
Дети любят играть в онлайн-игры — это факт. К 2000-м годам игры, для которых нужен интернет, стали обыденностью. А сегодня уже каждый второй школьник играет в Dota 2, CS GO или в Roblox.
Мы в школе PIXEL учим детей создавать игры разной сложности: от Scratch до C#. Сегодня хотим рассказать про то, как ребенок может разработать свою онлайн-игру: затронем Roblox — самую популярную платформу онлайн-игр в данный момент, а также Unity и GodotEngine. Поговорим про возраста, подходящие для обучения в этом направлении и про особенности онлайн-игр в целом. Приятного чтения!
Почему детям хочется создавать игры
Они их любят — об этом уже говорили. Но любви для желания создавать самому — мало. Вот что «подстегивает» на создание своей игры или как минимум мода на игру:
Дети 21 века живут в технологиях. Вокруг интернет, соц. сети, гаджеты — и с каждым днем все современнее.
Огромное разнообразие игр. В Steam можно найти как популярные игры, так и на своего любителя: от аркад до приключений.
Желание исправить баги в любимых играх. Играя в любимую игру иногда можно столкнуться в бесячие баги и ошибки, которые разработчики исправлять не торопятся. В этот момент погружаешься в них и, возможно, загоришься идеей разработки.
Добавить новых функций в игру. В процессе игры понимаешь, что можно разнообразить игру и погружаешься в создание мода для нее.
Это не все причины, но самые понятные.
Создать онлайн-игру детям какого жанра проще всего?
Создать можно любую игру любой сложности, но только если уже есть опыт. Для первого проекта лучше выбрать:
Платформер.
В 2D или 3D — смотря какой движок выбирать. Простой платформер не трудно реализовать в разработке.
Без лишних слов — пример создания платформера в Unity:
Лабиринт.
У такой игры простая логика: дойти от точки А до точки Б, проходя через коридоры и, может быть, препятствия.
Хоть сегодня мы не будем рассматривать Python, но с ним есть простой пример лабиринта в среде Minecraft:
Кликер.
Простая механика, большое пространство для творчества.
Пример на Roblox:
Создание игры онлайн в Roblox Studio
Переходим к платформам для создания игр: начнем с Роблокса. Он изначально задумывался как многопользовательская платформа, так что на ней уже создаются онлайн-игры по умолчанию. Самому создать онлайн-игру можно в Роблокс студио даже с нуля: платформу нетрудно изучить даже новичкам.
Что в нем особенного? Ну, например:
Уже есть серверная логика:
Одно из главных преимуществ Roblox Studio — то, что основные принципы клиент-серверной архитектуры уже реализованы, и начинающему разработчику не нужно создавать неткод с нуля.
В Roblox любая игра запускается в мультиплеере по умолчанию. Это означает, что у каждого игрока есть: клиент — то, что запускается на его компьютере (визуал, управление, интерфейс); сервер — общее пространство, где хранятся объекты, происходит синхронизация и обрабатываются события между игроками.
В Roblox Studio код делится на два основных типа:
LocalScript — работает только у конкретного игрока, то есть на клиенте. Используется, например, для UI, управления персонажем, эффектов и камер.
Script — выполняется только на сервере и управляет общей логикой игры: начислением очков, спавном объектов, обработкой взаимодействия между игроками.
Это дает детям понимание: есть действия, которые происходят «для всех» (на сервере), а есть — «для меня» (на клиенте). Такой подход — основа любой сетевой архитектуры в профессиональной разработке.
Рассмотрим пример: дверь, которую может открыть только игрок с ключом.
У игрока на клиенте проверяется, есть ли у него ключ (LocalScript). Если есть, отправляется сигнал на сервер (через RemoteEvent). Сервер проверяет условия (например, защищен ли ключ от подделки), и если все в порядке — открывает дверь для всех игроков.
Родители-айтишники узнают здесь знакомые паттерны: client-side validation vs server-side logic. Только в Роблокс Студио все уже настроено.
Простая логика монетизации.
