Предисловие

Эту мысль‑статью я вынашивал более 6 месяцев. В разный промежуток времени, я то хотел ее оформить, то нет.

Почему нет? — Мне казалось, что это моя личная рефлексия. Все всё понимают без меня. Зачем писать то, что и так очевидно?

Почему да? — Чем чаще я возвращаюсь к этой рефлексии, тем чаще я думаю, что это не только моя личная проблема. Но и проблема большинства участников команд, открывающих новый путь внутри стандартных процессов.

dalle
dalle

Введение

Чем крупнее компания, тем больше инвестиций она направляет на развитие процессов внутри себя.

Инвестиции — это команды, которые выделены на определенный процесс.

Команды — это зарплаты, которые компания выплачивает на создание процессов. Итого, всё это ресурсы.

Процессы — это регламент, сформированный иногда кровью, как например, падение сервиса 30 декабря, после незначительных изменений конфигураций в проде. Как результат, запрет на внедрение в прод после 20 декабря из‑за высокого сезона — это результат прошлого негативного опыта.

Иногда ПОтом, как например, систематический онбординг новых сотрудников в один и тот же процесс. Как результат: документация, обучение, вводный курс. Всё это — процессы, которые созданы для того, чтобы новичок быстрее влился в команду. Однако, такая унифицированная система обучает его унифицированному подходу, готовя таким образом унифицированного участника команды, который сможет решать унифицированные задачи. И будет подчиняться унифицированным процессам. Таких участников большинство, как следствие, это — стандартизация работы большинства команд.

Например, все команды перед внедрением проходят примерно одинаковый путь: документация(бесконечный процесс с бесконечными разветвлениями), разработка, тестирование, релиз.

Парадокс

Парадокс заключается в том, что процессы, в которые компания вкладывает огромные ресурсы, созданные для уменьшение рисков, быстрый онбординг сотрудников, сокращения сроков разработки, начинают всё сильнее ограничивать скорость выполнения работ по мере накопления экспертизы участников команды.

Все команды — сродни локомотиву, идущему по рельсам процессов. Что будет стоить поменять инертное движение годами набирающего скорость сотню тонного локомотива? В какой то момент времени, Вы не сможете резко остановиться или изменить вектор.

Почему это важно?

В любом крупном энтерпрайзе существует определенный процент микрокоманд, которые должны находить новые пути — это естественный жизненный цикл развития.

Аллегория: если ходить только по проторенным дорожкам, ничего нового не откроется. Но в мире ИТ, нужно уметь меняться.

Возникает противоречие: унифицированные процессы, созданные для большинства команд, действуют деструктивно на команды‑первопроходцы. Формально все понимают проблему, но никто не создает систему исключений для инноваторов. В результате эти команды вынуждены одновременно и прокладывать новые пути, и соответствовать существующим процессам.

Заключение

В результате, таким командам приходится искать компромисс: либо отказаться от инноваций, либо жертвовать процессами. Поскольку следование процессам часто не несет бизнес‑ценности, команды вынуждены их обходить. Это создает дополнительную нагрузку на всю вертикаль менеджмента: руководители всех уровней тратят время на согласование исключений из правил. Так возникает противостояние «сроки против процессов» — конфликт между стандартизированными процессами и потребностями команд, идущих по инновационному пути.

Вопрос

Что с этим делать? =)

Комментарии (5)


  1. Etlay
    05.01.2025 17:18

    А где вариант "Я — участник инновационной команды в большом интерпрайзе, но процессы нам не мешают" ?


    1. mflash123 Автор
      05.01.2025 17:18

      Я бы добавил это в пользу варианта "Я работаю в интерпрайзе и не понимаю проблем автора."

      Судя по рейтингу, моя история не смогла найти отклика у большинства читателей.
      У меня есть небольшие гипотезы, хочу либо их подтвердить, либо исключить.

      Вот, например, на вашем примере хочется декомпозировать этот вариант - "Я — участник инновационной команды в большом интерпрайзе, но процессы нам не мешают"

      Если не затруднит, Ваш ответ и ответ других читателей был бы интересен:

      Вы участник создание процессов (Может вы методолг или менеджер/руководитель)?
      Или может вы участник каких-то коровых (глубокий бек) команд?
      Или может Вы имели ввиду, что процессы живут сами по себе, а вы сами по себе?=)


      1. sshikov
        05.01.2025 17:18

        Я бы сказал так - процессы как правило создаются типовые. А проекты и команды бывают разные. Я работаю в энтерпрайзе, и время от времени общаюсь с этими людьми, которые называются методологами. Ну так вот, зачастую они с трудом меня понимают - потому что свои процессы они создают под наиболее типичные проекты, которые выглядят, упрощенно, как некий веб сервис, работающий с базой данных и предоставляющий REST API и UI для пользователя. Это в общем и не удивительно.

        А потом эти методологи приходят к нам, и говорят - "Мы тут решили описать и стандартизовать описание всех API и всех схем баз данных во всех проектах. Предоставьте нам свое описание, нужно было вчера". А я им отвечаю, что у меня нет базы данных, и нет API. Даже непубличного местами нет. И они просто впадают в ступор от такого.

        И да, это совсем не потому в общем случае, что мы вся такая модная и инновационная команда. Мы просто другая команда, с другими проектами. Которые скорее легаси, чем модные.


  1. zmeyfmru
    05.01.2025 17:18

    Вы описали главное отличие плановой экономики от капиталистической. Инновации не вписываются в план. Людей способных на реальные инновации очень мало, их надо найти, а потом холить и лелеять. И может быть они выдадут такое, что окупит их существование, а может и нет.


  1. DarkTiger
    05.01.2025 17:18

    Не понял, что именно Вы хотели сказать в статье? Вроде это все давно уже устаканилось даже на уровне понятий, уже лет 50 как.
    Процесс есть более-менее стандартное выполнение более-менее стандартной задачи. Проект - выполнение нестандартной задачи. Вначале идет проект, потом идет процесс - в случае, если нашлась умная голова, способная пронализировать результаты проекта и сделать выводы для преобразования проекта в процесс. Проект дорог и непредсказуем, процесс дешев и предсказуем - по срокам, стоимости, рискам, качеству.
    В случае, если мы хотим пройти процесс нестандартным путем, то процесс снова превращается в проект. Пример - если процесс согласования обучения занимает две недели по регламенту, а надо согласовать, кровь из носу, за одну. Ну или, если для студентов, попытка сдать сессию, начав учиться за месяц до ее окончания.