На территорию России пришла зима. Многие летние гаджеты уже лежат на полках, ожидая весны следующего года. Но иногда на улицах городов можно заметить утепленного, зашипованного и упорного велосипедиста. А кое-где можно увидеть и моноколесников (моноколесистов?). Каким бы парадоксальным это не казалось, эксплуатация моноколес зимой возможна, пусть и с некоторыми особенностями.
Батареи
Если посмотреть на технические спецификации литий-ионных аккумуляторов 18650 разных фирм, то у них обычно указано, что их допускается разряжать до температуры -20° Цельсия, а заряжать — не ниже 0° C. Проблема в том, что, как мы знаем, в моноколесах есть рекуперация, которая заряжает батареи при каждом торможении. Пластик корпуса достаточно хорошо проводит тепло, поэтому батареи будут охлаждаться несмотря на неизбежный нагрев при заряде/разряде. Остывание батарей хорошо заметно по уменьшению запаса хода осенью с понижением температуры. Самый простой путь — утеплить батареи. Вспененный полиэтилен сейчас выпускается в разных вариантах, наверное, самый доступный — это теплолента для окон. Она также удобна тем, что на одной поверхности есть слабый клей, благодаря которому лента лучше держится.
Мое колесо, два слоя теплоленты по бокам и один слой снизу
Я решил утеплить батареи, надеясь, что снег ляжет поздно, и еще долго можно будет ездить при околонулевой температуре. По закону подлости, когда я закончил работу и посмотрел в окно — там успел выпасть постоянный зимний снег. Впрочем, в тот день я смог неплохо поездить, потестировать поведение колеса, проехал, пусть и медленнее, примерно 12 километров, и остаток заряда в 72% был прямо по-летнему.
Кстати, есть определенный смысл, в том, чтобы иногда проводить техосмотр колеса — для меня было неприятным сюрпризом обнаружить перетершуюся изоляцию провода:
Теоретически, у такого способа есть опасность, что батареи будут перегреваться при зарядке колеса дома. Но зарядные устройства маломощные, обычно на 2 ампера. На форуме владельцев моноколес также пока не зафиксировано проблем из-за утепления батарей.
Есть более сложный способ — поставить на батарею нагревательный элемент с термостатом и нагревать, подключившись к батареям моноколеса или используя внешние. Но здесь, на мой взгляд, затраты труда растут непропорционально полученному эффекту.
Гидроизоляция
Снег, попавший в моноколесо, в тепле начинает таять, а вода — серьезная угроза для электрического агрегата. У разных моделей моноколес разная опасность попадания воды внутрь корпуса. В одной из самых неудачных, например, плата контроллера стоит на радиаторе, который смотрит в отсек колеса и часто бывает плохо закреплен. Снег или грязь в такой конструкции гораздо легче могут попасть внутрь корпуса, и оказаться совсем рядом с контроллером.
Высохший песок на плате контроллера
Очень полезно знать конструкцию и слабые места своего моноколеса. В закрытых моделях, например, снег может трамбоваться в колесном отсеке, и крайне желательно, попав в тепло, его оттуда вытряхивать. Известны истории выхода колес из строя из-за заливания контроллеров или даже мотор-колес (которые конструктивно не получится загерметизировать), так что остается только призывать к внимательности и осторожности.
Шиповка
Штатные покрышки моноколес предназначены для летней езды по городу, поэтому относятся к сликам или полусликам и не создавались для езды по льду. Поэтому при подготовке к зиме некоторые энтузиасты меняют покрышку на шипованную. Ситуация осложняется тем, что из-за редких диаметров готовые шипованные шины встречаются редко, вкручивающиеся шипы типа BestGrip хорошие, но дорогие (порядка 30 р штука), а шиповка саморезами требует защиты камеры от прокола этими же саморезами при, например, въезде на бордюр. Лайфхак — можно найти и поставить покрышку меньшего диаметра внутрь шипованной саморезами:
Также, у разных моноколес разные конструкция корпуса и запас места в колесном отсеке, и грунтозацепы или выступающие шипы могут просто не поместиться в корпус.