В Roblox есть своя особенная экономика, основанная на виртуальной валюте под названием Robux. Это деньги, которые можно использовать в играх, покупать за них разные вещи и даже обменивать на настоящие деньги, если ты участвуешь в специальной программе DevEx.

Вот как это работает:
Создание игры онлайн с платными функциями
Дети могут создавать игры, в которых игроки могут покупать разные полезные вещи. Например:
Game Passes — это разовая покупка, которая дает дополнительные возможности в игре, например, суперспособности или новое оружие.
Developer Products — это внутриигровые покупки, которые можно делать несколько раз, например, внутриигровую валюту или лечебные предметы.
Платный доступ к игре — это когда сама игра становится платной для запуска (встречается редко).
Все эти функции легко настроить в Roblox Studio и на сайте Roblox. Ребенок сам решает, что будет происходить, когда игрок что-то покупает. Это помогает ему понять, как работают информационные технологии.
Это учит детей основам монетизации, работе с действиями в играх и ответственности: если продукт хороший, игроки будут готовы за него платить.
Получение Robux
Когда кто-то покупает Game Pass или Developer Product, часть денег (примерно 70%) получает автор игры в виде Robux. Эти деньги накапливаются на аккаунте ребенка.
Важно помнить, что Roblox контролирует все покупки, и дети не могут случайно потратить или получить реальные деньги. Все происходит через проверенные механизмы платформы.
Обмен Robux на реальные деньги (DevEx)
Робуксы можно обменять на настоящие деньги через программу DevEx и вывод денег осуществляется на банковский счет или PayPal.
Программирование осуществляется с помощью языка Lua, который встроен в платформу.
Lua — это язык программирования, который был создан в Бразилии в 1993 году. Название «Lua» переводится с португальского как «луна».
Этот язык был разработан для того, чтобы его можно было легко интегрировать в другие программы, особенно в игры. Он прост в освоении и чтении, но при этом достаточно гибок, чтобы использовать его в качестве полноценного инструмента. Этот язык подходит для перехода от блочного к реальному программированию, так как он прост и понятен.
Поэтому обучаться программированию в Roblox Studio можно с 9 лет, благодаря понятному синтаксису языка.
Создать игру онлайн самому в Godot с GDScript
Годот — лучший выбор, если не нравится Роблокс и хочется уйти в Юнити, но до него ребенок еще не дорос. В Годот используется язык GDScript, который похож на Python — легко читается и проще изучать. Но также поддерживается язык C#, что позволяет «мягко» перейти в Юнити, если будет желание сменить движок.
Что касается онлайн-игр и их создания, то в Godot есть два уровня работы с сетью. Так как эта статья не только для родителей-айтишников, но и для родителей без опыта в разработке, то говорим обо всем по порядку:
API — это способ общения между разными программами. Он делает разработку удобнее, безопаснее и быстрее. В том числе в таких движках, как Godot, Unity и Roblox.
В процессе разработки онлайн-игры необходимо обеспечить возможность для игроков:
Соединяться с сервером; видеть друг друга в одном пространстве; взаимодействовать (например, сражаться или торговать); получать одинаковые сведения об игровом мире (позиции, очки, события и т. д.).
Все эти функции связаны с передачей данных в реальном времени через сеть. В этом случае на помощь приходит сетевой API игрового движка — это набор готовых инструментов, который позволяет:
Запускать сервер или клиент; обмениваться сообщениями между игроками; синхронизировать объекты; вызывать функции на другом компьютере (это называется RPC — удаленный вызов процедур).

Так вот, в Godot есть два вида работы с сетью:
Высокоуровневый API:
Использует MultiplayerAPI (сетевая логика игры) и MultiplayerPeer (сетевое соединение между игроками) для управления сетевыми соединениями. Позволяет легко создавать серверы и подключаться к ним. Поддерживает Remote Procedure Calls (RPC) для вызова функций на удаленных клиентах или сервере.
Низкоуровневый API:
Предоставляет больше контроля над сетевыми пакетами и соединениями. Требует более глубоких знаний сетевого программирования.
