Решился поделиться подробностями работы ниши, в которой есть неплохой потенциал для IT. Я говорю об организации мероприятий или, как принято называть этот вид деятельности, — ивентах. Нишу эту знаю уже несколько лет, собственно, в BIG мы занимаемся тем, что предоставляем в ней всякого рода IT-услуги. Вот и захотелось поделиться с хабром некоторыми личными открытиями и наблюдениями, что там делать IT-шнику и в чем, собственно, потенциал.
Маркетинг активно ищет новые решения
Надо понимать, что для бизнеса ивенты — это маркетинг. А маркетинг – сфера крайне разносторонняя по широте своих интересов. Ее участники находятся в постоянном поиске новых решений и делают это очень активно. Здесь сосредоточены большие бюджеты, поэтому повод для активности есть.
Кризис, который затронул большинство отраслей экономики и принудил к жестким ограничениям, не сократил емкость рынка маркетинговых коммуникаций. Данные относительно его реальных значений сильно разобщены. Обобщенная статистика из открытых источников представлена в виде диаграммы.
Динамика рынка маркетинговых коммуникаций в России, в т.ч. BTL-сегменте (по данным совета РАМУ)
Для нашей компании наиболее привлекателен сегмент рынка – BTL-event-маркетинг. Поэтому динамике суммарных бюджетов в этой сфере уделено отдельное внимание. Если смотреть на объемы финансирования проектов, то данному виду маркетинга кризис пошел только на пользу. Потому что никто не решится экономить на том, что в условиях падающего рынка доказало свою эффективность.
Итак, непрекращающийся поиск новых решений и большие деньги, определяющие атмосферу рынка маркетинговых коммуникаций России, – весомый повод для того, чтобы IT-изобретательные парни пришли сюда и взяли свое. Обогатив ивенторов новыми решениями.
Почему BTL-Event-маркетинг перспективен
Game-фикация стала общим увлечением общества. Сюда вовлечены очень многие области – от создателей сервисов и приложений до бизнес-моделей, которые все чаще делают геймифицированными. Механики из компьютерных игр заполняют привычную жизнь не только обывателей, но и ивенторов. Последние, в силу своего функционала, раньше остальных улавливают тренды общества и активно используют game-фикацию в механиках своих мероприятий.
Ради привлечения внимания ивенторы готовы на все
О «WOW-эффекте» и том, что он вытеснил и подменил в нашем сознании очень многое, не скажешь точнее Пелевина: «Человек человеку уже давно не волк. Человек человеку даже не имиджмейкер, не дилер, не киллер и не эксклюзивный дистрибьютор, как предполагают современные социологи. Все гораздо страшнее и проще. Человек человеку вау — и не человеку, а такому же точно вау».
Со времён «Generation П» в рекламной кухни, по своей сути, ничего не изменилось. Все участники этого рынка находятся в поиске технологии, которая обеспечит «WOW-эффект» людям, в целом, и посетителям их мероприятия, в частности. «WOW-эффект» — настоящая фата-моргана ивенторов, потому что заказчики хотят от них именно этого — ВАУ.
Время от времени появляются технологии, способные обеспечить подобный эффект. Ивенторы непрерывно мониторят рынки на предмет появления таких технологий, собираются на ежегодные конференции, чтобы разглядеть и обсудить потенциал новинок. Статистика международных исследований свидетельствует, что за использование digital-технологий на мероприятиях выступают 87% ивенторов. Потому что понимают – включение их в механику мероприятия автоматически означает перенос wow-настроения заказчика на свою репутацию. Это вторая цель, ради которой ивенторы предпринимают свои титанические усилия. Первая – банальная и вечная – деньги!
Вращаясь на рынке BTL-event-маркетинга с 2011 г., мне удалось подытожить личные наблюдения.
Наблюдение 1. Все пытаются придумать что-то новое, но это мало кому удается.
Поэтому на практике «WOW-эффект» ивенторы пытаются вызвать к жизни достаточно однообразно – за счет все возрастающего размаха шоу. К примеру, количество задействованных в последнее время в проектах плазм поражает воображение. Но получается скучно.
Выступая на мероприятиях, к примеру, в Крокус-Экспо, где присутствуют множество участников-супербрендов – Nissan, Toyota, Infiniti и т.д. наблюдаю очередное соревнование числа телевизоров и эффектности авто-шоу-герлз. А вот технологий, похожих на «WOW-эффект», пока не видел. Публику авто-девушки и огромные плазмы давно не впечатляют, люди равнодушно проходят мимо.
Наблюдение 2. Когда мероприятие планируется в базовом варианте, на коммуникации, развлечения и интерактив закладывают минимальные бюджеты. И если перед организаторами появляется выбор вложить 300 тыс. руб. в интернет на площадке для усиления коммуникаций и интерактива или приобрести на всю сумму дополнительного спиртного, случается, ивентор выбирает не интернет. Потому что считает — хорошее виски способно обеспечить и коммуникации, и развлечения, и интерактив.
У event, digital и интернета много общего
К использованию digital существуют разные мотивации.
