Кому вы звоните, что пишете в Facebook, что ищете в Google, куда ходите по пятницам — всё это банки скоро начнут учитывать при выдаче кредита.

Финансовые учреждения весьма консервативны и пока не осознают ценность телефонных метаданных, а также другой информации, которую можно получить со смартфона и из социальных сетей. Но скоро ситуация изменится. Появился ряд финансовых ИТ-стартапов, которые разрабатывают технологии анализа метаданных, чтобы вычислить кредитный рейтинг пользователя и вероятность возврата им кредита.

Например, над подобной технологией работает Дэниель Бьёркегрен (Daniel Bjorkegren), экономист из американского университета Брауна, рассказывает New Scientist. Одна из его тестовых выборок включает в себя историю звонков 3000 человек, взявших кредит в одном из банков на Гаити. Далее смотрим, сколько звонков совершает человек ежедневно, какова длительность этих звонков, как изменяются показатели во времени и как успешно человек платит по кредиту.

Алгоритм пытается выявить в метаданных некоторые закономерности, которые дают основание судить о человеческом характере. Перезванивает ли он по пропущенным звонкам? Насколько своевременно оплачивает счета, не уходит ли в минус? Эти параметры указывают на ответственного человека.

Бьёркегрен на недавней конференции в Кембридже представил результаты своего исследования. Во время эксперимента в гаитянском банке удалось снизить невозвраты кредитов аж на 43%, поскольку программа помогала определять более ответственных людей.

С мнением коллеги согласен и ведущий аналитик стартапа Cignifi, работающего в смежной области. Поскольку многие люди используют свои смартфоны ежедневно, то метаданные позволяют очень быстро определить факт изменений в жизни человека и многое сказать о его текущем состоянии. Например, время суток, в которое совершаются звонки, является полезным индикатором того, отдаст ли человек кредит.

Откуда банки возьмут такую информацию? Это очевидно: от операторов мобильной связи. Запрос на выдачу информации отправит сам пользователь, который просит кредит. Если он откажется сделать это, то получит сильно отрицательную оценку при кредитном скоринге и, возможно, даже отказ в выдаче кредита.

Аналогичным образом, банки могут запросить информацию из социальных сетей. Например, полную историю активности человека в соцсетях за всю жизнь.

Как известно, Facebook высылает такую информацию по запросу. Личное досье на каждого пользователя в компании Facebook включает 57 категорий (работа, образование, друзья, политические взгляды, хобби, фотографии и т.д.). Среди прочего, хранятся и удалённые сообщения, чат-сессии, имена бывших друзей и другие данные с пометкой "deleted:true". Вероятно, подобным образом поступают и прочие социальные сети.

Комментарии (8)


  1. VenomBlood
    12.05.2015 00:56

    Бьёркегрен на недавней конференции в Кембридже представил результаты своего исследования. Во время эксперимента в гаитянском банке удалось снизить невозвраты кредитов аж на 43%, поскольку программа помогала определять более ответственных людей.
    Отлично, Recall для данной задачи не плохой, а почему про Precision молчат?


  1. realbtr
    12.05.2015 01:53

    Забавно то, что интересы банков несколько разнятся с задачей «выдавать меньше ненадежных кредитов». Им бы хотелось иметь больше рычагов давления на ненадежных заемщиков, чтобы выдавать больше кредитов и обеспечить валовую возвратность в приемлемых рамках. При оценке банков акционерами (и владельцами) так поставленная задача выглядит более интересной. Санации же больше похожи на непродолжительное воздержание в пост и по великим праздникам. Поэтому лучше выдать больше кредитов с большей процентной ставкой и заработать сейчас, чем поддерживать устойчивость с низкой базой.


    1. MiXaiL27
      12.05.2015 02:45
      +2

      Тогда фейсбуку нужно запилить свой банк и в случае невозврата клеймить страницу пользователя.


      1. Muxto
        12.05.2015 12:48

        Гениально.
        Многие наверняка больше боятся потерять страницу, чем потерять залоговое имущество.


    1. metanol
      12.05.2015 06:46
      +2

      Ну так ничего не мешает исследовать связь активности пользователя не с показателем «нет просрочек», а с показателем «сколько на таких же зарабатываем» (включая штрафы за просрочку платежа и проч).


  1. qde5n1k
    12.05.2015 10:58

    Гамбуржский Kreditech уже несколько лет осуществляет скоринг на основе в том числе данных из Facebook. Но то европейский стартап, а не инертный российский банк.


  1. amarao
    12.05.2015 22:47
    +4

    Ещё один повод не брать кредиты.


    1. Ivan_83
      13.05.2015 04:22
      +3

      И не пользоваться соц сетями.