Дети любят играть в онлайн-игры — это факт. К 2000-м годам игры, для которых нужен интернет, стали обыденностью. А сегодня уже каждый второй школьник играет в Dota 2, CS GO или в Roblox.

Мы в школе PIXEL учим детей создавать игры разной сложности: от Scratch до C#. Сегодня хотим рассказать про то, как ребенок может  разработать свою онлайн-игру: затронем Roblox — самую популярную платформу онлайн-игр в данный момент, а также Unity и GodotEngine. Поговорим про возраста, подходящие для обучения в этом направлении и про особенности онлайн-игр в целом. Приятного чтения!

Почему детям хочется создавать игры

Они их любят — об этом уже говорили. Но любви для желания создавать самому — мало. Вот что «подстегивает» на создание своей игры или как минимум мода на игру:

  • Дети 21 века живут в технологиях. Вокруг интернет, соц. сети, гаджеты — и с каждым днем все современнее.

  • Огромное разнообразие игр. В Steam можно найти как популярные игры, так и на своего любителя: от аркад до приключений.

  • Желание исправить баги в любимых играх. Играя в любимую игру иногда можно столкнуться в бесячие баги и ошибки, которые разработчики исправлять не торопятся. В этот момент погружаешься в них и, возможно, загоришься идеей разработки. 

  • Добавить новых функций в игру. В процессе игры понимаешь, что можно разнообразить игру и погружаешься в создание мода для нее. 

Это не все причины, но самые понятные. 

Создать онлайн-игру детям какого жанра проще всего?

Создать можно любую игру любой сложности, но только если уже есть опыт. Для первого проекта лучше выбрать: 

  1. Платформер.

В 2D или 3D — смотря какой движок выбирать. Простой платформер не трудно реализовать в разработке. 

Без лишних слов — пример создания платформера в Unity: 

  1.  Лабиринт.

У такой игры простая логика: дойти от точки А до точки Б, проходя через коридоры и, может быть, препятствия. 

Хоть сегодня мы не будем рассматривать Python, но с ним есть простой пример лабиринта в среде Minecraft:

  1. Кликер.

Простая механика, большое пространство для творчества. 

Пример на Roblox: 

Создание игры онлайн в Roblox Studio

Переходим к платформам для создания игр: начнем с Роблокса. Он изначально задумывался как многопользовательская платформа, так что на ней уже создаются онлайн-игры по умолчанию. Самому создать онлайн-игру можно в Роблокс студио даже с нуля: платформу нетрудно изучить даже новичкам. 

Что в нем особенного? Ну, например: 

  • Уже есть серверная логика: 

Одно из главных преимуществ Roblox Studio — то, что основные принципы клиент-серверной архитектуры уже реализованы, и начинающему разработчику не нужно создавать неткод с нуля.

В Roblox любая игра запускается в мультиплеере по умолчанию. Это означает, что у каждого игрока есть: клиент — то, что запускается на его компьютере (визуал, управление, интерфейс); сервер — общее пространство, где хранятся объекты, происходит синхронизация и обрабатываются события между игроками.

В Roblox Studio код делится на два основных типа:

  • LocalScript — работает только у конкретного игрока, то есть на клиенте. Используется, например, для UI, управления персонажем, эффектов и камер. 

  • Script — выполняется только на сервере и управляет общей логикой игры: начислением очков, спавном объектов, обработкой взаимодействия между игроками.

Это дает детям понимание: есть действия, которые происходят «для всех» (на сервере), а есть — «для меня» (на клиенте). Такой подход — основа любой сетевой архитектуры в профессиональной разработке.

Рассмотрим пример: дверь, которую может открыть только игрок с ключом.

У игрока на клиенте проверяется, есть ли у него ключ (LocalScript). Если есть, отправляется сигнал на сервер (через RemoteEvent). Сервер проверяет условия (например, защищен ли ключ от подделки), и если все в порядке — открывает дверь для всех игроков.

Родители-айтишники узнают здесь знакомые паттерны: client-side validation vs server-side logic. Только в Роблокс Студио все уже настроено.

  • Простая логика монетизации.

