Некоторые приемы сокращенных вычислений знать очень полезно. Кроме того, эти приемы часто любопытны и сами по себе. Поэтому считаю не лишним познакомить с ними и читателей Хабра.

итак…


Умножение на 15

Всякое, особенно небольшое число (ну, например, не больше 200), вы легко можете научиться умножать на 15 почти моментально.

Для этого надо взять половину множимого, прибавить к умножаемому числу и к полученной сумме приписать 0 (т.е. умножить ее на 10).

Например:
38 * 15 = 570 (т.к. 38 + 19 = 57)
164 * 15 = 2460 (т.к. 164 + 82 = 246)

В этих примерах для умножения были взяты четные числа.

Если же на 15 приходится умножить нечетное число, то нужно пользоваться тем же правилом, но на конце следует приписывать не 0, а цифру 5.

Например:
43 * 15 = 645 (т.к. 43 + 21=64)
157 * 15= 2355 (т.к. 157 + 78 = 235)

Замечание: Нечетное число, конечно, нельзя без остатка разделить на 2. Поэтому, следует отбрасывать остаток от деления. Таким образом, половиной числа 43 следует считать 21, половиной числа 157 следует считать 78 и тд.

Умножение двухзначного числа на 11

Для этого стоит только сложить цифры этого числа и сумму вставить между цифрами данного двухзначного числа.
Например, требуется 54 умножить на 11; 5+4=9, следовательно 54 * 11 = 594.

Еще пример: 85 * 11 = 935, т.к. 8 + 5 = 13 = 10 + 3 (в этом случае к 8 приходится прибавить 1).

Умножение двухзначного числа, которое оканчивается на 5, само на себя

Для этого нужно цифру десятков умножить на цифру, которая на 1 больше, а затем приписать к произведению 25.

Например:
35 * 35 = 1225 (т. к. 3 * 4 = 12 и к этому числу приписывается 25)

Умножение чисел, у которых цифры десятков одинаковы (43 и 47), а цифры единиц в сумме дают 10

Для этого нужно цифру десятков умножить на число, которое на 1 больше, и к полученному произведению приписать произведение цифр единиц.

Например:
Требуется умножить 53 на 57. Умножаем 5 на 6 получаем 30 и у этому числу приписываем произведение 3 * 7 = 21, итак 53 * 57 = 3021.

Еще один пример:
81 * 89 = 7209 ( т.к. 8 * 9 = 72 и 1 * 9 = 09, здесь обратите внимание на то, что если от умножение цифр единиц получается однозначное число, то перед ним следует ставить 0)

Умножение трехзначного числа, средняя цифра которого 0 (507, 605), само на себя

Итак, начнем сразу с примера:
507 * 507 = 257049; рассматривая произведение 25 70 49, не трудно заметить, что
  • 25 = 5 * 5 ( т.е. первая цифра нашего числа, умноженная сама на себя);
  • 49 = 7 * 7 ( т.е. последняя цифра нашего числа, умноженная сама на себя);
  • 70 = (5 * 7) * 2 (т.е. две средние цифры произведения представляют собой удвоенное произведение крайних цифр данного числа)

Заметьте, что если средняя часть произведения у Вас получится в виде трехзначного числа, то цифру сотен следует прибавить к первой части произведения;

Например:
807 * 807 = (64+1) 12 49 ( 8 * 8 = 64; 8 * 7 * 2 = 112; 7 * 7 = 49), окончательное произведение 651249.

Этот материал был взят из Газет «Для детей и юношества» от 1914 года.

Комментарии (24)


  1. Chris_Griffin
    04.07.2013 13:46

    «Этот материал был взят из Газет «Для детей и юношества» от 1914 года.»
    Так вы скопипастили…


    1. finita Автор
      04.07.2013 13:46

      Как сказать «Скопипастил»?!
      Взял газету, отсканировал, привел в «божеский» вид и разместил здесь.


      1. Danov
        04.07.2013 13:46

        с ошибками?

        > 35 * 35 = 1125 (т. к. 3 * 4 = 12 и к этому числу приписывается 25)


      1. jinxal
        04.07.2013 13:46

        Не явная ошибка, но вызывает непонимание:

        Умножение чисел, у которых цифры десятков одинаковы (43 и 49), а цифры единиц в сумме дают 10

        лучше исправить на:

        Умножение чисел, у которых цифры десятков одинаковы (43 и 47), а цифры единиц в сумме дают 10


        1. finita Автор
          04.07.2013 13:46

          Поправил, спасибо.


    1. StreetStrider
      04.07.2013 13:46

      Дык это репост.
      А может быть и репост репоста.


  1. gous32
    04.07.2013 13:46

    Странно, что нет умножения на 9, оно из той же серии, что и на 15, только проще.
    Да и умножение на 11 не двухзначного числа экстраполируется довольно легко.
    А так действительно, хороший бонус, пользуюсь с детства.


  1. zvorygin
    04.07.2013 13:46

    Умножение чисел, у которых цифры десятков одинаковы (43 и 49)

    Для этого нужно цифру десятков умножить на число, которое на 1 больше, и к полученному произведению приписать произведение цифр единиц.

