На Geektimes существует добрая традиция — каждый год, примерно в одно и то же время напоминать читателям о существовании марсохода Opportunity. Этот аппарат работает на Красной планете вот уже 12 лет! Если помните, изначально миссия считалась выполненной, если ровер сможет проработать вдали от Земли 90 марсианских суток.
Но этот срок прошел, потом прошло еще 90 дней. И так, день за днем, прошли годы. Марсоход с честью выдержал все испытания и продолжает работать, исследуя все новые территории.
Прибыл он на Марс 24 января 2004 года. По размерам этот марсоход меньше Curiosity, поэтому опустить его на грунт было решено при помощи гигантской воздушной подушки. Затраты на разработку и доставку ровера окупились многократно. Opportunity совершил множество открытий, включая обнаружение косвенных свидетельств существования жидкой воды на Марсе. Так, была обнаружена пресноводная глина, которая является прямым доказательством существования пресной воды в прошлом Марса. Пресноводную глину нашли около кратера Индевор, диаметр которого составляет 25 километров. Сейчас Opportunity постепенно двигается вдоль кромки кратера, обследуя интересные участки. В одном таком обследовании фрезой был снят поверхностный слой камня в этом месте, а при помощи спектрометра ученые смогли определить состав пород.
Оказалось, что в породе — высокое содержание таких элементов, как кремний и алюминий, и некоторые параметры состава позволяют говорить, что это — глина, сформировавшаяся под влиянием пресной воды. Отметим, что ранее следы воды тоже находили, но это была соленая вода с высоким уровнем кислотности, которая, по мнению некоторых ученых, не была пригодна для жизни.
В 2011 году марсоход начал изучать окрестности кратера Endeavor, и с тех пор обретается в этой местности. У Opportunity нет атомного источника питания, он работает за счет энергии Солнца. Если солнечные батареи закрывает пыль, или ровер попадает в тень, работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.
Кстати, именно этот марсоход побил рекорд по преодолению пути на другой планете — еще в прошлом году была преодолена марафонская дистанция, и сейчас счетчик продолжает отсчитывать все новые и новые километры пути. В том же 2015 году NASA выпустила видео, где собраны наиболее интересные моменты пребывания Oppotunity на Марсе.
Что же, осталось пожелать этому стойкому аппарату проработать еще много лет.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (77)
Basil_BF
27.01.2016 13:06+2Хороший аппарат получился. Жаль только все ближе неизбежный конец — уже сейчас часть оборудования сломалась, часть израсходовала ресурс и часть работает на обходных костылях(вроде бы). То есть от него как от научной лаборатории все меньше толка.
malishich
27.01.2016 14:17+1А есть краткий анализ где-нибудь, о том какое оборудование сломалось и главное по каким возможным причинам?
sciper
27.01.2016 17:19wiki же
СпойлерВ 2007 году у Оппортьюнити появились неполадки в работе правого переднего колеса (скачки напряжения) — аналогичная неполадка, которая вывела из строя правое переднее колесо Спирита. Инженеры дали передохнуть колесу, когда ровер долгое время изучал горное обнажение. В декабре 2013 года эти неполадки вновь повторились. Команда предпринимает активные меры по устранению этой неисправности;
Инфракрасный тепловой эмиссионный спектрометр MiniTES отключён с 2007 года, когда его зеркало забила пылевая буря, в связи с чем он не может принимать изображения. Для дальнейшей эксплуатации прибора необходим сильный поток ветра, который очистит внешнюю поверхность зеркала от пыли;
Миниатюрный Мессбауэровский спектрометр, который позволяет определять соединения железа в породах, в данный момент отключён. Применяемый в нём Кобальт-57 имеет период полураспада 271,8 дней, поэтому за 11 лет работы он практически исчерпал свой ресурс. Во время зимовки 2011 года Оппортьюнити ещё пытался как-то его применить, в итоге пришлось потратить несколько недель для получения результатов одного образца;
Спустя несколько лет пребывания на Марсе у Оппортьюнити появились проблемы с его буром (RAT), при помощи которого он делает небольшие углубления в породе. Тестирование показало, что датчики наведения бура на породу работают некорректно, но инженеры, перепрограммировав программное обеспечение, решили данную проблему;
Вышел из строя один обогреватель.
