В ноябре 1977 года 300 управляющих вместе с жёнами со всего мира слетелись по билетам первого класса, чтобы провести четыре дня на всемирной конференции Xerox. В перерывах между встречами для мужчин и показом мод для женщин, посетители могли поспать в люксовых номерах клубного отеля Бока-Ратон и поприсутствовать на коктейльных вечеринках и на главном докладе, который давал Генри Киссинджер. И вот, последним утром последнего дня они собрались, чтобы увидеть одно из ключевых событий конференции: «День будущего», проводимая только по приглашениям демонстрация персонального компьютера Alto, разработанного в Xerox PARC, исследовательском центре компании, расположенном в Пало-Альто.

Боб Тэйлор, управлявший лаборатории информатики PARC, и помогавший разрабатывать систему Alto, с удовольствием продемонстрировал управляющим из компании Xerox прорыв, который мы сегодня называем персональным компьютером. Он считал, что эти машины изменят мир, и устранят большую часть той самой монотонности из офисной работы, освобождая офисных работников для того, чтобы они занимались «функциями высшего уровня, так необходимыми для высокой самооценки человека». В компании уже было установлено порядка 400 компьютеров Alta, и они были настолько популярными, что планировалось ввести очередь на их ввод в строй по записи.

Но главные директора Xerox едва обратили внимание, не говоря уже о том, чтобы их использовать, на компьютеры Alto, и на попытки Тэйлора и других людей убедить компанию переориентировать компьютерную стратегию от больших машин в пользу «Alto-подобных персональных компьютерных систем» не принесли результатов. «День будущего» должен был стать шансом PARC представить Alto людям, которые будут определять, останется ли Alto внутренней диковинкой компании, или станет реальным продуктом во всём мире. PARC отправила 42 человека, десяток Alto, 5 принтеров, 25 клавиатур, сервера, десятки тысяч метров кабеля, оборудования для видео и мультиплексинга, десятки мышек, инструментов, запасных частей и электрических устройств в Бока-Ратон, чтобы помочь презентации.

В начале презентации были приглушены огни. На экране появился фильм. «Вот наше будущее, современный офис. Наша возможность», — говорил голос, пока камера скользила вдоль коричневой ткани, украшавшей стену, висевшей над коричневым диваном в лобби PARC. «Под хромом и согласованными цветами кроются огромные проблемы, ибо этот офис не менялся многие поколения».

Голос загремел: «Будущее может быть здесь уже сегодня. Поприветствуйте офисную систему для всей компании Xerox, которую мы зовём Alto». После этого несколько исследователей из PARC вышли на сцену и начали демонстрацию.

Работая совместно с удалённой командой из Пало-Альто, ведущие продемонстрировали, как компьютер может редактировать документы, рисовать столбиковые диаграммы, переключаться между программами и вызывать документы и рисунки из памяти хранения. Они выделяли текст на экране, работали удалённо с другими Alto, заполняли декларации в электронном виде, отправляли их на обработку, вводили иностранные символы, отправляли электронные письма и распечатывали документы. Голос убеждал зрителей: «Выглядит сложно? Уверяем, что это не так. Это то, что Xerox называет дружественной системой. В полевых испытаниях опытный машинист обучался работе с ней всего за несколько часов, а неопытные — всего за день или два».

Управляющим, никогда не видевшим и не использовавшим Alto, эта демонстрация должна была открыть глаза. Вне исследовательских лабораторий компьютеры делились на две категории: большие и любительские. Обе они интересовали только специалистов. Большие компьютерные системы стоили сотни тысяч долларов и заполняли комнаты целиком. Любительские машины интересовали только хакеров, например, Homebrew Computer Club, с удовольствием вводившие длинные последовательности символов, только для того, чтобы услышать, как одна из песен Beatles играет через транзисторное радио с металлическим звуком.

