С момента последнего запуска Orion прошло уже без малого три с половиной года. Последний раз аппарат летал в декабре 2014. Тогда все прошло хорошо, но проект ушел с повестки дня, новой информации о нем практически не было. Теперь активность возобновилось. НАСА не забыло о своей программе, которая направлена на создание многоцелевого корабля для глубокого космоса. Его планируется задействовать, в частности, для того, чтобы астронавтов можно было доставлять на орбиту Луны и забирать их обратно.

Менее чем через год Orion, вернее, его полномасштабная модель будет проходить «аварийный тест». Если все пройдет хорошо, то еще через год Oroin отправят на лунную орбиту более, чем на неделю. Система должна пройти абсолютно все испытания прежде, чем она сможет принять людей. И только после финальных тестов астронавты полетят на лунную орбиту для пребывания там в течение длительного времени. Правда, случится это не ранее, чем в июне 2022 года.

НАСА собирается отправить двух или четырех человек на Orion для работы на орбите Луны. Это будет первое возвращение человека к Луне с 1972 года. Планы могут меняться, но все равно — прогресс в плане освоения глубокого космоса уже вряд ли можно остановить. Сейчас освоение спутника Земли является одним из приоритетов, установленных президентом США Дональдом Трампом. Он даже готов отказаться от Марса, поскольку, по мнению его и окружения, основать колонию на Луне много проще, чем на Красной планете. И, что немаловажно — дешевле.

Несколькими неделями ранее Космический центр имени Линдона Джонсона пригласил журналистов посмотреть на Orion, который полетит в космос в следующем году в апреле. На этот раз инженеры создали модуль с 200 сенсорами, которые будут отслеживать ускорение в течение всего полета. Это нужно для того, чтобы ученые смогли оценить влияние старта на организмы будущих астронавтов.

Тестовый полет предусматривает полет на высоту в 10 км, с достижением 1,3 Маха. В этой точке спасательная система капсулы должна активироваться, чтобы отбросить команду на безопасное расстояние в случае аварии. Если возникает проблема, то спасательная капсула должна отдалиться от основного аппарата на 3 километра всего за 15 секунд. Естественно, люди в капсуле будут подвергаться сильному ускорению, так что разработчики должны понимать возможные последствия для организма людей.


Вот это — последний шанс на спасение людей в случае возникновения нештатной ситуации на борту Orion

Exploration Mission-2 может случиться раньше, чем планирует агентство сейчас. Orion планируется запускать при помощи сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (интересно, что относительно необходимости реализации самого проекта разработки этой ракеты есть сомнения, в силу существования гораздо более дешевого носителя от SpaceX). Цель миссии — возобновление пилотируемого освоения Солнечной системы. В прошлом году планировалось, что кроме облета Луны Orion даст возможность вывести первый модуль создаваемой окололунной станции Space Launch System. Агентство НАСА планирует эту миссию на примерно 2023 год.

Ранее сообщалось, что пилотируемый космический корабль совершит еще и экспериментальный облет захваченного астероида на лунной орбите. Но затем НАСА отказалось от захвата астероида, по крайней мере, на время. Как бы там ни было, но на окололунную орбиту Orion планируется вывести в любом случае — хоть с захватом астероида, хоть без него.

Изначально НАСА планировало отправить команду астронавтов в космос не с первой версией SLS, а со второй, усовершенствованной и более мощной. Но для этого потребовалось бы отложить пилотируемый на 33 месяца. Это без малого три года, которых сейчас у агентства нет — откладывать миссию Orion больше нельзя. Выше уже говорилось, что сомнению подвергается сама необходимость разработки сверхдорогого сверхтяжелого носителя SLS. У налогоплательщиков возникает простой вопрос — если примерно те же возможности, что и у SLS, есть у носителя компании SpaceX, то зачем платить больше?

Даже глава НАСА не смог аргументированно обосновать необходимость отправки в космос SLS. В свое время он заявил о том, что SLS разово может вывести в космическое пространство более тяжелый груз, чем способна ракета-носитель от SpaceX. Но разница настолько незначительна, что сомнения налогоплательщиков из США до сих пор не развеяны.

Как бы там ни было, но Orion — активно развивающийся проект, на реализацию которого агентство тратит примерно $1,35 млрд в год. Так что отступать некуда, рано или поздно корабль отправится в космос.

Комментарии (36)


  1. Ollrite888
    09.05.2018 13:05
    +4

    Что сказать: американцы молодцы! Желаю им успехов в освоении космического пространства!
    Пусть теперь Роскосмос ускоряется, а то с разработкой КК «Федерация» уже не успеваем к сроку постройки DSG.


