Одна из самых сложных вещей, какие мне приходилось делать в роли CEO, — это расставание с половиной команды. У нашего стартапа были времена, когда не хватало рук для удовлетворения спроса; мы нанимали десятки и десятки специалистов по продажам, обучали их… А потом бизнес пошел на спад и выдалась пара действительно тяжелых месяцев.
Увольнение сотрудника в молодой компании — это уже само по себе плохо. Но расставание сразу со многими — вообще отдельная песня, и я многому научился в процессе.
Обсудим увольнения
Вопрос увольнения нельзя назвать популярным среди предпринимателей. Все любят рассказывать о найме и своих секретах проведения собеседований. Но когда речь заходит о расставании, люди редко обсуждают детали. Потому что:
а) это “отстой”;
б) никто не хочет заработать имидж увольняющего.
Но я считаю, что предпринимателям полезно делиться в том числе и таким опытом. Надеюсь, что мой рассказ хотя бы частично пригодится, если перед вами встанет вопрос увольнений.
Как расстаться с десятком человек
Это решение далось мне непросто. Как лучше о нем объявить? Как отреагирует команда? Как массовые увольнения скажутся на тех, кого я хотел бы сохранить в штате?
Я выделил целый день для бесед тет-а-тет с каждым сотрудником компании. Это было довольно странно и неловко, ведь остальные ждали своей очереди и гадали, останутся они или будут уволены.
Мой план разговора об увольнении
1. Я максимально прямо объяснял происходящее. Чтобы люди понимали ситуацию и причины нашего расставания, я старался говорить четко и однозначно.
2. Потом я спрашивал, что они собирались делать дальше. Хотели ли они продолжить карьеру в продажах другой компании? Или собирались взять небольшой перерыв? Может, кто-то хотел начать собственное дело?
3. Далее я выделил по два часа для каждого из них на следующей неделе. В это время я был полностью в их распоряжении, по любым вопросам. Я делал все возможное, чтобы помочь им добиться желаемого. Если кто-то хотел найти новую работу в продажах — я звонил знакомым CEO и руководителям с рекомендацией своих бывших сотрудников. Если кому-то хотелось запустить свой стартап, мы проводили совместный “мозговой штурм” на тему бизнес-модели и привлечения инвестиций. В общем, я готов был сделать все от меня зависящее, чтобы помочь бывшим коллегам достичь цели.
4. Мы обсудили детали: у кого остается лэптоп, нужен ли доступ к почте, что с ключами от офиса и т.п. Говорить об этом было неловко, и я ненавидел такие моменты. Но пройтись по списку необходимо, и я просто старался покончить с этим быстрее.
5. Потом я интересовался, хотят ли они еще что-то обсудить или рассказать. Может, у них есть некий фидбек?
6. Наконец, мы пожимали руки (или пожимали плечами) и прощались.
А потом заходил следующий, и разговор во многом повторялся.
Едим тортики и танцуем под N'Sync
Закончился день моими танцами под песню N’Sync — “Bye, Bye, Bye” и всеобщим поеданием торта. Если захотите подробностей вечера, то лучше посмотреть видео:
Мы все договорились встретиться за ужином месяца через три. Странное это было ощущение — я только что уволил половину команды, и вот мы все вместе, вполне дружелюбно общаемся и позитивно смотрим в будущее.
Неожиданный и совершенно непробиваемый секрет роста
После того, как я помог бывшим коллегам занять в других компаниях серьезные позиции в продажах, каждый из них захотел воспользоваться нашим приложением поддержки продаж. Некоторые даже стали лучшими клиентами, и я невероятно горд тем, как эволюционировали наши взаимоотношения.
Если вам придется кого-то увольнять...
Надеюсь, вам никогда не придется увольнять хороших людей. Но если так случится, вспомните, как мне когда-то пришлось расстаться с половиной команды, и как это послужило толчком к хорошим изменениям для всех сторон. Даже если в процессе все выглядело ужасно.
