VR становится все более распространенной технологией, которая используется уже далеко не только для игр. Соответственно, развивается и экосистема гаджетов, совместимых с виртуальной реальностью. На днях компания Logitech показала новую клавиатуру, Logitech Bridge, которая может использоваться вместе с VR-шлемом HTC Vive VR.

Клавиатура подходит и для работы в обычных условиях. Если же видеошлем надеть во время использования Vive VR, то при наведении трекера системы на клавиатуру в виртуальной реальности появляется точная копия Logitech Bridge. Виртуальная клавиатура располагается точно в том же месте, где находится и реальный гаджет. Нажимая на кнопки в виртуальной реальности, пользователь получает точный тактильный отклик, так что привыкать к такому режиму работы не приходится.

Обычно VR ассоциируют с моушн-контроллерами, но многие приложения в виртуальной среде позволяют работать и с клавиатурой. В том случае, если пользователь решил все же воспользоваться клавиатурой, то привыкнуть к работе с ней в шлеме бывает непросто. Даже, если у человека есть неплохой навык «слепой печати», разница между ощущениями в виртуальной и реальной среде не дает сконцентрироваться на клавиатуре, приходится привыкать.


Теперь же есть VR-клавиатура, которая, если верить разработчику, работает без проблем. Использовать ее можно в играх и других приложениях. С течением времени для VR будет появляться все больше рабочих приложений, так что без клавиатуры не обойтись. И они, как видим, уже начали выходить на рынок. Правда, цену Logitech Bridge не назовешь низкой — ее стоимость составляет $150. Если вспомнить, что сам шлем виртуальной реальности стоит около $599, понимаешь, что VR пока — дорогое удовольствие. Но это сейчас, с течением времени ситуация будет нормализоваться в пользу обычных пользователей.

На данный момент клавиатура доступна лишь для разработчиков, и то по заявке. Срок приема заявок завершается 16 ноября.

Комментарии (50)


  1. Tertium
    06.11.2017 12:07
    +1

    Жду не дождусь, когда начнут делать шлемы с достаточным разрешением и откликом, чтобы реально в них было работать. Если этот трекер с нормальной частотой работает, то это даже лучше чем камера на шлеме для совмещения с реальностью. Ещё бы местоположение мыши показывал, чтоб не нащупывать.


    1. Sdima1357
      06.11.2017 13:06

      Как минимум 8Kx2 120fps 8msec не раньше чем лет через десять, при разумной стоимости меньше 3000$ за систему. Система слабее не поплывет.


      1. red75prim
        06.11.2017 16:56

        Угол обзора у зоны максимальной четкости зрения (желтоё пятно) где-то 1-1,5 градуса (содержит около 30 «килопикселей», то есть колбочек). Так что затраты на рендеринг можно сильно сократить, добавив отслеживание положения глаз.


        1. Sdima1357
          06.11.2017 18:35

          отслеживание положения глаз

          Плюс задержка при отслеживании+стабилизация ошибки отслеживания+очень нетривиальное железо… Я читал о попытках нвидии поработать над этим.


          1. red75prim
            06.11.2017 19:52

            Закон Мура, в общем-то, уже всё — не работает. Так что придётся что-то придумывать для обеспечения нормальной ВР.


        1. Wijey
          07.11.2017 06:34

          Есть шлем FOVE с такой функцией как раз.


    1. Boomburum
      06.11.2017 13:23

      Недавно ж вышли Pimax 8K )


      1. sumanai
        06.11.2017 14:00
        +1

        Посмотрим на задержки. Там же не только шлем, но и ПК и передача и куча всего.


        1. Kelt_Rivera
          07.11.2017 07:32

          <15 мс Motion to Photon latency, если верить официальной спецификации.
          Вы вот все говорите про задержки, а я играю в мобильном шлеме, на который изображение приходит с компьютера по Wi-Fi, при этом использую для позиционирования другой телефон, прикрепленный к шлему, который тоже передает данные гироскопа по Wi-Fi. И ничего. Даже страшно представить, какие там задержки на получаются


          1. Rastishka
            08.11.2017 19:45

            А где можно почитать как такое же у себя настроить?


            1. Kelt_Rivera
              09.11.2017 07:21

              Если говорить просто про передачу с компьютера на телефон — то поможет программа RiftCat. А так — у меня система посложнее, с кинектом и контроллерами PS Move для отслеживания положения. Там уже надо гуглить PS Move SteamVR Bridge и Driver4VR. Есть еще неплохие туториалы от канала «Daley Tech» на ютюбе (например «Complete VR Setup Guide for PS Move Service and Riftcat 3rd edition)»


    1. Wijey
      06.11.2017 13:27

      Скоро выйдет китайский Pimax 8K. Правда далеко не каждый комп такие разрешения потянет.