    Например:
    Требуется умножить 53 на 57. Умножаем 5 на 6 получаем 30 и у этому числу приписываем произведение 3 * 7 = 21, итак 53 * 57 = 3021.

    Еще один пример:
    81 * 89 = 7209 ( т.к. 8 * 9 = 72 и 1 * 9 = 09, здесь обратите внимание на то, что если от умножение цифр единиц получается однозначное число, то перед ним следует ставить 0)


    Умножаем 51 на 51. Правильный ответ — 2601, э по этой методике получается 3001.
    Умножаем 59 на 59. Правильный ответ — 3481, а по этой методике получается 3081.

    Что-то тут нечисто.


    1. zvorygin
      04.07.2013 13:46

      Так что эта формула подходит только для чисел у которых цифры десятков одинаковы, а цифры единиц в сумме дают 10 — как в примере — 53*57, 81*89, 17*13… даже для 43*49 из подзаголовка этот способ не подходит.


      1. finita Автор
        04.07.2013 13:46

        Вы правы, добавил это огромное упущение в подзаголовок.


    1. PoddyFries
      04.07.2013 13:46

      И вправду, не со всеми числами совпадает


  1. RubyFOX
    04.07.2013 13:46

    В следующей серии читайте как умножить число до 200 на 12, 13 и 14…


    1. zvorygin
      04.07.2013 13:46

      Действительно, очень «сужено» количество чисел к которым применима такая «упрощенная арифметика». Вот на вскидку правило:

      Для умножения простых трехзначных чисел больше 991, необходимо взять первые две цифры этого числа, дописать 400, а потом последнюю цифру утого числа увеличенную на 2.


  1. fonetic
    04.07.2013 13:46

    всё супер


  1. Bytexpert
    04.07.2013 13:46

    Помню как собой гордился, когда в школе «изобрел» способ быстрого умножения и деления на 5. Способ основан на том, что умножать и делить на 2 и 10 легче чем на 5. Умножить на 5 — это разделить на 2 и умножить на 10 (дописать 0). Например: 864 * 5 => 864 / 2 = 432 и дописываем 0, получаем 4320. Разделить на 5 — это умножить на 2 и убрать 0 с конца или поставить запятую. Например: 432 / 5 => 432 * 2 = 864 отделяем последнюю цифру запятой, получаем 86,4.

    Конечно, в этом способе есть «удобные» числа и «неудобные». Но пару раз мне удавалось произвести впечатление «фокусом»: напишите многозначное число используя числа от 0 до 4 (такое число очень просто умножается на 2) и я разделю его в уме на 5 и сразу запишу результат: например, пишут 1432404, а я ниже сразу записываю: 286480,8 (просто каждое число умножаю на 2 и ставлю запятую). Можно и на доске в аудитории писать, причем ответ писать можно одновременно с тем кто придумывает число — эффект еще сильнее… :)


  1. amorphius
    04.07.2013 13:46

    «Этот материал был взят из Газет «Для детей и юношества» от 1914 года.»

    Такую страну развалили…


    1. oshibka404
      04.07.2013 13:46

      С тех пор уже третью разваливаем.


      1. fifonik
        04.07.2013 13:46

        Ну почему сразу разваливаем?
        Тут как в работе над проектом, который кто-то делал до нас: «Ой, что это тут до нас наворотили? А давайте перепишем всё с нуля!»
        :)


        1. amorphius
          04.07.2013 13:46

          Но пока что «не покрыли функционал», который уже был до этого.


  1. blackarrow
    04.07.2013 13:46

    Есть книга (точнее, брошюрка) «Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета», составитель Я.И.Перельман, 1941. Доступна в инете.


    1. lucius
      04.07.2013 13:46

      Согласен, там почти всё есть, даже в более удобном варианте.
      А вообще, те, кто математику изучает, со временем выбирают для себя самые удобные варианты счета. И не только такие простые как в топике, но и те, которые используют разложение на множители, формулы сокращенного умножения и т.д.
      Парочка примеров:

      • Любое двузначное (при желании и 3хзначное число) оканчивающееся на 5 возвести в квадрат:
        цифру десятков умножаем на цифру десятков +1 и дописываем 25. Пример: 65:^2 => [6*7=42] => 65^2=4225
      • Формулы сокращенного умножения:
        589^2 = (600-11)*(600-11)=600^2-2*600*11+121=>[360000; 12*10 + 12 = 132, 13200, 600-132=468]=346800+121=346921


  1. equand
    04.07.2013 13:46

    Хм, я сам использовал похожий метод без прочтения каких-либо статей.
    По-моему вполне логично разделить число на составные «простые» в решении части, чтобы потом сложить и получить полное число.
    Особенно хорошо работает, когда в голове есть таблица умножения, простые возведения и фибоначчи. Иначе любое из простых чисел будет сложным. У этого случая проблемы с решением десятитысячных перемножений.


  1. Saygon
    04.07.2013 13:46

    Не прошло и ста лет, как простые правила устного счета для детей стали нас удивлять. O tempora, o mores!


  1. Murloc
    04.07.2013 13:46

    Можно считать как в начальной школе: например надо посчитать 38*15, 38*15 = (30 + 8)*(10 + 5) = 30*10 + 30*5 + 8*10 + 8*5 очень легко считается.