Первое, что я узнал про наш магазин в Южно-Сахалинске — это то, что владелец Данил начинает свой рабочий день на полчаса-час раньше времени работы торгового зала. Потому что магазин надо ещё откопать:



Это вот первая точка, она располагалась на относительно открытой местности (павильон на центральном рынке), поэтому снега наносило ветром много. Полчаса с лопатой — и ты весел, здоров, а дверь уже можно открыть.

Второе, что я узнал про Южно-Сахалинск — это то, что до него 9315 километров по дорогам. Или 8-9 часов лёта на самолёте (в зависимости от того, туда вам или обратно). Можно добраться на поездах и пароме, но это будет около 2 недель.

Но что важно для бизнеса — главный урок Южно-Сахалинска — это использование соцсетей в небольших городах. Ну и модель магазина в городе, где половина населения добывает нефть.

Что надо знать про город — и первая точка


Сейчас Южно-Сахалинск — это вторая столица зимы, он очень готовится к Олимпиаде, делают всё по сноуборду и лыжам. В городе живёт 160 тысяч человек — на момент открытия мы думали, что это минимальная граница для магазина настолок в городе (меньше людей — нерентабельно). Опыт показал, что мы ошибались — на 160 тысяч человек в городе сейчас два преуспевающих магазина Мосигры от одного франчайзи-партнёра.

Кроме обозначенных 160 тысяч «наших», есть ещё американские и немецкие (датские, австрийские и так далее) поселения, что-то вроде высокотехнологичных деревень. Спецы живут там с семьями, помогают качать нефть в закрома Родины. Это своего рода эксклавы по факту: «наших» туда не особо пускают. Приезжих ещё около 100 тысяч человек по примерной оценке. Главная сахалинская карьерная мечта — работать на иностранную компанию.



Первая точка открылась на центральном рынке (его сейчас уже снесли) — это такая совокупность небольших домиков и больших пролётов, что образуется место, где можно достать всё, что надо жителю города. Самый-самый центр на тот момент. Открытие состоялось 11 декабря 2010 года, это был один франчайзинговый магазин первой волны — Южно-Сахалинск стал десятым городом Мосигры.



Площадь первой точки — 21 квадратный метр. Ни внятных стандартов выкладки, ни оборудования, ничего такого хитрого ещё не было, поэтому первая точка очень напоминала то, как мы обычно представляем себе магазин игрушек. Чуть позже всё пришло, но на тот момент главным было не это.

Первый новый год


Главным было то, что магазин открылся 11 декабря, и поначалу Данил не верил, что тот объём товара, который советует ему менеджер из Москвы, реально надо брать. Ну, что-то дофига, больше похоже на желание втопырить на первой закупке всего и сразу, да?

Забегая чуть вперёд, скажу, что 31 декабря в обед из магазина разобрали ВСЁ. Последней ушла вскрытая Монополия без пары фигурок — её продали со скидкой, потому что клиент очень просил хотя бы такое к себе на праздник. Остался только порванный «Твистер». Важно планировать заранее — за 3 критических дня декабря, когда разбирают половину товара, решение уже не принять.

А дальше самое страшное — люди ещё идут, а товара нет. Вообще нет. И вы не где-нибудь, а на острове на самом краю самой большой в мире страны. Обычная доставка — полтора-два месяца. Два месяца без товара с голой задницей и выплачиваемой арендой — идея так себе. И людей распугает, а они ведь идут. В итоге Данила принял волевое решение и заказал авиадоставку — 22 тысячи рублей за кубометр. Цены у него тогда скакнули на 15% вверх от нормальных розничных, — тогда мы ещё не требовали от всех магазинов единых цен по всей стране. Это потом уже, год спустя, нашлась и дешёвая доставка (просто длиной 6 недель), и всё остальное. Тогда надо было выживать.

Склады транспортных компаний заработали 8-го. Самолёт пришёл 9-го, и груз удалось получить практически с него ранним утром. Магазин открылся и заработал снова.

Вторая точка


Теперь смотрим на то, что делалось в городе для того, чтобы люди знали про настольные игры. Первое и главное, конечно — просто открыть магазин с вывеской. В городе на 160 тысяч жителей это уже событие. Как мы потом выяснили по опыту Владивостока и Хабаровска — важное, потому что московские сети не так часто доезжают в эти края, и посмотреть на диковинку приходят многие.

Второй простой шаг — запустить информационную волну. 160 тысяч жителей — это 3-4 «рукопожатия», то есть если на первом этапе рассказать всем своим друзьям и позвать 40 человек на первую игротеку — город будет знать через 3 месяца. Первая игротека прошла через неделю после открытия магазина — собрали людей в кафе на вокзале на выходных, принесли игр, поиграли. Для города бесплатные игры в кафе были просто подарком среди довольно большого дефицита событий, и потому всё зашло просто на ура. На первой игротеке было 5 аниматоров, но их всё равно не хватало. Уже позже опытные игроки объясняли друзьям правила игр сами, но первый раз — всё вообще новое и непонятное.


На первой игротеке места чуточку не хватило

После этого играли там каждые 2 недели, пока не поменяли точку. Люди очень ждали этих игротек, постоянно спрашивали, когда уже можно будет. Вообще, это прекрасный вариант провести выходные в городе на краю земли.


Игротека на городском празднике

Из рекламы ещё был баннер на основном сахалинском сайте: он не дал прямых продаж, но ускорил знакомство людей с точкой. Баннеры, кстати, в небольших городах работали аж до 2015-го года по моей оценке — в миллионниках же уже в 2011 смысла делать подобное просто не было.