      1. atomlib
        06.11.2017 16:41
        +1

        Только там не 8К, а два раза по 4К. Хотя, с другой стороны, угол обзора хороший. Правда, и 4К там апскейлнуто из 1440p — больше по кабелю не пройдёт. Плюс я так пока и не понял, есть ли там 90 Гц или всё ещё на этапе калибровки чипа, который вытянул 80—85.

        Настоящие 4К на глаз будут в модели Pimax 8K X. Её, насколько я понимаю, пока не слышно и не видно.


        1. Rastishka
          07.11.2017 12:50

          А где можно почитать как такое же у себя настроить?


          1. atomlib
            07.11.2017 13:30

            Настроить что? Про риски недостижения 90 Гц можно узнать из официального обращения бэкерам.


            1. Rastishka
              08.11.2017 19:47

              Прошу прощения, не вам коммент написал, косякнул. =/


  1. Fagot63
    06.11.2017 13:24

    Не понятно как захватывается движение рук, иначе все равно «полуслепая» печать получается. Т.к. клаву видно, как/какие клавиши нажимаются видно, а сами руки как в VR попадают?


    1. Freeeon
      06.11.2017 14:03

      Сейчас уже вовсю используют Leap Motion. Насколько точно она будет схватывать отдельные пальцы на клавиатуре, конечно, вопрос. Но действия с небольшими объектами схватывает весьма неплохо.


    1. shumsky91
      06.11.2017 14:03

      Вы таки смотрите на клаву когда набираете?


      1. izzholtik
        06.11.2017 17:20
        +1

        Таки да, смотрим. Как и подавляющее большинство людей.


  1. halted
    06.11.2017 13:53

    VR клавиатура во времена голосового ввода. Одна кнопка микрофона против множества кнопок клавиатуры.


    1. sumanai
      06.11.2017 14:01
      +1

      Ну так голос до сих пор отстаёт, я текст набираю быстрее, чем говорю и думаю.


    1. CrazyRoot
      06.11.2017 14:15

      И?
      Ок, гугл, пароль для почтового ящика: )~("@sK74a6nyEKH8aMkS'1LllЩ"
      попробуй произнеси.


      1. halted
        06.11.2017 14:21

        давно существует google authentificator


        1. ebragim
          06.11.2017 14:35

          При его использовании, насколько я помню, всё равно надо вводить пароль, код из аутентификатора идёт как второй фактор входа.


        1. CrazyRoot
          06.11.2017 15:36

          Аутентификаторы не везде есть.


      1. granade18
        06.11.2017 21:05

        Зачем говорить пароль голосом? Если голос и есть "пароль"


        1. Areso
          06.11.2017 22:18

          Так и запишем. Вы не могли бы вслух, на SoundCloud?


          1. granade18
            07.11.2017 04:53

            омг секретная фраза с идентификацией по голосу, голова вообще не варит ?


            1. Fagot63
              07.11.2017 08:20

              С современными вычислительными мощностями и способностью записывать звук через наушники/жесткий диск? Не думаю что это достаточно безопасно.


  1. zede
    06.11.2017 14:03

    Работать сидя с VR? Что-то малоприятное занятие. Уже имели опыт создание виртуальной клавиатуры, но стоя: руки жутко быстро устают, даже при наборе свайпом. Так что такая разработка будет уместна только в специфических областях.


    1. halted
      06.11.2017 14:27

      лазерная проекция клавиатуры так и не обрела популярность, как и кольцо-мышь


  1. DjSens
    06.11.2017 15:11

    Скорее всего умельцы оснастят обычную клаву несколькими ик-светодиодами и напишут софт, который ориентируясь по ним через Leap motion нарисует клаву в VR (с учётом марки и модели клавы)


    1. sumanai
      07.11.2017 23:02

      Владельцы редких клавиатур будут подбирать похожий образ на ощупь?