1. Digital -эффективный способ промоутировать бренд заказчика, используя множество технических решений.
Специфика бюджетов на маркетинг состоит в том, что это всегда значительные суммы. От просто впечатляющих до откровенно неприличных. Поэтому эффективность их использования измерять не просто интересно, но и поучительно. У тех, кто ставит во главу угла точный расчет эффективности расходования денег на маркетинг, просматривается ярко выраженная тяга к интернет-маркетингу. Ведь он позволяет измерить с максимальной степенью точности почти все. Digital-технологии способны обеспечить аналогичные данные по любому мероприятию в реальности.
2. Ивенторы прекрасно осознают, что сегодня все тренды коммуникаций лежат в области digital. Будь то мессенджеры или соц. сети. Именно digital дает на мероприятии самый крутой интерактив — push-технологии, игры и мобильные приложения.
В последнее время большинство технологических новинок на event-рынке появляется именно в digital. Поэтому ивенторы смотрят на новые технологии этого рынка, как на панацею. И ставят своей целью найти и быстро встроить в механику своих мероприятий, достигая с их помощью желанного «WOW-эффекта».
Преимущества digital-технологии в механике мероприятия
Когда обсуждаем с заказчиком event-digital-маркетинг в нашей WiFi-услуге, то обещаем вот что:
- «Склеить» с помощью digital-технологий абстрактную аудиторию гостей мероприятия с их профилями в соц. сетях. И получить в свое распоряжение огромное количество разнообразной информации.
- Вовлечь всю аудиторию в общение между собой.
- Прилепить аудиторию к себе, чтобы и по окончанию мероприятия иметь возможность дотянуться до них своим промо. Потому что сегодня в тренде и считается профессиональным выстраивать коммуникацию с человеком не с помощью навязчивых mail-рассылок и смс, а через конкретный профиль в соц. сетях.
- Вовлечь в маркетинг бренда дополнительную аудиторию: онлайн-друзей посетителей мероприятия.
Кейс ТНТ
Мой опыт использования digital-технологий начался с промо-мероприятия канала ТНТ в клубе Space Moscow в октябре 2014 года. В механику события была зашита продвинутая game-фикация.
В то время фишкой телеканала считалась заставка с красным диваном, сидя на котором разные персонажи шоу-бизнеса произносили фразу: «ТНТ – почувствуй нашу любовь». На своем мероприятии телеканал сделал ставку на популярность дивана и придумал следующее. Имитируя настроение рекламы, на танцполе был установлен этот предмет мебели и узнаваемый задник. Гости получили возможность предстать в роли медийных лиц ТНТ и делать селфи на мобильные устройства. Далее фото предлагалось разместить в Instagram, снабдив #ТНТ_почувствуй_нашу_любовь.
Специальный скрипт парсил Instagram и забирал нужные фото к себе на наш сервер, размещенный в том же клубе. С него и был организован автоматический показ на большом экране. Каждый сфотографировавшийся на бренд-диване, выложив в соц. сети фото с оговоренным хэштегом, получал возможность немедленно увидеть себя на огромной панели. Публикация картинки сопровождалась текстом, которым гость мероприятия снабдил ее в соц. сети. Практика показала, что расчет на game-фикацию оправдался – посетители сделали большое количество своих фото и с интересом ожидали их появления на экране. Для многих гостей это стало стимулом выкладывать свои фото в Instagram. Там они появлялись сотнями.
То, что для посетителей осталось за кадром, для организаторов наоборот превратилось в объект пристального внимания — больше тысячи фото с фирменным хэштегом ТНТ были замечены друзьями гостей мероприятия. Встроенная в механику game-фикация позволила вовлечь в промо бренда ТНТ не только 600 заявленных гостей, но и несколько тысяч их друзей в соц. сетях.
Выбранным #Почувствуй_нашу_любовь также дополнительно пропиарен слоган канала ТНТ.
На этапе планирования мероприятия посещали опасения, что выкладка фотографий в прямом эфире может быть чревата непредсказуемыми фото и даже провокациями. Страховкой в этом отношении выступила их модерация приглашенным администратором телеканала. Поэтому между постом в соц. сети и появлением фото на экране была небольшая пауза.
Использование в механике мероприятия элементов game-фикации привнесло отчетливый WOW-эффект. Для этого не потребовались особые финансовые вложения, а восторги гостей оказались неподдельным.
Кейс «Связной»
В отличие от промо-формата мероприятия ТНТ, «Связной» определил свой формат как внутренний. То есть промоушн бренда был не нужен. Задача состояла в том, чтобы удивить гостей богатством интерактива.
Все приглашенные на мероприятие были руководителями определенного уровня. Их заранее предупредили о необходимости установить на смартфон специальное мобильное приложение. Оповещение проводилось по e-mail. Не успевшим это сделать вовремя, на входе помогали несколько специалистов.
Приложение создавалось нашими партнерами и, по сути, представляло собой мини соц. сеть со следующими возможностями:
- видеть остальных участников мероприятия;
- добавлять фото и видео;
- обмениваться сообщениями и другими материалами;
- участвовать опросах;
- задать вопрос спикеру.
