Главный камень преткновения при внедрении геймификации – это разработка.

Я уже не раз писал, что начинать геймификацию с сложных и объемных моделей неоправданно. Но люди все равно продолжают упорно двигаться в этом направлении.
Навстречу им сформировался рынок готовых решений. Так называемые бонусные движки.

Бонусный движок – это, как правило, SaaS продукт, который предлагает набор готовых к интеграции игровых механик.

Я постоянно взаимодействую с этим рынком. Год назад таких сервисов было буквально несколько штук. Сейчас (по моим подсчетам) их количество подходит к сотне.

Актуальность этих продуктов очевидна. Геймификация набирает обороты. Все больше продуктов хотят внедрять игровые и интерактивные механики. Причем в разных направлениях. Кому-то геймификация нужна для работы кадров. Другие внедряют ее для развития пользовательского опыта.

Этой статьей я не хочу рекламировать чьи-то продукты. Но если кому-то эти движки нужны, то подборку с ними я сделал отдельным постом. Кому надо – заходите, забирайте, изучайте для своих задач. Если будут вопросы – можете смело обращаться в личку.

У меня, как у геймификатора, сложилось свое мнение на счет готовых решений предлагающих геймификацию.

Этой статьей я хочу с вами им поделиться. Пройтись по плюсам и минусам.

Плюсы:

  1. Быстрая интеграция.
    Оформили заявку, связались, подобрали нужные механики, оплатили счет. Законнектились по API, построили обмен данными, накатили фронт для пользовталей. И полетели.

  2. Возможность проверить гипотезы о геймификации.
    У некоторых движков есть хороший набор базовых механик. Это позволяет проверить большинство стартовых гипотез о геймификации.

  3. Быстрый буст метрик.
    Геймификация может с лету дать хороший прирост. Конечно если механики грамотно подобраны и хорошо внедрены.

  4. Получение аналитики и принятие решения.
    Пользуясь такими движками можно быстро собрать данные. Избавить себя от фантазий – что будет работать на вашей аудитории, а что нет. Внедрили, провели тесты, посчитали результат, приняли решение.

Минусы:

  1. Промышленный, а не индивидуального подход.
    Не ждите персонального и особенного подхода. Конечно вам дадут собственного account-менеджера. Только фиксов в случае ошибок и критов придется ждать какое-то время. А это может плохо отразиться на пользовательском опыте. Особенно если какая-нибудь акция в самом разгаре. И особенно если DAU продукта исчисляется не сотнями пользователей, а десятками тысяч.

  2. Шаблонные решения.
    В таких движках вы не найдете уникальных и кастомных решений. Все предлагают одинаковый набор механик: баллы, задания, ачивки, лидерборд. Не всем продуктам это подойдет, да и сама геймификация этим не ограничивается.

  3. Нет возможности создать кастомный сценарий под реалии продукта.
    В такие движки, как правило, заложена одна конкретная модель геймификации. Под нее и подобраны механики. Слепить из этого что-то свое сложно. А акции со временем станут однотипными и повторяющимися. У пользователей пропадет “вау-эффект” и эффективность начнет затухать.

  4. Безопасность и конфиденциальность данных.
    Для меня это стало удивлением, но практически никто не предлагает коробочные решения. Для многих продуктов (и в особенности для их службы безопасности) это нюанс станет блокером.

  5. Обслуживание и доработка.
    Многие провайдеры на словах заявляют готовность дорабатывать и изменять модель под нужды заказчика. Правда стоимость и сроки впоследствии становятся неприятным сюрпризом. 

  6. Повышение костов.
    На старте многие продукты предлагают вполне адекватные цены. Приколы начинаются после внедрения и раскатки. Счет будет расти как за каждую новую механику, так и от количества пользователей. Есть риск словить зависимость. А просто отключиться непросто – пользователь то уже привык. Скакнет отток, загрустит экономика.

Резюмируя

На таких движках вы сможете собрать своеобразное MVP геймификации. Проверить стартовые гипотезы, провести тесты и собрать аналитику. Пощупать ручками и понять, как реагирует ваш пользователь.

Главный недостаток, который выявил я, как геймификатор – невозможность создавать собственные геймифицированные сценарии. Ведь когда строим модель сами, можем точнее влиять на нужные нам метрики и поведенческие факторы пользователей. Заранее закладывать в будущую модель именно то, что нужно продукту и пользователям.

Поэтому вердикт от меня выглядит следующим образом:

Есть ресурс и возможность строить геймификацию своими руками – так и поступайте. Тем более, что при грамотном подходе и выборе нужных механик весь процесс можно сильно оптимизировать. Существенно сэкономить ресурсы. О чем я уже неоднократно писал в других статьях.

Ну а если такой возможности нет, тогда уже обращать внимание на бонусные движки.

Не все мои статьи о геймификации уместно публиковать на хабре. Поэтому только особо интересующиеся темой и дополнительной инфой могут заглянуть сюда.

Делайте бизнес играючи!

Комментарии (10)


  1. mrMazai
    22.08.2024 10:21
    +3

    Спасибо, в тему! Через час предстоит разговор о геймификации. Изучаю


    1. DimaIgrotech Автор
      22.08.2024 10:21
      +2

      Всегда рад!))


  1. alexeylukyanin
    22.08.2024 10:21
    +4

    А есть какие-то опенсорс решения? Интересно изучить гитхаб, может быть там есть целые готовые геймификаторские коробки, которые еще и кастомизировать можно.
    Просто что пугает, можно найти SaaS решение, сделать на нем MVP и потом решить, что нужно вот это все с нуля запиливать, чтобы сделать еще Х кастомизаций.


    1. Dioptriy
      22.08.2024 10:21
      +1

      А есть какие-то опенсорс решения?

      Возможно вам будет интересно изучить HeroicLabs.Hiro, не уверен что он покрывает весь функционал связанный с геймификацией, но часть часть функционала реализует. + Либо Hiro, либо HeroicLabs.Nakama, точно не помню, имеет возможность дописывание серверной части функционала.


      1. alexeylukyanin
        22.08.2024 10:21

        Круто, благодарю, надо изучить.


  1. DimaIgrotech Автор
    22.08.2024 10:21
    +5

    А есть какие-то опенсорс решения?

    На тему опенсорса я ничего не встречал. 100% могут быть какие-то решения по отдельным механикам из геймдева. На сколько применимо в реалиях отдельного продукта – вопрос.
    Попробую изучить и опубликовать отдельно.

    Просто что пугает

    Да, об этом собственно и речь. Валидировать гипотезы, собрать данные. И потом принять решение о их самостоятельной разработке.


    1. alexeylukyanin
      22.08.2024 10:21
      +1

      Я имел в виду что: если грубо говоря SaaS интегрировать можно за денек, без разработки каких-то жестких кастомов, подключений по API и прочему - это одно. другой вопрос если на эту же интеграцию нужно потратить уйму времени. Тут бы знать какой-то роудмап, конечную цель и уже сразу решить, стоит ли что-то делать свое.


  1. dm_klepikov
    22.08.2024 10:21
    +2

    Спасибо за подборку движков, забрал себе :)


    1. Elena_Zlatova
      22.08.2024 10:21

      а где она?


      1. DimaIgrotech Автор
        22.08.2024 10:21
        +1

        Смотрите ссылку по тексту статьи. Где курсивный шрифт.