В апреле начался первый несезон, выручка пошла на спад. Запустили ролик про магазин на местном телевидении в утреннее шоу — показывали 4 раза по 10 минут. Продажи сразу были единичные, но тот ролик вспоминался ещё долго, поэтому, вроде, был полезен. Пережили несезон, на этот раз правильно закупились к праздникам, всё приготовили и отлично отработали очереди.

В 2012 году, после второго Нового года, у Данила образовалась довольно большая подушка из денег, и стало понятно, что можно и нужно расширяться. Вообще, наша модель довольно сильно страхует владельца точки — предполагается, что он не вкладывает много денег с самого начала, а открывает небольшой магазин, потом растит рынок, а потом увеличивает количество точек или переезжает в большой магазин.

Так вот, центральный рынок вроде как собирались сносить, но не скоро. Данил смотрел в сторону торгового центра «Ситимолл». Договориться удалось только на 5 марта — самую задницу несезона, но в случае ТЦ выбор был или делать как они хотят, или не делать. Это сегодня нас все хотят и готовы идти навстречу в разумных пределах, а тогда слово «Мосигра» для Южно-Сахалинска было чем-то вообще непонятным. В общем, магазин отработал 5 месяцев. Ситуация получилась обидная — новый торговый центр заполнить не смогли, и третий этаж был пустынный, туда никто не ходил. После закрытия детской площадки на этаже, Данила хотел переехать на первый, но все игрушки старались собрать на третьем, и владельцы ТЦ ему отказали. В итоге пришлось закрываться 1 августа — точка работала где-то около нуля. Сейчас-то он жалеет — ТЦ вырос и стал очень крутым, и по-умному стоило бы переждать и потом снимать сливки. Но тогда было неясно, что «Ситимолл» всё же заполнится, и поэтому решение было всё же верным. Но Данила всё равно почти год грыз локти — точку в 11 квадратов урвать в таком ТЦ было бы очень и очень прибыльно. Обычно же помещения режут блоками по 40-50 метров, а тут просто праздник получился.



Третья и четвёртая точки


Проблемы с центральным рынком встали во весь рост — надо было уезжать. Нашли вариант на улице Ленина. Это своего рода «Арбат» в Южно-Сахалинске. В каждом городе есть такая важная прогулочная улица: в Екатеринбурге, например, это Вайнера; во Владимире — Большая Московская, в Воронеже — Плехановская и Ленина и так далее. Обычно не получается встать на такую улицу впрямую фасадом — либо цоколь, либо второй этаж; аренда очень дорогая. Опять же, в Екатеринбурге мы стоим в торговом центре на третьем этаже, во Владимире — в 50 метрах от потока на второй линии, а в Воронеже целая история с этой точкой, Жене пришлось открывать там кафе, чтобы отбивать аренду.

Здесь получилось забрать «фасадное» место площадью 22 квадрата, с отдельным входом. Прямо около популярного кафе «Веранда». Дорого, но всё же это не 40 и не 60 квадратных метров, поэтому в модель укладывается.




Новое оформление

Вообще, именно такая площадь на второй магазин — это тоже своего рода удача. Правда, учитывая, что помещение искали и ждали почти год, удача объяснима.


Лето в том году было тёплым, солнечным. Особенно удачно получилось, что оно пришлось на выходные.

Одновременно работало два магазина. Первые месяцы выручка на новой точке была меньше, люди только привыкали к её расположению. Магазин работал в ноль или небольшой минус (10-15 тысяч в пару месяцев до праздников). А после нового года взлетела и стала перекрывать.

Центральный рынок выпилили, и параллельно начался необычный «тектонический» процесс — в городе сдвигался центр. Так получилось, что он «сполз» чуть в сторону из-за транспортной инфраструктуры и обилия крупных магазинов. Как раз там Данил открыл третью точку в торговом центре «Ганеша» — небольшом по нашим меркам ТЦ, но весьма заметном на потоке.

Инстаграм-феномен


В работе с соцсетями есть такая особенность: в Москве, например, ВКонтакт почти не работает, а в городах меньше миллиона — рвёт всех. В Южно-Сахалинске же всех порвал Инстаграм. Возможно, дело в том, что пик роста его популярности пришёлся как раз на период, когда провайдеры и операторы начали давать нормальные условия по тарифам. Весь город теперь смотрит картинки.


Это, кстати, точка около «Веранды» на главной торговой улице города — Ленина, 217

Каждое утро Данила постит в Инстаграм с 10 до 10:30 историю или картинку. Потом повторяет её в Твиттере и Фейсбуке, где тоже довольно много людей (по местным меркам). В Инстаграме 2 тысячи подписчиков, плюс много людей, кто просто смотрит Insta Stories без подписки, по тегам или геолокации. Обычно в историях — всякие распаковки, мини-обзоры. В фотографиях — рассказ про игру какую-нибудь. 2 тысячи подписчиков дают 2-4 директ-сообщения в день, которые выливаются в продажи, плюс люди просто заходят с улицы и берут что-то. Эффективный охват (те, кто осознанно прочитал пост) — около тысячи человек. В Южно-Сахалинске не лайкают, но приходят с осознанием. Инстаграмом ещё пользуюстя как каталогом.


Кажется, продавцов прёт придумывать что-то не то чтобы странное, но не совсем обычное каждый раз

Сейчас Данила иногда для хитовых игр покупает расширение охвата инстапоста (это механика Фейсбука). Поначалу, на первом этапе просто искал по большим группам единомышленников и дружился с ними. Но в отличие от массфолловинга, ни от кого не отписывался и продолжает читать. В городе, кстати, частая история — бывает, на тебя подписывается магазин, потом отписывается, потом снова стучит подписываться через месяц: боты жгут.