Поведение колеса
Система управления моноколеса постоянно пытается подъехать под райдера, поэтому моноколеса очень не любят буксовать. Увы, зимой ситуации для этого создаются гораздо чаще, чем летом. Впрочем, по отзывам пользователей, достаточно часто моноколесо ведет себя лучше, чем от него ожидают. У меня прекрасно получалось кататься по свежевыпавшему мокрому снегу, под которым был асфальт. Только при резких виражах чувствовалось, что сцепление с дорогой стало хуже. Зато когда спустя неделю снега нападало сильно больше, а температура поднялась выше нуля, то ездить толком не получалось — на участках снега с водой сцепление практически отсутствовало, и даже на утрамбованном снеге колесо довольно часто начинало буксовать. Попытки ездить выглядят весьма забавно:
Но есть гораздо более удачные примеры поездок
Заключение
В целом, зимой моноколесо вполне можно использовать, но на расстояния до примерно пяти километров или в прогулочных целях. Проехать на работу со скоростью общественного транспорта через весь город уже не получится, но вполне можно выбраться в парк на выходных или неспешно прокатиться по тем дорогам, которые не засыпало до полной непроходимости.
В публикации использовались фотографии и видео пользователей форума Электротранспорт.ру и стоп-кадр вот этого видео на YouTube
Комментарии (43)
gregst
23.11.2016 10:15-7на автомобилях шипованная резина в городе несет больше вреда (личное мнение), так как на сухом асфальте шипы становятся как коньки.
Как обстоят дела с шипами на моноколесе на сухом покрытии?Stepanow
23.11.2016 10:32+6Вот ведь теоретики. На асфальте сцепление падает, но остаётся достаточным для уверенного контроля. На льду растёт с нулевого до приемлемого. Если на машине четыре колеса и трудно оценить важность сцепления, то покатайтесь на велосипеде зимой и сразу поймёте о чём я. Мой опыт — лет 8 примерно катаюсь зимой на велике. И никакой альтернативы шипам не вижу. Когда у меня не было шипованной велорезины, то в поворотах срывало периодически. Приходилось сбрасывать скорость до минимальной и постоянно быть готовым выставлять ноги, чтобы не упасть. На шипах ездишь спокойно.
AL13NTX
23.11.2016 11:39-4Мой опыт 7 год зимнего катания на веле — шипы категорически не нужны. При таком опыте начинаешь очень хорошо чувствовать равновесие и поверхность, даже небольшой занос переднего колеса не приводит к крашу. Да что говорить, я забыл когда занос был не специально сделанным. Езжу в т.ч. по Волге застывшей в состояние катка — проблем нет, что уж говорить про город, где чищено (хотя чищено — это не про Ульяновск).
Шипы критически влияют на накат, и если с Ice Spiker это ещё критично, то на самошиповке шурупами катание превращается в ад. Не забываем что на веле колёса играют роль гироскопов. Так что без шипов можно стабильно и быстро ездить.
PS: всё описанное выше происходит без падений :)
Alaunquirie
23.11.2016 14:05+1Не верю (верю с очень большим трудом) в возможность поездки на велике без шиповки по льду реки. Выезжали на каток ради интереса (дворовый, хоккейная коробка типа) — даже с моим уверенными трекстендом очень тяжело сколько-нибудь равномерную кривую выписать. Только по прямой.
xmax
23.11.2016 14:42Нуу на скорости 3-4км/ч еще удавалось повернуть. На 10 уже поворачиваешь руль, едешь прямо и начинает колесо в сторону скользить, точнее даже уходить на бок, т.е. срываться и как следствие — крэш.
На самой бюджетной кенде катаю, 20км/ч на льду все ок в поворотах. Далее уже срабатывает внутренние ограничения самосохранения. На прямых и по 35км/ч и все ок.Alaunquirie
23.11.2016 14:46Был опыт и на Ardent'е, и на NobbyNic / RocketRon, и на Highroller, и на Minion'ах. С черепашьей скоростью можно, чуть быстрее — уже всё. А ветер вообще может тупо повалить.
arheops
23.11.2016 14:57Вот так едешь себе 15-20(не говорю про 30), потом кочка на льду и за 0.2секунды ты лежишь. И хорошо, если не под машиной. Поворот — необязательно, достаточно просто припорошеного снегом льда.
arheops
23.11.2016 14:52Ездил зимой на нешипованой, до 28х2.5(типа так устойчивей и все такое), на льду уже при 15кмчас были периодические вылеты. После того, как улетел на спуске через руль(на автодороге, да), купил себе нормальные шиповки. Как показала практика хорошая шипованная резина 1.2дюйма дает возможность без проблем передвигатся со скоростью близкой к 25, ни падений, ничего. С тех пор при -0 даже без снега бортую на шиповки. На веле без шипов зимой, конечно, можно. Но в городе может очень плохо кончиться.
