В 2015 году Facebook объявила о намерении реализовать масштабный проект по обеспечению удаленных и труднодоступных регионов нашей планеты беспроводным интернетом. Сделать это планировалось при помощи армады беспилотных летательных аппаратов, работающих на электричестве, генерируемом встроенными фотоэлементами. БПЛА получили название Aquila. По словам разработчиков, системы такого типа могут находиться в воздухе в течение длительного времени.

Вес аппарата немаленький — 450 килограммов. Собственно, и габариты беспилотников тоже солидные — это не миниатюрные летательные аппараты, которые запускаются ради удовольствия. Со всей полезной нагрузкой дрон должен был находиться в воздухе около трех месяцев. Планируемая высота полета беспилотника — 20-27 км, чтобы не мешать пассажирским самолетам совершать рейсы. К сожалению, сегодня стало известно, что компания приняла решение отказаться от этого проекта.

Догадываться об этом многие СМИ начали еще до официального анонса. Два ключевых инженера, работающих в проекте, покинули компанию относительно недавно. Кроме того, Facebook отказалась от аренды площади космопорта «Америка». Это частный космодром, который строится на принадлежащем США участку пустыни площадью примерно 70 квадратных километров. Расположен он в штате Нью-Мексико, округ Сьерра, США.

Таким образом, стало понятно, что аппараты компания запускать не намерена. Частично отказ Facebook от своего проекта вызван тем, что модифицировать космодром под запуск гигантских беспилотников достаточно сложно. Сделать это в сколь-нибудь вменяемое время и вовсе задача практически непосильная. Об этом, в частности, свидетельствует переписка между компанией Facebook и администрацией космопорта.

Возможно, еще одна проблема — это авария беспилотника в свой первый полет. Тогда БПЛА был очень сильно поврежден. Вполне может быть, что в Facebook, узнав об этом, решили не совершенствовать аппараты, а просто отказаться от проекта. Компания планировала получить разрешение у Facebook на полет второго беспилотника, но так этого и не сделала.

The internet provides information, opportunity and human connection, yet less than half the world has access. We’re proud to announce the successful first test flight of Aquila, the solar airplane we designed to bring internet access to people living in remote locations. This innovative plane has the wingspan of an airliner but weighs less than a small car and flies on roughly the power of three blow dryers — incredible!

Опубликовано Facebook Четверг, 21 июля 2016 г.

Какие-то испытания проводились, например, в мае этого года. Но масштабными их называть было нельзя.

При создании беспилотника, который должен находиться в автоматическом режиме в полете в течение трех месяцев возникает просто огромное количество проблем. И они становятся еще более сложными, если учесть габариты и вес БПЛА. Добавили головной боли и требования администрации космопорта. Там потребовали, чтобы дроны были безопасными для животных, археологических памяток, птиц, занесенных в Красную книгу. И это далеко не все требования — их гораздо больше.

В 2016 и 2017 компания рассчитывала использовать терминал в космопорте, который принадлежит Virgin Galactic и сейчас практически не используется. Здесь планировалось построить специальным образом сконструированный ангар, который был бы создан специально для дронов Aquila. С этого космодрома планировалось запускать дроны на высоту в 18-27 километров. Также авторы проекта планировали проверить работоспособность раздачи интернета БПЛА на площади с радиусом примерно в 50 км.



Как бы там ни было, сейчас от этих планов решено отказаться. Подразделение компании, которое занималось проектом Aquila, закрывается, а вместе с ним ликвидируется 16 рабочих мест, которые были связаны с проектом. Правда, Facebook будет продолжать работу со своими партнерами, например, Airbus. Компания будет помогать создавать «высотные станции» вроде Aquila, но собственное оборудование такого типа производить не будет.

Стоит напомнить, что вообще компания планировала обеспечить жителей труднодоступных регионов интернетом для того, чтобы получить больше пользователей. Как и всякое коммерческое предприятие, Facebook волнует будущая прибыль, само будущее и ее место в нем. А если бы удалось реализовать проект, то к глобальной сети подключились бы сотни миллионов новых пользователей, солидная часть которых стала бы пользователем социальной сети Facebook. Проект подключения всех этих людей назывался «следующий миллиард». От него компания не отказывается, но реализовать будет уже несколько иными средствами — при помощи партнеров.

Комментарии (36)


  1. uu_69
    27.06.2018 21:24
    +2

    Ты доволен, Маск?


    1. GellTorn
      27.06.2018 21:57

      Заголовок спойлера
      image


  1. Togran
    27.06.2018 21:41

    Никак не пойму: почему ВПП для дронов (весьма атмосферных и ни разу не космических) называется космодром?