Кое-кто из PARC, включая Тэйлора, следили за компьютером Apple II, представленным за полгода до конференции в Бока-Ратон. И хотя Apple II сделал важный шаг за пределы любительских машин и по направлению к компьютерам, дружественным к пользователям, ему не хватало графического интерфейса Alto, мыши, простоты использования и сетевых возможностей. Даже через пять лет после выхода Apple II обычные пользователи жаловались, что только на то, чтобы понять, как его использовать, у них уходило много часов.

Alto представлял машины иного класса. Любительские компьютеры делали как модели больших, но Alto сделали на основе представления об интерактивности и простоты использования, пропагандируемого Бобом Тэйлором и его наставником Дж. Ликлидером.

Много времени спустя «Дня будущего» президент Xerox Дэвид Кирнс назовёт презентацию Alto «технологической феерией», и скажет, что «люди говорили, что увидели будущее нашей технологии, и что это было впечатляюще».

Но команда PARC не заметила подобного восторга после презентации. Они заметили, что во время интерактивной сессии, когда всё можно было потрогать, за компьютерами сидели не управляющие, а их жёны — они работали с клавиатурами и экспериментировали с мышками. Мужья, не впечатлённые этим, ассоциирующие печать на клавиатуре с работой женщин-клерков, стояли по углам комнаты, скрестив руки на груди. Исследователь услышал замечание одного из управляющих: «Никогда не видел, чтобы мужчина печатал бы так быстро». Он не понял, что происходит.

Xerox попытается вывести на рынок следующую модель после Alto, поэтому нельзя сказать, что компания не выказала энтузиазма по поводу технологий, представленных на «Дне будущего». Но реакция, которую Тэйлор наблюдал у собравшихся директоров — смесь безразличия, непонимания и отторжения — была понятной. Большую часть прибыли Xerox делала на продаже бумаги. А эти калифорнийские выскочки настаивали, что в офисе будущего вся работа будет сконцентрирована вокруг экранов, что делало будущее бумаги неопределённым.

Учитывая страх Xerox перед безбумажным офисом, возможно, и неудивительно, что единственной из придуманных PARC технологических новинок, которую компания успешно вывела на рынок, стал лазерный принтер — устройство, потребляющее бумагу.

Комментарии (16)


  1. pnetmon
    11.01.2018 15:20
    +1

    Ну тут версия написана — управляющие привыкли управлять и притом работу для которых предназначены эти компьютеры делали не они, а другие люди. А вот женщины имели опыт работы с печатными машинками. Нужно было приглашать людей пониже на вертикали управления.


  1. yurisv3
    11.01.2018 15:33

    Нужно было приглашать людей пониже на вертикали управления

    У людей «пониже» и возможности пожиже.


    1. aram_pakhchanian
      11.01.2018 16:09

      Да. А машинки стоили недёшево.


      1. artskep
        11.01.2018 16:37

        Собственно говоря, мое мнение, что в этом вся и проблема ранних попыток внедрения ПК.
        Для нужд большого бизнеса единый мейнфрейм и куча терминалов окажутся в среднем дешевле. И, кстати, может быть не все помнят, но интерактивный интерфейс это не обязательно графика с мышкой. И да, терминал это не обязательно текстовый.
        Да даже после эпохи абсолютного доминирования больших компьютеров, когда ПК уже не был диковинкой даже в РФ ваш покорный слуга вполне работал в институте на Spark Ultra через X терминал (софтовый на ПК или отдельной железке — тут как везло). И это было удобно и выгодно для многих задач.

        Реально ПК пошли для малого бизнеса, который не мог себе позволить даже хиленького сервера. Когда цены смогли упасть до этого уровня — открылся, конечно, огромный рынок.


    1. pnetmon
      11.01.2018 18:22

      Для закупок и внедрения на производстве.


      1. yurisv3
        11.01.2018 18:30

        Вот. Именно.

        А для собранной аудитории более убедительно выглядело бы не Live Show, а обычная презентация с таблицами и диаграммами.