Мы из Москвы притащили пару игр местным блоггерам на обзоры, плюс сам Данила давал пару штук «на поковырять». На федеральной рекламе у него растут подписки (по 10-20 человек, но это заметно). В общем, город почти полностью инкапсулирован в плане соцсетей, но подход удивительно работатет.

Сейчас


В кризис 2014 года выручка начала медленно расти. Вообще, у нас спрос растёт оба кризиса: люди понимаю, что настолка — это хороший дешёвый подарок, который большой, круто выглядит, не пылится в шкафу, и вообще можно сразу играть прямо на празднике. А это лучше, чем дарить фоторамку и кружку. Второй момент — в кризис люди чаще ходят в гости друг к другу (экономят на кино и ресторанах), поэтому часто берут с собой настолки. Третий момент — ни один кризис его не сказывался на том, как родители заботятся о детях — развивающие игры и игрушки им берут так же, как обычно — потому что лучше папа не поедет на страйкбол или поест гречку вместо стейка, зато сын будет играть новым конструктором, а дочь будет тепло одета. А у нас как раз расширилась линейка развивающих детских игр.

Но выручка в Южно-Сахалинске выросла сильно раньше, чем везде. Дело оказалось в том, что из-за скачков курса евро тогда росли цены на европейские игры. Если почти везде по стране повышение цен на где-то 15-20% на игры сказалось, то здесь — нет. Потому что край мира, мало доступных подарков, нефть. Это эластичность спроса: классический метод таков — если повышаешь цены, а берут всё так же, значит, можно повышать до тех пор, пока 20% покупателей не начнут на них жаловаться. Мы, даже видя такой эффект, позволить себе такого не могли — для Мосигры в целом было важно держать единые цены везде. Это часть нашей стратегии нормального отношения к покупателям — не борзеть. И это, кстати, отлично окупается, потому что никто не рубит сук, на котором сидит. Люди прекрасно видят подобные вещи (точнее, чувствуют отношение) и возвращаются потом. В 2013-2014 годах мы на уровне стандарта установили единые цены по всей стране: дальность региона не влияет, торговать на фестивалях тоже надо по обычным магазинным ценам.

В общем, сейчас в городе две точки, и обе успешно работают в плюс. Рядом с той, что около «Веранды», проводятся игротеки в кофейне «Зёрна», которые за стенкой от магазина. Там у соседей стоит шкаф с настольными играми. В самом магазине есть стол, где можно прийти и поиграть.

В топе сейчас Шакал, Экивоки, Имаджинариум и вездесущая Монополия — судя по спросу на неё, рынок будет расти ещё на 20-30% в год лет 10 минимум. Она очень хороший индикатор того, сколько ещё людей в городе не пробовали что-то, скажем так, чуть более современное. Хотя бы Дженгу вон.

В ассортимент в прошлом году плотно вошли английские игры для местных иностранных поселенцев — это классический английский Элиас, английский Скрабл и наш английский Эрудит (наши делают его для обучения детей, но тут его безумно ценят немцы, которые обожают экономить — а он существенно дешевле Скрабла). Американцы заходят за Дженгой и Колонизаторами, остальное кроме Ерша (судя по всему, серьёзно их травмировавшему) ничего не узнают. Мы, учитывая особенность города, собираемся отправлять к лету новую линейку игр на английском — те, что производятся в Подольске для Европы и США, пойдут также внутри страны.

Данил поучаствовал во всех больших мероприятиях города и области: Крылья Сахалина (авиация и музыка, 40 тысяч человек) каждое лето, день города, день молодежи, день рыбака, день нефтяника и так далее. Это помогло охватить тех, до кого не дошли волны «рукопожатий» по знакомым — ну и лично попробовать те игры, о которых так говорят. В общем, дало хорошую известность.

Город расцветает и по экономике, и по другим параметрам. Развлечений за последние годы стало больше. Товаров скоро будет тоже больше — недавно местным жителям сделали безвизовый въезд в Японию, поэтому челноки уже начинают свой забег. «Задница» кризиса тут уже заметно кончается, народ заряжается позитивом.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (83)


  1. LoadRunner
    20.02.2017 10:54
    +11

    Это странное ощущение после прочитанной статьи, когда нечего сказать, кроме «Спасибо за интересную историю».


    1. Milfgard
      20.02.2017 10:57
      +3

      Спасибо. Да, Южно-Сахалинск слишком далёк, чтобы уже быть экзотикой. Я понимаю, что прямой повторяемой пользы тут мало (кроме Инстаграма), поэтому дальше постараюсь рассказывать о более приземлённых вещах и близких городах.


      1. LoadRunner
        20.02.2017 11:05
        +2

        Вы не так меня поняли, видимо. Польза есть — утро понедельника начинать с рассказов от Мосигры очень приятно :)
        Да и история написана так, что никаких дополнительных вопросов не возникает — не знаю, это плюс грамотно построенной статьи или влияние уже прочитанных историй.

        Хотя один вопрос всё же есть — почему понедельник, а не вторник? За час статья так и не набрала +5, чтобы выбиться в «Интересное». Просмотров мало, комментариев пока тоже.


        1. Milfgard
          20.02.2017 11:08
          +7

          Ну, потому что у нас нет сотрудников, которые толпой плюсуют )
          А если серьёзно — вот сейчас час без минуты до выхода прошёл — это как раз норма последние полгода где-то. Особенно на постах про бизнес, которые ещё не очень привычны для традиционно сугубо айтишного Хабра.


