15 и 16 сентября в Москве прошло знаковое для российского дизайн-комьюнити событие: конференция TREND. Очевидно что организаторы в очередной раз создали прецедент, событие невиданных ранее масштабов. За это им низкий поклон, хвала и всяческие почести.
В этой статье будет краткий и субъективный обзор на то как протекало мероприятие, на спикеров и их лекции. Для полной ясности повторюсь — обзор субъективный, а значит не претендующий на истину в последней инстанции.
Но обо всем по порядку.
Открывал конференцию Рама Аллен, креативный директор The Mill. Название его выступления “Мануфактура галлюцинаций” недвусмысленно описывает ее содержание. Апеллируя к Стиву Джобсу и Оливеру Саксу, Рама рассказывал о перспективах технологий дополненной реальности, искусственном интеллекте и биометрике. Как водится, лекция сопровождалась бесчисленными видеовставками и перечислением собственных заслуг. Выводы: дополненная реальность развивается, ИИ грядет, биометрика — прикольная технология без конкретного применения. Единственное можно выделить поэтический тезис: “Быть дилетантом хорошо. Дилетант постоянно задаёт вопросы и пробует новое.”
Неизвестным до последнего момента спикером оказался Миша Шишкин, из одноименного агентства. Кстати именно “Шишки” сделали айдентику конференции. Хорошая, целостная лекция о коммуникации в дизайне. Подстегиваемый желанием научить людей лучше понимать друг друга, Миша копает в сторону лингвистики и даже исследует вопрос создания искусственных языков (как эсперанто или дотракийский) Итог его изысканий можно сформулировать следующим образом: визуальный язык должен быть естественным, а не искусственным, когда понятия = образы.
Лекция Зорика Истомина о культурных эпохах и метамодерне в частности, стартовала после перерыва, что сделало её начало немного скомканным из-за передвижений людей по залу. Хотя сам Зорик после лекции сказал мне что это из-за звука и света.
Тезисы: метамодерн это колебание между наивностью и цинизмом, это искренность, это синергия всего. Также Зорик призывает объединяться в комьюнити.
После четвёртого выступления я понял, что иностранным спикерам мешает непонимание уровня аудитории. Кроме прикосновения к легенде, лекция Люка Хеймана из Пентаграмм не несла никакой ценности (субъективно!). Слайды с подачами всем известных кейсов, приправленные банальными комментариями. Возможно виноват мой скупой английский, плохой синхронист (нет), или постоянно лагающее устройство перевода?
Каждая лекция Вовы Лифанова лично для меня как праздник. Дизайнерский подход знаете ли. Вова продолжает развивать приёмы подачи и сюжетные твисты в своих лекциях, при этом не забывая про передачу опыта на примере незаладившихся проектов. Как всегда не обошлось без тонкой философии. 10 из 10.
В заключении шла лекция австралийца Кена Кейто, про то как он умудряется делать мультинациональные бренды. Начало лекции было посвящено его профессиональному становлению, затем речь пошла о различии восприятия в разных культурах. В заключении опять же кейсы.
Тут я вполне мог что то упустить, так как устал бороться с кряхтящим устройством перевода.
Кстати! Кто нибудь в курсе, указка, которую хейтили спикеры, действительно отечественного производства или не все топовые дизайнеры достаточно смышленые чтобы ей пользоваться?
Второй день бодро стартовал с лекции Грега Даррелла: “Графический дизайн нации”. Начав со своих детских рисунков, истории канадского флага и тезиса о том, что дизайн может сплачивать людей, Грег перешел к истории создания фильма о канадском дизайне. Плюс сюжетное ответвление про разработку символики олимпиады в Ванкувере, которая является самой узнаваемой в мире. Получилось вдохновляюще. Смотрите его фильм “Design Canada”.
Дизайнер, издатель книг о дизайне, владелец агентства, преподаватель, писатель, радиоведущий (и это не всё) Адриан Шонесси, призывает дизайнеров осваивать смежные и не очень области. Он рассказывает как это можно осуществить на примере своей трансформации в издателя. Кстати, его издательство на днях выпустило книгу о разработках советского ВНИИТЭ, которая может и не произвела фурор на западе, но определённый резонанс вызвала точно. Лично мне понравились его цитирование Умберто Эко.
Опиум для современного Человека в виде современного искусства предлагает употребить Дмитрий Гутов. В своей лекции “Современное искусство как антидизайн” он разжевывает непонятливым нам, чем, все таки, отличается дизайн от искусства. Признавайтесь честно дизайнеры: все вы пособники общества потребления, хотя прикрываетесь благими намерениями? Так вот: современное искусство это попытка вывести в том числе и вас на чистую воду! Как вы поняли, автор фанат и современного искусства и лично Дмитрия Гутова. Тут субъективно 100 баллов из 10.
Фриц Готшальк по моему личному наблюдению единственный человек на конференции, который не дергает ручки кабинок в общественном туалете. Вместо этого он смотрит на индикацию закрыто/открыто. Будьте как Фриц.
Очень позитивный, энергичный и скромный дед. Для тех кто в теме это одна из легенд швейцарского дизайна. И в данном случае его харизма компенсировала пустоту лекции, основанной на том, что нужно “выдрачивать” мельчайшие детали в ваших макетах. Уважение, почтение, но та же беда, что и у всех привозных лекторов.
Как бы хорошо я не относился к Дмитрию Карпову, в этот раз его выступление оказалось, что называется “ни о чем”. И это не от того, что лекция, как заявил сам Дмитрий, “не обкатана”. Лично у меня не укладывается в голове как можно, учитывая бэкграунд предыдущих лекций, бесчисленного количества прошедших конференций PROSMOTR, и понимания кто сидит в зале, рассказывать азбуку? Ощущение было, что шоу, которое делает Дмитрий, это попытка заткнуть эти дыры.
Хотя может я не разглядел свежего взгляда на давно известные вещи? Возможно. Извините за критику! Все можно было бы простить, если бы лекции были халявные.
Закончилось все на позитивной ноте. Последними спикерами конференции стали ребята из SNASK: Эрик Кокум и Фредрик Ёст. Вот где треш и угар. Чтобы вы понимали контекст: вместо воды Фредрик пил пиво во время выступления. Креативная команда, которая призывает топить за селф-брендинг, уверяет, что крутым агентством можно быть и не таская костюм под постными щами. Ребята показывали кейсы сопровождая их угарными историями. Довольно убедительный пример действительно креативного агентства, которое играет по своим правилам. Всем нужно стремиться быть как SNASK.
На этом все. Целенаправленно не стал останавливаться на минусах организации, т.к. событие первое в своём роде и существенных упущений замечено не было. Вам спасибо за прочтение и внимание. Буду рад услышать мнения свидетелей мероприятия в комментариях — всегда есть шанс увидеть что-то другими глазами.