Даже если вы объединяете сети и инфраструктуры хотя бы двух продуктовых магазинов, это легко может вылиться в непростую задачу. Внезапно всплывут разные нюансы, связанные с организацией сети — например, с замурованным в неизвестной подсобке D-Link'ом, который работает, делая вид, что он ядро сети. Когда речь идет о компаниях масштаба ВТБ и ВТБ24, все выходит на новый уровень — прибавляются требования со стороны огромного количества отделов, руководителей, служб безопасности… О том, как мы с этим справились, расскажем под катом.




Итак, перед нами стояла задача объединить инфраструктуры нескольких крупных компаний в условиях приличного набора legacy-инструментов, капризных к архитектуре.

В основу созданной инфраструктуры лег «ресурсный лес» — система, объединяющая мессенджер, единую адресную книгу, портал, файловый сервис и другие ключевые ресурсы. Изначально ресурсный лес задумывался как фреймворк для взаимодействия различных юрлиц, состоящих в одной банковской группе. Для объединения группы компаний такой вариант оказался оптимальным.



Технически нужно было решить две задачи: создать общий сетевой сегмент, где будут размещаться сервисы, и обеспечить единую доменную аутентификацию. И все это — безболезненно и не нарушая режим работы банков.

Сетевая инфраструктура


Все сегменты сети маршрутизируются на территориях двух ЦОД, и инженерам нужно было объединить ресурсы. Для каждого банка создали отдельный сегмент с прозрачной маршрутизацией, а файрволы поставили уже на границе между этими сегментами и внутренними ресурсами самих компаний.



Ресурсный лес подразумевает отдельный домен и наличие трастовых отношений с участниками группы. К счастью, нам удалось найти пул сетевых адресов, который у всех объединяемых банков не пересекается с локальными. В итоге на площадках двух дата-центров все сегменты каждого из банков прозрачно взаимодействуют в едином адресном пространстве. Такая многослойная структура помогает обеспечить максимально прозрачную маршрутизацию.

Бывает, что серверу приложений необходимо подключиться к клиенту, инициировав call-back в сторону его машины. Клиентом может быть какая-нибудь рабочая станция со своей периферией, например, видеокамерой. В банке есть некоторое количество надежных, но уже не новых legacy-приложений, которым требуется такая возможность. Мы заложили в архитектуру прозрачный call-back доступ — это дает безболезненную совместимость с унаследованными системами и поможет впоследствии поэтапно отойти от legacy, не сломав текущую функциональность.

Единое адресное пространство также позволило нам избежать нестандартных обходных решений при работе с Active Directory, связанных с тем, что Microsoft официально не поддерживает создание доверительных отношений между независимыми серверами при наличии NAT. Мы пробовали в тестовом режиме работать в нескольких адресных пространствах, но решили отказаться от не поддерживаемого официально варианта реализации.

Самое интересное — это как мы организовали маршрутизацию. Ломали голову долго, но в итоге все получилось достаточно просто. Сегменты каждого банка в инфраструктурном ядре — это растянутые по MPLS’у VPN, которые присутствуют на двух площадках. Мы планировали организовать между ними маршрутизацию через политики импорта/экспорта меток MPLS. Но вместе эти компоненты работать слаженно отказывались, поскольку на разных площадках у нас разное оборудование. Если писать по каждой проблеме в техподдержку вендора, можно сорвать все возможные сроки проекта (а они в нашем случае были весьма сжатыми). Все это нас совершенно не устраивало. В итоге мы просто сделали между VPN отдельные физические линки.

Еще одной сложностью была настройка правил фильтрации маршрутов между двумя площадками — в процессе объединения VPN-сетей есть вероятность возникновения непредвиденных «петель», которые чреваты падением сетевой инфраструктуры.

Уровень приложений


Чтобы упростить доступ к сервисам компаний из любого уголка «ресурсного леса», мы реализовали концепцию «витрин данных».

Каждый из банков публикует в своем сетевом сегменте набор прокси для доступа к своим задачам. То есть в витрине каждый банк публикует те приложения, которые необходимо использовать совместно с другими участниками. Например, ВТБ24 вынес в свой сегмент шлюз для доступа в их VDI.

После активации шлюза на файрволе открываются соответствующие правила, и у пользователей, подключенных к «лесу», появляется возможность работать за виртуальными рабочими местами ВТБ24. Мы выделили «витрины» для терминальных и веб-приложений. Терминальные приложения публикуются на Citrix-ферме, а для веба применяется технология, которая уже много лет используется в банке. С ней интегрировано порядка 70 приложений. Построена она на базе продукта Oracle Access Manager.

С приложениями других банков всё пока гораздо сложнее, так как они не интегрированы с Access Manager. Поэтому было решено поставить витрины, работающие в режиме reverse proxy.



Еще одним обязательным условием оказалась доменная аутентификация, которую запрашивает витрина. Для корректного пробрасывания через нее был выбран HAProxy – свободное ПО, входящее в комплектацию Red Hat Enterprise Server. Это отличный готовый продукт, с помощью которого можно делать как реверсные HTTP Proxy, так и прокси многих других вещей. Проксировать можно не только HTTP-, но и любой другой трафик, в том числе закрытых протоколов, которые используются в приложении для обмена данными.