22 апреля 2013 года Оппортьюнити самовольно переключился в состояние, которое можно охарактеризовать как «режим ожидания».[141] Операторы на Земле узнали об этом 27 апреля 2013 года.[141] Первичное тестирование позволило установить, что Оппортьюнити почувствовал что-то неладное в своих системах 22 апреля, во время измерения прозрачности атмосферы Марса и переключился в режим ожидания.[141] Инженеры подозревают, что марсоход решил перезагрузить свой бортовой компьютер в то время, когда его камеры делали снимки Солнца.[141] 1 мая 2013 года, по команде с Земли, Оппортьюнити успешно вышел из «режима ожидания» и возобновил свою научную деятельность.
В декабре 2014 года NASA сообщили о проблемах с энергонезависимой флеш-памятью, котрую Оппортьюнити использует, например, для хранения телеметрической информации. Переформатирование файловой системы не помогло. После этого было решено временно использовать для хранения данных RAM, что позволило возобновить работу ровера. В будущем NASA постараются отключить неисправный фрагмент флеш-памяти, чтобы оставшуюся часть можно было использовать по назначению[142].
Eeegrek
27.01.2016 14:17Было бы интересно вернуть его назад, что бы инженеры и ученые могли осмотреть его, что бы выявить слабые места и их повреждения.
Basil_BF
27.01.2016 16:52Не думаю, что целесообразно, он и так на порядки перевыполнил свою рассчитанную миссию.
Dabbuger
27.01.2016 17:20Выявлять «слабые места», мне кажется не нужно, ибо их нет, раз аппарат прослужил на много дольше расчетного срока службы. Я думаю, что исследовать его противопоказано, а то будет как с машинами, сначала качество росло, а потом конструкторы поняли, что такой ресурс автомобилям не нужен и стали делать попроще и по дешевле.
potan
27.01.2016 17:30Когда-нибудь будет дешевле послать туда робота-ремонтника, что бы он починил/проапгрейдил старые роботы, чем посылать новые…
LycanIT
27.01.2016 13:10+2Похоже, что на марсе, не такие уж и агрессивные условия. А так же что американцы научились строить очень надежные роверы под эти условия. Это очень радует :)
bopoh13
27.01.2016 15:24Случайный астероид может свести надёжность на нет. Прекрасно, что ровер катался по Марсу 12 лет, — теперь мы знаем, что среда на Марсе очень кислая для существования полезной органики.
engine9
28.01.2016 02:20+1Что-то подсказывает мне, астероид угодивший в ровер это супер маловероятное событие.
lekos
27.01.2016 14:17После этого все больше верится американским автомобилям. :)
Интересно, curiosity столько же протянет?sys-admin
29.01.2016 09:59Теоретически, ни чего не мешает. Там же не солнечная панель, а реактор, расчётный срок службы которого — минимум 14 лет.
Fertum
27.01.2016 14:17интересно было бы увидеть пройденный ровером маршрут
vovka667
27.01.2016 14:39Правая часть видео из статьи показывает маршрут.
Tophail
27.01.2016 15:24Хотелось бы еще и об общей протяженности этого маршрута узнать.
SelenIT2
27.01.2016 15:58На сайте миссии по состоянию на 19.01.2016:
Total odometry is 26.50 miles (42.65 kilometers), more than a marathon.
Правда, это число как-то подозрительно не меняется с середины декабря...
bubble
27.01.2016 14:17Если солнечные батареи закрывает пыль… работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.А как солнечные батареи очищаются от пыли? Ветром?
warezzzok
27.01.2016 14:39+1Всегда интересовал вопрос — почему нельзя было сделать элементарную щетку на манипуляторе для очистки панелей от пыли? Цена — копейки, вес — мизерный, а профита много было бы. Не подумали об этом? Или не сочли необходимым в условиях 90 дневной миссии?
