Исследователи компьютерного зрения обнаружили имеющийся у нас в распоряжении скрытый мир визуальных сигналов, где есть незаметные движения, выдающие то, что было сказано, и расплывчатые изображения того, что находится за углом
Специалист по компьютерному зрению Антонио Торральба, отдыхая на побережье Испании в 2012 году, заметил на стене своей комнаты в отеле случайные тени, которые, казалось, ничто не отбрасывало. В итоге Торральба понял, что изменившие цвет пятна на стене были не тенями, а тусклыми, перевёрнутыми изображениями патио, находившегося снаружи. Окно работало как пинхол – простейший вид камеры, в которой лучи света проходят через небольшое отверстие и формируют с другой стороны перевёрнутое изображение. На залитой солнцем стене это изображение едва можно было различить. Но Торральба осознал, что наш мир заполнен визуальной информацией, которую не воспринимают наши глаза.
«Эти изображения скрыты от нас, — сказал он, — но они постоянно нас окружают».
Пережитый опыт позволил ему и его коллеге, Биллу Фриману, также профессору из Массачусетского технологического института, осознать, что мир заполнен «случайными камерами», как они их называют: окнами, углами, домашними растениями и другими обыкновенными объектами, создающими скрытые изображения своего окружения. Эти изображения в 1000 раз менее яркие, чем всё остальное, и обычно они не видны невооружённым глазом. «Мы придумали способы вычленять эти изображения и делать их видимыми», — пояснил Фриман.
Они узнали, как много визуальной информации скрывается прямо на виду у всех. В первой работе они показали, что при съёмке при помощи обыкновенного iPhone изменений света на стене комнаты, из полученного видео можно воссоздать сцену за окном. Прошлой осенью они и их коллеги сообщили, что можно обнаружить человека, движущегося за углом, снимая на камеру землю рядом с углом. Этим летом они продемонстрировали, что могут снять на видео домашнее растение, а потом воссоздать трёхмерное изображение всей комнаты на основе теней, отбрасываемых листьями растения. Или они могут превратить листья в "визуальный микрофон", увеличивая их колебания и распознавая речь.
1) Патио снаружи комнаты отеля, где Антонио Торральба заметил, что окно работает как пинхол. 2) Размытое изображение патио на стене; 3) ему можно повысить резкость, прикрыв большую часть окна картоном, чтобы уменьшить размер отверстия. 4) Если перевернуть его вверх ногами, можно увидеть сцену снаружи.
«У нашей Мэри был баран», — говорит человек на аудиозаписи, воссозданной с движений пустого пакетика из-под чипсов, которые учёные снимали сквозь звуконепроницаемое окно в 2014 году (это первые слова, записанные Томасом Эдисоном в 1877 году на фонографе).
Исследования по поводу заглядывания за углы и построения предположений об объектах, не видимых напрямую, или «построение изображений не в прямой видимости», начались в 2012 году с работы Торральбы и Фримана по случайной камере, и с ещё одной переломной работы, проведённой отдельной группой учёных из MIT под руководством Рамеша Раскара. В 2016 году, в частности, и благодаря их результатам, Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) запустила программу REVEAL стоимостью $27 млн (Revolutionary Enhancement of Visibility by Exploiting Active Light-fields – революционное улучшение видимости с использованием активных световых полей). Программа финансирует появляющиеся по всей стране лаборатории. С тех пор поток новых идей и математических трюков делает построение изображений не в прямой видимости всё более мощным и практичным.
Кроме очевидного применения в военных и разведывательных целях, исследователи изучают вопросы применения технологии в робомобилях, роботизированном зрении, медицинской фотографии, астрономии, исследованиях космоса и спасательных миссиях.
Торральба сказал, что у них с Фриманом в самом начале работы не было идей по практическому применению технологии. Они просто разбирались с основами формирования изображений и с тем, что такое камера, из чего естественным образом развилось более полное исследование поведения света и его взаимодействия с объектами и поверхностями. Они начали видеть такие вещи, которые никто и подумать не мог искать. Психологические исследования, по словам Торральба, показывают, что «люди ужасно плохо умеют интерпретировать тени. Возможно, одна из причин этого состоит в том, что многие видимые нами вещи не являются тенями. И в итоге глаза бросили попытки их осмыслить».
