И она помогает всем, от студентов до пациентов с болезнью Альцгеймера
Когда вы пытаетесь запомнить новый материал, легко поддаться искушению считать, что чем больше усилий вы приложите, тем больше вы сможете потом вспомнить. Однако периодические перерывы, во время которых вы буквально не должны ничего делать, могут оказаться именно тем, что вам нужно для повышения эффективности. Приглушите свет, сядьте, наслаждайтесь 10-15 минутами тихих размышлений, и вы обнаружите, что вы запомнили только что выученные факты гораздо лучше, чем если бы пытались провести это время более «продуктивно».
Хотя уже хорошо известен тот факт, что при изучении нового нужно знать меру, новое исследование подтверждает, что во время подобных перерывов необходимо стремиться к «минимизации помех» – намеренно избегать активности, которая может помешать деликатному процессу формирования памяти. Никаких дел, проверки электронной почты, веб-серфинга. Вам нужно дать мозгу шанс перезарядиться без всяких отвлекающих действий.
Предлог для того, чтобы ничего не делать, может показаться идеальной мнемонической техникой для ленивых студентов, но это открытие может даже предложить некоторую помощь людям с амнезией и определёнными формами деменции – возможно, это новый способ освоить латентную, не использовавшуюся ранее способность человека обучаться и запоминать.
Замечательные преимущества отдыха без отвлечений, подстёгивающие память, впервые описали ещё в 1900-м году немецкий психолог Георг Элиас Мюллер и его ученик Альфонс Пильзекер. В одном из множества своих экспериментов по консолидации памяти, Миллер и Пильзекер просили испытуемых заучить список бессмысленных слогов. После короткого изучения половине группы сразу давали второй список для изучения – а для остальных делали шестиминутный перерыв перед тем, как продолжить усвоение.
На проверке через полтора часа две группы продемонстрировали крайне различные успехи в деле воспоминаний. Участники теста, делавшие перерыв, вспомнили почти 50% из своего списка, а группа, учившая списки без возможности перезарядки своих умственных батареек, в среднем вспомнила 28% пунктов. Это открытие говорит о том, что наши воспоминания, связанные с новой информацией, особенно хрупки сразу после записи этой информации, из-за чего они сильнее подвержены помехам со стороны следующей, поступающей после них, информации.
И хотя несколько психологов периодически возвращались к этим экспериментам, только в начале 00-х стали известны более широкие последствия этой особенности – их открыло передовое исследование Серджио Делла Сала из Эдинбургского униерситета и Нельсона Коуэна из Миссурийского университета.
Команде нужно было разобраться, можно ли, уменьшив помехи, улучшить память людей, пострадавших от нейрологических травм, например, от инсульта. Используя эксперимент, напоминающий первый опыт Мюллера и Пильзекера, они предложили своим участникам списки из 15 слов и проверили их через 10 минут. В некоторых случаях испытуемые сразу же приступали к выполнению стандартных когнитивных тестов; в других их просили полежать в тёмной комнате, пытаясь не заснуть.
Влияние небольшого вмешательства оказалось более серьёзным, чем кто-либо мог себе представить. Хотя пациенты с самыми тяжёлыми случаями амнезии не продемонстрировали улучшений, другие люди утроили количество слов, которое они могли запомнить – с 14% до 49%, что почти вплотную приблизило их способности к возможностям здоровых людей.
Следующие результаты оказались ещё более впечатляющими. Участников просили послушать истории и дать ответы на вопросы по ним через час. Если им не давали возможности отдохнуть, они могли вспомнить только 7% истории; после отдыха, этот показатель резко увеличился до 79% — астрономическое 11-кратное улучшение в количестве сохранённой информации. Исследователи также нашли сходное, хотя и не настолько впечатляющее, преимущество в случае здоровых людей – на этот раз эффективность воспоминания выросла на 10-30%.
