За $150–200 можно легко «подпортить жизнь» конкуренту. Это минимальная стоимость, которой вполне достаточно, чтобы убрать с рекламного поля мелкого предпринимателя в своём регионе.

В этой статье разберёмся, кто скликивает вашу рекламу и как с этим бороться, а также какие ниши больше всего подвержены фродовому трафику.
Привет! На связи Ник Дюба — автор проекта «Ошибатор». В своих статьях показываю изнанку разных бизнесов и профессий, а ещё собираю полезную базу знаний для предпринимателей и фрилансеров.
Недавно я решил запустить рекламу на свой блог. Начал изучать материалы на эту тему: маркетологам платить не хотелось, да и стало самому интересно, как там всё устроено в этих Яндекс Директах, TGAds-ах и прочих рекламных сетях.
Узнал много интересного, включая то, что помимо целевого трафика я могу получить ещё и фродовый, который сожрёт до 30% моего рекламного бюджета.
Хоть дома у меня и есть частичка народного достояния — газовая труба от Газпрома, но денег она мне, к сожалению, ни хрена не приносит, а только забирает.
Поэтому перспектива потерять 20–30 тысяч рубликов меня не устраивала.
Начал искать инфу — что это за фрод такой и как с ним бороться? Нашёл несколько сервисов, которые предлагают защиту от скликивания и ботов (ещё больше нашёл компаний и фрилансеров, готовых нагнать фродовый трафик моим конкурентам).
Так родилась идея написать статью в соавторстве с экспертом из сферы борьбы с фродом, чтобы самому разобраться и вам дать объективную и полезную информацию по этой теме.
Таким экспертом по фроду стал Алексей Скорочкин — руководитель проекта Botfaqtor, в соавторстве с которым написана эта статья.
В чём суть проблемы

Фродовый трафик — это не случайность. Его запускают осознанно, часто по чёткому техническому заданию. Те, кто занимается этим, могут выбрать конкретного конкурента, конкретный сайт или целую нишу.
Например, можно запустить фрод на все сайты, продающие спортивные товары. А можно — только на один конкретный магазин шапок в Саратове. Всё зависит от цели. Это может быть точечная атака на регион, нишу или компанию.
Фрод гибко настраивается под задачи: склик происходит как в поиске, так и в рекламных сетях.
В сутки рекламодатели теряют около 390 млн* рублей из-за фрода.
*По данным АКАР, в 2024 году совокупные расходы на интернет-рекламу в рамках поисковых систем и соцсетей пришлось 470 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, в 2025 году бизнес увеличит бюджет на интернет-рекламу в среднем на 15–30%.
Возможно, раньше они не так остро замечали эту проблему, но сейчас стали понимать, что деньги уходят быстро и в больших объёмах.
Наши клиенты, например, теряли на фроде от 8000 до 1,2 млн рублей.
Алексей Скорочкин — руководитель проекта Botfaqtor
По сути, любая компания может столкнуться с фродом — вне зависимости от бюджета или стадии развития. Неважно, тратите ли вы 10 тысяч рублей в месяц или 10 миллионов — вы всё равно рискуете.
И это мы знаем, в том числе и из своей практики.
До запуска Botfactor (в 2017 году) мы занимались трафиком — приводили клиентов на сайты наших заказчиков. Со временем начали получать от них обратную связь. Люди жаловались на спам-заявки, скликивание, ботов и в целом на то, что деньги на рекламу тратятся большие, а эффект минимальный.
Мы видели, что трафик с виду вроде бы хороший, объёмный, но результата не даёт. Начали с этим разбираться. Стало понятно, что с каждым годом масштаб проблемы будет только расти, а вот как с этим бороться, было не совсем понятно. Поэтому решили создать собственный сервис для защиты от фрода.
Кто и как скликивает рекламу?

