Около недели тому назад на Geektimes публиковалась информация о том, какие планы у компании SpaceX на этот год. В частности, Илон Маск заявил, что уже через несколько месяцев компания собирается осуществить пробный запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Грузоподъемность новой ракеты-носителя составляет 54,4 т. Планируется, что Falcon Heavy будет доставлять груз такой массы на низкую опорную орбиту. С ее же помощью можно отправить 21,2 т полезного груза на геопереходную орбиту и около 13 тонн груза к Марсу. Сейчас сборка Falcon Heavy подходит к концу.

Стоимость запуска этой ракеты-носителя специалисты компании оценивают примерно в 90 миллионов долларов США. Детали пробного запуска ракеты, впрочем, компания не раскрывала. Недавно же появилось немного больше информации о том, какая дорожная карта предусмотрена SpaceX в отношении ракеты. В частности, компания для получения одобрения федеральных властей на запуск проводит оценку влияния на окружающую среду стартовых площадок. Кроме существующей, SpaceX готовит еще две площадки.



В рамках оценки SpaceX изучает уровень шума при запуске всех трех ступеней для Falcon Heavy, плюс ряд других факторов. По результатам подготовки пусковых площадок компания подготовила открытый отчет. В этом документе говорится о том, что первые запуски ступеней начнутся ранней весной этого года. Причем SpaceX планирует посадить все три ступени. Опыт успешного (и не очень) возвращения первых ступеней ракет-носителей у компании уже есть, поэтому сейчас команда, занимающаяся подготовкой и реализацией пусков, собирается попробовать вернуть на Землю неповрежденными все три ступени одновременно.

Дело в том, что Falcon Heavy планируется запускать именно с тем расчетом, чтобы возвращать на Землю указанные элементы конструкции ракеты. В основном это, по замыслу инженеров компании, поможет удешевить запуски, причем, как уже было указано выше, снижение стоимости весьма значительное. «Это поможет компании выполнять задачи НАСА и USAF», — говорится в документе SpaceX. «Наши действия должны соответствовать ожиданиям США относительно того, что доставка грузов в космос может быть снижена, что позволит сделать более доступным изучение космического пространства».

Упоминает компания и о том, что вскоре планируется построить площадку для работы с капсулой Dragon. Космический корабль Dragon 2, по замыслу SpaceX, будет отправлять команды астронавтов на орбиту. Создаваемая площадка будет использоваться для загрузки корабля топливом и обслуживанием системы двигателей.



Когда компания создавала основную площадку Landing Zone 1, было решено организовать и четыре вспомогательные площадки. Все они используются для тех либо иных целей: обслуживание элементов ракеты и подобных.

Сейчас потребовались еще площадки, на которые можно было бы посадить все три ступени одновременно. То есть, кроме Landing Zone 1, нужно еще два «посадочных места» для двух других ступеней ракеты-носителя Falcon Heavy. Кроме суши, у SpaceX есть и альтернативный вариант — попробовать посадить какие-то ступени на баржи, размещающиеся сейчас в Атлантическом океане.


В документе есть еще и данные о количестве возможных пусков Falcon 9 и Falcon Heavy. Насколько можно судить, регулятор разрешил компании производить 12 запусков и посадок ракеты-носителя Falcon 9 и ее ступени, а также, дополнительно, 6 пусков Falcon Heavy с потенциальной возможностью возврата 18 стартовых ступеней этой ракеты в год (6 пусков по 3 ступени в каждом — это 18 ступеней в общем зачете).



Если регулятор не одобрит создание еще двух посадочных площадок со стороны SpaceX, то компания все равно сможет запускать обе ракеты носителя из Флориды. Но вот возвращать на Landing Zone 1 можно будет лишь одну ступень. «Оставшиеся ступени Falcon Heavy либо упадут в Атлантический океан, либо же будут посажены на плавающую платформу», — говорится в документе. Сейчас, после того, как компании несколько раз подряд удалось посадить вернувшиеся ступени как на площадку на твердой земле, так и на плавающую платформу, можно предполагать успех SpaceX в посадке одновременно трех ступеней с высокой степенью вероятности.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. aydahar
    12.01.2017 20:10
    +2

    А известно ли что-нибудь о строительстве космодрома/площадки в Техасе? Вроде оттуда собирались запускать в будущем, чтобы сажать во Флориде…


    1. seminole
      12.01.2017 22:30
      -1

      От Техаса до Флориды слишком далеко чтобы сажать


      1. seminole
        14.01.2017 01:44

        Первую ступень Falcon 9 садят на баржу на расстоянии 200 миль от места старта, севернее мыса Канаверал. Расстояние от нового космодрома в Техасе до космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал более 1100 миль, т.е. в 5 с лишним раз дальше чем нужно для посадки первой ступени.