Бывший студенты Делла Сала и Коуэна, Микаэла Девор из Университета Хериота-Уатта, на сегодня провела уже несколько дополнительных исследований, воспроизводящих это открытие во множестве контекстов. У здоровых испытуемых было обнаружено, что короткие перерывы на отдых также могут улучшать пространственную память – например, они помогают лучше вспоминать расположение различных примет в виртуальном пространстве. Что важно, это преимущество сохраняется даже спустя неделю после выполнения задания по запоминанию, и помогает как молодым, так и пожилым людям. Кроме тех, кто выжил после инсульта, преимущества появляются и у людей на ранних стадиях болезни Альцгеймера.
В каждом случае исследователи просто просили испытуемых сидеть в полутёмной тихой комнате, без мобильных телефонов и прочих подобных отвлечений. «Мы не даём им никаких определённых рекомендаций по поводу того, что они должны или не должны делать во время отдыха, — говорит Девор. – Но опросники, заполненные по окончанию экспериментов, говорят о том, что большая часть людей просто позволяет своим мыслям бесцельно бродить».
Во время отдыха не следует напрягать свой разум. В одном исследовании участников просили представлять себе прошлое или будущее событие во время перерыва, что, судя по всему, в дальнейшем уменьшило их способность вспомнить недавно усвоенный материал. Возможно, безопаснее всего будет вообще не напрягать мозг во время отдыха.
Стремимся к тому, чтобы вспомнить всё
Если вам интересно попробовать другие несложные способы улучшить свою память, возможно, вам могут помочь следующие стратегии:
- Проверьте себя. Так называемая «практика возврата», во время которой вы намеренно заставляете себя вспоминать информацию, гораздо эффективнее пассивного чтения.
- Разделяйте ваши уроки, подождите несколько недель перед тем, как возвращаться к материалу. Часто лучше подождать момента, в котором вы будете находиться на грани забывания, чтобы не перегрузить мозг данными.
- Разговаривайте сами с собой. Простое описание события закрепляет его в вашей памяти.
- Добавьте разнообразия. Иногда полезно смешивать и менять местами темы вашего изучения, чередовать их, вместо того, чтобы учить каждую большими блоками.
Точный механизм работы этого метода пока неизвестен, хотя некоторые намёки были получены благодаря растущему пониманию процесса формирования памяти. Сейчас считается, что после первого кодирования воспоминаний в мозге, они проходят некий период консолидации, закрепляющий их для долгосрочного хранения. Когда-то считалось, что это происходит в основном во время сна, с увеличением объёма коммуникаций между гиппокампом – где память формируется в первую очередь – и корой головного мозга, в процессе, способном создавать и усиливать новые нервные соединения, необходимые для последующего процесса извлечения воспоминаний из памяти.
Повышение активностью ночью может быть причиной того, почему мы часто лучше запоминаем то, что учили перед сном. Но в работе от 2010 года за авторством Лилы Давачи из Нью-Йоркского университета было обнаружено, что такой эффект не ограничивается сном – схожая нервная активность происходит во время периодов отдыха при бодрствовании. В одном исследовании участников сначала просили запоминать пары картинок – сопоставлять лица с объектами или сценами – а затем позволили им прилечь и дать мозгу отдых. Естественно, учёные обнаружили увеличение коммуникаций между гиппокампом и некоторыми участками зрительной коры. Что важно, по её словам, так это тот факт, что у людей, у которых увеличение связей между этими областями проявилось сильнее, оказались лучше и результаты тестов на память.
Возможно, мозг использует любое время отдыха для закрепления того, что он недавно изучил – и уменьшение внешней стимуляции в эти периоды может облегчить данный процесс. Судя по всему, нейрологические повреждения делают мозг особенно уязвимым к помехам после формирования новой памяти, из-за чего такие перерывы особенно благотворно сказывались на жертвах инсульта или болезни Альцгеймера.
Другие психологи позитивно восприняли информацию об этом исследовании. «Эффект подтверждается многими исследованиями, сохраняется в различных экспериментах и задачах на испытание памяти», — говорит Эйдан Хорнер из Йоркского университета. «Это потрясающе». Хорнер согласен с тем, что эти результаты потенциально могут привести к появлению новых способов помочь людям с ограниченными способностями.