Другая важная задача, которую мы сейчас решаем, — это приведение к единому стандарту системы коммуникации в наших компаниях. При всей своей консервативности банковский сектор требует очень быстрого принятия решений и отлаженных коммуникаций. Сейчас мы стали использовать Skype for Business. Основные работы по развертыванию уже почти завершены.

Между отдельными серверами со Skype есть федеративные отношения, то есть доверенные отношения между независимыми равноправными серверами. Благодаря объединению и синхронизации учетных записей теперь можно легко найти контакт сотрудника для связи. Skype for Business интегрирован с телефонией и ВКС. Можно по PSTN позвонить на обычный телефонный аппарат со Skype и обратно, если для сотрудника заведен номер в аккаунте Skype. При наличии гарнитуры и видеокамеры можно со своего рабочего места через Skype for Business позвонить в переговорную комнату. Естественно, все виды связи должны соответствовать жестким стандартам безопасности.

Помимо специфических задач, связанных с функционированием банков как коммерческих структур, в новой архитектуре мы попутно решили очень много насущных проблем. Например, синхронизацию паролей, учетных записей и почты.

Перспективы


Новая архитектура с ресурсным лесом — это некий фреймворк, фундамент для дальнейшего информационного обмена с дочками группы. Сюда входят как приложения (например, почта), так и, скажем, доступ к порталу с контактами. В дальнейшем на основе новой архитектуры будут формироваться стандартизированные наборы требований для подключения к платформе, например, дочерних банков. Это поможет упростить всю процедуру.

Сейчас мы постарались предусмотреть все возможные нюансы развития архитектуры и тем самым обеспечить отсутствие проблем с интеграцией в будущем.

Комментарии (17)


  1. baxtep2
    15.01.2018 20:33

    Интересно, а в дальнейшем сетевая инфраструктура какого банка будет принята как целевая в объедененном банке? Или планируется и дальше сажать лес с пересекающимися ip адресами.


    1. tashanov
      16.01.2018 12:03

      В рамках проекта «опорная сеть» планируется организовать единое адресное пространство в объединённом банке.


  1. nikolayv81
    15.01.2018 21:34

    Гладко было на бумаге…
    Изнутри банка это решение выглядит по другому (для кого эта статья?), обещанного в 2015 не видать, 24 это история будущего скорее (даже для клиентов).


    1. tashanov
      16.01.2018 12:04

      Учитывая масштаб инфраструктуры ВТБ и экс-ВТБ24, подобные проекты по консолидации занимают далеко не один год. Этот вопрос будет ключевым в рамках стратегия инфраструктуры объединённого банка.


      1. nikolayv81
        16.01.2018 19:53

        Если вы заметили вопрос про 2015 это не 24ка


        1. nikolayv81
          16.01.2018 20:07

          Точнее само слияние было в 16м. обещали единую сеть.


  1. relclick
    16.01.2018 16:04

    Немножко не по теме, но вы единственный банк у которого смс для подтверждения входа приходит через 25-30 секунд. Это ужасно раздражает.


  1. Barsik68
    16.01.2018 16:09

    Выглядит как набор установленных костылей для решения проблемы. Есть ли целевая архитектура и как проделанная работа в нее вписывается?
    С учетом что все железо находится физически всего на 2 площадках можно было сделать и более приличное решение.


    1. tashanov
      18.01.2018 14:52

      Это один из ключевых вопросов стратегии инфраструктуры объединённого банка. Непонятно, откуда информация про две площадки… (puzzled)


  1. bekreyev
    16.01.2018 16:09

    Нет упоминания IPv6, хотя с ним внутреннюю сеть планировать гораздо проще (многие крупные компании полностью перешли на IPv6-only внутри сети).

    Когда планируете включить, в том числе и для внешних ресурсов?


    1. tashanov
      18.01.2018 14:53

      Зачем IPv6 для внешних ресурсов, пока IPv4 хватает для внешних ресусов (internet facing). Для внутренней сети – всему своё время.


  1. F69
    16.01.2018 16:09

    Решение интересное, но не верю что не возникло никаких граблей.
    Гораздо интереснее узнать как объединялись АБС)))


    1. tashanov
      18.01.2018 14:55

      Куда же без граблей. Так не бывает. И не интересно …. хотя на подготовку к объединению, тестирование и pre-live было потрачено очень очень много ресурсов. А вот с АБС история только начинается.


  1. Karls_0N
    16.01.2018 16:09

    Самое интересное — это как мы организовали маршрутизацию… В итоге мы просто сделали между VPN отдельные физические линки.

    Есть три домена с пересекающимися IP адресами, организовывается четвертый, IP адресация которого не пересекается тремя другими. В чем собственно была проблема сделать маршрутизацию между доменами one-to-many? Или все-таки ресурсы в лесу не покрывают потребность пользователей и им приходится использовать ресурсы других доменов?


    1. tashanov
      18.01.2018 14:55

      Тут кросс доступ из разных лесов со сквозной аутентификацией, без двунаправленных трастов…


  1. r1000ru
    16.01.2018 16:38

    Тоже несколько не по теме, но не подскажите, когда вы перестанете быть единственным банком из Топ-20, который не присылает СМС-сообщения с 3D Secure кодом держателю дополнительной карты (а присылаете держателю основной)? Да и не плохо бы отображать дополнительную карту в интернет-банке того пользователя…


    1. nikolayv81
      16.01.2018 20:07

      А экс БМ такого вроде нет.