AngusMetall
27.01.2016 15:25Как то писали, что проблема в том, что марсианская пыль это очень такой хороший абразив, и тереть щёткой по панелям не стоит.
clockworkContraption
27.01.2016 17:20А, кстати, возможно было бы очищать панели от хотя бы самых крупных частиц марсианской пыли вибрацией? Мне решение в виде небольшого вибромотора видится менее затратным и более надёжным, чем щёточный механизм. Или пыль из-за малого размера крупиц слишком сильно липнет?
gary1
27.01.2016 17:52+4Думаю вибрация будет не самым эффективным способом очищения, к тому же, как я уже писал ниже это дополнительное время, денги, а самое главное вес и энергия. Приходилось читать про немного другой принцип, не знаю, будут ли его использовать или уже где то используют, но в общем выглядит так: солнечную панель покрывают специальной, прозрачной, электропроводящей пленкой и подают на пленку электрические импульсы. Это заставляет частицы леветировать и двигаться к краю. Благодаря этому, вроде как сбрасывается до 90% пыли. Плюсы такого подхода очевидны: нет ни каких движущихся частей, минимальный дополнительный вес, по сути нужено только электричество (ни воды, ни воздуха эта система не требует). Минусы так же есть, но с ними можно бороться.
Я думаю, что это наиболее перспективный способ для борьбы с мелкой пылью на солнечных панелях марсоходов, да и на земных солнечных панелях тоже.
Sleepwalker_ua
27.01.2016 20:26Масса (даже на орбиту лишний килограмм больших денег тогда стоил), сложность конструкции, лишняя точка отказа. Потенциально и другому оборудованию вибрации могли не понравиться. Да и от самой мелкой пыли все равно не избавиться, можете дома поэкспериментировать, вибрацией хорошо сгонять более-менее крупные частички, а самые мелкие все равно «прилипают»
beavole
27.01.2016 20:26+2Не соглашусь — марсианская пыль состоит, в основном, из оксида железа 3. Твёрдость оксида железа по Моосу — 5 ед. Твёрдость-же, даже обычного оконного стекла по Моосу ~6.5 ед., т.е. оксид железа не будет, или-же будет плохо царапать стекло. Кроме этого, пыль на Марсе постоянно переносится атмосферой, частицы трутся друг о друга, а следовательно не имеют острых краёв.
Лунная-же пыль состоит из реголита, имеющего твёрдость по Моосу от 5 до 8 ед., что сопоставимо с твёрдостью стекла. Так-же частицы лунной пыли имеют острые края, вследствие отсутствия постоянного трения друг о друга и действительно являются хорошим абразивом, о чём и были упоминания.
В первом приближении, имхо, применение механических щёток для очистки солнечных панелей на марсоходах было-бы оправдано.
Кроме этого (раз уж этот способ показал свою эффективность), можно было-бы установить мини-компрессор на марсоход и сдувать пыль потоком сжатого воздуха тогда, когда это нужно, а не когда ветер подует.
gary1
27.01.2016 15:25+4На quora задавали этот вопрос. Вкратце ответ простой. Изначально марсианские мисси проектируют на довольно короткий срок (то что пара из них продержалась долше положенного времени, это и удача, и хорошая работа проектировщиков, но полагаться на это не стоит), а разработка очистителей, это время, деньги, дополнительный вес и трата энергии. Так что размер панелей делают с учетом постепенного запыления за расчетное время миссии.
Signi
27.01.2016 15:25+1Щётки и песок за счет абразивного воздействия быстро покрыли бы панели царапинами, тем самым ухудшив их эффективность. Как вы и сказали для планируемой 90 дневной миссии не сочли необходимым устанавливать какой либо механизм очистки.
stalinets
28.01.2016 19:27Тоже задаюсь этим вопросом. Ниже вот пишут — всё это лишний вес, точка отказа и пр. Но устройство ведь очень простое, по сути обычный автомобильный дворник, только не с резинкой, а с мягкой щёточкой (на уроке труда или в столярке все видели щётку-смётку?). Для устранения электростатики пластик ворсинок щётки делаем немного токопроводящим.
По поводу царапания: щётка ведь не будет часто елозить туда-сюда, она, может, раз в полгода сделает один проход.
Ещё вариант: покрыть солнечные батареи несколькими слоями тонкой прозрачной плёнки и придумать механизм, который при запылении будет сдирать верхнюю плёнку со всей налипшей пылью. Даже штук 5 слоёв сильно продлят срок службы панелей и сократят простои.
Victor_Grigoryev
27.01.2016 23:24+2Стыдно за людей, которые не читали Zelenyikot и lozga, но рвутся в комментарии за лайками.
dcoder_mm
28.01.2016 00:47+2Три одинаковых комикса под каждым постом о марсоходах расстраивают больше
alexvershkov
27.01.2016 14:39Вполне возможно что Опортьюнити еще может пережить Курьосити? У второго жизнь ограничена ритегом, который конечен. А у первого солнечные батареи
HunterSpy
27.01.2016 16:12Про ресурс аккумулятора не забудь… без него он из-за перепада температур ночь/день быстро умрет.
aminought
27.01.2016 15:25Вот бы организовать встречу Curiosity и Opportunity!
lostpassword
27.01.2016 15:59Что, манипуляторопожатие заселфить?)
