![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/d5a/a49/85d/d5aa4985df5503aad877373cfe7364b3.jpg)
Около недели тому назад на Geektimes публиковалась информация о том, какие планы у компании SpaceX на этот год. В частности, Илон Маск заявил, что уже через несколько месяцев компания собирается осуществить пробный запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Грузоподъемность новой ракеты-носителя составляет 54,4 т. Планируется, что Falcon Heavy будет доставлять груз такой массы на низкую опорную орбиту. С ее же помощью можно отправить 21,2 т полезного груза на геопереходную орбиту и около 13 тонн груза к Марсу. Сейчас сборка Falcon Heavy подходит к концу.
Стоимость запуска этой ракеты-носителя специалисты компании оценивают примерно в 90 миллионов долларов США. Детали пробного запуска ракеты, впрочем, компания не раскрывала. Недавно же появилось немного больше информации о том, какая дорожная карта предусмотрена SpaceX в отношении ракеты. В частности, компания для получения одобрения федеральных властей на запуск проводит оценку влияния на окружающую среду стартовых площадок. Кроме существующей, SpaceX готовит еще две площадки.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/c6d/21c/cdf/c6d21ccdfb2dd82b701422ae4301fbf7.jpg)
В рамках оценки SpaceX изучает уровень шума при запуске всех трех ступеней для Falcon Heavy, плюс ряд других факторов. По результатам подготовки пусковых площадок компания подготовила открытый отчет. В этом документе говорится о том, что первые запуски ступеней начнутся ранней весной этого года. Причем SpaceX планирует посадить все три ступени. Опыт успешного (и не очень) возвращения первых ступеней ракет-носителей у компании уже есть, поэтому сейчас команда, занимающаяся подготовкой и реализацией пусков, собирается попробовать вернуть на Землю неповрежденными все три ступени одновременно.
Дело в том, что Falcon Heavy планируется запускать именно с тем расчетом, чтобы возвращать на Землю указанные элементы конструкции ракеты. В основном это, по замыслу инженеров компании, поможет удешевить запуски, причем, как уже было указано выше, снижение стоимости весьма значительное. «Это поможет компании выполнять задачи НАСА и USAF», — говорится в документе SpaceX. «Наши действия должны соответствовать ожиданиям США относительно того, что доставка грузов в космос может быть снижена, что позволит сделать более доступным изучение космического пространства».
Упоминает компания и о том, что вскоре планируется построить площадку для работы с капсулой Dragon. Космический корабль Dragon 2, по замыслу SpaceX, будет отправлять команды астронавтов на орбиту. Создаваемая площадка будет использоваться для загрузки корабля топливом и обслуживанием системы двигателей.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/e2e/5dc/147/e2e5dc147f334a663b6c5f410a0bbeb2.jpg)
Когда компания создавала основную площадку Landing Zone 1, было решено организовать и четыре вспомогательные площадки. Все они используются для тех либо иных целей: обслуживание элементов ракеты и подобных.
Сейчас потребовались еще площадки, на которые можно было бы посадить все три ступени одновременно. То есть, кроме Landing Zone 1, нужно еще два «посадочных места» для двух других ступеней ракеты-носителя Falcon Heavy. Кроме суши, у SpaceX есть и альтернативный вариант — попробовать посадить какие-то ступени на баржи, размещающиеся сейчас в Атлантическом океане.
В документе есть еще и данные о количестве возможных пусков Falcon 9 и Falcon Heavy. Насколько можно судить, регулятор разрешил компании производить 12 запусков и посадок ракеты-носителя Falcon 9 и ее ступени, а также, дополнительно, 6 пусков Falcon Heavy с потенциальной возможностью возврата 18 стартовых ступеней этой ракеты в год (6 пусков по 3 ступени в каждом — это 18 ступеней в общем зачете).