  1. BubaVV
    09.05.2018 13:29
    +2

    Кажется мы стали забывать, как должен выглядеть настоящий Орион
    image


    1. striver
      09.05.2018 13:40
      +1

      Это для полета в систему Альфа Центавра? :)
      Нуу, если бы было 200 лярдов, то что-то похожее было бы в разработке.


      1. argamidon
        09.05.2018 14:43

        Нет, это межпланетный вариант. У межзвёдоного варината одна только отражающая плита = 20 км


  1. striver
    09.05.2018 13:31

    Ф 35 сделали и СЛС сделают, несмотря на СпейсЭкс


    1. djiggalag
      10.05.2018 05:34

      Сделать то сделают, но не факт что будут много на этом летать. Будут единичные пуски, т.к. SLS это вам далеко не F-35, запуска и обслуживание у них не соизмеримы.


      1. striver
        10.05.2018 10:53

        Думаю, что пуск будет в районе 0,5 лядрда на НОО, в сторону Луны — лярд, а 1 самолет Ф-35 примерно 100 миллионов, то есть 10 пусков СЛС — это 50-100 самолетов. Ф22 чуть менее 200х. Да, Ф35 должно быть больше, но они не сильно дешевле Ф22, так что объемы Ф15 им и не снились. Они пролетели очень так нормально, почти похожа ситуация у нас была с МиГ-29 по сравнению с Су-27.
        Так что цифры соизмеримы. В раза 2-3 дешевле программа разработки (Ф35 в районе 50-60), а СЛС в районе 20, но еще не финал, то есть, если провести параллели… затраты на СЛС будут в раза 2-3 меньше. А с учетом того, что в последнее время Боинг проигрывает Локхиду по истребителям, то они возьмут свое на СЛС, да Локхид тоже в теме, но думаю, что они поделятся.


        1. black_semargl
          10.05.2018 11:51

          0.5 млрд за запуск собственно ракеты, ПН не входит.
          Плюс доля стоимости разработки делённая на количество запусков, ещё где-то столько же.
          Плюс стоимость содержания инфраструктуры — 2 млрд в год независимо от количества запусков.
          Итого порядка 3 млрд за штуку получается


          1. striver
            10.05.2018 12:13

            Так я отдельно разработку вывел… если с такими цифрами, то Ф-35 — вообще дешевка.


  1. Arxitektor
    09.05.2018 16:25

    А есть сравнения Ориона и пилотируемого Драгона?
    Как я понимаю орион серьёзно побольше. На WiKi пишут про массу в 25 тон.
    Интересно к 2022-2023 году SpaceX успеет доделать BFR? и пилотируемый орбитер к ней?


    1. striver
      09.05.2018 16:41

      Дракон нужно сравнивать со Старлайнером.


      1. lokiby
        09.05.2018 21:20

        По экипажу Дракон соответствует Ориону, так что мешает сделать сервисный модуль побольше и впихнуть туда часть расходников? Ведь Дракон под Falcon 9 проектируют, а Falcon Heavy вполне потянет более тяжелую версию.


        1. striver
          09.05.2018 22:00

          Ну так, на сколько я помню, то пилотируемый корабль должен был стартовать на Хэви, при этом даже были желающие полететь вокруг Луны. Но с учетом того, что будут летать на МКС на Ф9, то какая судьба Хэви+Дракон 2 — не понятна, лично для меня. На сколько я понимаю, сейчас всё внимание на БФР и БФШ, и они не планируют дорабатывать текущий Дракон.


          1. BlackMokona
            09.05.2018 22:12
            +1

            то какая судьба Хэви+Дракон 2 — не понятна

            Маск заявил, что не будет сертифицировать Хэви для пилотируемых полётов. Все силы бросаются на BFR


            1. striver
              09.05.2018 22:15

              Я помню, что они не будут сильно дорабатывать Фалкон 9 и Хэви… а вот где и когда он говорил так о Хэви — не слышал.


              1. BlackMokona
                09.05.2018 22:21
                +1

                1. striver
                  09.05.2018 22:53

                  Видос с конференции. Специально пересмотрел, самый близкий ответ по поводу Крю Дрэгона как раз по ссылке. То что в статье написано, что

                  SpaceX намерена отказаться от сертификации Falcon Heavy для пилотируемых полетов
                  — это выдумка автора.


            1. black_semargl
              10.05.2018 11:25

              1) Туристические полёты не требуют сертификации
              2) Вывести Дракон2 Ф9 а разгонный блок и опционально орбитальный отсек ФХ, состыковать и лететь.