SelenIT2
27.01.2016 16:05А кстати, были ли прецеденты подобных «встреч» на других небесных телах, кроме знаменитого визита астронавтов «Аполлона-12» к «Сервейеру-3»?
dcoder_mm
27.01.2016 18:35Кажется, нет. Правда я и про «Сервейер-3» узнал только от вас и с большим интересом прочитал, большое спасибо
фоточкаshlykovdi
27.01.2016 17:20Интересно, а на сколько далеко они друг от друга находятся? Может это вообще недостижимая цель)
SelenIT2
27.01.2016 17:58+2Увы, очень далеко. Практически на противоположных сторонах глобуса. До Спирита Кьюри еще мог бы попробовать дотянуться, хотя всё равно 2000 км при темпе 10 км за 3 года…
blazemaru
27.01.2016 17:20-11Тестовый комментарий к старой записи.
Заранее на всякий случай: прошу прощения у автора статьи.
AlexJJ
27.01.2016 17:2090 сол планировали что должен проработать Opportunity, а он уже 4267 сола куралесит по Марсу за 12 земных лет? В 47.4 раз превысил запланированного срока. Еще 233 сола и в 50 раз превысит запланированный срок. Вот так техника работает в далеке от человека.)
vasiaplaton
27.01.2016 17:20+1Пытался сделать что-то подобное на arduino, датчик холла, система координат, автоуправление.Поставил на банку, подключил вместо батарей usb, 6 часов и из драйвера двигателей пошел сизый дым.(кстати камера тоже есть.)
marks
27.01.2016 17:20Пытались сделать марсоход?
vasiaplaton
28.01.2016 13:07да, не пытался, а пытаюсь
gary1
28.01.2016 13:10Может быть напишете об этом статью? Думаю публике будет весьма интересно
vasiaplaton
28.01.2016 14:35Возможно и напишу, когда закончу, кстати стоит ли описывать все грабли?
Aldaron1
29.01.2016 12:05Тоже брался за подобный проект, но потерпел фиаско, тк изначально взял довольно слабый контроллер и в итоге для апгрейдов пришлось бы все с нуля собирать, прогать итд. В результате у меня получился танк с управлением через wi-fi и нехитрым манипулятором. Банально, обидно (
dcoder_mm
27.01.2016 18:36Не ходите работать в JPL.
monah_tuk
28.01.2016 10:16+1Я думаю, его сами пригласят, когда он
из драйвера двигателей пошел сизый дым
исправит удалённо :)vasiaplaton
28.01.2016 13:06Сегодня испытывал его с транзисторами и сломалась серва на руке с датчиками. Вот с этим проектом (делаю чисто для себя ) конечно не мало повозился
loker39
27.01.2016 17:21+1На самом деле была бы интересная статья об аккумуляторных батареях для подобных аппаратов. Какие материалы применяются и т.д. Там же радиация, перепады температур и прочие не совсем дружественные условия…
P.S. Такой статьи здесь пока не видел.vanyamasnuha
27.01.2016 20:26Наверное, NiCd батареи ставят — они очень долговечные. Еще LiFePO хорошо работают при низких температурах и более долговочные за обычные литиевые аккумуляторы.
Zenitchik
27.01.2016 21:27LiFePO хорошо работают при низких температурах
Вы в этом уверены? Продавцы говорят, что наоборот, ниже -17°С LiFePO4-батарее становится очень плохо.
atomlib
evil_me
Вот тоже хороший
igoriok
Чёрт. Мы должны спасти этот маленький ровер. Весь мир ждёт его возвращения!
amarao
Надеюсь дожить до момента, когда я смогу посмотреть на него в музее освоения Марса. Своими глазами. На оригинал, который вернули. Или, ещё лучше, слетать в отпуск, посмотреть местные музеи — и, конечно, на него тоже.
alsii
Да, теперь ясно, что все вопросы о том, зачем нам посылать миссию на Марс, исходят от черствых и циничных людей. Не голосуйте за них.
ruikarikun