С практической точки зрения, говорит он, некоторым людям может оказаться трудно включить достаточное количество периодов отдыха в дневное расписание, чтобы улучшить работу их памяти. Но он считает, что такая техника всё равно может помочь пациенту выучить новую информацию – например, имя и лицо сотрудника социальной службы. «Возможно, небольшой период отдыха во время бодрствования увеличит шансы на то, что они вспомнят этого человека и будут чувствовать себя с ним более комфортно позже». Девор говорит, что ей известен один пациент, которому такие короткие перерывы помогли выучить имя его внука, хотя это свидетельство нельзя назвать строго научным.
Томас Бэйгели из Ноттингемского университета Трента в Британии также высказывает осторожный оптимизм. Он указывает на то, что некоторым пациентам с болезнью Альцгеймера уже советуют заниматься медитацией для облегчения стресса и улучшения самочувствия. «Некоторые из этих техник могут также продвигать отдых во время бодрствования, и стоит изучить вопрос, работают ли они в частности из-за уменьшения помех», — говорит он, хотя, по его словам, это будет трудно сделать в случае людей с сильной деменцией.
Бэйгли и Хорнер согласны, что кроме клинических преимуществ для пациентов, регулярный отдых мозга, без всяких отвлечений, может помочь всем нам чуть получше удерживать в голове новый материал. Всё-таки для многие студентов выявленное улучшение запоминания на 10-30% может означать улучшение оценки на шаг или даже два. «Вы можете включить такой отдых по 10-15 минут в ваши занятия по повторению пройденного, — говорит Хорнер, — и это может стать полезным для вашей возможности вспомнить выученный материал позже».
В эпоху информационного перегруза стоит помнить, что перезаряжать следует не только смартфоны. Нашему мозгу это тоже явно необходимо.
MOPOH
И название этой техники — «медитация».
Bedal
нет, конечно. Медитация — это сосредоточение на чём-то ином, вне полученной перед этим информации. И потому — она испортит восприятие, а не улучшит. И медитация — это не кратковременное расслабление.
Безусловно, Вы сейчас наскоро подшлифуете термин под нужное в данном случае значение — но это означает только отсутствие настоящего, выделенного и определённого смысла в термине. Обычная гуманитарщина, и поклонение перед «великим прошлым отсталых культур», ничего другого за медитацией и прочими «расширителями сознания» не стоит.
buggykey
Я бы не стал на Вашем месте делать столь категоричные утверждения о том, в чем не разбираюсь.
Существует множество техник медитации, преследующих различные цели, но основной смысл медитации — остановить мыслительную деятельность, дать возможность проявиться несознательному, спонтанному. Поэтому, в данном контексте, состояние медитации, безмыслия, как нельзя больше подходит для выполнения описанной в топике практики.
Bedal
Вы замечательным образом подтвердили мои слова. Спасибо.
baldrs
Цель медитации не в остановке мыслительной деятельности, а в достижении более высокой степени осознанности. "Остановка мыслительной деятельности" это миф.
buggykey
Если во время медитации у Вас продолжают появляться мысли, то медитация становится чем угодно, только не медитацией. Простое сосредоточение внимания на чем-либо, или напряженное «обдумывание» еще не есть медитация.
sunwater
Не специалист по медитации, но есть предположение, что весомый вклад в пользу медитации вносят просто закрытые глаза. Что согласуется с висцеральной теорией сна. Отключая графический «мусор» мы даем возможность мозгу сосредоточиться на решении других (неграфических) вопросов. Графика съедает львиную часть ресурсов :(.
buggykey
Безусловно, закрывать глаза необходимо, так как иначе внимание рассеивается, в особенности на этапе обучения, или для достижения состояния глубокой медитации. Что касается сна, то медитация позволяет сбалансировать активность левой и правой части симпатической нервной системы (отвечающих за прошлое и эмоции — левая, и будущее, планирование, действия, творчество — правая), что позволяет активнее включаться в работу центральной прасимпатической нервной системе и эффективнее управлять работой всего организма и психикой человека.