      1. seminole
        14.01.2017 01:53

        we are threading the needle a bit, both with the islands as well as the oil rigs, but it is still a good flight path to get commercial satellites to GEO.
        Иными словами запускать в сторону островов (Куба, Ямайка, Багамы)


    1. TedBronson
      12.01.2017 22:49

      Занимаются подготовкой площадки, там большие работы по укреплению грунта. В любом случае готов он будет не раньше конца 2018 года.


      1. Juster
        13.01.2017 10:32

        а как укрепляют грунт?


        1. TedBronson
          13.01.2017 12:16

          Судя по описанию просто привозят большое количество грунта (240,000 м3) и высыпают на площадку. Это дешевле чем бурить и заливать сваи, но занимает больше времени.


  1. ttaaaarrr
    12.01.2017 20:16
    -2

    А если все три в состыкованном виде посадить? Тогда, может топлива меньше потратить можно?
    Да, рулить будет труднее, но всё же.


    1. Alexmaru
      12.01.2017 20:29

      Не, не рулить труднее будет, а сам факт того, что им придётся в воздухе снова стыковаться — это уже топливо нужно. Плюс, из-за проблем одной ракеты могут убиться остальные.

      У каждой ракеты должно оставаться своё гражданское право убиться о земную твердь, подальше от остальных.


      1. ttaaaarrr
        12.01.2017 20:34
        -1

        Я про то, что состыкованными взлетели, полезную нагрузку отстыковали, на одном двигателе сели.


        1. Alexmaru
          12.01.2017 20:37

          на это — вторая часть ответа. Дорогая ошибка, и придётся на каждый вариант груза делать отдельные ракеты. А тут — прилепили Фалконов, который только крышей отличается от обычного, и всё, получаешь Falcon Heavy X, XL, XXL, …


        1. ArkturTierry
          12.01.2017 21:27
          +5

          Так ведь они же -ступени. Отстыковываются поочередно, на разной высоте и скорости. Смысл их отстыковывать одновременно? Полагаю, в статье про «одновременно» имеется в виду, что всё-таки последовательно, просто все три ступени, участвующие в пуске, сажаем на одной площадке. а не раздергиваем по разным и не сажаем часть, а часть топим в океане.


    1. rPman
      12.01.2017 20:29
      +2

      непонятно откуда тут будет экономия на топливе?
      держать ракетоносители вместе — дополнительные проблемы, решение которых наверняка 'не бесплатны', одна рассинхронизация работы двигателей чего стоит (помним, что в сопло двигателей дует встречный поток воздуха, на сверхзвуке)


    1. striver
      12.01.2017 20:30
      +1

      если верить презентации, то хэви — это 3 Фалкона в ряд, а таким парусом крайне сложно будет управлять. Опять же, в видео о колонизации Марса есть носитель, огромный, он круглый, такой как обычный Фалкон. В далеком будущем, скорее всего я до него не доживу, Фалкон Хэви будет садиться там, где и стартовал.


    1. 1_admin_1
      12.01.2017 20:39
      +1

      Так ведь весь смысл боковых ракет в том, чтобы как только они израсходовали всё топливо — разъединиться, что уменьшает вес поднимаемой дальше ракеты, а центральная часть, продолжила свой полёт. Вот где выигрыш по топливу.


      1. ttaaaarrr
        12.01.2017 20:44
        -3

        Они израсходовали не все топливо — нужно еще нацелиться в точку на земле и затормозить. А так боковые всё израсходуют, и на центральном приземляться.


        1. 1_admin_1
          12.01.2017 20:59
          +7

          Разумеется я имел ввиду израсходовали всё топливо, предназначенное для подъёма, а не вообще всё.