  1. Y1975
    11.01.2018 19:26

    С персоналками поигрались, и опять переходим на терминальный доступ. «Облако» — это и есть виртуальный мейнфрейм. А если кто реально замутит virtualPC с вменяемой абонплатой, теми же возможностями, гарантиями сохранности информации то и ХОРОШО.


    1. aram_pakhchanian
      12.01.2018 07:03

      Я хорошо помню время перехода от мейнфреймов с перфокартами и терминалами к персоналкам: сам был внутри этого процесса. Вся суть была в том, что данных было мало, а для аналитики и создания текстов требовались компьютерные мощности. Но мейнфреймы «продавали» компьютерное время, а значит – посидеть перед терминалом и подумать было накладно. Персоналки же давали эту возможность за стоимость электроэнергии. Потом данные начали расти, стало нужно их получать и отправлять, и мы вернулись в мир связанных компьютеров. Сейчас мы имеем лучшее из двух миров: возможность бесконечной интеракции практически за бесплатно, и, одновременно, доступа к централизованным данным.


  1. mumiyden
    11.01.2018 20:31

    "… будущее работы...".
    Интересно, количество человекочасов, потраченное на ввод данных, изменилось с тех времен?
    Довольно долго работая в сфере, далекой от IT (морской транспорт) пронаблюдал как приход компьютеров изменил документооборот: раньше на печатной машинке печатали два листка, теперь на компьютере — десятка три различных документов.


    1. pnetmon
      11.01.2018 22:23

      Работая некоторое время в морском/речном транспорте смотря на переписку судов я был в шоке понимая как они работали до начала доступности сотовых интернет каналов (передача данных по спутниковой связи которая появилась ранее имела большую стоимость). Как этот ежедневный объем электронных писем с рапортами, отчетностью и прочими вещами можно было передать в офис и обратно имея только радиосвязь.


      1. ragequit
        12.01.2018 10:28

        Телеграфировали, видимо. Факсы, опять же.


        1. pnetmon
          12.01.2018 12:00
          +2

          Главное не как (Телеграфировали, Факсы), а скорость передачи которая позволяет передавать больше данных, создавать больше данных для передачи.
          Как можно передать сообщение находясь на реке, в море? Только радиосвязью. Какой объем информации можно передать радиосвязью? А какой в тоже время используя современный 3G, и даже не LTE.


        1. pnetmon
          13.01.2018 10:22

          Имелось в виду что объем документов документов которым судно должно обмениваться с офисом в очень большое количество "в" превышает возможность каналов связи 90-х годов.


          Я видел как внедряли систему документооборота где требовалось ежедневно заносить требуемые регламентные работы по заданным устройствам в эту компьютерную систему, работы по вводу занимали значительную часть времени.


          Не было компьютера — один объем, появился компьютер — увеличилась отчетность вводимая в компьютер. Это как системы учета рабочего времени, тикетов....


    1. Exchan-ge
      13.01.2018 03:36

      пронаблюдал как приход компьютеров изменил документооборот


      Из моей практики — один 386 комп с принтером заменил 12 человек из технологического отдела, на что понадобилась всего одна неделя подготовительной работы (и немного нелицензионного софта ).


  1. beliakov
    12.01.2018 14:37
    +2


    А почему в заголовке конференция 1970-го года, а в тексте она происходит в ноябре 1977 года? Смотрим заголовок первоисточника:


    The 1970s Conference That Predicted the Future of Work

    Там речь про конференцию "из семидесятых", которая что-то там предсказала. Да и "будущее работы" звучит как-то не по-русски. Мне вообще сначала какие-то роботы в заголовке померещились. Я бы озаглавил перевод так:


    Конференция из семидесятых, предсказавшая будущее офисной работы


  1. Exchan-ge
    13.01.2018 03:30

    реакция, которую Тэйлор наблюдал у собравшихся директоров — смесь безразличия, непонимания и отторжения — была понятной


    Не с того конца зашли.
    Каждого — в неформальной обстановке познакомить с компьютерными играми. И безразличие с непониманием тут же бы как рукой сняло.
    (В СССР это отлично сработало )