Победа любит подготовку, так говорят. Я, занимаясь геймификацией, не могу с этим не согласиться.

Как бонусы и кэш-бэки превращаются в токсичные активы
Одна компания решила пренебречь этим золотым стандартом. Внедрила в свою программу лояльности кэш-бэк. Люди покупают – копят баллы. Их можно будет потратить при следующей покупке.
Пару лет все шло неплохо. Пока аналитики не начали замечать – покупки с бонусными баллами натурально сжирают пол маржи. В реальных деньгах – 15-20 млн каждый месяц.
Из этих же баллов на заднем дворе “склада аналитики и данных” началась вырисовываться натурально горы “токсичных отходов”. Кэш-бэка у пользователей за пару лет накопилось примерно на 500 млн. рублей.
— Это что, все отдать надо? — Возник в головах молчаливый вопрос. А за ним последовали мысли о скорейшем увольнении. Слинять, пока никто ничего не заметил…
Начали чесать затылок. Цугцванг никак не решался:
Отключим баллы – клиенты перестанут оставаться
Оставим баллы – так и будем терять круглые суммы
Так и обратились ко мне с прямым вопросом:
— А есть ли способ сделать так, чтобы и баллы остались, и “возвращать” их пользователям было не нужно?
— Есть конечно, только подумать об этом стоило еще тогда, когда внедряли систему. Сэкономили бы. Ну ничего, заносите сюда больного, сейчас мы будем на него смотреть.

Подгайский Дмитрий
Игротехник. Автор статей о применении геймификации в бизнесе.
Геймификация как инструмент утилизации
Можно ли было этого миновать? А очень легко – считать экономику проекта геймификации заранее. Я в своей работе это делаю на самом первом этапе – исследовании.
Уже на этом этапе рассчитывается и прогнозируется – какая будет эмиссия “баллов” и как они будут из оборота изыматься.
— Что делать, если мина под экономику компании уже заложена? Куда бежать, если токсичные залежи бонусов, кешбеков и прочих “плюшек” уже начали отравлять воздух?
Есть ходы. Я бы даже сказал конкретные технологии для утилизации токсичных отходов. Геймифицированные, естественно.
Приведу простейший пример. Он не единственно возможный. И далеко не самый элегантный. Зато очень наглядно демонстрирует логику. Логику, которую я объясню сразу после примера:
Пример: розыгрыши за баллы
Всем понятный сценарий. Собираются участники. Среди них проводится жеребьевка. Кто-то получит приз.
Добавляем маленькую деталь – доступ к розыгрышу через билетики. Билетики продаются за баллы. Чем больше пользователь купит билетиков, тем выше шанс на приз.
Таким образом лишние баллы выводятся из экономики.
Магия тут вот в чем: призовой бюджет такого розыгрыша может быть 100к рублей. А баллов он “утилизирует” на 10 миллионов. И 1 к 100 еще не максимальный коэффициент. История знает и более выдающиеся цифры.
Методика утилизации бонусных баллов
Логика всех ходов по утилизации бонусных баллов в том, что мы заранее формируем русло реки, по которым они будут выходить из экономики.
Наша задача создать такие интерактивные предложения, на которые юзер баллы потратит. Это может быть: кастомизация, мерч, билетики, титулы-звания, благотворительность и проч. и проч. Форма зависит и от самого бизнеса.
Таким образом мы размениваем вполне себе реальную финансовую нагрузку на бюджет (от баллов) на совершенно нематериальные призы. Которые для нас не стоят ничего. Или, по крайней мере, обходятся сильно дешевле самих бонусов.
Дополнительные бенефиты: вовлечение и удержание пользователей:
Грамотно реализуя такие ходы, мы не только облегчаем финансовое бремя, но еще и создаем инфо-поводы. Те же розыгрыши – это не просто инструмент по “сливу баллов”, это еще и вовлечение для юзеров. Повод лишний раз зайти в приложение и сделать покупку – поднять DAU и SPU.
Не буду вдаваться в подробности проектирования карты пути пользователя (CJM) в проекте геймификации – это тема для отдельной статьи. Скажу лишь: она продумывается детально и до мелочей. Преследует не только задачу утилизации баллов, но и другие. Будь то повышение активности аудитории, создание воронок привлечения, реактивации и так далее и тому подобное.
Не все свои статьи о геймификации я считаю уместным публиковать на Хабре.
