общаться с представителями фирм на стендах. Общаться, общаться и еще раз общаться.
· Обмениваться контактами (почты, личные блоги, аккаунтами в соц. сетях). Конференция закончится, а контакт останется. Самое обидное, когда после конференции остается эффект «упущенной выгоды»: я видел этого человека, но постеснялся / побоялся с ним заговорить. Следует помнить, что на конференциях все стараются быть позитивными и дружелюбными и это одна из ее целей – открытое и непринужденное общение.
· Рассказать о себе и о своих идеях. И тут необязательно быть докладчиком. У каждого второго есть свой блог или телеграм-канал, у каждого первого есть соц. сеть. Постить фото с докладов, со стендов, из специальных фотозон. Тэгать конференцию (у каждой есть свой официальный хэштег). Рассказывать о интересных мыслях и идеях, которые посетили вас во время мероприятия. Часто и сами конференции, и стендовые участники устраивают разные конкурсы с публикациями посетителей конференции и бонусом можно выиграть что-то приятное и запоминающееся с конференции. Из этого можно в зеркальном исполнении найти еще один момент – искать по тэгам конференции и посты других участников и тем самым: найти их интересные мысли, задумки и идеи, найти (опять же) новых единомышленников и новые интересные контакты, о которых ранее могли и не знать.
После конференции:
· Обменялся контактом – напиши ему. Диалог можно продолжить и вне конференции (как в соц. сетях, так может и в оффлайне – на другой конференции). Если докладчик – дай обратную связь по его выступлению. Если организатор конференции – также можно дать расширенную обратную связь (что понравилось, что не понравилось, какого докладчика было бы интересно послушать в следующий раз или какую активность сделать). Если новый контакт – можно просто поприветствовать и написать свои мысли про прошедшее мероприятие.
· Появилась мысль опробовать новый инструмент (методику, идею, мысль) услышанную в докладе – то сделать это сразу. Если не начать это исполнять по истечении 72 часов – считай, ее не сделаешь никогда. Сразу после – новую мысль нужно записать (и не важно, где и на чем). Далее сразу же приступать к ее исполнению. Появилась идея написать статью – записать мысль и начать писать статью. Появилась идея использовать новый проектных подход, услышанный на докладе – записать мысль и рассказать своей команде / руководителю, чтобы попробовать ее использовать.
Этап 4 – Мониторинг и контроль
Этот этап проекта подразумевает отслеживание хода исполнения работ и сверку с целевыми показателями. Цель этапа: своевременно выявлять и корректировать отклонения от плана, управлять изменениями. Данный этап может не выделяться как самостоятельный, а быть интегрированным в этап «Исполнения».
Иначе можно сказать, что тут нужно рефлексировать. Например:
· Был составлен план обязательных к посещению докладов. Проверить все ли доклады были максимально интересными? Из каких докладов можно взять интересные мысли или практики? Каких докладчиков будет полезно и интересно послушать в следующий раз?
· Удалось ли получить ответ (в целом на конференции или в частности у конкретного докладчика) по важной и критичной теме для себя?
· Удалось ли расширить свою аудиторию подписчиков / читателей блога (телеграм-канала)?
· И т.д.
Этап 5 – Завершение
Последний этап «Завершение» включает в себя подведение итогов работы, оценку достигнутых результатов и составление отчетов всем заинтересованным лицам. Это время анализировать, что было сделано хорошо и что можно улучшить в будущих проектах.
Это время спланировать посещение следующей конференции, на основании итогов прошедшей. Удалось ли достичь результатов по поставленным целям и задачам? Удалось ли найти новых интересных знакомых? Удалось ли найти новое место работы? Конференция закончилась, но действия по ее итогам продолжаются.
Лайфхаки или поставь себе маленький вызов
В конце я хочу поделиться своими секретами увеличения продуктивности на конференции.
Этого нет в теории проектного управления. Однако, эти лайфхаки помогают получить мне максимум пользы от конфы. Всех их можно объединить одним принципом – поставь себе вызов. Например:
1. Познакомиться с пятью новыми людьми (эксперт, докладчик, руководитель, …), найти единомышленников среди них и сделать совместный проект (или подкаст, или иную активность активность).
Что это может быть. На стенде Хабра на конференции #SaintTeamLeadConf2024 познакомиться с редакторами статей, придумать тему, выиграть в конкурсе тем и опубликовать ее после конференции.
2. Задать восемь вопросов разным спикерам после их выступления. Можно попробовать составить вопросы заранее, можно активно слушать и составлять вопросы по ходу выступления. План: поставить цель и исполнить ее. Так на конференции #SaintTeamLeadConf2024 у докладчики выбирали самый интересный вопрос из зала, а приз был – уникальная матрешка в стиле конференции-организатора.
3. Выиграть приз, как самый активный участник стенда. Можно выбрать один самый интересный и значимый стенд на конференции и максимально выполнить все задания на нем.
4. Написать 2-3 отзыва о конференции или докладах в разных источниках (своем блоге, канале или на другой площадке).
Всеми перечисленными лайфхаками я пользуюсь в большей или меньшей степени. И некоторые из них могут претендовать на интересные истории в кулуарах конференций.
Бонус: чек-лист посещения конференции
1. Определить цель посещения конференции.
2. Ознакомиться с программой конференции и выбрать те доклады, которые интересно и нужно посетить.
3. Составить список вопросов докладчикам и в целом определить список вопросов, ответы на которые хотелось бы получить на конференции.
4. Определить, с кем из спикеров или других участников было бы хорошо познакомиться и завязать контакт.
5. Составить список стендов (фирм-участников, фирм-партнеров), которые интересно и важно посетить для общения и обмена опытом.
6. Вопрос со “звездочкой”: поставить себе один или несколько вызовов.
Итак, лайфхаки даны, вызовы поставлены, чек-лист посещения - есть. На этом я желаю вам успешных, продуктивных и эффективных ИТ-конференций!
Foppa
Мне понравилась статья. Почему минусов-то столько?