А вы увольняли своих сотрудников? А может, вы сами были уволены и хотите дать совет тем, кому предстоит расстаться со своими подчиненными?
Комментарии (32)
passant_dans_le_miroir
09.06.2015 12:24-5Остается вопрос: в связи с чем такое массовое увольнение сотрудников? Здесь у меня возникает два варианта: сотрудники плохо работали и сотрудники хорошо работали, но с бизнесом случилась беда.
1 вариант — плохо работали. В данном случае никаких сожалений возникнуть не должно в принципе. Руководитель никогда не может быть хорошим или плохим, он должен быть руководителем. Если ваши сотрудники вами недовольны — гордитесь, вы хороший руководитель. Не нужно жалеть сотрудников, нужно жалеть бизнес, тем более, когда речь заходит о плохих сотрудниках. Вы не благотворительная организация и не биржа труда, чтобы кормить тех, кто ничего не делает, вы их не для этого нанимали. И также встает вопрос: если это плохие сотрудники, зачем вы их кому-то рекомендовали и помогали устроиться? Понятно только, если к конкурентам, чтобы и они развалились.
2 вариант — работали хорошо, но бизнес все равно упал. Скорее всего, работали плохо. Иначе с чего бы ему падать? Но если даже у вас есть сомнения, не стоило брать и массово всех увольнять. Как вариант можно сделать следующим образом: побеседовать с каждым и перевести на испытательный срок. Зарплата ниже — мотивация и планы выше. Не прошел испытательный — уволен.
Этот способ мог бы помочь убить нескольких зайцев:
1. Продавец вспоминает, зачем его нанимали и начинает работать.
2. Продажи растут, бизнесу становится лучше.
3. Слабые отсеиваются.
4. Костяк остается.
5. Затраты на з/п сокращаются на время испытательного. После — они и так сократятся за счет тех, кто не вытянул.
6. Они не нервничают, уволят их или оставят.
7. Если вы так уж переживаете — ваша совесть чиста, вы оставили шанс.
А вообще наберите новую команду из молодых специалистов. Успехов!NeoNN
10.06.2015 08:28+3А разве на испытательный можно переводить после того, как человек долгое время работал?
passant_dans_le_miroir
10.06.2015 08:41-3А почему нет? они не справились, а вы им еще один шанс исправиться.
Bambr
11.06.2015 13:26Потому что трудовой кодекс.
passant_dans_le_miroir
11.06.2015 13:28-1А в трудовой это необязательно отражать. человеку можно дать выбор: соглашается на испытательный либо на увольнение. Снижение должности по трудовой аукнется потом при дальнейшей карьере. Всего можно добиться на договоренностях.
Bambr
11.06.2015 13:44+2Безусловно, всегда можно и нужно договариваться, только к вашей трактовке испытательного срока это никакого отношения не имеет. И главное, на мой взгляд. Конечно все зависит от сферы, но в IT такими предложениями Вы вряд ли чего-то добьетесь. Ставлю на то, что значительная часть костяка тупо свалит — либо сразу, либо через некоторое время после разговора (когда найдется подходящее место). А останутся работать на худших условиях как раз люди, не уверенные в своем светлом будущем. Кстати, больше любить Вас и Ваш бизнес после этого они не станут.
passant_dans_le_miroir
11.06.2015 13:50Насколько, я понимаю, речь идет о продажниках. И если это так, то какой бы ни была эта сфера, такой способ в ней подействует. К тому же, уволена была половина команды, а значит в костяке работодатель не сомневался, соответственно костяк как раз не свалит, а из остальных этот способ поможет выявить слабых и тех, кто еще может чего-то добиться. Не нужно сотрудникам ставить ультиматум, можно объяснить все нормальным языком. Сообщить, что у компании денег нет и, возможно, придется сокращать штат сотрудников. Что для выявления тех, кому нужно уйти принято решение снизить окладную часть з/п и поднять сдельную. Поставить план. Объяснить, что под сокращение попадают те из сотрудников, кто на протяжении определенного срока времени не выполняют план.