    1. Loriowar
      20.02.2017 17:44
      +1

      Таки да, всё как-то очень понятно. Обычно у Milfgard'а получается оставлять парочку вопросов или недосказанностей, чтобы в комментах их тут же задали и можно было ещё подискутировать. И там же чтобы народ предложил ещё пару заинтересовавших его тем по мотивам статьи. А тут как-то ничего такого не заметил… необычно.


  1. Ugrum
    20.02.2017 11:07
    +14

    Лето в том году было тёплым, солнечным. Особенно удачно получилось, что оно пришлось на выходные.

    Эт прям watermark.


    1. Milfgard
      20.02.2017 11:09
      +1

      Так и в Петропавловске говорят, например.


      1. nitro80
        20.02.2017 15:00
        +1

        лето 2015 так и было


      1. ad1Dima
        20.02.2017 17:12
        +4

        По эту сторону Урала, так разве что в приморье не говорят.

        Советский анекдот: Сочи, сезон. Все приезжают хоть чуть-чуть загорелые, а один мужик белый-белый.
        — Ты откуда такой?
        — С Урала.
        — А у вас там что, лета не было?
        — Было, только я в этот день работал.


        1. cratu
          21.02.2017 11:38
          +1

          Питер с вами ;)


  1. Hoffmaestro
    20.02.2017 11:09
    +7

    Я понимаю, что это наглость, и выглядит будто я чего-то еще требую, но почему так долго не было от вас новых публикаций?
    Черт побери, я скучал)


    1. Milfgard
      20.02.2017 11:09
      +8

      Спасибо. Я книгу писал. Не получается сразу и то, и другое.


      1. LoadRunner
        20.02.2017 11:26
        +1

        Значит, сейчас книга уже дописана и нас ждут ещё статьи по Вашей новой книге?


        1. Milfgard
          20.02.2017 11:27

          Не очень понял вопрос. От написания до издания минимум полгода. Выйдет — расскажу, что и как, конечно. До этого — смысла нет.


          1. LoadRunner
            20.02.2017 12:01
            +2

            Я имею в виду первый этап — непосредственное написание черновика\рукописи (или как это называется?), которое дальше уже проходит все круги ада в издательстве. То есть сейчас не надо писать книгу и статьи будут выходить регулярно и чаще?


            1. Milfgard
              20.02.2017 12:12

              А, понял. Да, примерно так.


      1. VlK
        21.02.2017 10:49
        +1

        Если не секрет, а что за книга..? :-)


        1. Milfgard
          21.02.2017 11:38
          +4

          Я очень не люблю анонсировать что-то до выхода. Не секрет, но давайте всё же по факту.


  1. brake
    20.02.2017 12:11

    Лето в том году было тёплым, солнечным. Особенно удачно получилось, что оно пришлось на выходные.

    Это оговорка/шутка или климат на Сахалине настолько суров?


    1. Milfgard
      20.02.2017 12:12
      +1

      В конце марта здания заметает снегом до второго этажа, бывает.
      В Петропавловске-Камчатском есть шутка, что с летом повезло, удалось хорошо отдохнуть — как раз обеденный перерыв в тот день был.


      1. sergarcada
        20.02.2017 12:45

        Я там отдыхал-работал в 2014 году около 4 месяцев, с июня до конца октября. Обычный приморский климат, только в море не особенно искупаешься — вода там явно не прогревается. И климат (имхо) сдвинут на месяц относительно Перми, например. То есть в мае еще все тает, но в октябре еще тепло. Вылетел обратно в +14, прилетел в -5. Ну и близость моря сказывается — осадки чаще, чем я привык.
        Что касается прибыли — на тот момент все цены на непродовольственные товары были выше на 30-50-...%. Если в своем городе Спортмастер и GJ — это дорогие магазины с хорошим товаром, то на острове — практически бюджетный вариант, с ценами как на рынке.


    1. webkumo
      20.02.2017 12:15

      Такие оговорки-шутки очень характерны для ряда городов нашей необъятной… с учётом расположения — скорее всего такое действительно имеет быть… А вообще по табличке климатических условий очень напоминает Санкт-Петербург (только разница температур и осадков побольше)...


      1. BlackWitcher
        20.02.2017 13:19
        +2

        Да-да, как минимум, насколько я знаю, у Питерцев есть аналогичная присказка, только сожалетельной направленности: «Лето у нас выдалось солнечным, но я в этот день работал».


  1. owlycrap
    20.02.2017 13:23

    История очень интересная, особенно любителям настолок.
    Но вот какой вопрос родился у меня в голове еще в том году, если не раньше.
    В славном, хорошем и всеми любимом Норильске есть ваша(ли?) точка, но при всем при этом, она не ваша(наркоманим, ага).
    Как так и шо це такэ?
    P.S. http://www.mosigra.ru/#choose-city


    1. Milfgard
      20.02.2017 13:28

      Там была наша точка, но сейчас ни у кого в Норильске нет прав на использование нашего товарного знака. То есть там же может работать магазин с настолками, закупаться у нас, но это не мы. Или там кто-то под нашей вывеской «налево» работает?