Сегодня заказать атаку на рекламу конкурента — очень просто. Любой недобросовестный предприниматель может обратиться в одну из «компаний», которые оказывают подобные услуги, и буквально за пару сотен долларов получить готовый инструмент.
Раньше это было сложнее. Лет 5–7 назад нужно было писать код, арендовать серверы, разбираться в инфраструктуре и так далее. Сейчас всё сильно упростилось. Есть готовый софт, который легко подключается и делает свою работу: скликивает, имитирует действия, обманывает алгоритмы. Это стало быстро, дёшево и доступно.
А спрос, как известно, рождает предложение. Тем более сейчас, когда на рекламном рынке фактически остался один крупный игрок (имею в виду Яндекс Директ), и конкуренция за лиды в тех же Яндекс.Директ или ВК сильно обострилась. Все хотят получать качественные заявки по минимальной цене, и этим пользуются те, кто предлагает фрод.
За $150–200 можно легко «подпортить жизнь» конкуренту. Это минимальная стоимость, которой вполне достаточно, чтобы убрать с рекламного поля мелкого предпринимателя в своём регионе.
А если говорить о крупных игроках, где бюджеты больше и конкуренция острее — там, конечно, цена и задачи другие. Там нужно больше ботов, лучше софт, сложнее сценарии — и это стоит дороже. Но результат от фрода стоит того.
Цена фрода всегда зависит от качества инструмента, объёма атаки и специфики ниши. Но самое тревожное — то, насколько это стало доступно даже для самых маленьких игроков. Поэтому, к сожалению, любой бизнес — от небольшой кофейни до крупного застройщика — сегодня может стать мишенью.
На данный момент в нашей базе собрано 100 млн известных нам ботов, зарегистрированных в Яндекс.Директе, а у Google — 24 миллиона. Все они работают на фрод.
Мы также собираем статистику по загрязнённости разных ниш. Есть отрасли, которые особенно страдают от фрода.
В первую очередь, это:
автобизнес (продажа автомобилей, автозапчасти);
недвижимость (аренда, покупка, жилая и коммерческая);
финансовый сектор (банки, микрозаймы, ипотека, кредиты);
онлайн-образование (несмотря на ограничения, проблема всё равно есть);
медицина (всё, что связано с медицинскими товарами и услугами).
В этих нишах фрод может достигать 30–50% от всего трафика. Каждый второй клик — это бот. Такие ниши остаются самыми «грязными» и стабильно входят в топ по количеству скликивания и фейковых заявок. Да, со временем ситуация может меняться, но эти направления всегда на виду.
Как с фродом борются рекламные сети?

Почему рекламные сети, такие как Яндекс.Директ или Google Ads, не могут полностью справиться с проблемой фрода сами?
Дело в том, что у крупных рекламных сетей есть базовые инструменты защиты, однако мошенничество развивается очень быстро. Новые виды фрода постоянно адаптируются и обходят стандартные меры защиты.
Большие компании из-за своего размера не могут оперативно реагировать на новые угрозы. Им требуется много времени, чтобы внедрить новые алгоритмы и защитные механизмы. В этом смысле у небольших компаний есть преимущества — гибкость и быстрая реакция, но, к сожалению, таких компаний немного на российском рынке.
Рынок борьбы с фродом кажется востребованным, но компании почему-то неохотно занимаются этим.
Еще одна причина, по которой не так много компаний работает в нашей сфере, заключается в технической сложности задачи. Гораздо проще сделать наоборот — создать проект, который будет генерировать фродовый трафик, купить подходящий софт и доставить неприятности своим конкурентам. А вот эффективно защититься от таких действий намного сложнее.
С каким типом фрода сложно бороться?
Если говорить о том, с какими типами фрода бороться сложнее всего, — это, конечно, ручной фрод. Когда живой человек за вознаграждение сидит и специально кликает по рекламе — это трудно отследить технически, потому что он ведёт себя как обычный пользователь.
Но если говорить о ботах, то с ними нужно бороться постоянно. Основная сложность — в их скорости развития. Боты не стоят на месте: они становятся всё более похожими на реальных людей, имитируют поведение пользователей, заходят с правильных устройств, задерживаются на сайте и так далее.
Как бороться с фродом самостоятельно?

