Привет! Меня зовут Евгений Бартенев, я техлид и автор курса «Python-разработчик» в Яндекс Практикуме. В профессии я уже больше 20 лет: прошёл путь от джуниора до эксперта по Python и видел, как меняется рынок и как вместе с ним меняются требования к разработчикам.
И за это время я заметил одну закономерность: часто после первых шагов в карьере люди словно упираются в потолок. Кажется, цель ясна: «стать мидлом, потом синьором» — но такой ориентир почти никогда не помогает двигаться вперёд. Дело в том, что должность — лишь формальный ярлык. Настоящий рост приходит через навыки, опыт и умение применять их на деле. Без понимания этой логики легко застрять на одном месте: работать много, но не двигаться в профессии.
В этом материале поделюсь подходами, которые помогут выйти из подобной ситуации. Я расскажу, что такое план профессионального развития, зачем он нужен и как его использовать для личного роста, на собеседованиях, в обучении и в реальной работе. Затем покажу пример карты навыков Python-разработчика, дам шаблон плана и конкретные рекомендации, что делать, если вы действительно нацелены на движение вперёд и хотите вырасти до уровня эксперта.
Почему цель «стать мидлом» не помогает расти
Когда выпускники строят планы на будущее, они часто ставят цель «рост до мидл-разработчика, а позднее до синьора». И такая цель может легко завести в тупик. Одна из причин — различия в системе грейдов между компаниями.
Грейд — это уровень в одной должности, и в каждой компании уровни определяют по-своему.
В общем виде система грейдов разработчика может выглядеть так:
Джун (от англ. junior, «младший») — работает над простыми задачами, часто обращается с вопросами к более опытным коллегам и может рассчитывать на их подробные разъяснения.
Мидл (от англ. middle, «средний») — может ставить и решать сложные задачи самостоятельно, старшие коллеги проверяют только результат его работы.
Синьор (от англ. senior, «старший») — решает сложные задачи, отвечает за результат, занимается архитектурой проектов, обучает младших коллег.
Это лишь один из возможных вариантов: для грейдов не существует единых критериев, и разработчик не может уверенно оценить свои шансы на переход из одного грейда в другой. В ряде компаний определены формальные критерии, когда можно рассчитывать, что тебя могут рассматривать на мидла или синьора, но чаще всего их нет либо они сильно отличаются.
Поэтому цель «вырасти до мидла или синьора» не сработает — в ней нет конкретики. Даже если в одной компании вас начнут называть «мидл-разработчиком», в другой, где требования более высокие или просто отличаются, можно снова оказаться джуном.
Ещё один вариант профессионального развития, который озвучивают выпускники, — рост до определённой роли. Из разработчика — в тимлида, техлида, СТО (технического директора), а иногда и в проджект-менеджера.
При такой постановке задачи уже есть критерии, по которым одну позицию можно отделить от другой. Но функционал, зарплата и уровень ответственности перечисленных специалистов снова будут отличаться в разных компаниях. Для одного человека переход из разработчика на позицию проджект-менеджера с техническим бэкграундом может оказаться интересным вызовом и карьерным ростом. А для другого — понижением и потерей профессиональных навыков.
Цели, описывающие достижение определённого грейда («хочу стать синьором») или должности («хочу стать СТО»), — излишне абстрактны; путь к этим целям сложно разбить на конкретные шаги. Поэтому первое, о чём вам скажут менеджеры по трудоустройству на этапе поиска работы, — начинать мыслить не грейдами и должностями, а технологиями.
Планы, которые работают
База, на которой строится карьера разработчика, — это технологии. Именно они открывают дорогу к новым грейдам и должностям. Но просто знать технологии мало, важно уметь правильно формулировать для себя цели.
Обычно в таких случаях вспоминают принципы SMART. Честно говоря, я скептически отношусь к большинству «теоретических концепций»: слишком часто они остаются красивыми словами на бумаге и не помогают в реальной работе. Однако в данном случае я сделаю исключение и позволю себе опереться на этот принцип и показать, как он работает на практике.