Случайные камеры
Лучи света, переносящие изображение мира, находящегося за пределами нашего поля зрения, постоянно падают на стены и другие поверхности, после чего отражаются и попадают нам в глаза. Но почему эти визуальные остатки так слабы? Просто слишком много лучей идёт по слишком большому количеству направлений, и изображения размываются.
Для формирования изображения необходимо серьёзно ограничить лучи, падающие на поверхность, и увидеть только определённых их набор. Это и делает камера-пинхол. Изначальная идея Торральбы и Фримана в 2012 году состояла в том, что в нашем окружении есть довольно много объектов и различных свойств, естественным образом ограничивающих лучи света и формирующих слабые картинки, которые способен распознать компьютер.
Чем меньше апертура пинхола, тем резче получится изображение, поскольку каждая точка изучаемого объекта испустит только один световой луч под правильным углом, которому удастся пройти через отверстие. Окно в отеле Торральбы было слишком большим для того, чтобы изображение получилось резким, и они с Фриманом понимали, что в общем полезные случайные камеры-пинхолы встречаются довольно редко. Однако они сообразили, что анти-пинхолы («точечные» камеры), состоящие из любого небольшого объекта, блокирующего свет, формируют изображения в изобилии.
Билл Фриман
Антонио Торральба
Представьте, что вы снимаете внутреннюю стену комнаты через щель в жалюзи. Многого вы не увидите. Внезапно в вашем поле зрения появляется рука. Сравнение интенсивности света на стене при наличии и при отсутствии руки выдаёт полезную информацию о сцене. Набор лучей света, падающих на стену в первом кадре, на мгновение блокируется рукой в следующем. Вычитая данные второго кадра из данных первого, как говорит Фриман, «можно вычислить то, что блокировала рука» – набор световых лучей, представляющих изображение части комнаты. «Если изучать то, что блокирует свет, и то, что пропускает свет, — сказал он, — можно расширить набор мест, где можно встретить пинхол-камеры».
Вместе с работой по изучению случайных камер, воспринимающих небольшие изменения в интенсивности, Фриман с коллегами разработали алгоритмы, определяющие и усиливающие небольшие изменения цвета – такие, как изменение цвета лица человека при приливе или отливе крови, а также крохотные движения – это то, благодаря чему можно было записать разговор, снимая пакетик чипсов. Теперь они легко могут заметить движение в одну сотую пикселя, которое в обычных условиях просто потонуло бы в шуме. Их метод математически преобразует изображения в конфигурации синусоид. В полученном пространстве шум не доминирует над сигналом, поскольку синусоиды представляют средние значения, взятые над многими пикселями, поэтому шум распределяется по ним. Благодаря этому исследователи могут определять сдвиги синусоид от одного кадра видео к другому, усиливать эти сдвиги, а потом преобразовывать данные обратно.
Теперь они начали комбинировать все эти трюки для извлечения скрытой визуальной информации. В исследовании, описанном в прошлом октябре, которое проводила Кэти Боумен (тогда студентка под руководством Фримана, а ныне учёный из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра), было показано, что углы зданий работают как камеры, создающие грубое изображение того, что находится за углом.
Снимая полутень на земле рядом с углом (1), можно получить информацию об объектах, находящихся за углом (2). Когда невидимые объекты начинают двигаться, свет и тени от них двигаются под разными углами по отношению к стене. Небольшие изменения интенсивности и цвета обычно нельзя различить невооружённым глазом (3), но можно усилить при помощи алгоритмов. Примитивные видео со светом, идущим под разными углами к полутени, выдают наличие за углом одного движущегося человека (4) и двоих (5).
Грани и углы, как и пинхолы с точечными камерами, препятствуют прохождению солнечных лучей. Используя обыкновенные камеры, те же iPhone, при дневном свете, Боумен с коллегами снимали полутень на углу здания – область с тенями, подсвечиваемую подмножеством световых лучей, идущих из скрытого участка за углом. Если, к примеру, там пройдёт человек в красной рубашке, эта рубашка отправит небольшое количество красного света в полутень, и этот свет будет перемещаться по полутени, пока человек идёт, невидимый обычным глазом, но обнаруживаемый после постобработки.