              1. striver
                10.05.2018 11:35

                Слишком сложная комбинация. ФХ в состоянии запустить вокруг Луны капсулу с людьми без всяких перестыковок и прочего.
                Вопрос в другом — не каждый захочет быть испытателем за свои же деньги. Планировался полет на МКС миссии с людьми (ФХ+Д2), то есть уже после сертификации НАСА, а уже после планировался облет вокруг Луны туристов. То есть на данный момент — последнее не понятно для меня, что да как и когда это будет. Инфы я не встречал.


                1. black_semargl
                  10.05.2018 11:54

                  Так капсула вокруг Луны — оно для туристов. Если полёт к станции — нужно ещё топливо на торможение/разгон


                  1. striver
                    10.05.2018 12:19

                    Так это… я думал, о текущих делах речь. Если о Луне, то думаю, что БФР и БФШ (корабль который) — будет и спокойно без дозаправки на орбите — полет к лунной станции. Лет 10 на разработку и воплощение в металл, в теории, должно хватить. Дракон с Хэви уже не нужны будут для таких миссий.


                    1. black_semargl
                      10.05.2018 13:24

                      Ну как бы первые полёты — уже практически текущие дела


                      1. striver
                        10.05.2018 13:48

                        Что-то мы говорил о разном.

                        2) Вывести Дракон2 Ф9 а разгонный блок и опционально орбитальный отсек ФХ, состыковать и лететь.
                        — это о Лунной базе или как?


                        1. black_semargl
                          11.05.2018 09:20

                          Это о окололунной станции (LOP-G), которую в 2022 хотят начать собирать.
                          Притом первый модуль — запускается не на SLS


                          1. striver
                            11.05.2018 09:56

                            Ну так правильно. Пока они начнут монтировать и готовить экипажи, то БФР будет, в теории, готова и Д2 + ФХ — не нужны будут.


          1. solariserj
            09.05.2018 22:54

            Пока не планируют, но время покажет


            1. striver
              09.05.2018 23:14

              На сколько я понимаю, сейчас всё внимание на БФР и БФШ, и они не планируют дорабатывать текущий Дракон.
              мое понимание не изменилось, ибо ничего нового… то есть ссылок на первоисточник.


        1. Nordosten
          09.05.2018 22:32

          НАСА должна сертифицирована корабль для полётов дальше низкой орбиты и там совсем другой набор требований. SpaceX конечно может запустить туристов вокруг Луны, но Orion это не заменит.


  1. Ollrite888
    10.05.2018 07:19

    На счёт того, что SpaceX успеет доделать BFR, то исходя из компоновки, предложенной Илоном Маском, очень много проблем с кораблём, где: не выполняются действующие требования по объёму жилой зоны на количество пассажиров, не решена устойчивость при посадке на Марс (проблемы с посадочными опорами — про это сообщили на очередной конференции Илона Маска). Даже отменяли МИССИЮ Red Dracon
    Думаю, что тут придётся менять конструкцию всего корабля, а это сильно задержит BFR.


    1. Nordosten
      10.05.2018 09:39

      не выполняются действующие требования по объёму жилой зоны на количество пассажиров

      В смысле не выполняются? А они есть эти требования? Пока только прыжки на месте предполагаются с прототипом. Конечно корабль будет меняться.


    1. Jeka_M3
      10.05.2018 10:27

      Даже отменяли МИССИЮ Red Dracon

      Red Dragon отменили, потому что NASA отказалось от системы реактивной посадки на пилотируемых Драконах для запусков на МКС. А разрабатывать параллельно две ситемы посадки для Дракона (парашюты и реактивную) ради одной миссии на Марс SpaceX не захотели. И это конечно печально. Но зато они переключились сразу на BFR с реактивной посадкой.


    1. striver
      10.05.2018 11:41

      где: не выполняются действующие требования по объёму жилой зоны на количество пассажиров
      требования кого и где данные по объему? Было количество людей на борту.
      Думаю, что тут придётся менять конструкцию всего корабля, а это сильно задержит BFR.
      Менять для чего и кого? Они уже сменили концепт через год.


    1. black_semargl
      10.05.2018 11:56

      Думаю, что тут придётся менять конструкцию всего корабля, а это сильно задержит BFR.
      Скорей сделают такой BFR какой получится а потом будут смотреть сколько чего в него влезает.


  1. Ollrite888
    11.05.2018 06:26

    Отвечаю на вопросы: В смысле не выполняются? А они есть эти требования?

    ГОСТ Р 50804-95 Среда обитания космонавта в пилотируемом космическом аппарате. Общие медико-технические требования.