passant_dans_le_miroir
09.06.2015 12:25А еще, вы им помогли устроиться, а они вашу базу клиентов забрали. С оочень большой вероятностью.
agent_0007
09.06.2015 12:51Думаю, что когда работодатель делает сокращения, то он закладывается на утечки в данном случае
ncix
09.06.2015 12:52А как на это «закладываться»? Работодатель прекрасно это понимает, но сделать мало что можно.
agent_0007
10.06.2015 11:37-1заранее перд сокращением подсоваыванием фейковой базы клиентов например
passant_dans_le_miroir
10.06.2015 12:11если менеджер ведет базу ключевых клиентов, весь свой крупняк он и так знает. к тому же, есть такая теория, что покупают не у фирмы, а у продавца и большинство крупных клиентов уйдут за своим же менеджером.
Haikson
11.06.2015 17:32И именно это учитывается при сокращении. На моей памяти в компании, в которой я работал долгое время, было порядка 3-х сокращений: 2007 — реструктуризация, 2008 — кризис, 2013 — начало конца. Часто оставляли менеджеров, которые за квартал не принесли ни пени, но с сильной базой. Да и история продаж у них часто была лучше.
passant_dans_le_miroir
11.06.2015 17:34заметьте, я не говорю о том, что людей с базой нужно оставлять. Но не нужно их никуда устраивать. Устраивая их к конкурентам, вы конкурентам свою базу отдаете.
Haikson
11.06.2015 17:55Да, но они в любом случае уйдут к конкурентам. К кому же еще, если это продажник и у него есть постоянные клиенты. Реально и база не нужна. У любого менеджера десяток клиентов, которые его кормят ( это из опыта нашей компании. где то больше. ) Любой прямой конкурент откроет свои двери. Здесь главное — избирательность. Увольняя менеджера по продажам мы отказываемся от покупателя ( в случае, если наш товар не уникален, как газ у газпрома ) и важно правильно сделать ставку на тех, кто должен остаться.
В статье же написано, что многие стали пользоваться их продуктом. Соответственно их устроили не к конкурентам, а к потенциальным клиентам.passant_dans_le_miroir
11.06.2015 18:03В данном случае да, но это единичный случай. К тому же, выгодно было бы своего бывшего продавца устроить в компанию-клиента в закупки. А что касается в любом случае уйдут к конкурентам — далеко не факт. У любого работодателя будут вопросы, почему человек ушел с прошлого места работы. Многие запрашивают рекомендации, так что не факт, совсем не факт.
А насчет ставки на тех, кому оставаться, о том я и говорю, что верное решение принять сложно сразу. нужно поставить всех в равные условия и чтобы сотрудники понимали, что от их работы зависит не только из з/п, но и их карьера. Может и увольнять никого не придется.
passant_dans_le_miroir
09.06.2015 12:59Неважно, закладывается он или нет. Вопрос в том, что руководитель широту душевную проявил, а у него базу увели. Так надо ли ее проявлять? Не сотрудников надо жалеть, а бизнес, они вас не пожалеют.
khabib
11.06.2015 13:16У увольняемых людей и так остается база клиентов. А компания судя по всему совсем не готова к судебным тяжбам с сотрудниками.
За то, что владелец приложил усилия к тому что бы разойтись мирно — честь ему и хвала. Он здорово поднял и себе репутацию и компании.passant_dans_le_miroir
11.06.2015 13:18А если бы он перевел на испытательный, во-первых сотрудники сами бы могли успеть найти то, что им по душе, во-вторых могли остаться. Да и бизнес вполне мог подрасти
ncix
09.06.2015 12:49Увольнять это не особо приятно, но каждый руководитель должен быть к этому готов. Потренироваться можно на собеседованиях — отказывая соискателям лично, а не по почте или телефону. Задача похожая, но более простая, т.к. человек незнакомый.