      1. owlycrap
        20.02.2017 14:21
        +2

        Упс, как-то неловко вышло :U


  1. POPSuL
    20.02.2017 14:28
    +1

    Классно! Привет вам из бесснежного Южно-Сахалинска! (уже вторая зима и снега мало)
    Не раз заходил в тот самый магазинчик возле дома торговли и покупал игрушки :)
    И я, только из этой статьи узнал что его закрыли… :(


    1. AndrewFoma
      20.02.2017 14:34

      Привет, так рынок сносить собирались, видимо и магазин закрыли…


    1. Milfgard
      20.02.2017 14:58
      +3

      Теперь точка побольше со столом на Ленина, 217, а чуть поменьше — на Мира, 106а.


  1. jaguard
    20.02.2017 19:37
    -2

    Каждый раз от этих статей такая печаль наступает… С одной стороны хорошо, что люди играют в настолки, но когда понимаешь, что эти люди играют в подделки под настоящие настолки, и ничего с этим не сделать — вот тут просыпается грусть. Так хочется, чтобы люди разделили настоящее удовольствие от того, что может дать современная игра уровня Agricola и Terra Mystica. И еще эта чертова Монополия, которая запросто отобьет интерес у любого неофита.


    1. rfvnhy
      20.02.2017 20:16

      > Так хочется, чтобы люди разделили настоящее удовольствие от того, что может дать современная игра уровня Agricola и Terra Mystica.

      Вы уверены что у многих хватит терпения и времени разобраться с ними?
      Много лет в настолки не играл, вопрос — какой порог вхождения по вышеназванным играм по времени? 10 часов для нормального втягивания в игру хватит?


      1. jaguard
        20.02.2017 20:45

        Не надо никакого порога — берешь игру, смотришь короткое видео в ютубе, показывающее базовые механики, пролистываешь правила, открываешь их в месте «как сетапить», начинаешь играть. Ну, первые пару раз наверняка что-то сделаешь неправильно, но фана получишь не меньше.

        Это конечно весьма сложнее, чем имажинариум — но удовольствия и реплейабилити многократно больше.


        1. jaguard
          20.02.2017 21:00

          Пожалуй добавлю, что первая полноценная партия в Агриколу может занять часов 5-6. Но чем она хороша — есть Family режим — без дополнительных карточек. Ознакомление с игрой логично начинать с него — и игра сразу теряет львиную долю сложности. При этом она все еще бесконечно лучше Монополии.


          1. artoym
            21.02.2017 16:22

            Вы, конечно, чересчур агрессивны, но говорите правильные вещи. В монополию играют только те, кто не знает что кроме монополии существуют другие настолки.


            1. jaguard
              21.02.2017 16:53

              Как правило, это так. Монополию торгуют везде — в сувенирных магазинах, магазинах детских игрушек, на вокзалах — в общем, везде в непрофильных местах. Поэтому люди, не склонные вообще покупать настольные игры, покупают их там, играют и, вероятно, разочаровываются в формате в принципе. Но в профильном магазине, елки-палки, это же вредительство, продавать такое (все равно что Советское Шампанское в магазине элитных вин). Покупатель — глупый, ну придет он за монополией, риском или еще какой гадостью — продайте ему вместо нее ну там Castles of Burgundy, или если человек ищет явно казуального геймплея — Каркассонов на худой конец. Пауергрид, если непременно хочется бумажных денег.


              1. Milfgard
                21.02.2017 17:11

                Хлеб тоже продавать — настоящее вредительство. Как известно, большинство преступников ели хлеб!

                Если серьёзно — мы доверяем числам. Числа говорят, что сложные игры мгновенно убивают интерес к настолкам у покупателя. Лучшая тактика — несколько простых, а затем уже повышение сложности. По каждой игре мы знаем коэффициент возврата. По Монополии он не такой высокий, как, например, по Активити, но и не такой низкий, как, например, по «Манчкину».


                1. jaguard
                  21.02.2017 17:29
                  +1

                  Так я не против простых игр как промежуточного шага, я же предложил Каркассоны. Но у монополии есть два совершенно фатальных недостатка:
                  1. От тебя ничего не зависит, по сути игра играет тобой.
                  2. Она чертовски медленная.

                  Возвраты в случае Монополии не показатель. Ее будут держать на полке чисто на всякий случай, как колоду карт. Сила бренда — раз популярная значит хорошая, я просто не распробовал/настольные игры наверное не для меня.


                  1. Milfgard
                    21.02.2017 17:51

                    Возвраты покупателей в магазин за новыми играми, а не возвраты товара.
                    Уно тоже не кладезь стратегии, и тоже вырожденный математический случай игры, но чертовски нравится людям.


                    1. jaguard
                      21.02.2017 17:58

                      То есть «манчкин» — такой «сложный», что купив его — почти не возвращаются за новыми играми?
                      Хочу на другую планету, эта что-то совсем разочаровывает :(.


                      1. Am0ralist
                        21.02.2017 18:22
                        +1

                        вы б попробовали найти компанию на проект манхэттен, а после этого бы поговорили про другую планету. И да, у меня есть с друг, которого с этой игрой познакомил я, но с которым теперь все октазываются в нее играть — ибо бесполезно.

                        А манчкин скучен может быть до безумия, если люди начинают страдать фигней, обижаться на твои действия и прочее (хотя ив каркассон люди умудряются ссориться). В него реально только играть с погружение.
                        Или когда собирается толпа не знающая, что это такое (да и в настолках не особо если), без опытного игрока, который будет пояснять.

                        В этом отношении всякие тикед ту райды, шакалы — лучше.


                        1. jaguard
                          22.02.2017 04:54
                          +1

                          У евро игр есть концептуальная проблема — сразу становится очевиднее, кто соображает лучше :). Вашего друга в манхеттене должны были долбить эйрстрайками все оппоненты — насколько я понял, там есть такая механика противодействия лидеру.