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/f43/14b/592/f4314b5927108eb51ddba46a3391073c.jpg)
Если регулятор не одобрит создание еще двух посадочных площадок со стороны SpaceX, то компания все равно сможет запускать обе ракеты носителя из Флориды. Но вот возвращать на Landing Zone 1 можно будет лишь одну ступень. «Оставшиеся ступени Falcon Heavy либо упадут в Атлантический океан, либо же будут посажены на плавающую платформу», — говорится в документе. Сейчас, после того, как компании несколько раз подряд удалось посадить вернувшиеся ступени как на площадку на твердой земле, так и на плавающую платформу, можно предполагать успех SpaceX в посадке одновременно трех ступеней с высокой степенью вероятности.
Комментарии (31)
ttaaaarrr
12.01.2017 20:16-2А если все три в состыкованном виде посадить? Тогда, может топлива меньше потратить можно?
Да, рулить будет труднее, но всё же.Alexmaru
12.01.2017 20:29Не, не рулить труднее будет, а сам факт того, что им придётся в воздухе снова стыковаться — это уже топливо нужно. Плюс, из-за проблем одной ракеты могут убиться остальные.
У каждой ракеты должно оставаться своё гражданское право убиться о земную твердь, подальше от остальных.ttaaaarrr
12.01.2017 20:34-1Я про то, что состыкованными взлетели, полезную нагрузку отстыковали, на одном двигателе сели.
Alexmaru
12.01.2017 20:37на это — вторая часть ответа. Дорогая ошибка, и придётся на каждый вариант груза делать отдельные ракеты. А тут — прилепили Фалконов, который только крышей отличается от обычного, и всё, получаешь Falcon Heavy X, XL, XXL, …
ArkturTierry
12.01.2017 21:27+5Так ведь они же -ступени. Отстыковываются поочередно, на разной высоте и скорости. Смысл их отстыковывать одновременно? Полагаю, в статье про «одновременно» имеется в виду, что всё-таки последовательно, просто все три ступени, участвующие в пуске, сажаем на одной площадке. а не раздергиваем по разным и не сажаем часть, а часть топим в океане.
rPman
12.01.2017 20:29+2непонятно откуда тут будет экономия на топливе?
держать ракетоносители вместе — дополнительные проблемы, решение которых наверняка 'не бесплатны', одна рассинхронизация работы двигателей чего стоит (помним, что в сопло двигателей дует встречный поток воздуха, на сверхзвуке)
striver
12.01.2017 20:30+1если верить презентации, то хэви — это 3 Фалкона в ряд, а таким парусом крайне сложно будет управлять. Опять же, в видео о колонизации Марса есть носитель, огромный, он круглый, такой как обычный Фалкон. В далеком будущем, скорее всего я до него не доживу, Фалкон Хэви будет садиться там, где и стартовал.
1_admin_1
12.01.2017 20:39+1Так ведь весь смысл боковых ракет в том, чтобы как только они израсходовали всё топливо — разъединиться, что уменьшает вес поднимаемой дальше ракеты, а центральная часть, продолжила свой полёт. Вот где выигрыш по топливу.
ttaaaarrr
12.01.2017 20:44-3Они израсходовали не все топливо — нужно еще нацелиться в точку на земле и затормозить. А так боковые всё израсходуют, и на центральном приземляться.
1_admin_1
12.01.2017 20:59+7Разумеется я имел ввиду израсходовали всё топливо, предназначенное для подъёма, а не вообще всё.
Такое ощущение, что вы не понимаете — зачем делаются несколько ступеней на ракетах. Одна из причин — это вес. Ступень отработала, отцепилась, ракета стала легче, и теперь требуется меньше топлива, чтобы поднять ракету выше, чем если использовать одну единственную ступень. Вот где экономия.
Тут похожий механизм. Боковые раньше завершают свою работу, и отсоединяются, тем самым — ракета становится легче.
Суть такая же, как и с теми же шаттлами. Там боковые бустеры отработали, и сбрасываются, чтобы меньший вес поднимать дальше. И тут так же, отработали боковые части (оставив топливо лишь для посадки), отсоединяются, и дальше значительно сбросив вес, центральная часть продолжает работу, дальше набирая высоту.
ttaaaarrr
13.01.2017 22:40Ладно простите. Я не правильно понял, меня неправильно поняли, и минусы полетели.