Последняя функция оказалась особенно полезной. Адресованный участниками мероприятия вопрос лектору попадал на отдельный сервер и отражался на большом экране. Поэтому была возможность корректировать доклад с учетом поступающих вопросов.
Дополнительно гости могли голосовать за конкретного спикера, после чего в доступе появлялась диаграмма с фактическим распределением голосов. Систему голосования можно было арендовать, и обычно на ивентах так и происходит, но не в этот раз.
В целом, за интерактив на мероприятии отвечали:
- мини соц. сеть;
- система голосования;
- инфрмационные табло;
- QR-коды, располагавшиеся в виде видеосюжетов на локальных серверах, чтобы не допустить проседания интернет-канала.
Результат использования digital-технологий на закрытом мероприятии «Связного» – полностью авторизированные 600 гостей, чью активность мы могли наблюдать и анализировать.
Стоимость таких технологий несколько выше, чем тех, что задействовались на мероприятии канала ТНТ. Однако топ-менеджмент заказчика оценил приложение по достоинству, поэтому оно работало и после события, превратившись в корпоративную мини соц. сеть.
Тренд: все ищут что-то новое, но как его найти
Сегодня на BTL-event-рынке существует устойчивый тренд – разыскать что-то интересное из digital. На практике часто это выглядит таким образом: крупный бренд или заказчик объявляет тендер на поиск исполнителя, способного обеспечить разработку digital-360 по продвижению бренда на мероприятиях в течение года. Но в условиях тендера нет конкретики – что именно хочет заказчик. Есть только основные векторы или общие слова. Предлагается самим предложить стратегию в рамках заданного брендом бюджета, основные надежды возлагаются на креативность event’оров.
В приведенных выше кейсовых примерах мы пытались показать, как с помощью digital-технологий получилось добиться уверенного WOW-эффекта.
В понимании event’ора digital-тренды – это следующее.
- Разные способы вовлечения аудитории в виртуальную реальность. Самые традиционные из них – сайты, хэштеги, и т.д., включая создание специальных компьютерных игр под мероприятия. Тогда часть мероприятия происходит в офлайн-режиме, а другая – в компьютерной игре, digital-пространстве.
- Использование соц. сетей — до сих пор в тренде. Хотя «WOW-эффект» там вряд ли возможен, соц. сети рано списывать со счетов event-рынка.
- VR — один из бесспорных лидеров среди обсуждаемых трендов. Загвоздка в малочисленности идей для их использования в BTL-event-маркетинге.
- Тренд с геймификацией — стопроцентный мэйнстрим. Он очень перспективен, но пока недостаточно востребован. Тот, кто сумеет предложить event-рынку разные сценарии для встраивания в механику мероприятия – оседлает волну.
- Визуализация аудитории, чат-боты вместо приложений и умный браслет, анализирующий эмоции посетителей.
Чем здесь заняться IT-шнику: прогнозы
Надеемся, что были убедительны в попытке показать, что BTL-event-маркетинг – удачная сфера применения усилий IT-специалиста. Сегодня по-настоящему крутые решения лежат на стыке технологий, областей и профессий. В частности, применение IT-знаний и IT-технологий может быть выведено за рамки только IT-сферы и «расшарено» на event-область. Привлекательность и перспективность последней заключается не только в заманчивых бюджетах — здесь действительно очень позитивно, изобретательно и весело.
Практически все освещаемые на habr’e технологии можно с успехом применить в event’ах. Призываю участников IT-сферы внимательно к ним присмотреться на предмет целесообразности внедрения. Только необходимо учитывать — для того, чтобы IT-решение было принято на event-рынке, необходимо самим предлагать механику мероприятия, в которой это можно было бы задействовать.
В начале статьи я привел динамику изменения емкости BTL-event рынка, а также прогноз на текущий год – они обнадеживающие. Поэтому всем IT-изобретательным не время хмуриться перед экранами своих мониторов, давайте, размышлять, каким образом использовать в мероприятиях близкие нам тренды и технологии.
PS Буду рад вашим комментариям. А в ближайшее время в планах продолжение об имеющихся технических практиках. Расскажу и о том, какие грабли не обошёл стороной и что за ноу-хау приходилось применять для обеспечения мероприятий техническими решениями.
Поделиться с друзьями
B2link
Уважаемый автор! Все так и не так) как правильно подмечено ивентщики (в просторечии мы их оргами зовем) — в тренде передовых технологий находятся, в силу специфики бизнеса, хотя и здесь мастодонтов хватает, в основном выставочники "тормозят" дико. К чему я это? Никто на месте не стоит и решений и сервисов — куча! Говорить о рынке как о "относительно незанятой" нише — не совсем корректно. Тем более приводя Кейсы 2011 года( Это я, как непосредственный участник рынка говорю)
binfini
Что касается оценки занятости ниши тут наверное найдутся разные мнения, но на мой субъективный взгляд рынок очень даже открыт как к новым игрокам, так и к идеям. Кейсов конечно и свежих много, а приведённые по-моему 2013 и 2014 гг.