    1. eugenebb
      27.06.2018 21:43

      надо космодрон? или дронодром?


      1. Togran
        27.06.2018 21:55

        Космос тут явно лишний, а вот про дронодром я и сам думал


        1. redpax
          28.06.2018 23:57

          «Беспилотник» «космодром»… точно! — «беспедром»


    1. Barbaresk
      27.06.2018 22:29

      А мне вот больше не понятно, почему это является проблемой:

      При создании беспилотника, который должен находиться в автоматическом режиме в полете в течение трех месяцев возникает просто огромное количество проблем. И они становятся еще более сложными, если учесть габариты и вес БПЛА. Добавили головной боли и требования администрации космопорта. Там потребовали, чтобы дроны были безопасными для животных, археологических памяток, птиц, занесенных в Красную книгу. И это далеко не все требования — их гораздо больше.

      Кто мешает построить свой дронодромкосмодром в какой-нибудь Нигерии, где тебя никто регулировать не будет?


      1. AlexanderS
        28.06.2018 00:02
        +1

        У нас же сейчас время стартапов — главное погромче заявить, а потом уже начинать серьёзно технически прорабатывать. А там и начинают вылазить конструкция, инженерия, энергетика, вес, связь, условия эксплуатации, надежность, логистика, обслуживание, безопасность, требования по совместимости… И ведь причем каждый спец по своей теме так и норовит что-нибудь сказать этакое технически неочевидное и заумное, о чём эффективные менеджеры изначально даже и не задумывались. Потому что тупо невозможно знать всё в деталях, которые начинают остро вылазить на этапе проектирования (это ещё хорошо, что на этапе проектирования — значит спецы хорошие!). И вот они погружаются в тему, погружаются, погружаются… а потом наступает момент, когда «главный» вместе с крупными инвесторами идут, берёт гвозди с молотком и начинает их забивать в столешницу рабочего стола. Потому что становится очевидным, что сделать-то это можно, только экономически непонятно зачем. И тогда нам начинают рассказывать как сложно работать в этом мире, в котором всё сложно устроено и всякие администрации еще чего-то и требуют)


      1. domix32
        28.06.2018 10:41

        Потому что в интернет в Нигерии им не очень нужен, а строить все с нуля дорого?


        1. JediPhilosopher
          28.06.2018 15:57

          Вот не надо про Нигерию, несмотря на нищету интернет и телеком там очень неплохо развиваются и востребованы, о чем я писал :)


          1. domix32
            28.06.2018 21:09

            Не-не-не, им — это не Нигерии, им — это фэйсбуку. А с учетом вашего рассказа рисков для Цукерберга там гораздо больше чем профита. То что в Африке нужно больше интернета и коню понятно.


      1. Dvlbug
        28.06.2018 23:41

        Да почти неважно, где будут создаваться и испытываться дроны. Всегда найдутся желающие нажиться, неважно «добрый» Гринпис или чиновники, желающие взяток. Даже в Антарктиде, где населения пять человек и пингвинчик.


    1. pnetmon
      27.06.2018 23:51

      Потому что они арендовали и проводили испытания на объекте называемом Космодром Америка.


  1. DjSens
    27.06.2018 22:59
    +3

    не взлетело, по-другому не скажешь :)


  1. razielvamp
    28.06.2018 07:10

    А что, правда, в теории, можно сделать дрон который будет генерить энергии из солнца больше (или хотя бы столько же) чем потреблять? даже на маленькие бытовые дроны надо от розетки аккумулятор несколько часов заряжать, а летают они не так уж и долго. Что уж говорить про выработку из солнца…


    1. Misha_Mo
      28.06.2018 07:36

      Вот например


    1. zedroid
      28.06.2018 07:39

      Конечно возможно. Квадрокоптеры это если не ошибаюсь худшая реализация ЛА с точки зрения энергоэффективности и характеристик связанных с полетом. Даже на одном планировании можно пролететь огромные расстояния.


      1. bugdesigner
        28.06.2018 08:17

        Да, но тут одна проблема — нужно днем не только летать а ещё запасти энергию для ночи. То есть нужен ещё достаточно эффективный аккумулятор, который будет работать при -50 градусов (а может и ниже). Очень непростая задача.


        1. ProLimit
          28.06.2018 11:21

          Можно энергию запасать увеличением высоты, скажем на 5 км, а за ночь сбрасывать. Я так понимаю, планеры очень эффективны в плане потери высоты за единицу времени.


      1. Darth_Biomech
        28.06.2018 18:46

        Ну так у коптеров и задача вовсе не «пролететь как можно дальше потратив как можно меньше»


    1. vconst
      28.06.2018 12:30

      Не так давно один такой самолет сделал кругосветку, с двумя пилотами. Условия полета были адовые, теснота жуткая, размах крыльев метров пятьдесят, весь корпус покрыт солнечными панелями, кругосветка растянулась на много месяцев.