Поэтому те, кому эта тема интересна и полезна – могут найти дополнительную информацию у меня в ТГ канале.
Делайте бизнес играючи!
P.S. И да, мне могут заметить, что не все юзеры пойдут тратить кровно накопленные баллы в какой-то там розыгрыш. Или еще куда-то.
И будут правы. Не все, но 30-50% пользователей пойдут. И это статистикой подтвержденные цифры.
К слову, у той компании, речь о которой шла в самом начале, ежемесячные косты на бонусы удалось снизить с 15 млн до 9,5 млн. То есть на 37%.
Комментарии (15)
alexeylukyanin
17.06.2025 16:05Мне кажется, были неоднократные истории про "черное" слитие бонусов. Либо просто закрывали бонусную программу, либо каким-то образом их обесценивали. Как и промокоды и прочее.
Вопрос только в том, какой процент аудитории реально "обидится" на этоDimaIgrotech Автор
17.06.2025 16:05Да всякого хватает.
А еще миллион и одна история, как сотрудники внутри компании себе абузят бонусы и потом меняют их на призы.
На ютубе даже документалка лежит на эту тему. Про какой-то крупный сетевой магаз в РФ.
kenomimi
17.06.2025 16:05Сбор бонусов сотрудниками - обычно удел крупного ритейла, где зарплаты всегда низкие из-за неквалифицированного труда. Во многих местах даже было решено не противостоять злу, а возглавить его - в той же пятерочке продавщица уже вполне легально пробивает личную карту, если покупатель не дал свою...
DimaIgrotech Автор
17.06.2025 16:05А я то думал, что это такое. Был как-то в Москве (сам я из РБ), зашел в пятерочку.
А на кассе продавщица начала недовольно фыркать от того, что у меня нет бонусной карты.
В итоге пошла куда-то в чулан за своей. И пробила мои покупки на нее.Вообще тогда не понял – что к чему.
miksoft
17.06.2025 16:05Это что, все отдать надо?
А не просто "нагреть"
Да нет, это именно что нагреть.
Margutoop
17.06.2025 16:05Ведь можно продумывать такие моменты заранее... Более того, у многих сервисов имеется дата сгорания любых бонусов, все сильно проще
hira
17.06.2025 16:05Вторая статья за последние сутки из разряда "Как нагреть клиента". Тут хоть плюс, что нагреть пытаются мягко, а не так грубо, как с кухнями.
SuperTEHb
17.06.2025 16:05Если бы сделали сразу цену пониже на величину этого бонуса, то я бы сказал спасибо. Я в магазин (это же магазин?) хожу за товарами,а не в казино играть и не ребусы разгадывать.
Mirzapch
К чему эти полумеры. Пусть бонусные баллы просто сгорают через год, полгода, три месяца.
А то что это покупатели так редко покупки делают?
DimaIgrotech Автор
Есть продукты с разными циклами сделки. Например в практике был е-ком бытовой техники: у них покупки раз в год/полтора. На др и новый год.
Да и в целом такая модель (с сгорающими баллами) всегда выглядит менее привлекательной для юзера. Мы же хотим его удержать. А не просто "нагреть".
pnmv
вы сперва выдаете баллы, а потом хотите "шутя отобрать".
сгорание, для большинства, не так обидно, как попыта "отобрать, играючи".
сгорают то сами по себе, а тут ещё что-то делать нужно, время тратить, и всё равно отберут.
DimaIgrotech Автор
Вашу точку зрения не отрицаю.
Но исследования аудитории в совершенно разных проектах такого мнения аудитории не выявили. К интерактиву и альтернативным возможностям получить приз относятся с энтузиазмом.
Есть два взгляда: со стороны потребителя, и со стороны бизнеса. Эта статья написана с позиции интересов бизнеса.
И в то же время, речь не идет про "отобрать" – такие сценарии никогда (подчеркиваю) не носят обязательный или даже добровольно-принудительный характер. Хочешь играй – не хочешь, не играй и копи.
Artur_Averin
1) Сгорающие баллы - абсолютно не интересны, если покупки делаются редко. Не накопишь всё равно.
2) Ну а чтобы скопить сгорающих баллов достаточно много, чтобы имел смысл - нужно и покупать много. А это уже в категории приближённых к богатым людям, для которых эти баллы будут - копейками