В революционной работе, опубликованной в июне, Фриман с коллегами воссоздали «световое поле» комнаты – картину интенсивности и направления хода лучей света в комнате – из теней, отбрасываемых лиственным растением, стоявшим рядом со стеной. Листья работали в качестве точечных камер, каждый из которых блокировал свой набор световых лучей. Сопоставление тени каждого листа с остальными тенями выдавало это недостающий набор лучей, и позволяло получить изображение части спрятанной сцены. Учитывая параллакс, исследователи затем смогли свести все эти изображения вместе.
Такой подход даёт куда как более чёткие изображения, чем ранние работы со случайными камерами, поскольку в алгоритм встроены заранее приобретённые знания о мире. Зная форму растения, полагая, что естественные изображения должны быть гладкими, и учитывая несколько других предположений, исследователи смогли сделать определённые выводы, касающиеся сигналов, содержащих шум, что помогло сделать итоговое изображение резче. Технология работы со световым полем «требует знаний об окружающем мире для создания реконструкции, но и даёт вам много информации», — сказал Торральба.
Рассеянный свет
А пока Фриман, Торральба и их протеже раскрывают изображения, которые были спрятаны, в другом месте кампуса MIT Рамеш Раскар, специалист по компьютерному зрению, выступавший с докладами на TED, намеревается «изменить мир» и выбирает подход под названием «активное построение изображений». Он использует специализированные дорогие системы лазерных камер для создания изображений высокого разрешения, отображающих то, что находится за углом.
Рамеш Раскар
В 2012 году в рамках реализации идеи, посетившей его пять лет назад, Раскар с командой впервые создали технологию, при которой необходимо выпускать лазерные импульсы в стену. Малая часть рассеянного света сумеет обойти препятствие. А через небольшое время после каждого импульса они используют «камеру вспышек», записывающую отдельные фотоны со скоростью миллиарды кадров в секунду, чтобы обнаружить фотоны, отскочившие от стены. Измеряя время, потраченное фотонами на возвращение, исследователи могут узнать, насколько далеко они улетали, и в деталях воссоздать трёхмерную геометрию скрытых за препятствием объектов, на которых рассеялись фотоны. Одна из сложностей состоит в том, что для формирования трёхмерного изображения необходимо проводить растровое сканирование стены лазером. Допустим, что за углом прячется человек. «Тогда свет, отразившийся от определённой точки на голове, от определённой точки на плече, и от определённой точки на колене может прибыть в камеру в одно и то же время, — сказал Раскар. Но если посветить лазером немного в другое место, тогда свет от трёх этих точек уже не прибудет в камеру в одно и то же время». Необходимо скомбинировать все сигналы и решить «обратную задачу» для воссоздания скрытой трёхмерной геометрии.
Оригинальный алгоритм Раскара для решения обратной задачи требовал слишком много вычислительных ресурсов, а сам аппарат стоил полмиллиона долларов. Но была проделана серьёзная работа по упрощению математики и уменьшению расходов. В марте в журнале Nature была опубликована работа, задавшая новый стандарт эффективного и экономичного построения трёхмерных изображений объекта – в работе воссоздавали фигурку кролика – находящегося за углом. Авторы, Мэтью О’Тул, Дэвид Линдел и Гордон Вецтейн из Стэнфордского университета разработали новый мощный алгоритм для решения обратной задачи и использовали относительно недорогие камеры SPAD – полупроводниковые устройства, частота кадров у которых ниже, чем у вспышковых камер. Раскар, ранее работавший куратором двух авторов работы, назвал её «очень хитроумной» и «одной из моих любимых».
Предыдущие алгоритмы тонули в деталях: исследователи обычно пробовали обнаружить возвращающиеся фотоны, отразившиеся не от той точки стены, в которую светил лазер, чтобы камера могла избежать сбора рассеянного света лазера. Но направив лазер и камеру почти в одну точку, исследователи смогли составить карту исходящих и приходящих фотонов из одного "светового конуса". Рассеиваясь с поверхности, свет формирует расширяющуюся сферу из фотонов, которая вырисовывает конус, распространяясь в пространстве-времени. О’Тул (с тех пор сменивший место работы со Стэнфорда на Университет Карнеги-Меллона) перевёл физику световых конусов – разработанную учителем Альберта Эйнштейна, Германом Минковским в начале XX века – в лаконичное выражение, связывающее время полёта фотона с расположением рассеивающих поверхностей. Он назвал свой перевод «трансформация светового конуса».