                          1. Am0ralist
                            22.02.2017 11:15

                            Вашего друга в манхеттене должны были долбить эйрстрайками все оппоненты — насколько я понял, там есть такая механика противодействия лидеру.

                            Эйрстрайки — добавлены исключительно ради «У нас можно разбомбить соседа!». И устраивают их как раз лидеры (потеря хода на основном поле, долгое наращивание самолетов, причем желательно договорившись с кем еще на поле, который так же должен иметь армию и потерять ход на атаку — да еще потом надо опять наращивать самолеты уже для обороны, так как они расходуются)
                            А если у человека есть лишние рабочие (разбомбили все фабрики), то он их потратит в шпионаже на чужих полях — это уже не раз проверенное в битвах утверждение.

                            Он не соображает «лучше», он соображает — оптимальнее. То есть, например, я играю с размахом, а значит либо наберу очков с перелетом капитальным, либо не успею из-за подхода несколько очков добрать. Он же побеждает обычно на несколько очков больше требуемых.
                            При этом один на один другие со мной не любят играть, потому что тотальный контроль всего устраиваю, а в игре на 4-5 человек контроль не устроишь. Не устраивать же все на одного, в самом деле)


                            1. Oxoron
                              22.02.2017 11:51

                              Не устраивать же все на одного, в самом деле)

                              Если цель — победа, то почему нет? Сначала совместно выносится самый опасный оппонент, потом уже «заговорщики» разбираются друг с другом. Главное, не до конца выносить, а то человеку скучно будет. Или специфика манхеттена не позволяет такой сценарий?


                              1. Am0ralist
                                22.02.2017 12:24
                                +2

                                Именно.
                                Представьте себе эдакий пошаговый старкрафт, в котором вы можете уничтожить только авиацию и часть фабрик противника, но он может в любой момент через шпионаж заслать своих рабочих в ваши здания и произвести на свои ресурсы необходимое для постройки атомной бомбы, после чего не спеша уже собрать её в своем подвальчике.
                                Это не говоря уже о том, что купить новые фабрики в принципе не так уж сложно, а есть еще нейтральные фабрики на основном поле, которое разбомбить нельзя.
                                И хотя шпионаж — один на всех, вот только у всех остальных рабочих и так вечно не хватает для максимализации продуктивности хода, а у него всегда их будет избыток — так что он легко дождется и перехватит.

                                И учтите, что вы при этом еще потратили кучу ходов именно на подготовку и военные действия, пока человек копил ресурсы и оптимально тратил их именно на атомные бомбы, то бишь прямые победные очки.

                                Реально, баланс в игре мне очень нравится.


                            1. jaguard
                              22.02.2017 18:18

                              Могу предложить Through The Ages — в этой игре вполне эффективно можно объединяться против лидера и строить ему козни. Это несколько сложнее, когда он не технологический, а военный лидер, но военное лидерство не дает победы само по себе.


                1. tapk
                  22.02.2017 03:13

                  Кстати, если не секрет, почему вы перестали продавать «Колонизаторов»? тоже низкий коэффициент возврата?


                  1. Milfgard
                    22.02.2017 03:13

                    Мы их вполне продаём. Были сложности с поставкой.


              1. Maccimo
                21.02.2017 22:07
                +1

                Мечтаете загнать всех пинками в рай?
                Как-то это на нездоровый фанатизм похоже.


                1. jaguard
                  22.02.2017 04:47

                  Это здоровый эгоизм. Мне было бы выгодно, если бы больше людей играли в по-настоящему хорошие настолки, и популярный ореол «настолки — для детей и пьяных компаний» преобразовался в понимание, что это целый интересный мир.


              1. webkumo
                22.02.2017 16:33
                +1

                Не играл (сам удивлён!) до сих пор в монополию ни разу, в детстве родители где-то добыли пару-тройку настолок отдалённо-родственного формата — вполне норм игралось...


                А ещё, помнится, в детстве были всяческие кубико-бродилки… почему-то нигде не вижу… хочется детям взять...


                PS а вообще имхо >50% настолки — это компания… ну если не брать всякие сингл-плееры (которые я всё равно не понимаю)… А вот в компании всякое может зайти… взять тот же преферанс и покер!


                1. jaguard
                  22.02.2017 17:50

                  У меня в детстве тоже был пяток совершенно отвратительных по современным настольных меркам игр, и ничего — играли. В детстве все воспринимается иначе.

                  В покер играем, игра для компании неплохая, но есть определенные ограничения — необходимость ставить реаньги, количество игроков не меньше пяти и не больше семи, иначе скучно, редко выпадающие играющие руки (можно часами сидеть, а карта не идет, хоть ты тресни). Настолки дают более равномерный фан, покер — более концентрированный в определенные редкие моменты.


                  1. Am0ralist
                    22.02.2017 21:27

                    Преферанс)
                    Ибо не азартная, а коммерческая, то есть — от мозгов зависит больше, чем от карт.


                    1. shurupkirov
                      25.02.2017 12:06

                      ну от карт все же зависимость есть и от блефа. В студ.годы в общаге бывало так, что с 4 взятками мизер играл. потому что блефовал на том, что скинул


                      1. Am0ralist
                        25.02.2017 14:15

                        От карт зависимость — есть. Но — сильно меньше.
                        А блефа там нет. «Нестандартный снос» — это не блеф, это нормальная стратегия строящаяся не на «обмане». Вообще понятие блеф в игре, где чаще всего 20 из 32 карт на столе в открытую лежат и неизвестно лишь какие 2 игрок снес — трудно применимо.