          Такое ощущение, что вы не понимаете — зачем делаются несколько ступеней на ракетах. Одна из причин — это вес. Ступень отработала, отцепилась, ракета стала легче, и теперь требуется меньше топлива, чтобы поднять ракету выше, чем если использовать одну единственную ступень. Вот где экономия.

          Тут похожий механизм. Боковые раньше завершают свою работу, и отсоединяются, тем самым — ракета становится легче.

          Суть такая же, как и с теми же шаттлами. Там боковые бустеры отработали, и сбрасываются, чтобы меньший вес поднимать дальше. И тут так же, отработали боковые части (оставив топливо лишь для посадки), отсоединяются, и дальше значительно сбросив вес, центральная часть продолжает работу, дальше набирая высоту.


    1. ttaaaarrr
      13.01.2017 22:40

      Ладно простите. Я не правильно понял, меня неправильно поняли, и минусы полетели.


  1. Laney1
    12.01.2017 23:35

    В документе есть еще и данные о количестве возможных пусков Falcon 9 и Falcon Heavy. Насколько можно судить, регулятор разрешил компании производить 12 запусков и посадок ракеты-носителя Falcon 9 и ее ступени, а также, дополнительно, 6 пусков Falcon Heavy

    помню, на форуме "новости космонавтики" была дискуссия о том, сколько фальконов Маск запустит в этом году. Местные обитатели назвали цифру "максимум 15-20, реалистично 12-15", и похоже оказались полностью правы :)


    1. pnetmon
      13.01.2017 00:13
      +2

      В документе, если перейти на англоязычный форум говорится только про эту площадку, а действующих космодромов для Falcon 9 сейчас два.


      pg. 2-5
      "The original EA estimated that 12 landings would take place per year for the initial five-year FAA launch license, of a single stage vehicle. SpaceX estimates there may be up to 6 events per year for a Falcon Heavy launch, and
      therefore up to 18 landings (12 Falcon 9 single core landings and 6 Falcon Heavy triple core landings) at LZ-1


  1. Serenevenkiy
    13.01.2017 10:00

    Кто-нибудь знает, не появилось ли у SpaceX планов по переливу топлива из первой ступени во вторую?


    1. VenomBlood
      13.01.2017 12:18

      Зачем?


      1. Serenevenkiy
        13.01.2017 12:27
        +2

        Спаржевый метод разделения ступеней. Ответ на вопрос — если есть перелив, то можно забросить больше или дальше. Но реализация сложная, и вроде как планировалась для Falcon Heavy, но потом отказались.


        1. kvasdopil
          13.01.2017 12:39

          Вроде бы в реальности аспарагус не даёт такого выигрыша как в KSP, у реальных баков соотношение сухой массы к заправленной гораздо ниже. А усложнение конструкции весьма существенное.


          1. Serenevenkiy
            13.01.2017 13:14

            Сам принцип просто красивый. Вот и спросил.


        1. Eklykti
          13.01.2017 18:09

          и вроде как планировалась для Falcon Heavy, но потом отказались

          Потому что со всеми апгрейдами они теперь смогут выдать 50+ тонн и без перелива.


        1. VenomBlood
          13.01.2017 23:32

          Интересный подход. У меня, к сожалению, знаний не хватает обсудить это и поговорить насколько оно может быть оправдано.


    1. kvasdopil
      13.01.2017 12:33
      +1

      Планы были, но они их отложили т.к. пока что производительности FH хватает для планируемых задач даже без перелива.


    1. konst90
      13.01.2017 13:12

      Сейчас у них все три блока — боковые и центральный — считаются первой ступенью. На старте все три работают на максимальную тягу, а потом на центральной тяга снижается до отделения боковых — после чего вновь выводится на максимум.


      1. Serenevenkiy
        13.01.2017 13:17
        +1

        Я по аналогии с Союзом, где центральный блок А считается второй ступенью.


      1. Valerij56
        15.01.2017 09:37
        +2

        У нас принято считать ступеньки на графике изменения массы. Ушли боковые блоки — первая ступень, отделилось центральное «ядро» — вторая, верхняя ступень — третья. Американцы считают конструктивные единицы «три ядра», боковые и центральное — нижняя ступень, и верхняя ступень.

        Это как бордюр и поребрик.