Почему маленький неожиданный бонус радует сильнее, чем крупный, но ожидаемый доход?

В этой статье разобрал психологию сюрпризов, их влияние на пользователей и продукт.
А также реальные кейсы, где эффект неожиданности повышает лояльность и удержание пользователей.

Мой опыт про эффект сюрприза: неожиданная награда работает лучше

В юности заметил на себе интересный эффект. Случилась у меня однажды, что называется, стихийная продажа.

Человек написал в личные сообщения. Объяснил: срочно нужна моя консультация. И в этот же день перевел деньги.

Я этому сильно обрадовался. Не передать словами. Вот денег не было, а вот они есть. Как снег на голову. Я до сих пор помню, какой довольный и лучистый ходил пару дней.

Однако любопытно тут другое. Через неделю от того дня я получил и другую оплату. По уже идущему большому проекту. Платеж был раз в 6-7 раз больше, чем за консультацию. Но он был плановый. И не вызвал практически никаких эмоций. “О, заплатили? Ну и замечательно.”

Хоть и небольшая, но внезапно(!) обретенная сумма превратила жизнь в праздник на несколько дней. А большая и ожидаемая – нет. Почему так?


Почему неожиданные награды повышают вовлеченность? Исследования по теме

На самом деле эффект известен и хорошо изучен учеными. Более того. “Эффект сюрприза” активно используется в геймификации бизнеса. Но о ней будет позже.

Исследования нам показывают: “дофаминовый всплеск от неожиданной награды в 4 раза выше, чем от ожидаемой”. Другие исследования, с живым экспериментом на людях, добавляют: “неожиданно выиграть небольшую сумму намного приятнее, чем более значительную, но ожидаемую.“

— Все это конечно очень занимательно… А как использовать это знание в своем продукте и бизнесе?

Расскажу пример успешного стартапа. Весь бизнес которого построен на игре с сюрпризом.

Расскажу пример успешного стартапа. Весь бизнес которого построен на игре с сюрпризом.

Food-tech стартап Universal Uyms. Отправляет своим клиентам каждый месяц коробочку с вкусняшками. Всякие снеки, конфетки и прочий мелкий джанк фуд.

Основная фишка – сюрприз каждый месяц приходит из новой страны. Тут, к слову, подключается еще один любопытный психологический эффект – коллекционирование. О котором поговорим отдельной статьей.

Ты ничего не знаешь ни о содержании посылки. Ни откуда она придет. Это и создает нужную магию сюрприза.

Подписка стоит 30$ в месяц.

Больше 3000 рублей люди платят за эмоцию от распаковки сюрприза и поедание иноземных ништяков. Цена которых хорошо если составит 30% от подписки.

Получается, не так важна цена сюрприза, как его неожиданность и внезапность

Основная же ценность таких ярких эмоций в том, что они вызывают зависимость. Ровно то же самое происходит в азартных играх. Жажда получить очередной денежный сюрприз (за карточным столом или игровым автоматом) делает из человека лудомана.

Однако перенесем этот пример в нашу жизнь и бизнес. Стимулирование в человеке таких ярких эмоций вызывает ту же зависимость. То есть делает из обычного клиента – постоянного.

2 года назад мы затеяли долгосрочный эксперимент на удержание пользователей

В онлайн ритейле отобрали группу в 1000 человек. И выдали им внезапный но скромный денежный приз.

Результаты засекали через год. Возвратность пользователей в этой группе оказалось в 4 раза выше, чем в среднем по продукту.

Переведу на человеческий язык. Такая же группа (но без призов) за год превратилась из 1000 человек в 150. А эта из 1000 сохранила целых 600.

Retention rate за год 60% против 15%.

И это далеко не единственный способ применения сюрпризов и геймификации в бизнесе. На ура они заходят в маркетинге, в развитии бренда. Да и еще много где. Мы то с вами знаем, что деньги – это не всегда главное. Хоть многие так и говорят.

Обо всем этом обязательно поговорим. В будущих статьях. Которые традиционно публикуются в моем телеграм-канале. Не все свои статьи я публикую тут на Хабре. Поэтому линк на канал оставляю для тех, кому действительно интересна тема геймификации.

Так выглядит человек, который тянется к дизлайку увидев ссылку на ТГ в конце поста.
Так выглядит человек, который тянется к дизлайку увидев ссылку на ТГ в конце поста.

Делайте бизнес играючи!