20кмчас на кенде по льду — это из области фантастики даже по речке(по идеально ровной поверхности). Как минимум, набегающий поток будет неравномерный, а колесо вбок уходит при малейшем порыве, и, как правило, резко.
dd_master
24.11.2016 14:47Сомневаюсь, что по горбатому льду в поворот на 90* вы войдёте на скорости более 5 км в час не улетев, когда вместо контруклона — поворот наоборот соскальзывает во внешнюю сторону. Также, шершавость льда бывает разной: «стекло», «мокрое стекло», «шершавое стекло», собственно лёд (да, как на катке!), и «почти снег», как и гладкость, и наклоны. Если добавляются пешеходы, автомобили и прочие прелести в виде светофоров, бордюров (с таким же наростом льда, то повороты и торможения вполне логично, становятся опасными. На дорогах общего пользования (не в переулках и дворах) — пространства больше, скорости выше, пешеходов меньше, да и убирают их чаще, поэтому даже если что-то выпадет, то утрамбуется автомобилями в ровную колею — проехать можно прямо по ней. Дьявол кроется в деталях — опишите ваш город, условия, и тогда станет понятна причина такой самоуверенности. Я привёл в пример свои места обитания, они не всегда такие адовые, но без своевременной уборки — превращаются в такие, в последнее время — всё чаще, и рисковать не хочется. Извините, тема про моноколёса, а перешли на велосипеды.
По теме: шиповка на моноколесо — отличная и правильная идея, для использования в период обледенений! Автор молодец, спасибо за статью)
RigelNM
23.11.2016 10:57+9Всегда таким теоретикам припоминаю случай из жизни. Ехал по чистой, сухой трассе, -20, асфальт даже не блестит на солнце (по всем признакам льда нет). Однако, когда припарковался на обочине и попытался выйти из машины на асфальт, то как только поставил обе ноги сразу разъехался шпагатом. А так еду — трасса чистая, сцепление отличное, уверенно 120 км/ч.
sashabeep
24.11.2016 13:04Я на такой же дороге скатился в кювет, когда под колесо какая-то деревяшка попала и воткнулась между диском и резиной, колесо сдулось и меня кинуло на встречку, потом я резко крутанул в другую сторону по-заднеприводному, а не как надо было и легонько упаковался вниз капотом под углом 45 градусов с трехметровой высоты. Мне кажется, асфальт был как пропитан, чтоли водой. Выглядел абсолютно чистым. Грузовик, который тормознули меня выдергивать прошлифовал метров 5
RealFSA
23.11.2016 10:40+1Ну вот как-то так было прошлой весной :)
http://www.netall.ru/gnn/130/1913/927891.html
SinsI
23.11.2016 11:32> поставить на батарею нагревательный элемент с термостатом и нагревать, подключившись к батареям моноколеса или используя внешние. Но здесь, на мой взгляд, затраты труда растут непропорционально полученному эффекту.
А это вообще имеет смысл? Не будут ли энергетические затраты на подогрев больше, чем доходы от рекуперации?
И спецификации спецификациями, а хотелось бы знать точную физическую их подоплёку — что именно будет происходить при заряде при отрицательных температурах?
К тому же аккумуляторы имеют внутреннее сопротивление, так что при работе они так и так должны нагреваться…lozga
23.11.2016 11:55+2Это имеет тот смысл, что при нормальной работе на батареях будет всегда положительная температура. Просто утепленная батарея замерзает, пусть и позже, если долго не ехать. Затраты на подогрев ничего не окупит, делается не для этого, а для безопасности батарей. При заряде литиевых батарей ниже нуля на аноде откладывается металлический литий, который никак не убрать, а из-за него батарея может выйти из строя.