      Но летает же.


      1. AADogov
        28.06.2018 13:20

        Вот если бы он беспосадочную кругосветку совершил, стоило бы думать. А так после каждого перелета он по месяцу простаивал в ожидании хорошей погоды и зарядки аккумуляторов.


        1. vconst
          28.06.2018 13:36

          Но определенные подвижки есть. И он скорее погоду ждал, чем заряжался, очень уж хрупкая вышла машина.


          1. Hardened
            29.06.2018 21:04

            Какое соотношение массы балласта в виде двух пилотов к общей массе?


  1. Zordhauer
    28.06.2018 09:47

    подскажите, а почему просто не поставить сотовые вышки? разве это дороже проектирования ЛА и переделки космодромов?


    1. jaiprakash
      28.06.2018 10:34

      Так не получится ни стартапа, ни пиара.


    1. Macilnor
      28.06.2018 11:51

      Ну так это же придется строить на территориях других государств, а значит соблюдать их требования. Вот у нас к примеру никто им вышки просто так ставить не даст, не выделят частоты, не дадут землю, заставят ставить сормы и фильтровать трафик по реестру. А в каком нибудь условном пакистане какой нибудь пещерный вахабит вылезет посмотрит на эту вышку, выругается и скажет «Понаставили тут, развращают нашу молодежь своими ценностями. Тьфу.» и взорвет все к чертям. А они хотели так чтобы любой мог подключиться хоть из самой дремучей страны третьего мира и при этом чтобы правители этой дремучей страны не могли вмешаться в процесс приобщения аборигенов к Фэйсбуку.


      1. Zordhauer
        28.06.2018 12:21

        так пускать беспилотников на чужой территории им точно никто не даст… как я понял — речь про америку, ибо им надо ещё и возвращать беспилотники назад для зарядки/обслуживания


        1. Macilnor
          28.06.2018 12:38

          А к чему тогда все эти разговоры про удаленные и труднодоступные регионы планеты(!) и подключить новые сотни миллионов пользователей? Я что то сомневаюсь что в США есть такие труднодоступные регионы и что там найдется так много еще не подключенных пользователей.Я так понял, что идея как раз была в том что бы беспилотники летали на больших высотах и очень длительное время, таким образом их можно будет запускать с аэродрома в США, а потом раздавать с них интернет над каким нибудь Зимбабве.


        1. JediPhilosopher
          28.06.2018 16:08

          Можно пускать беспилотники над границей. С высоты в 20км они наверное могут покрыть приличную территорию.
          Плюс граница воздушного пространства по высоте — это сложный вопрос, нигде документально не закрепленный. Где-то говорят о 20 километрах (предельная высота полета обычных самолетов), где-то о 60-80 (некая виртуальная граница, ниже которой низкоорбитальные спутники уже точно не летают и сгорают), где-то о 100 (официальная граница космического пространства в Европе-США), где-то еще о каких-то цифрах.

          Но вообще как кто-то сказал, верхняя граница воздушного пространства страны = радиусу действия ее ПВО. На 20+ километров стреляет не так уж много комплексов, тут дедовским стингером не обойдешься, нужен какой-нибудь Бук/С-300/Patriot, у которого одна ракета может стоить очень дорого (вроде там на миллионы долларов счет идет). Если удастся сделать беспилотники достаточно дешевыми, то сбивать их будет себе дорожек.


          1. RaphZak
            29.06.2018 09:16

            Так военным же надо на чем-то тренироваться, а так будут «бесплатные» мишени.


          1. Zordhauer
            29.06.2018 10:46

            о, спасибо, об этом как-то не подумал…
            Возможно, сворачивание проекта ещё и с делами Илона связано, он же хочет спутниковый инет для всей земли (т.е. та же цель, но в больших масштабах)


      1. BelBES
        28.06.2018 13:26

        А в таком кейсе разве не будет разумней использовать группировку спутников + биьтся над удешевлением передатчиков, чтобы обеспечить широкополосную двунаправленую связь?


        1. holy_desman
          28.06.2018 17:35

          А это уже подход Маска. Вот у Фейсбука нет своей ракетки, поэтому они придумывают велосипедсамолёт


        1. Gutt
          29.06.2018 17:21

          Думаю, это и является основной причиной сворачивания проекта. OneWeb и Starlink могут то же, и даже лучше, скорее всего покупка их сервиса для обеспечения бесплатного доступа к Синеньким будет дешевле.


    1. OldGrumbler
      28.06.2018 17:05

      Вышки проще вандализировать, чем дронов)