P.s. Но не стоит бежать и задаривать своих пользователей фуфлом. Не все так однозначно. Ведь если внезапный сюрприз вызовет негативные эмоции, то и они будут в 4 раза ярче. По словам тех же ученых.

Комментарии (12)


  1. Aquahawk
    11.02.2025 16:50

    Retention rate за год 60% против 15%.

    Звучит как открытие управляемого ядерного синтеза. Это просто огромный результат. Что-то мне подсказывает, что, если бы это было правдой, то этим бы занимались уже все, но почему-то мы этого не видим.


    1. DimaIgrotech Автор
      11.02.2025 16:50

      но почему-то мы этого не видим.

      Вы действительно не замечаете повсеместного засилия и применения различных геймифицированных механик в продуктах?


      1. Aquahawk
        11.02.2025 16:50

        Вы описали конкретную технику "И выдали им внезапный но скромный денежный приз." В онлайн ритейле. и указали какие-то невероятные цифры прироста годового ретеншна. Мне ни один онлайн ритейлер никаких внезапных но скромных денежных призов не присылает. Если бы такой годовой ретеншн покупался бы за вменяемые деньги, все бы уже завалили нас денежными призами. Ну или ретеншн вырос а LTV нет, но так обычно не бывает.


        1. DimaIgrotech Автор
          11.02.2025 16:50

          Я к вам с большим уважением. Но все же не могу согласиться. Эти механики (призы, раздачи и т.д.) сейчас не делает только ленивый.

          Очень часто откровенно храмает реализация. Юзерам скармливают промо-спам. Я поделился своими старыми результатами. За других отвечать не могу.


          1. Aquahawk
            11.02.2025 16:50

            тогда вопрос, вот вы говорите что выбрали 1000 человек, подарили им приз и увеличили годовой ретеншн в 4 раза. Вы по итогу распространили эту практику на всех или что-то помешало это сделать?


            1. DimaIgrotech Автор
              11.02.2025 16:50

              Да, историю масштабировали. Делали инъекции под инфоповоды.

              Вот, кстати, если есть возможность залезть в тикток. Видос про недавнюю акцию в ЗЯ.
              https://www.tiktok.com/@kak_budto_ya_vasya.by/video/7463846245379886341?_r=1&_t=ZM-8tpido1myfO


              Ровно то же самое – всем начислили 50BYN (1500RUB).

              Ажиотаж, хайп в ца.


      1. pes_loxmaty
        11.02.2025 16:50

        Это повсеместное засилье скорее рвотный рефлекс уже вызывает. Как что-нибдуь не оплатишь в интернете, так тут же вместе с чеком приходит "вам сюрприз", на какой сайт не заедешь, так "вращайте колесо удачи". Даже сраную коммуналку уже оплатить нельзя, чтоб тебя не попросили "выбрать подарок".

        Поначалу может быть это и могло вызвать какой-то интерес, но довольно быстро стало очевидно, что в этих "подарках" кроме перехода на сайт партнера пользы 0. Просто обычный спам.


        1. DimaIgrotech Автор
          11.02.2025 16:50

          Большинство этих призов – фуфло. Ничего, кроме раздражения, не вызывают.


  1. SerjioValentes
    11.02.2025 16:50

    А то что вы расскажите в отдельной статье про коллекционирование - это попытка геймофикации, чтобы подтянуть аудиторию за вами?)


    1. DimaIgrotech Автор
      11.02.2025 16:50

      Если называть вещи своими именами, то это точно не геймификация. А простая и безобидная интрига.


  1. alexeylukyanin
    11.02.2025 16:50

    То, что неожиданное приносит больше радости, это факт. Помнится, абсолютно по такому же принципу заказчик решил оставить чаевые равные размеру самого заказа, рад был неимоверно. Хотя и сумма была не такая большая была.

    Есть только один момент. Как мне кажется, в больших масштабах случайности принимают форму закономерностей и эффект теряется. Вопрос как сохранить реальный рандом. Помнится мне, когда то ли Apple Music то ли Spotify делали свои алгоритмы менее рандомными, чтобы пользователям они казались более рандомными...


    1. DimaIgrotech Автор
      11.02.2025 16:50

      Ага, эпловская история кажется.

      Ну я повторюсь, в сюрпризе главное – неожиданность. Если раздача идет повально для всех, то это уже никакой не сюрприз.

      Установка в голове может поменяться с "Ура, мне неоткуда свалился подарочек" на "Эээ, алло, где мои бабки?! Всем остальным раздали а мне нет?"