Rikkitik
А можно пруфы про «отвечание за прошлое и за будущее» и про то, что медитация действительно «позволяет сбалансировать активность левой и правой части симпатической нервной системы», и заодно про то, какое именно состояние считать «сбалансированным» и почему, и как измерить степень баланса. Ссылки на рекламные буклеты тренингов пруфом не считаются, только научные статьи.
buggykey
Извините, давно не интересовался наличием пруфов, поэтому навскидку нашел не много. Возможно, если поискать еще — найдется больше. А пока, здесь собрано некоторое количество ссылок на научные работы, подтверждающие эффект благотворного влияния медитации по методу Сахаджа-Йоги на различные системы человека. К сожалению, большинство научных материалов — на английском языке. Надеюсь, что с английским у Вас лучше, чем у меня. :)
Rikkitik
Меня интересовало подтверждение абсолютно конкретных ваших утверждений, весьма категоричных и спорных. Извините, но это порочная практика, заявлять: «Прочитайте все статьи на английском, сам я их не читал, так как языка не знаю — может, найдёте что-нибудь в поддержку утверждений, которые я написал потому, что они красиво звучат».
Жена: Ой, а что это от тебя так духами женскими пахнет?
Жена: — Наверное сотрудницы очень были надушены.
Муж: Угу.
Жена: Ой, а что это у тебя рубашка в помаде?
Жена: — Наверное сотрудницы случайно испачкали.
Муж: Угу.
Жена: Ой, а почему у тебя использованные призервативы в кармане?
Жена: — Наверное ради шутки подбросили.
Муж: Угу.
Дальше раздевает и видит, что на нем женские трусики и спрашивает:
— Ой, а почему ты в женских трусах?
Муж: Ну дорогая, ты же у меня такая умная. Придумай что нибудь сама.
oldbie
Заранее попрошу прощения за некторую резкость. Последнее время знатно «перел» всякого треша про медитацию, зацепило вот это.
О
буддактулху, это же вода чистой воды. Знаете как удобнее всего тролить «просветленных»? Проще простого: попросить дать осознанное определение осознанности! Опыт не богатый, но я пока не всречал никого, кто в результате просветления осознал бы что такое осознанность, прадокс! По совпадению прямо сейчас интересуюсь темой медитации с приземленной, чисто практической стороны и в литературе пока что только филосовствования или хуже того религиозный мистицизм. Но может Вы? Пожалуйста постарайтесь дать четкое, сухое и строгое определение термину «осознанность», как для учебника по мат. анализу.3aicheg
Просто вы не просветлённый, поэтому пока не можете понять их объяснений. Это как объяснять слепому от рождения, что такое зелёный цвет. Приходите
в нашу сектуна бесплатные занятия про Будду и Кришну, и со временем просветлитесь,отпишете нам всё ваше движимое и недвижимое имуществои сами всё поймёте.Живительный хлопок одной ладони по сусалам вам поможет, если чо.engine9
Позвольте я вклинюсь в вашу дискуссию и выскажу пару мыслей. На мой взгляд, медитацию можно рассматривать как психотерапевтический прием позволяющий иллюстрировать человеку автоматичность его мышления. К примеру, многие обнаруживали перед сном погруженность в «прокрутку» диалогов минувшего дня, когда мы придумываем новые аргументы в споре с начальником, оправдываем свои поступки или сценарии как нужно было поступить. Явление распространенное и отражено в народном творчестве. Это частный пример работы т.н. дефолт-системы мозга, отвечающий за социальное взаимодействие, говоря иначе, за положение в стайной иерархии.
Если внимательно наблюдать за процессом работы этой внутренней «говорилки» обнаружится, что штука эта крайне не управляемая, хаотичная, и порождает разнообразные эмоциональные реакции (в основном стыд и гнев :). Например, прокручивая спор можно вполне неиллюзорно получить реакцию со стороны тела: повышение АД, тонуса мышц, ЧСС, бессоницу. (если углубиться в тему то большая часть наших эмоциональных реакций прямое следствие автоматических мыслей, интерпретирующих входящую информацию).