В Roblox есть своя особенная экономика, основанная на виртуальной валюте под названием Robux. Это деньги, которые можно использовать в играх, покупать за них разные вещи и даже обменивать на настоящие деньги, если ты участвуешь в специальной программе DevEx.

Процесс создания игры в Роблокс
Процесс создания игры в Роблокс

Вот как это работает:

  1. Создание игры онлайн с платными функциями

Дети могут создавать игры, в которых игроки могут покупать разные полезные вещи. Например:

  • Game Passes — это разовая покупка, которая дает дополнительные возможности в игре, например, суперспособности или новое оружие.

  • Developer Products — это внутриигровые покупки, которые можно делать несколько раз, например, внутриигровую валюту или лечебные предметы.

  • Платный доступ к игре — это когда сама игра становится платной для запуска (встречается редко).

Все эти функции легко настроить в Roblox Studio и на сайте Roblox. Ребенок сам решает, что будет происходить, когда игрок что-то покупает. Это помогает ему понять, как работают информационные технологии.

Это учит детей основам монетизации, работе с действиями в играх и ответственности: если продукт хороший, игроки будут готовы за него платить.

  1. Получение Robux

Когда кто-то покупает Game Pass или Developer Product, часть денег (примерно 70%) получает автор игры в виде Robux. Эти деньги накапливаются на аккаунте ребенка.

Важно помнить, что Roblox контролирует все покупки, и дети не могут случайно потратить или получить реальные деньги. Все происходит через проверенные механизмы платформы.

  1. Обмен Robux на реальные деньги (DevEx)

Робуксы можно обменять на настоящие деньги через программу DevEx и вывод денег осуществляется на банковский счет или PayPal. 

Программирование осуществляется с помощью языка Lua, который встроен в платформу. 

Lua — это язык программирования, который был создан в Бразилии в 1993 году. Название «Lua» переводится с португальского как «луна».

Этот язык был разработан для того, чтобы его можно было легко интегрировать в другие программы, особенно в игры. Он прост в освоении и чтении, но при этом достаточно гибок, чтобы использовать его в качестве полноценного инструмента. Этот язык подходит для перехода от блочного к реальному программированию, так как он прост и понятен.

Поэтому обучаться программированию в Roblox Studio можно с 9 лет, благодаря понятному синтаксису языка. 

Создать игру онлайн самому в Godot с GDScript

Годот — лучший выбор, если не нравится Роблокс и хочется уйти в Юнити, но до него ребенок еще не дорос. В Годот используется язык GDScript, который похож на Python — легко читается и проще изучать. Но также поддерживается язык C#, что позволяет «мягко» перейти в Юнити, если будет желание сменить движок.

Что касается онлайн-игр и их создания, то в Godot есть два уровня работы с сетью. Так как эта статья не только для родителей-айтишников, но и для родителей без опыта в разработке, то говорим обо всем по порядку: 

API — это способ общения между разными программами. Он делает разработку удобнее, безопаснее и быстрее. В том числе в таких движках, как Godot, Unity и Roblox.

В процессе разработки онлайн-игры необходимо обеспечить возможность для игроков:

Соединяться с сервером; видеть друг друга в одном пространстве; взаимодействовать (например, сражаться или торговать); получать одинаковые сведения об игровом мире (позиции, очки, события и т. д.).

Все эти функции связаны с передачей данных в реальном времени через сеть. В этом случае на помощь приходит сетевой API игрового движка — это набор готовых инструментов, который позволяет:

Запускать сервер или клиент; обмениваться сообщениями между игроками; синхронизировать объекты; вызывать функции на другом компьютере (это называется RPC — удаленный вызов процедур).

Создание игры в Godot
Создание игры в Godot

Так вот, в Godot есть два вида работы с сетью:

  1. Высокоуровневый API:

Использует MultiplayerAPI (сетевая логика игры) и MultiplayerPeer (сетевое соединение между игроками) для управления сетевыми соединениями. Позволяет легко создавать серверы и подключаться к ним. Поддерживает Remote Procedure Calls (RPC) для вызова функций на удаленных клиентах или сервере.

  1. Низкоуровневый API:

Предоставляет больше контроля над сетевыми пакетами и соединениями. Требует более глубоких знаний сетевого программирования.