Laney1
12.01.2017 23:35В документе есть еще и данные о количестве возможных пусков Falcon 9 и Falcon Heavy. Насколько можно судить, регулятор разрешил компании производить 12 запусков и посадок ракеты-носителя Falcon 9 и ее ступени, а также, дополнительно, 6 пусков Falcon Heavy
помню, на форуме "новости космонавтики" была дискуссия о том, сколько фальконов Маск запустит в этом году. Местные обитатели назвали цифру "максимум 15-20, реалистично 12-15", и похоже оказались полностью правы :)
pnetmon
13.01.2017 00:13+2В документе, если перейти на англоязычный форум говорится только про эту площадку, а действующих космодромов для Falcon 9 сейчас два.
pg. 2-5
"The original EA estimated that 12 landings would take place per year for the initial five-year FAA launch license, of a single stage vehicle. SpaceX estimates there may be up to 6 events per year for a Falcon Heavy launch, and
therefore up to 18 landings (12 Falcon 9 single core landings and 6 Falcon Heavy triple core landings) at LZ-1
Serenevenkiy
13.01.2017 10:00Кто-нибудь знает, не появилось ли у SpaceX планов по переливу топлива из первой ступени во вторую?
VenomBlood
13.01.2017 12:18Зачем?
Serenevenkiy
13.01.2017 12:27+2Спаржевый метод разделения ступеней. Ответ на вопрос — если есть перелив, то можно забросить больше или дальше. Но реализация сложная, и вроде как планировалась для Falcon Heavy, но потом отказались.
kvasdopil
13.01.2017 12:39Вроде бы в реальности аспарагус не даёт такого выигрыша как в KSP, у реальных баков соотношение сухой массы к заправленной гораздо ниже. А усложнение конструкции весьма существенное.
Eklykti
13.01.2017 18:09и вроде как планировалась для Falcon Heavy, но потом отказались
Потому что со всеми апгрейдами они теперь смогут выдать 50+ тонн и без перелива.
VenomBlood
13.01.2017 23:32Интересный подход. У меня, к сожалению, знаний не хватает обсудить это и поговорить насколько оно может быть оправдано.
kvasdopil
13.01.2017 12:33+1Планы были, но они их отложили т.к. пока что производительности FH хватает для планируемых задач даже без перелива.
konst90
13.01.2017 13:12Сейчас у них все три блока — боковые и центральный — считаются первой ступенью. На старте все три работают на максимальную тягу, а потом на центральной тяга снижается до отделения боковых — после чего вновь выводится на максимум.
Serenevenkiy
13.01.2017 13:17+1Я по аналогии с Союзом, где центральный блок А считается второй ступенью.
Valerij56
15.01.2017 09:37+2У нас принято считать ступеньки на графике изменения массы. Ушли боковые блоки — первая ступень, отделилось центральное «ядро» — вторая, верхняя ступень — третья. Американцы считают конструктивные единицы «три ядра», боковые и центральное — нижняя ступень, и верхняя ступень.
Это как бордюр и поребрик.
aydahar
А известно ли что-нибудь о строительстве космодрома/площадки в Техасе? Вроде оттуда собирались запускать в будущем, чтобы сажать во Флориде…
seminole
От Техаса до Флориды слишком далеко чтобы сажать
seminole
Первую ступень Falcon 9 садят на баржу на расстоянии 200 миль от места старта, севернее мыса Канаверал. Расстояние от нового космодрома в Техасе до космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал более 1100 миль, т.е. в 5 с лишним раз дальше чем нужно для посадки первой ступени.
seminole
we are threading the needle a bit, both with the islands as well as the oil rigs, but it is still a good flight path to get commercial satellites to GEO.
Иными словами запускать в сторону островов (Куба, Ямайка, Багамы)
TedBronson
Занимаются подготовкой площадки, там большие работы по укреплению грунта. В любом случае готов он будет не раньше конца 2018 года.
Juster
а как укрепляют грунт?
TedBronson
Судя по описанию просто привозят большое количество грунта (240,000 м3) и высыпают на площадку. Это дешевле чем бурить и заливать сваи, но занимает больше времени.