Медитация (по крайней мере для меня) это умение направлять произвольное внимание мимо этой говорилки, на безоценочное восприятие окружающего мира, без попыток ей помешать или переспорить. Вижу как минимум два положительных эффекта: успокоение и развитие умения сохранять объективность.
sticks
Позвольте я тоже вкину.
Чтобы дискуссия была продуктивной, нужен предмет дискуссии. Медитаций много разных, основой для большинства из них является випассана или «видение как-есть» — одна из разновидностей медитации, активно практикуемая в Тхераваде. Есть книга «Простыми словами о внимательности», автор Хенепола Гунаратана, в которой популярно без религиозной шелухи рассказывается, что это такое, с чем едят, как практикуют. В свое время она помогла мне более четко понять, что именно подразумевается под медитативными практиками в восточной культуре, и зачем их практикуют.
3aicheg
(Я. В. Подоляк «Офицеру об этикете»)
oldbie
Вот-вот, соглашусь. Это кстати при бессистемном разборе темы вгоняет в некоторое недоумение т.к. различные практики могут быть весьма противоречивы, с противоположными целями. Да и с понятием медитации как таковой попроще. Поэтому вопрос был другой: что такое эта пресловутая осознанность?
sticks
Обычно под осознанностью в контексте медитации понимают состояние бытия здесь и сейчас, в текущем моменте без отвлечения на воспоминания из прошлого, мечты о будущем и размышления об альтернативных вариантах развития каких-то событий.
AnalnyKudesnik1996
Я могу говорить только за техники медитации, которые используются в тибетском буддизме. И смысл, который вкладывается там очень будничный и понятный. Медитация — это знакомство. Знакомство с тем, как протекают твои мыслительные процессы и эмоции. Это наблюдение вместо проживания. Но в такой формулировке есть немного лукавства. Потому что невозможно раздвоиться и наблюдать собственные мысли и эмоции в конкретный момент времени, потому что мысли и эмоции — это и есть то, что мы называем собственным «я». Поэтому на деле ты просто учишься лучше контролировать свой мыслительный и эмоциональный «сфинктер», дозируя переживания и пробуя их по чуть-чуть. Или выделять и наблюдать только за определенным видом переживаний (к примеру, концентрироваться только на звуке или запахе или боли в пояснице (что, конечно, не поможет тебе избавиться от нее)). Также есть техники безмыслия, когда ты просто сжимаешь свой «сфинктер» (естественно что-то все равно будет просачиваться, но не так интенсивно). Вообще, слово «концентрироваться» плохо подходит для описания медитативных техник, потому что сильно стараться не нужно, нужно просто наблюдать. На выходе ты получаешь несколько вполне реальных и неэзотерических скиллов. 1) дробить неприятные (или приятные) эмоции, расчленяя их на отдельные компоненты. К примеру, вместо того, чтобы испытывать страх или даже вместо того, чтобы признавать себе на вербальном уровне «да, мне страшно», ты отстраненно и с некоторым любопытством регистрируешь учащенное сердцебиение, холодок в животе, снова и снова повторяющуюся в голове гифку какой-то неприятной для тебя сцены и вместе с тем еще одну гифку благоприятного исхода при, которой первая гифка не будет иметь место (надежда — обратная сторона страха) и еще целый ворох сюжетов, образов, голосов и телесных ощущений. Это помогает снизить стресс. Как минимум потому что из существа переживающего страх ты превращаешься в существо, наблюдающее за переживанием страха. 2) Спустя очень короткое время после начала практик, как и во время занятий спортом ты начинаешь чувствовать короткие приходы эйфории. (но вообще советуется не наслаждаться ими и сразу же прекращать медитацию, как только ты начинаешь чувствовать себя слишком хорошо, чтобы не сбивалась мотивация)
Советую книги «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» и «Радостная мудрость, принятие перемен и обретение свободы». Нуль процент эзотерики. Нуль процентов воды. Много примеров и разных историй, но они довольно увлекательны.