Робомобили уже используют системы LIDAR для построения прямых изображений, и можно представить, что когда-нибудь обзаведутся SPAD, чтобы заглядывать за угол. «В ближайшем будущем такие датчики будут доступны и в переносном формате», — предсказывает Андреас Велтен, первый автор начальной работы Раскара от 2012 года, руководящий ныне группой, занимающейся построением активных изображений в Висконсинском университете. Теперь стоит задача «обработки более сложных сцен» и реалистичных сценариев, сказал Велтен, «а не просто тщательного создания сцены с белым объектом и чёрным задником. Нам нужна технология, позволяющая направить прибор и нажать кнопку».
Где находятся вещи
Исследователи из группы Фримана начали совмещать пассивный и активный подходы. В работе, проведённой под руководством исследователя Кристоса Трампулидиса, показано, что при активном построении изображений при помощи лазера точечную камеру известной формы, находящуюся за углом, можно использовать для воссоздания скрытой сцены, совсем не используя информацию о времени полёта фотонов. «И это должно получиться у нас при помощи обычной ПЗС-матрицы», — сказал Трампулидис.
Построение изображений не в прямой видимости когда-нибудь сможет помочь спасательным командам и автономным роботам. Велтен сотрудничает с Лабораторией реактивного движения НАСА, работая над проектом, направленным на построение на расстоянии изображений объектов, находящихся внутри пещер Луны. А Раскар с компанией используют их подход для чтения первых нескольких страниц закрытой книги, и для того, чтобы видеть в тумане.
Кроме аудиореконструкции, алгоритм усиления движений Фримана может помочь создавать медицинские устройства и системы безопасности, а также детекторы малых астрономических движений. Этот алгоритм – «очень хорошая идея», — сказал Дэвид Хогг, астроном и специалист по данным из Нью-Йоркского университета и Института Флатирон. «Я подумал – мы просто обязаны использовать его в астрономии».
Что касается вопросов неприкосновенности личной жизни, поднятых недавними открытиями, Фриман обращается к своему опыту. «Об этой проблеме я очень и очень много размышлял всю мою карьеру», — говорит он. Очкарик, любитель повозиться с камерами, всю свою жизнь занимавшийся фотографией, Фриман сказал, что в начале карьеры ему не хотелось работать ни над чем, у чего был бы какой-то военный или шпионский потенциал. Но со временем он стал думать, что «технология – это инструмент, который можно использовать по-разному. Если попытаешься избежать всего, что может иметь хоть какое-то военное применение, то ничего полезного не придумаешь». Он говорит, что даже в случае с военными, «существует очень широкий спектр возможностей использования вещей. Можно помочь кому-то выжить. И, в принципе, знать, где находятся вещи – это полезно».
Но его больше всего радуют не технологические возможности, а просто открытие явления, прятавшегося у всех на виду. «Мне кажется, что в мире полно всего, что ещё только предстоит открыть», — сказал он.
Комментарии (45)
Lazytech
26.09.2018 12:55«У нашей Мэри был баран», — говорит человек на аудиозаписи, воссозданной с движений пустого пакетика из-под чипсов, которые учёные снимали сквозь звуконепроницаемое окно в 2014 году (это первые слова, записанные Томасом Эдисоном в 1877 году на фонографе).
Эта фраза обычно переводится как «у Мэри был барашек».
“Mary had a little lamb…” a man says, in audio reconstructed from the motion of an empty chip bag that the scientists filmed through a soundproof window in 2014. (These were the first words Thomas Edison recorded with a phonograph in 1877.)
Mary Had a Little Lamb — Википедия
Отрывок из статьи«Mary Had a Little Lamb» — американская детская песня XIX века. Включена в Индекс народных песен Роуда под номером 7622.
В основе песни — стихотворение для детей американской писательницы Сары Джозефы Хейл[en]. Оно было впервые напечатано 24 мая 1830 года бостонской издательской компанией Marsh, Capen & Lyon. В основе его реальный случай[1]: девочка по имени Мэри Сойер (по предложению своего брата) привела с собой в школу ягнёнка[2].
Также существует альтернативная теория, что стихотворение было напиcано молодым человеком по имени Джон Ролстон (англ. John Roulstone), который тогда учился на священника. Он пришёл с визитом в школу в тот день, когда Мэри пришла туда с ягнёнком[2] и вызвала беспорядок.