Для большинства проектов достаточно использовать высокоуровневый API, который обеспечивает баланс между простотой и функциональностью.
Больше информации можно найти в официальной документации или пройти обучение по GodotEngine. Доступно оно уже с 8 лет.
Создание игры в Unity
Переходим к профессиональной платформе — Юнити. В нем создают игры большинство проф. разработчиков: много кода, перегруз рабочей области окнами, сложный язык C#. Но это не значит, что его не могут изучать подростки. В Юнити можно создать 3Д или 2Д онлайн-игру: и то, и то реализуемо.
Как в Юнити реализуется создание онлайн-игр:
Unity не предоставляет возможности для создания сетевых игр «из коробки», то есть без дополнительной настройки. Чтобы реализовать сетевую игру, например, с двумя игроками, играющими друг против друга через интернет, необходимо использовать сторонние сетевые библиотеки.
Среди наиболее популярных сетевых библиотек можно выделить следующие:
-
Netcode for GameObjects — это официальное решение от Unity, которое подходит для кооперативных и PvP-игр. Оно требует понимания архитектуры клиент-серверных игр и создается вручную, шаг за шагом.
Скриптинг на C# в Юнити
В двух словах:
Если вы хотите, чтобы в игре, созданной на Unity, несколько игроков могли играть одновременно, каждый со своего устройства, вам потребуется сетевой движок.
Netcode for GameObjects — это именно такой движок, который интегрирован в экосистему Unity и работает с ее стандартными инструментами.
Mirror — это открытая библиотека, которая проще в освоении. Она имеет упрощенный интерфейс и подходит для прототипов и небольших онлайн-игр.
Это замена библиотеки UNet, которая ранее была интегрирована в Unity, но теперь не поддерживается. Mirror унаследовал от нее интерфейс, но при этом стал более стабильным, быстрым и удобным в использовании.
Mirror — бесплатный инструмент с открытым исходным кодом, легко интегрируется в Unity-проекты. Он универсален и поддерживает как локальный мультиплеер, так и онлайн-игры через интернет.
Обе библиотеки предоставляют сетевой API — готовые команды для подключения игроков, синхронизации их действий и управления игровыми сессиями.
Изучать Юнити можно с 10 лет, даже с нуля. Но если у ребенка уже есть опыт в Роблоксе или Питоне — это упростит обучение C#. В Юнити можно создать онлайн-игру бесплатно, без регистрации.
Что выбрать? Советы для родителей и детей
Общая сводка по трем программам:
Роблокс Студио
Отлично для старта, большое комьюнити, нравится множеству детей. Можно начинать изучать с 9 лет, а также потом в дополнение можно изучить 3D-моделирование в Роблокс.
Курс по Роблоксу можно найти тут.
Godot Engine
Подойдет тем, кому больше симпатизирует Юнити, но его изучать еще рановато. Язык похож на Питон, легок в изучении уже с 8 лет.
Юнити.
Хорошая проф. программа для создания игр, относительно сложный язык. Подойдет для детей с 10 лет.
Изучить Юнити также можно у нас.
FaQ
Хочу создать онлайн игру. С чего начать?
Советуем начинать с Roblox Studio или Godot Engine Они позволяют создать игру онлайн с нуля, не требуя глубоких знаний программирования.
Как создать игру онлайн самому — без помощи разработчиков?
Вы можете создать онлайн игру бесплатно самому с помощью визуальных движков. Например: Godot — для игр с написанием логики на языке GDScript; Unity — для сложных 2D/3D-игр на языке C#.
Как создать 3D игру онлайн с нуля?
Для 3D-проектов подойдут: Unity — профессиональный инструмент; Roblox Studio — если вас интересует создание многопользовательских 3D-игр; Godot — с модулем 3D.
Можно ли создать онлайн игру бесплатно самому, без команды?
Да, можно. Многие инди-разработчики начинают в одиночку. Главное: выбрать простой движок, начать с маленького проекта, использовать бесплатные ассеты.