P.S. Ни в коем случае не медитируйте с таймером! Особенно если вы только начали этим заниматься. Вообще, не нужно заставлять себя медитировать. Полминуты в месяц — это уже очень даже неплохо.
buggykey
Высокая степень осознанности невозможна, если во время медитации Вы думаете о том, что забыли купить хлеба. :)
tartarelin
У меня такое впечатление, что вы оба не прочитали статью.
"Он указывает на то, что некоторым пациентам с болезнью Альцгеймера уже советуют заниматься медитацией для облегчения стресса и улучшения самочувствия."
saboteur_kiev
Разве медитация и концентрация это одно и тоже?
leMar
Я использую медитацию как упражнение как раз для тренировки концентрации. Чтобы удерживать мысль в нужном русле. Очень важный навык когда размышляешь над кодом.
saboteur_kiev
Концентрация — когда удерживаешь мысль в нужном русле. Не думаешь ни о чем другом продолжительное время.
Медитация — когда размышляешь и наблюдаешь за размышлением.
То есть ты пытаешься что-то делать (думать над чем-то, наблюдать за чем-то, или наоборот ни о чем не думать, остановить внутренний диалог), и при этом наблюдаешь за собственным поведением и размышлением, пытаешься осознать почему это происходит так или иначе.
Медитация часто помогает перейти на другой уровень абстрации, или проще говоря — посмотреть на проблему с другой стороны.
Бывает даже понимаешь что проблемы на самом деле не существует, есть просто твое отношение к чему-то, и можно изменить само отношение.
Но никакой экзотерики тут нет, просто по какой-то причине психология в основном подразумевается как что-то медицинское, для постановки диагнозов, а не как философское — наука о смысле бытия и отношение к этому смыслу.
Во всяких тибетах все эти медитации, всякие дзен — это в основном практическая философия.
combdn
Интересно, где вы взяли свое определение медитации :)
binarydao
В тексте статьи прямо рекомендуют заниматься медитацией.
Концентрация на простых вещах типа дыхания это не самая информационно насыщенная деятельность. Как она может помешать?
С чего вы взяли?
superyateam
Не надо ничего придумывать и подшлифовывать. Медитация — это умственное упражнение, которое помогает развить навык контроля над своими мыслями. Вы действительно ничего не понимаете. Медитация — чуть ли не первое, что рекоммендуют психотерапевты при умеренной депрессии и тревожности.
Если в вашей голове медитация ассоциируется только с древними культурами и другими «расширителями сознания», то я могу только посочувствовать вашей ограниченности.
ru1z
superyateam
Ну вообще видов медитации много. наверно, некоторые из них подходят для религиозной практики. Но психотерапевты обычно советуют осознанную медитацию (mindful meditation). И я с трудом представляю, как например такая медитация связана с религией.
bubble
Я бы сказал — «прокрастинация»
NeoCode
Скорее наоборот. Прокрастинация заставляет нас лезть куда-то в инет, переключаться с задачи на информационный шум. А здесь — именно тишина: прочитал что-то, и просто расслабься, без какой либо информационной нагрузки для мозга.
bubble
Я, к сожалению, забыл, что такое тишина. Получается только переключиться на другое (бесполезное) занятие для мозга. Именно так, как вы сказали — лезу в инет поглощать информационный шум. Разучился расслабляться и не знаю, что с этим делать.
binarydao
И в статье и в комментариях уже мелькает, но лучше повториться — попробуйте медитацию на дыхании. Пять минут два раза в день. Если через недельку не поймаете первых мгновений тишины в голове — бросайте. Если поймаете — увеличивайте длину медитаций до двадцати минут постепенно.
engine9
Вангую, что делаете вы это чтобы глушить тревогу, которая начинает одолевать в покое. Разбираться с ней.
saboteur_kiev
Чем ваша медитация отличается от прокрастинации (делать что-нибудь, только не то, что нужно)?
kozyabka
Метод «Помидора»?