На музыку стихотворение положил Лоуэл Мейсон (англ. Lowel Mason)[2] где-то в 1830-х годах.
В 1877 году Томас Алва Эдисон, пропев эту песню в изобретённый им фонограф, сделал первую в истории звукозапись.mindcaster
27.09.2018 14:18Ну я, например, видел в варианте «У Мэри был ягнёнок». Переводы-с.
( Вот ссылка )
Думаю, статья и без этих нюансов достаточно интересна.Lazytech
27.09.2018 14:30«Ягненок» — отличный вариант (по-моему, всяко лучше, чем «баран», поскольку это слова колыбельной). Однако в наиболее распространенной русской версии вроде бы фигурирует «барашек».
P.S. Дабы не быть голословным, сошлюсь на известный сайт параллельных текстов:
Mary had a little lamb — Translation into Russian — examples English | Reverso Context
netricks
26.09.2018 13:55В каком-то фильме было восстановление звукового ряда по микроколебаниям воды в луже. Сомнительно, учитывая ограничения разрешения камеры, но… В целом о возможности подобных вещей говорят давно.
Deerenaros
26.09.2018 16:32Eagle Eye, а вот и сцена. На самом деле, если посмотреть видео, то получится услышить… Очень мало. Принципиально сложностей в таком почти нет, требуются ровно две вещи — громкий звук и высокочастотная камера. Понятное дело, в фильме этот момент сильно гиперболизирован, единственное, так вода скорее всего обладает некоторым эффектом памяти, что позволяет в некотором роде не иметь такой быстрой камеры, но тем не менее, громкость звука или разрешение камеры должны быть запредельны.
uu_69
26.09.2018 19:36Антиобскура — шикарная идея. Долго соображал, как это работает.
san-x
26.09.2018 19:58А я что-то так и не въехал, пример с жалюзи не очень наглядный… можете на пальцах пояснить?
uu_69
26.09.2018 20:15От каждой точки объекта свет идет во все стороны. Если мы поместим вблизи объекта экран, на каждую точку экрана будут падать лучи от каждой точки объекта, поэтому мы не сможем увидеть изображения объекта. То есть, информация об объекте будет размазана по всему экрану.
Однако, если мы поместим между объектом и экраном непрозрачную перегородку с отверстием, каждой точке объекта будет соответствовать одна точка экрана, лежащая на прямой «точка объекта — отверстие в перегородке — точка экрана». Так работает обскура (пинхол).
Теперь представьте, что вместо перегородки с отверстием между объектом и экраном находится антипинхол — небольшой непрозрачный объект. В этом случае свет, исходящий от некоторой точки объекта, будет попадать на все точки экрана, кроме точки, закрытой (загороженной) от нее антипинхолом. Остается вычислить, чем данная точка экрана отличается от всех остальных точек, и у нас будет информация о противолежащей ей точке объекта. Как-то так наверное?
san-x
27.09.2018 13:27да, до этого момента мне тоже понятно.
более того, понятно, что «след» от анти-пинхола предполагается снимать не напрямую (как с обычным пинхолом) а путем сопоставления картины на экране БЕЗ преграды и С преградой (вроде как разница — должна дать негатив объекта). на практике, судя по всему, это должно происходить в видео-режиме, путем сравнения кадров до появления преграды и в момент появления).
мне так показалось, пока я не попытался вникнуть в пример с рассматриванием комнаты через щель жалюзи и попавшей в поле зрения рукой? (который в статье)… не понял, как это вяжется с идеей точечной преграды? что он иллюстрирует?Gryphon88
27.09.2018 14:21В светлом поле теория написана плохо (система получается не линейная, а потому плохо счётная), так что мои размышления ниже довольно примитивны, но в первом приближении верны. Тут задачу можно свести к трассировке лучей: пусть у нас есть неподвижный детектор, неподвижная преграда и подвижный источник света (или наоборот), тогда для каждого взаимного положения преграды и источника существует уникальная группа отражённых лучей, которая не может попасть на детектор. С помощью чёрной магии мы сопоставляем картинки, выявляем такие группы и моделируем возможную картину, которая приводит к такому ходу лучей.