Кстати очень рекомендую шикарный фильм про специалиста по увольнениям — Мне бы в небо.Mrrl
09.06.2015 16:59Кстати, про что этот фильм — про специалиста по увольнениям или про человека, который живёт в самолётах? Или просто про то, что увольнять по скайпу — неправильно?
ncix
09.06.2015 17:09Это обычная легкая любовная история на фоне корпоративных перегибов с коммандировками и аутсорсом функции увольнения.
Guzzle
09.06.2015 18:09+1Есть даже такой термин — Аутпле?йсмент. Иногда практикуется в весьма искаженном виде. Агенство по аутплейсменту якобы предлагает работнику оффер у нового работодателя, но для перехода на новую работу нужно уволиться… работник увольняется по собственному желанию, а новый работодатель передумывает. Кому это интересно? Старому работодателю, который избегает издержек при увольнении сотрудника.
nomadmoon
10.06.2015 03:43> А может, вы сами были уволены и хотите дать совет тем, кому предстоит расстаться со своими подчиненными?
Совет. Если вы девушка — выходите замуж :)
P.S. Аааа, совет тому кто увольняет. Ну там один совет — сообщайте об этом по возможности заранее.
hyperwolf
10.06.2015 12:25+1Редко бывают такие нормальные увольнения.
Обычно все происходит некрасиво, с киданием на деньги, задержками документов и дешевыми понтами.
cyberdream
11.06.2015 18:40Помню наше сокращение, Каждую комманду вызывали по отдельности и директор рассказывал о своей ошибке приведшей к вынужденным мерам. Попросил прощения и обещал помочь с трудоустройством (в нашей команде это действительно было сделано). Дали 2 оплачиваемые недели без необходимости появляться на работе.
Вообще было неприятно, что Руководители проектов не собрали нас и не обсудили случившееся.
TimeCoder
12.06.2015 14:07После кризиса 2008 в компании, где я тогда работал, тоже произошло нечтно подобное, директор беседовал с каждым лично и пр. Но вот что странно: в компании оставили «середину»: уволили тех, кого взяли недавно (не особо влились в проект, и их уход был не так критичен), и верхушку: архитектора проекта и ведущего разработчика (меня), мотивируя тем, что придется понижать всем ЗП, и мы за такую цифку просто не станем работать, найдем себе место получше (что и произошло).
agent_0007
Вы поступили очень гуманно, что помогали найти сотрудникам новое место. Плюсую)
В 2008 пережил сокращение в компании, это выглядело так: людей построили в большом зале и сказали что денег больше нет, и нечм платить зп. Огласили список самых слабых, дали по 2 оклада и отправили. Мне повезло и я остался работать дальше, но я представляю людей у которых ипотека и прочие долговые обязательства, им было очень тяжело морально искать новое место и если бы компания оказывала помощь как вы, то думаю что у людей настрой былбы получше.
silverjoe
Это вот, кстати, очень даже хорошо.
За два месяца можно спокойно найти работу, и не выбиться из графиков оплаты ипотеки.
При условии, что два оклада равны тому что они получали на руки. Если меньше — значит времени где-то месяц.
В любом случае, это лучше, чем когда то было у меня — приходишь из отпуска ранней осенью — а тебе «до свидания» без всяких выплат, кроме того что отработал.
passant_dans_le_miroir
Хорошо-то хорошо, только в 2008 вообще устроиться сложно было. Был бы год другой, да, условия были бы шоколадные. А про «без всяких выплат», это, конечно сильно… Ну, думаю, ничего хорошего эта политика такому работодателю не принесла.
ncix
Bambr
Это ж 2008й год, пока обстановка не прояснилась почти у всех компаний были вакансии заморожены.