Первое и главное — нужно подружиться с аналитикой. Даже без автоматизированных инструментов можно самостоятельно следить за поведением пользователей на сайте.
Например, анализировать, сколько времени посетитель проводит на странице: слишком мало или подозрительно много — уже повод насторожиться.
Смотреть, как быстро происходит переход к целевым действиям, достигаются ли цели, сколько времени проходит между визитом и, скажем, оформлением заявки.
Даже базовый WebVisor может помочь увидеть странности в поведении трафика. Это позволяет вручную заметить аномалии. Если что-то выбивается из нормы, уже можно с этим работать — отключать подозрительные площадки, менять стратегию, блокировать сегменты.
Но надо понимать: если на сайт заходит больше тысячи человек в день, вручную всё отследить просто невозможно. Здесь как раз и спасают автоматизированные сервисы, которые работают 24/7 и отслеживают подозрительное поведение автоматически.
Поэтому, как минимум, важно знать, как обычно ведут себя реальные пользователи на вашем сайте. Если возникают отклонения от стандартного сценария — это тревожный сигнал. Даже без специальных инструментов можно многое увидеть, если внимательно относиться к своей аналитике.
Что касается статистики по потерям в разных нишах — здесь всё непросто. Даже в одной и той же отрасли цифры могут сильно меняться.
В автобизнесе, например, ситуация зависит от сезона, от количества активных рекламных кампаний, от появления новых моделей и даже от погодных условий.
Кто больше всего страдает от фрода?
В основном это малый и средний бизнес. У них, как правило, нет собственных аналитиков или отделов безопасности, поэтому большинство даже не знают сколько теряют на фродовом трафике.
В среднем и крупном бизнесе есть маркетологи, директологи или агентства, которые ведут клиента, но даже они не всегда обращают на это внимание, так как фрод «съедает» не их деньги. Лишь тем, кому важно показать свою эффективность и сохранить доверие обращают на это внимание и пытаются найти решение проблемы.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если интересно узнавать изнанку разных бизнесов и профессий, подписывайся на мой Телеграм-канал «Ошибатор» — здесь я публикую реальные истории людей и собираю много полезной информации для предпринимателей, инвесторов и фрилансеров.
Комментарии (11)
Kahelman
13.05.2025 05:21«Наши клиенты, например, теряли на фроде от 8000 до 1,2 млн рублей.
Алексей Скорочкин — руководитель проекта Botfaqtor» пожалуйста, подскажите как это утверждение коррелирует с требованием кучи сайтов отключить мой блокиратор рекламы? Я же тоже Фрод я у вас ничего покупать не собираюсь.
grokinn
13.05.2025 05:21Яндекс и сам предлагает своим пользователям скликивать свою рекламу, заворачивая это в различные игровые механики.
nick_dyuba Автор
13.05.2025 05:21А для чего это делалось?
grokinn
13.05.2025 05:21Для получения прибыли, очевидно же, пользователи скликивают, яндекс зарабатывает.
nick_dyuba Автор
13.05.2025 05:21своим пользователям скликивать свою рекламу
Подумал, что пользователям, которые разместили рекламу он предлагаем её скликивать))
Wolframium13
13.05.2025 05:21А считал кто-нибудь убытки из-за кривого таргетинга? Прямо сейчас мне ВК предлагает сложно медицинское оборудование купить (там я даже таких слов не знаю). До этого позолоту на купола.
inkelyad
13.05.2025 05:21Какое замечательное использование термина 'фрод'
Рекламодатель хотел заявить о себе на весь мир - ну вот и получил. 'Весь мир' же не ограничивается теми, кто вот прямо сейчас деньги принесет. Чем бот(электронный или живой) отличается от человека, кто просто по рекламной ссылке пошел?
Кроме того
По сути, любая компания может столкнуться с фродом — вне зависимости от бюджета или стадии развития.
<надевая шапку праздношатающегося обывателя>
Не любая. Оплата "XXX денег => в течении 10 месяцев 0.0001% рекламных баннеров - наши" такому 'фроду', вроде, не поддается.
Jacov911
13.05.2025 05:21Дело в том, что стали популярны автотаргетинги, которые Яндекс активно пихает рекламодателям. И это неплохо работало, пока была стратегия "оплата за конверсию", например за отправку формы.
Но появление массового фрода спустило это в унитаз.
Кстати с источником фрода не все так однозначно: пишут про конкурентов, но забывают, что и вебмастера, разместившие блок РСЯ тоже этим грешат, т к из-за стратегий CPA, они стали получать гроши
inkelyad
13.05.2025 05:21И это неплохо работало, пока была стратегия "оплата за конверсию", например за отправку формы.
Но появление массового фрода спустило это в унитаз.
А где фрод? Компания хочет платить за отправку формы - получает отправку формы. Много отправок. А то, что от этих форм проку нет - ну так это не фрод, а просто компания платит за что-то не то.
Если у нее самой ее работники честно делают, за что им платят, но пользы от этого нет - это же не означает, что работники фродом занимаются. Это означает, что им сказали делать что-то (сейчас) бесполезное.
anonymous