RatreX
Тоже так подумал. Практикую её сам. 50-10-30.
Правда во время перерыва не отключаюсь совсем в «темной тихой комнате», а меняю деятельность с умственной на физическую, допустим легкая зарядочка, прыжки со скакалкой, гимнастика-растяжка, либо просто ходьба на улице (хотя ходьба тут не очень подходит, она лучше для решения задачи, над которой я только что сидел пару часов).
Также при подготовке к какому либо экзамену(тесту) стараюсь повторять материал через увеличивающиеся отрезки времени: изучил конспект сегодня — повторил его завтра — ещё раз повторил дня через 2.
Vlad_fox
рекомендую хорошую книгу О.Бахтиярова Деконцентрация. Эта технология включает в себя и медитацию. Там описан подобный еффект улучшения восприятия.
Можно убить сразу 2 зайца — и закрепить лучше только-что изученное и подготовить восприятие к намного более еффективному усвоению новой информации.
Shadow_Man
Терпеть не могу читать то, что на деле можно рассказать в 2 словах.
artskep
Нам еще (я был студентом тех. ВУЗа) преподы в конце девяностых говорили, что при подготовке к сессии необходимы перерывы, и, очевидно, это даже для них была не новость от слова «совсем».
Так что методика сама по себе стара как мир. То, что ее изучают подробнее, конечно, отлично. Но заголовок отдает в оттенок желтого.
Rikkitik
На самом деле, подобная зависимость легко отслеживается даже на собственном опыте, если внимательно наблюдать за результатами своей деятельности. В моей школе практиковали регулярные полугодовые экзамены по основным предметам, и я уже к 9 классу точно знала, что нельзя ничего учить в последний день: лучше один раз прочитать, пусть и не слишком хорошо запомнив, а потом совершенно отвлечься, чем в последний день прочитать всё ещё раз. Это тот случай, когда 1+1=0,5.
А в универе ненапряжная, но регулярная учёба весь семестр в десять раз эффективнее «классической» массированной зубрёжки накануне экзамена.
hengenvaarallinen
Как-то по-разному работает память. Я со школы знаю, что либо у меня внутри образовалась схема для понимания, либо читать в последний день, а лучше непосредственно перед экзаменом и ни в коем случае не повторять, так как "запись уничтожается во время считывания"
А зубрить я так и не научилась
Rikkitik
Учёба во время семестра как раз и позволяет «сформировать схему для понимания». Плюс, есть время нарастить нейронные связи, которые соединят разные области знаний ассоциациями и закономерностями на аппаратном уровне. А варианты без понимания меня обычно не интересовали, ведь зубрить — это же просто выкинуть время и силы в мусорку: несвязная информация сразу забудется, да и не использовать её толком никак, даже если что-то задержится в голове.
adson
Вероятно, сильно зависит от индивидума, но в моем случае, когда была сессия в институте — идеальное время для массированного поглощения знаний (да, не скрою, далеко не всегда регулярно посещал занятия в течение семестра). По пол-дня читаешь лекции/учебники, пол-дня ничего не делаешь (условно), вечером накануне экзамена пробежал все конспекты еще раз — и, как правило достаточно. Либо еще раз с утра пробегаешь. Были такие курсы (общая физика, например, или даже квантовая механика), которые просто впечатались фотографиями из конспектов. Другое дело, что и сны перед ответственным экзаменом тоже состоят сплошь из того же потока.
А зубрить без понимания — даже не знаю, кому поможет. Точно знаю по соседям в комнате — когда «пихаешь» насильно — обратно вылетает с такой же силой и скоростью :-))
AbstractGaze
Конечно методика стара, в начале же статьи указано, что еще с 1900 г… Или вы дальше и не читали?
Да и как то я не видел в принципе вообще новых методик, все давно уже описано в книгах, просто не всех их читают. Правда теперь можно будет еще и «загуглить», вместо читать. Как раз в духе нового поколения.