При простом утеплении расчет как раз на то, что нагрев от заряда/разряда будет выше потерь тепла.
catharsis
24.11.2016 20:02Про рост металлического лития на аноде немного написано в https://geektimes.ru/post/280812/
fett273
23.11.2016 11:39Могу понять применение моноколеса летом ну и в межсезонье ограниченно. Но зимой аппарат для передвижения человека ну никак не подходит. Так-то холодно бывает на улице, ускоришь шаг, терморегуляция работает. А здесь даже если оно и будет нормально ехать, замерзнешь и заболеешь… ну и поделом будет.
shep
23.11.2016 13:19Полностью согласен.
Все лето откатал на etwow s2 booster зимой он, в отличае от моноколес, вообще не вариант. До +20 градусов, если одеваться так, чтобы было комфортно пешком, то на скорости 30 км/ч ощутимо холодно уже через 10 минут езды (как раз из-за того, что сам находишься в покое, а тепло отводится сильно).
Думаю если в -10 ехать хотя бы 20 км/ч, то не просто одеться нужно, еще и в маске ехать, чтобы не обледенеть.
lozga
23.11.2016 13:24Когда я ездил при температурах 0 — +5 до снега, надевал поверх джинсов камуфляжные штаны из видео. На голову под шапку балаклаву, и очки, чтобы в глаза не дуло. Защита ладоней надевалась поверх перчаток с пальцами, чтобы с телефоном можно было взаимодействовать. И прекрасно ехал, 20-25 км/ч местами, не замерз.
Linder666
23.11.2016 21:14Согласен. Но еще задаюсь вопросом, будут ли такие моноколеса реально удобны в городах, с множеством горок. Сам живу в подмосковном Красногорске, и смотря на наши подъемы в парках, тропинках и дорогах, сомневаюсь, что двигатель таких устройств сможет вытянуть в гору ездока
MyFearGear
23.11.2016 14:13На мой взгляд бесконтрольное утепление акума чревато перегревом и бог знает чем ещё впоследствии.
Такие вещи надо контролировать термопарой с последующей автоматикой — да хотябы бипером, предупреждающем о перегреве!
Хотя проблем нету, говорят… Но тем не менееlozga
23.11.2016 14:30При разгоне/торможении пиковые токи достигают 20-30 ампер, это очень много, и батареи летом не перегреваются. Плюс, скорость теплообмена пропорциональна разнице температур. Если какой-нибудь энтузиаст поставит термопару и получит реальные данные, то это будет, конечно, точное знание в отличие от прикидок.
Red_Lion
23.11.2016 14:17Если обратить внимание на людей, которые ездят зимой на мотоциклах то есть несколько дешевых и быстрых вариантов:
1) Найти самую мягкую покрышку с развитой «шашкой» и нарезать ламелей.
2) Купить саморезы с шестигранной головкой для внешней ошиповки.
3) Если использовать саморезы по металлу (ошиповка изнутри), то для защиты камеры отлично помогает нейлоновый тросс приклеенный изнутри на покрышку.
Smallllk
23.11.2016 14:20Про трудозатраты на установку подогрева — можно сделать простую систему с ручным управлением: купить за 100-200р «подогрев для зеркал» автомобильный(но учтите он под 12В, какое напряжение в колесе?), это простой пленочный нагреватель, приличного размера, с клейкой пленкой на одной стороне. выключатель можно сделать механический и включать, например, только перед поездкой после хранния на холоде на N минут(замрить экспериментально). Да, не супер решение, но быстрое. Я подобное сделал на авто, для подогрева «мозгов» машины, т.к. при t ниже -20 они напрочь перстают работать, а так, пара минут и в -35 можно заводить.
lozga
23.11.2016 14:31В колесе +60 примерно от батарей и на контроллере может быть +5 под что-нибудь типа подсветки. В общем, не так это просто.
xoralex
23.11.2016 14:30Пробовал кататься на моноколесе зимой. Согласен с выводами автора статьи — зимой использовать колесо как транспорт не удобно.
Даже если снег утоптан и не подскальзываешься, то все равно быстро не разгонишься, так как поверхность кривая и при наборе скорости начинает трясти. А со скоростью пешехода ехать смысла нет.
lostpassword
Так вы перешли на шипованную резину?)
lozga
Я пока предпочитаю смотреть на эксперименты других.