                        1. shurupkirov
                          02.03.2017 12:08

                          как знать, как знать. в том-то и дело. бывают ситуации, когда снос любых 2 карты оставляет те же самые 4 дыры, а блеф при проверке помогает дезориентировать и благополучно выйти чистым


                          1. Am0ralist
                            02.03.2017 14:15

                            «Ну если ты так уверен, то показывай» (с) Примерно эту фразу постоянно слышал от разных людей всякий раз, когда кто-то начинал «блефовать», как вы выражаетесь.
                            А если не угадали нестандартный сброс — то сами себе буратинки, и это больше говорит об уровне играющих, а не о том, что в игре блеф есть.


                            1. shurupkirov
                              02.03.2017 15:38

                              суть не в этом, не в крике: "я же чистый!".
                              а в блефе до момента сброса всех левых карт))
                              P.S.: Мне до вашего проф.уровня, наверное, далеко)


    1. daiver19
      21.02.2017 21:26
      +1

      С чего вы решили, что всем должно нравиться хардкорное евро? В том же, например, Race for the Galaxy глубины, думаю, не меньше, при легковесности и большой скорости игры. Да и монополия, при всей примитивности, открыла для меня в детстве мир настолок с позитивной стороны.


      1. jaguard
        22.02.2017 04:44

        Просто так вышло, что именно хардкорное евро обладают свойствами нормальной игры — каким-никаким балансом, зависимостью от умения планировать свои действия, минимальным фактором победы от фазы луны. Когда ты 3 часа играешь на победу, а потом оказывается, что от тебя ничего не зависело — это плохая игра на мой вкус. И главное — хардкор евро это реплейабилити. Простой игры, в которую можно с тем же удовольствием играть на протяжении сотни сессий я не встречал.

        Race for the galaxy — неплохая кэжуал стратегия в своей основе, мне весьма нравится ее механика. Она очень умело скрывает тот факт, что от тебя почти не зависит исход игры — сильно влияет начальный расклад и приход нужных карт, а оптимальная стратегия как правило очевидна. Иногда у тебя даже есть пара ключевых развилок, когда ты делаешь действительно значимый выбор. Надеюсь когда-нибудь выйдет римейк, где сделают что-нибудь с балансом.


        1. daiver19
          22.02.2017 11:28
          +2

          Эта реиграбельность из разряда реиграбельности шахмат, так что она далеко не для каждого. 3 часа на игру вообще слишком много, имхо, особенно если победитель хорошо виден, как это бывает с некоторыми евро. Я предпочту реиграбельность от рандома, при том, что он на самом деле ортогонален необходимости думать и влиянию на результат игры.


          1. jaguard
            22.02.2017 18:09
            +1

            Реиграбельность от рендома — хорошо. Рендом, определяющий победителя — плохо. Те же Settlers of Catan, упоминаемые тут под именем «колонизаторы» — игра полностью зависящая от кубика. Есть менее экстремальные примеры, но часто достаточно небольшого «пинка», чтобы полностью уничтожить все шансы на победу, если играют примерно равные соперники. Хорошая игра должна давать разнообразные начальные условия и случайные события в процессе, но баланс в такой системе очень сложно выверить, поэтому хороших игр так мало. В race for the galaxy баланса нет вообще — тебе может прийти прямо со старта выигрышная комбинация, определенные «шестерки» откровенно лучше и универсальнее других, военная мощь почти всегда выгоднее колонизации мирных миров, и тд.


            1. daiver19
              22.02.2017 18:29

              Я уже понял вашу (субъективную) точку зрения на баланс. Вот только люди далеко не всегда ищут идеальный баланс в настолках — опять же, для таких любителей всегда есть шахматы с го. Просто цель игры, обычно, не нахождение самого умного члена компании, а интересное времяпрепровождение и фан.


              1. jaguard
                22.02.2017 18:53

                Так пусть игра первоначально рекламирует себя как несерьезную и дисбалансную — и никаких проблем. Но в описании RftG нет упоминания что игра не предназначена для достаточно умных игроков, которые умеют замечать отсутствие баланса.

                Не пойму, чего вы к шахматам привязались — игра без рендомного сетапа и с полной информацией — очевидно плохая настольная игра. Игра, в которую нельзя играть вчетвером — тоже.


                1. webkumo
                  22.02.2017 20:27
                  -1

                  Но в описании RftG нет упоминания что игра не предназначена для достаточно умных избалованных некоторыми MMORPG и другими массовыми компьютерными играми, в которых авторы стараются отбалансировать игру до полного паритета, игроков, которые умеют замечать отсутствие баланса.

                  исправил, благодарить не надо.


                1. darthslider
                  02.03.2017 11:53

                  В RttG, имхо, гораздо меньше рандома, чем вам кажется. Вернее, он общий на всех. И среди прочего, игра именно про готовность к нему. И глубины там хватает. Да, это не самая «спортивная» игра, но весьма соревновательная. Например можно воровать нужные другим игрокам запчасти, если ты заметишь их раньше противника. С допами она становится еще круче и глубже, супер-ключевых компонентов становится гораздо меньше (хотя их и так не много).
                  Как игра именно про контроль случайности мне очень нравится Dominion. Ты именно что борешься с вероятностями, собирая колоду.


                  1. jaguard
                    02.03.2017 18:44

                    Я в RftG сыграл не одну сотню партий — в основном против ИИ, но тем не менее. И могу уверенно сказать — есть ряд ключевых раскладов, с которыми ничего не сделать. В игре против 3-4 у кого-нибудь с большой вероятностью этот расклад будет. При этом даже если остальные игроки договорятся не выбирать нужные тебе действия, если ты, предположим, лидер, это не работает. Других способов повлиять на исход в игре тупо нет. Насчет запчастей не понял — может, вы путаете игры?