      1. MatiasGray
        09.11.2017 11:56

        В редакторе передвинут клавиши туда, куда нужно


  1. engine9
    06.11.2017 15:54

    del


  1. Arxitektor
    06.11.2017 16:17

    Как минимум 8Kx2 120fps 8mse

    Современный ПК большую часть кроме игр и граф софта потащит без проблем.
    IDE, оффис, браузер.
    раньше чем лет через десять,
    Не факт нужны только дисплеи.
    А это нужно убедить пользователей что в мобилах 8К рулит )
    120 Гц вот думаю основная проблема. До сих пор не видел IPS 120Гц панели.
    Желательно только OLED. А может запилят прямую проекцию на сетчатку )


    1. Sdima1357
      06.11.2017 17:24
      +2

      Факт, что не только дисплеи.
      Зачем мне 8мсек в Оффисе? Игры конечно. При большей задержке голова кружится. А для 8Кх2 120Гц pixel rate очень высокий нужен, в играх много пассов рендеринга или игра будет страшненькой, то есть графические карточки должны подрасти раз в 10 по pixel rate. Смотрите:
      8800 Ultra 2007 год 14.7 Gpixel/sec
      1080 TI 2017 год 130.2 Gpixel/sec


  1. Arxitektor
    06.11.2017 18:17
    +1

    8800 Ultra 2007 год 14.7 Gpixel/sec
    1080 TI 2017 год 130.2 Gpixel/sec

    Да игры это проблема. Не факт что за 10 лет будет 1300.2 Gpixel/sec
    Если уж nvidia volta это самый сложный чип. Сложнее сделать… стоимость безумна.
    Можно конечно делать склейка как АМД. Скорее всего так и будет.


    1. Sdima1357
      06.11.2017 18:23

      «Не факт что за 10 лет будет 1300.2 Gpixel/sec»
      Вот и я в сомнениях, когда эта штука выстрелит и будет комфортно. И это дискретные топ GPU, что уж там говорить про мобильные


  1. badimao
    06.11.2017 19:13

    меняются технологии. меняются способы визуализации. и только интерфейсы ввода информации остаются неизменными.
    Нужно концептуально менять способ ввода.
    Клавиатура в ВР не нужна принципиально. Нужны новые способы взаимодействия.


    1. Gibboustooth
      06.11.2017 23:36

      Работы над нейроинтерфейсами ведутся давно, но пока что без особых успехов. Разрешающая неинвазивных решений, увы, не радует. И как её улучшить — не очень понятно.


      1. SvSh123
        07.11.2017 10:31

        Есть минимально инвазивный вариант.
        Странно, что распознавание жестов не пользуется популярностью.


        1. Gibboustooth
          07.11.2017 12:44

          Почему «минимально»? Вроде бы по полной программе инвазивный.


          1. SvSh123
            08.11.2017 09:03

            Минимально — имеется в виду, что для его установки не нужно радикальных вмешательств, вроде вскрытия черепа.


      1. badimao
        07.11.2017 15:50

        как ниже уже отмечали — распознование жестов — выбор отца демократии.

        очевидно что в ВР необходимы взаимодействия высокого уровня. (как язык программирования высокого уровня). низкоуровневые обработчики еще долго будут создаваться на обычной клавиатуре.
        а вот над созданием новых способов взаимодействия и этого самого высокого уровня, можно было бы и подумать. я говорю о новом юзер-интерфейсе. новой прадигме управления контентом.
        и кстати говоря :) все придумано до нас. волшебные палочки, защитные амулеты, говорящие зеркала. я сильно убежден сказки/мифы/легенды имеют под собой явную техническую подоплёку и отголоски былой мощной технической цивилизации.
        так вот, в вр, гугл гласс, HoloLens, прям очень хорошо лягут принципы управления — «harry potter mode» уже сейчас.


        1. Gibboustooth
          07.11.2017 17:55

          сильно убежден сказки/мифы/легенды имеют под собой явную техническую подоплёку и отголоски былой мощной технической цивилизации


          Без комментариев.


  1. JohnSmith001
    07.11.2017 00:02

    А следующим устройством от Logitech будет специальная камера, делающая виртуальную реальность неотличимой от вашей комнаты.


    1. ChALkeRx
      07.11.2017 00:53

      Уже есть Google Cardboard Plastic.


  1. 3aicheg
    07.11.2017 11:29

    В целом, конечно, идея здравая — вкорячить пространственные датчики не только в контроллеры, но и в клавиатуру с мышью. Но на HTC Vive же, вроде, камера есть? Почему не брать просто видео готовое с неё, когда юзер смотрит на клавиатуру? Можно дополнить примитивным распознаванием образов (чтобы вырезать только клавиатуру из видео, тогда ей можно будет даже елозить туда-сюда по столу). В крайнем случае, обычную веб-камеру подвесить, совместить её реальное положение с координатной системой виртуальной реальности, и вперёд. Никаких $150 от Logitech.