Согласно SMART, цель должна быть:
Specific (конкретная);
Measurable (измеримая);
Attainable (достижимая);
Relevant (актуальная);
Time-bound (ограниченная во времени).
Например:
В ближайший год я хочу освоить топ-10 технологий, которые используют Python-разработчики в компании мечты N, и пополнить портфолио на пять пет-проектов, где я смогу продемонстрировать уверенное владение этими технологиями.
Это хороший пример цели по SMART. В ней есть точные формулировки, откуда брать список технологий для изучения, сколько есть времени на их освоение и каким должен быть результат.
Кроме задач по основной работе, хочу уделять один час в день изучению дополнительных материалов по Python.
Так лучше не делать. В этой цели не хватает дедлайнов (как долго человек планирует изучать материалы), конкретики (какие именно материалы нужно изучить) и актуальности — для чего это нужно.
Хочу через год получить хороший фидбэк от своего менеджера по итогам работы и повысить зарплату на 30%.
Это вполне конкретная и измеримая цель, но её сложно отнести к цели по профессиональному развитию, ведь фокус здесь сделан не на освоении новых технологий, а на повышении зарплаты.
Хочу придумать пет-проект и по выходным заниматься его развитием вместе с бывшими однокурсниками.
У этой цели нет конкретных сроков, не обозначен результат, к которому хочется прийти, и не описана актуальность, то есть для чего это нужно.
Все эти примеры показывают, что формулировка цели напрямую влияет на то, получится ли её реально достичь. Когда цель размыта, без сроков и конкретики, — она остаётся только хорошим намерением. Но когда в ней чётко обозначены шаги, сроки и результат, появляется понятный вектор развития и возможность проверить, двигаетесь ли вы в правильном направлении. Именно поэтому грамотная постановка целей — это не формальность, а инструмент, который помогает ускорить рост в профессии.
Карта навыков и план профессионального развития
Умение формулировать цель — это только первый шаг. Чтобы действительно двигаться вперёд, нужна «карта местности»: понимание, какие навыки предстоит освоить и в какой последовательности. В нашем случае такой картой выступает связка из двух инструментов — карты навыков и основанного на ней плана профессионального развития. Вместе они дают ориентир, который помогает достигать поставленных целей.
Именно поэтому ещё на старте поиска первой работы в Практикуме мы просим студентов составить подробный план развития на год вперёд. Это повышает шансы на успешное трудоустройство: на собеседованиях часто звучит вопрос «Как вы видите себя через год или пять лет?», и продуманный план позволяет дать структурированный, убедительный ответ. Работодатели понимают, что вы умеете учиться, знаете, куда идёте, и способны развиваться системно.
Проблема лишь в том, что новичку сложно составить такой план с нуля. Поэтому для студентов курса «Python-разработчик» мы подготовили шаблоны — карту навыков и план профессионального развития. Их можно использовать как основу, а дальше дорабатывать под свои цели и задачи.
Карта построена на реальных требованиях работодателей и покрывает ключевые технологии, инструменты и типовые задачи, с которыми сталкиваются джуны в первые годы работы.
Готовая карта начинающего Python-разработчика может выглядеть так:

Такая карта позволяет студенту видеть не только то, что он уже умеет, но и пробелы, которые нужно закрыть, чтобы двигаться дальше — не абстрактно «в сторону синьора», а к конкретному набору умений, которые отличают опытного разработчика.
Это делает рост более управляемым и осмысленным: вместо движения к туманным ориентирам вроде «хочу вырасти» студент работает над конкретикой: пишет unit-тесты, разбирается в CI/CD, понимает архитектуру приложений или берёт на себя работу с legacy-кодом.
Кроме того, карта компетенций служит языком общения между студентом и карьерным консультантом. Вместе они могут составить индивидуальный план профессионального развития, отталкиваясь от текущего уровня подготовки и целевых вакансий.