                    Dominion идеальная игра для новичков, но по сложности на уровне карточного «дурака». В нашей компании где-то после трех игр мы безошибочно выбирали одну из более сильных стратегий, которые по итогу оказывались примерно равноценными. У меня даже к рендому особо претензий нет в этой игре — да, он есть, да, он влияет, но проблема в том, что в игре просто нечего особо делать — после выбора стратегии ты просто механически ей следуешь. При этом выбранный набор карт почти ничего не меняет — твоя цель всегда сначала золото, а с определенного момента — самые дорогие виктори поинты. Гибридные карты вносят небольшое разнообразие — но недостаточно.


                    1. darthslider
                      02.03.2017 19:38

                      Я прошу прощения, каким-то неведомым образом под RttG подразумевал Space Truckers (космические дальнобойщики) и почему-то считал, что мы обсуждаем именно их.

                      Доминион базовый именно такой, но вот допы (особенно поздние) делают игру гораздо разнообразнее, вплоть до очень сильно влияющих на игру альтернативных способов получения очков победы в Empires. Бывают расклады, когда скупать самые дорогие карты победы — далеко не самая эффективная стратегия, например.


                      1. jaguard
                        02.03.2017 19:56

                        >Бывают расклады, когда скупать самые дорогие карты победы — далеко не >самая эффективная стратегия, например.

                        Подозреваю, что в этом редком случае очевидно, что стоит скупать вместо. Я помню карту, которая давала что-то вроде процента за количество карт в колоде или типа того — но математика не билась, самая дорогая VP была выгоднее все-равно.

                        А дополнение у меня есть — я сразу с дополнением купил.


                        1. darthslider
                          02.03.2017 20:04

                          Дополнение или дополнения? Их сейчас штук 8, кажется и они всё сложнее и сложнее.


  1. sefard
    21.02.2017 09:38

    Интересная статья про родной город. Пара неточностей. Ганша — в центре, но с дороги не видна от слова совсем. ТЦ находится на второй линии за улицей Ленина. Впрочем, он в торговом центре города, поэтому проходимость действительно большая.
    Немецких деревень нет. В поселениях добывающих компаний живут экспаты со всего мира. У нас действительно можно купить книги на английском и англоязычные игры.


  1. cratu
    21.02.2017 11:40
    +1

    Американцы заходят за Дженгой и Колонизаторами, остальное кроме Ерша (судя по всему, серьёзно их травмировавшему) ничего не узнают.

    А можно поподробнее про травму американцев, была история?


    1. Milfgard
      21.02.2017 11:52
      +2

      Иностранцев у нас удивляют две игры: данетки и Ёрш. Данетки они более-менее понимают, но наши считают просто дикой жестью (мы даже вышли, например, в польский топ с ними). Ёрш же для них — это полный беспредел пополам с откровением, что так можно, и это весело. Прямого аналога у них нет, поэтому он запоминается. Истории есть почти везде на точках кросскультурного контакта.


      1. cratu
        21.02.2017 11:56
        +3

        Было бы здорово в отдельную статью, как время будет…


        1. Ugrum
          21.02.2017 13:16

          не туда.


      1. Ugrum
        21.02.2017 13:17
        +2

        Было бы здорово в отдельную статью, как время будет…

        Удваиваю просьбу.


      1. impetus
        21.02.2017 21:29
        +1

        Да, про кросс-культурные истории — ОЧЕНЬ интересно, просто отдельное будет спасибо, ибо там много чего много с чем IT-актуальным переплетётся-пересечётся.


        1. Milfgard
          21.02.2017 22:45
          +1

          Ок, но давайте позже. Мы пока в самом начале этого пути. Расскажу, но быстро не обещаю.


          1. impetus
            23.02.2017 21:17
            +1

            пошёл подписываться… а там — ух нифига себе — 1.3к подписчиков!.. То-то, думаю, — вроде производственные зарисовки из какой-то бесконечно далекой от меня области — а читается легко, как повести Белкина.


  1. Filex
    22.02.2017 10:53

    А расскажите не только про истории успеха, но и про неудачи. Могу ошибаться, что это Казань, Ижевск.


    1. Milfgard
      22.02.2017 10:54

      В первую очередь Астрахань. Обязательно, если разрешит владелец точки — всё же не самый приятный материал. В Казани, кстати, пока процесс штатный — попробовали место, сменили место.


  1. Skaarj
    23.02.2017 15:07

    Ребят, ну вы перегибаете про 2 недели пути по земле до Южного. Поезд Москва-Владивосток за 6-7 суток доедет, еще сутки-двое вы на паромную переправу и автобусы потратите, там что при хорошем раскладе за 7 дней можно добраться, выйдет правда дороже чем самолетом ))

    Ну, и «половина населения добывает нефть»… Дай бог, если пара процентов наберется жителей, работающих в/около нефтедобычи. Это же не Оха, которая непосредственно на месторождении была основана )


    1. Milfgard
      23.02.2017 18:40

      Ну, если учесть, сколько у вас иностранцев, и что они там не цветочки нюхают — всё сходится.


  1. Sayonji
    26.02.2017 00:33

    В 2013-2014 годах мы на уровне стандарта установили единые цены по всей стране: дальность региона не влияет, торговать на фестивалях тоже надо по обычным магазинным ценам.
    Откроете магазин в аэропорту когда-нибудь?