    Исходя из требований этого ГОСТа и заявленной компоновки КК от Илона Маска, получается:V=4,5*2,5=11,25 м3 -минимальный объём на одного космонавта в пилотируемом КА.
    Объём жилой зоны в КК BFR: Площадь кольцевой зоны кают: 3,14*(81-4)/4 = 60,45 м2
    Количество пассажиров на одном этаже: 60,45/4,5=13 пассажиров
    З этажа кают поместят: 13*3=39 ч. от заявленных Маском в 100 человек.
    Пространство для установки тренажеров для выполнения космонавтом физических упражнений на одного астронавта:V1к=2,2*1,7*1,5= 5,6 м3
    V100к=5,6*100/(24/3) = 70,125м3
    Общее пространство для 100 астронавтов:
    Количество этажей для размещения кают: 100/13=7,69?8 этажей
    Количество этажей для размещения общественных мест (туалетов и душевых, столовых, комнат отдыха и тренировок):1+1+1=3 этажа
    Суммарное число этажей: 8+3=11 этажей.
    Суммарная высота этажей: 11*2.7=297 метров при диаметре в 9 метров.
    Тут ещё не учитывались технические этажи с необходимым оборудованием для проживания космонавтов: СЖО, СЭС, СОТР. Так что, смело можете прибавлять ещё 2 этажа.

    Но, это только «верхушка айсберга» тех проблем, которые необходимо решить в КК BFR.
    Если кому то интересно, то я продолжу в следующем посте!


    1. striver
      11.05.2018 10:03

      300 метров? Да весь КК вместе с 1й ступенью меньше 200 м в длину/высоту ).


  1. Ollrite888
    11.05.2018 20:30

    Я извиняюсь, опечатка: Суммарная высота этажей должна быть: 11*2,7=29,7 м.
    Но и эта цифра является только прикидочной оценкой, а не оценочным расчётом для начала моделирования компоновки КК BFR в первом приближении.
    Для того, чтобы, хотя бы приблизиться к оценке с низшей степенью погрешности, необходимо учесть эргономику: расположение оборудования и проходов. А, именно: при диаметре центрального сквозного прохода согласно компоновки КК BFR в 2 метра, имеем:
    Длина прохода по окружности сквозного коридора: С=3,14*2=6,28 метр.
    Следовательно, при размещении 13 комнат, ширина выхода из комнаты будет:
    6,28/13=0,48 м.= 48 см. Но, если учесть переборки комнат (пусть будет по 10 см.) то, ширина выхода из комнаты будет: (6,28-(0,1*14))/13=0,37м=37 см.
    Но, этого недостаточно для прохода человека среднего роста, поэтому ширина дверного проёма в КА примерно составляет 50 см. Тогда, повторяем расчёт ширины эргономичного выхода из комнаты:(6,28-(0,1*11))/10=0,507м=50,7 см. получается: 10 кают на 1 этаже.
    Теперь, качественно оценим расположение оборудования СЖО, СОТР, СЭС: поскольку каждая каюта буде представлять узкий усечённый сектор, то логично разместить оборудование сверху и снизу, поскольку необходимо оставить пространство для перемещения внутри каюты астронавта. Поэтому, к каждому этажу в первом посте необходимо прибавить свой тех.этаж.
    Для соблюдения норм безопасности необходимо учесть:
    1. компоновку пульта управления КК и соответственно жилых помещений для пилотов-астронавтов: для организации беспрерывной вахты минимальное количество должно быть не менее 6 человек: при продолжительности вахты по 8 часов по 2ч. единовременно, согласно нормам безопасности в космосе. (24часа/8 =3*2=6 человек)
    Примем: 1 этаж – жилой; 1 этаж – пульт управления КК;1 этаж – оборудование для сканирования пространства и управления (СУДН);
    Итого+3 этажа!
    2. Также в компоновке должна присутствовать комната переодевания скафандра для ВКД и при высадке на поверхность + шлюзовая камера: Итого +2 этажа!
    Тогда:
    Количество этажей для размещения кают: 100/10=10 этажей
    Количество этажей для размещения общественных мест (туалетов и душевых, столовых, комнат отдыха и тренировок):1+1+1=3 этажа
    Количество этажей для размещения оборудования: 1*10=10этажей
    Суммарное число этажей: 10+10+3+2+3=28 этажей.
    Суммарная высота этажей: 28*2,7=75,6 метров при диаметре в 9 метров.
    О невозможности посадки на Марс: Илон Маск на последней конференции проговаривал про посадку на неподготовленную поверхность. Там тоже нужен расчёт устойчивости конструкции КК при посадке на наклонную поверхность. А так как, база опор достаточна малая по сравнению с положением центра тяжести, то и вероятность возможности опрокидывания очень высока! Вот такая проблема с опорами и посадкой на Марс.
    Кроме этих проблем, не решена проблема радиационной и метеороидной защиты, то же касается и КК «Орион»!
    Делайте выводы, господа!