Вот как может выглядеть пример плана развития:

Такой план помогает избежать разочарования от несоответствия ожиданий и требований: студент заранее понимает, что от него будет нужно на первом месте работы и что нужно подтянуть, чтобы претендовать на следующую ступень.
И главное — чётко сформулированный, конкретный и детальный план возвращает контроль над развитием в руки самого студента. Вместо того чтобы ждать «повышения» или надеяться на «удачный шанс», он может строить свою карьеру, опираясь на конкретные действия и результат.
Что ещё поможет профессиональному развитию
Планы на будущее — важны, поэтому хорошо держать их перед глазами с того момента, как начинается поиск работы. В то же время нужно готовиться к рутине. В первые годы работы джуном вас ожидает:
изучение документации;
выполнение однотипных простых задач;
выстраивание коммуникации в новом коллективе (освоение чатов, трекеров и внутренних «ритуалов»).
В некоторых компаниях принято активно помогать начинающим разработчикам и мотивировать их на рост. Но это не общее правило: для многих компаний это не приоритетная задача. Поэтому с самых первых дней работы ответственность за своё развитие лучше взять на себя.
Самостоятельность и инициатива важны, но развитие джуна зависит не только от его усилий, но и от среды, в котором он работает. Корпоративная культура, наличие наставников, политика компании в отношении обучения и карьерного роста, бизнес-цели команды напрямую влияют на возможности роста.
Например, в одних компаниях новичку выделяют наставника и выстраивают план развития, а в других джун может «застрять» на однотипных задачах без обратной связи. Поэтому важно не только строить свой план, но и учитывать, насколько рабочая среда поддерживает развитие, и при необходимости — осознанно выбирать более подходящее окружение.
Как действует начинающий разработчик, которому интересно профессиональное развитие:
даже после трудоустройства продолжает изучать вакансии и обращать внимание на требования к кандидатам — отмечает и выписывает, каких знаний ему не хватает;
ходит на собеседования и формирует список вопросов, на которые не знает ответов;
участвует в митапах (онлайн- и офлайн-конференциях или просто неформальных встречах) разработчиков и изучает подходы, которые коллеги используют в своих проектах;
активно общается и обменивается опытом с коллегами из других компаний;
читает статьи на Хабре и на других ресурсах, чтобы быть «в теме» и учиться на чужом опыте;
регулярно задаёт себе вопрос: «А как ещё можно было реализовать эту задачу?»;
рационально распределяет свой рабочий график: сначала выполняет обязательства перед командой, в оставшееся время занимается развитием.
Если кратко, то путь джуна — смесь рутины и практики. Это стартовая точка, из которой при должном уровне самоходности можно вырасти в разных направлениях.
Самоходность в учёбе и после
Коммуникация на курсе «Python-разработчик» специально построена так, что студенты не получают готовых ответов от наставников. В дополнение к материалам на платформе понадобится искать информацию за её пределами. Поначалу такой подход может вызвать непонимание — зачем идти на курс, где нет готовых решений?
Наставники помогают прийти к ответу. Но идеальный вариант — самостоятельный поиск решения. Ведь одна из главных задач курса — подготовить программистов к реальной работе, к работе с большим объёмом информации, которая быстро устаревает и требует пристального внимания.
В Практикуме умение проявлять инициативу и самостоятельно искать варианты решения проблем называют «самоходностью». Сначала это умение поможет вам произвести впечатление на будущего работодателя, а в дальнейшем — построить успешную карьеру.
Составление плана профессионального развития — это тоже часть самоходности. Если вы заранее продумали, как будете расти в профессии, это повлияет и на то, в какой компании вы начнёте работать, как будете поддерживать свою мотивацию, как настроите общение с коллегами и над какими задачами будете работать, чтобы достичь своих целей.
Продуманный, конкретный и реализуемый план развития будет выгодно отличать вас и от других кандидатов на собеседовании, и от коллег, которые пока не знают, чего хотят.