Для большинства проектов достаточно использовать высокоуровневый API, который обеспечивает баланс между простотой и функциональностью.

Больше информации можно найти в официальной документации или пройти обучение по GodotEngine. Доступно оно уже с 8 лет. 

Создание игры в Unity

Переходим к профессиональной платформе — Юнити. В нем создают игры большинство проф. разработчиков: много кода, перегруз рабочей области окнами, сложный язык C#. Но это не значит, что его не могут изучать подростки. В Юнити можно создать 3Д или 2Д онлайн-игру: и то, и то реализуемо. 

Как в Юнити реализуется создание онлайн-игр: 

Unity не предоставляет возможности для создания сетевых игр «из коробки», то есть без дополнительной настройки. Чтобы реализовать сетевую игру, например, с двумя игроками, играющими друг против друга через интернет, необходимо использовать сторонние сетевые библиотеки.

Среди наиболее популярных сетевых библиотек можно выделить следующие:

  • Netcode for GameObjects — это официальное решение от Unity, которое подходит для кооперативных и PvP-игр. Оно требует понимания архитектуры клиент-серверных игр и создается вручную, шаг за шагом. 

    Скриптинг на C#  в Юнити
    Скриптинг на C# в Юнити

В двух словах:

Если вы хотите, чтобы в игре, созданной на Unity, несколько игроков могли играть одновременно, каждый со своего устройства, вам потребуется сетевой движок.

Netcode for GameObjects — это именно такой движок, который интегрирован в экосистему Unity и работает с ее стандартными инструментами.

  • Mirror — это открытая библиотека, которая проще в освоении. Она имеет упрощенный интерфейс и подходит для прототипов и небольших онлайн-игр.

Это замена библиотеки UNet, которая ранее была интегрирована в Unity, но теперь не поддерживается. Mirror унаследовал от нее интерфейс, но при этом стал более стабильным, быстрым и удобным в использовании.

Mirror — бесплатный инструмент с открытым исходным кодом, легко интегрируется в Unity-проекты. Он универсален и поддерживает как локальный мультиплеер, так и онлайн-игры через интернет.

Обе библиотеки предоставляют сетевой API — готовые команды для подключения игроков, синхронизации их действий и управления игровыми сессиями.

Изучать Юнити можно с 10 лет, даже с нуля. Но если у ребенка уже есть опыт в Роблоксе или Питоне — это упростит обучение C#. В Юнити можно создать онлайн-игру бесплатно, без регистрации.

Что выбрать? Советы для родителей и детей

Общая сводка по трем программам: 

  1. Роблокс Студио

Отлично для старта, большое комьюнити, нравится множеству детей. Можно начинать изучать с 9 лет, а также потом в дополнение можно изучить 3D-моделирование в Роблокс. 

Курс по Роблоксу можно найти тут.

  1. Godot Engine 

Подойдет тем, кому больше симпатизирует Юнити, но его изучать еще рановато. Язык похож на Питон, легок в изучении уже с 8 лет. 

Курс по Godot Engine.

  1. Юнити. 

Хорошая проф. программа для создания игр, относительно сложный язык. Подойдет для детей с 10 лет.

Изучить Юнити также можно у нас.

FaQ

Хочу создать онлайн игру. С чего начать?
Советуем начинать с Roblox Studio или Godot Engine Они позволяют создать игру онлайн с нуля, не требуя глубоких знаний программирования.

Как создать игру онлайн самому — без помощи разработчиков?
Вы можете создать онлайн игру бесплатно самому с помощью визуальных движков. Например: Godot — для игр с написанием логики на языке GDScript; Unity — для сложных 2D/3D-игр на языке C#.

Как создать 3D игру онлайн с нуля?
Для 3D-проектов подойдут: Unity — профессиональный инструмент; Roblox Studio — если вас интересует создание многопользовательских 3D-игр; Godot — с модулем 3D. 

Можно ли создать онлайн игру бесплатно самому, без команды?
Да, можно. Многие инди-разработчики начинают в одиночку. Главное: выбрать простой движок, начать с маленького проекта, использовать бесплатные ассеты.

Комментарии (0)