WondeRu
26.09.2018 19:55Снятие звука с предметов — уже лет 30 используется, например, с помощью лазерного микрофона (используется в прослушке).
А так статья очень напомнила фантаста-ученого Ивана Ефремова «Тень минувшего». Позвольте выдержку тут привести:
«Никитин вспомнил, как он в день отъезда из белого города ожидал машину в гостинице. Он растянулся на широком диване. Окно комнаты выходило на улицу, залитую могучим южным солнцем. Ставни были закрыты, в полумрак комнаты из щели между ставнями вонзался прямой и слабый световой луч.
На стене против окна промелькнули какие-то тени. Невольно проследив их движение, Никитин вдруг увидел ясное перевернутое изображение противоположной стороны улицы. Совершенно четко вырисовывались голые ветви тополей, приземистый дом с новой крышей, решетка железных ворот. Вот быстро прошел человек, вскидывая полами халата, смешной, маленький, перевернутый вверх ногами…
Подобно свежему ветру, в голове Никитина пронеслось быстрое соображение: маленькая, замкнутая, затененная нависшими скалами впадина в горах Аркарлы… узкая щель — проход на просторную равнину, и точно напротив нее смоляное зеркало… Ведь это огромная естественная камера, фокус которой можно вычислить! Теперь для него ясно, как могло получиться изображение, но… но главное все еще непонятно: как же запечатлелся снимок, как могла сохраниться в тысячах веков мимолетная игра света и теней? Фотография не дала пока никакого ответа.
А! Стой!..»
Lazytech
Иначе это называется «камера-обскура».
spaceoberon
Вот-вот! Мне тоже сразу бросилось это в глаза. Наверно, поколение Зет такого термина, как обскура, не знает? Но я впервые слышу слово «пинхол»… Старый, однако…
Lazytech
Ничего не имею против термина «пинхол». Просто он, наверное, больше в ходу у фотографов, коим я не являюсь.
BelBES
В computer vision используется именно термин pinhole camera model
Lazytech
Если я правильно понял, по-русски это обычно называется «модель камеры-обскуры».
BelBES
Использование русской терминологии в областях, где де факто бОльшая часть источников информации являются англоязычными — довольно глупое занятие.
Lazytech
No comment. :)
p_fox
Использование русского языка, для комментирования статьи из области, где де факто бОльшая часть источников информации являются англоязычными — довольно глупое занятие
evgenWebm
Использовать терминологию чужого языка, когда есть терминология на своем языке, это неуважение к собеседнику и к своему языку.
BelBES
1) Камера-обскура — это вообще калька с латыни.
2) Пинхол — это устоявшийся в индустрии термин, который активно используется как в разговорной речи, так и в письменной.
3) Коментарий ниже наглядно показывает, насколько активно русский язык в принципе используется в этой области (меньше сотни результатов выдачи на два запроса, меньше гугл выдает разве что когда совсем ничего не находит)
4) Почему-то на хабре за чистоту языка ратуют люди, с кармой далеко в минусах и с нулем публикаций. Может вы сначала начнете этим языком пользоваться и вводить в обиход "правильную", с вашей точки зрения, терминологию, прежде чем впадать в патетику по поводу её непопулярности? Так глядишь люди начнут пользоваться этими словами, если они покажутся более удобными, чем ныне использующиеся.
p_fox
"Почему-то на хабре за чистоту языка ратуют люди, с кармой далеко в минусах и с нулем публикаций"
Тут должна быть какая-то связь?
BelBES
Возможно
evgenWebm
Толи от стыда, Толи от невежества, мне не известно, почему вы с пеной у рта защищаете чужой язык.
А рейтинг уменьшается благодаря таким как вы, богам забрать которые не умеют воспринимать чужие мнения и считают себя эталоном истины.
BelBES
И этот человек что-то мне доказывает про уважение к языку.
Хабр совсем скатился в филиал юмористических сайтов с тех пор, как read-only юзерам разрешили писать коментарии.
Да, это было хорошее правило, отсеивающее троллей в коментариях.
evgenWebm
А знаете почему дали писать комментарии?
Потому что если будут такие как вы, то ресурс окончательно скатится.
То есть сгниет изнутри.
Вы тому доказательство.
Вам на кухне надо общаться. Там можете рты затыкать несогласным.
BelBES
С приходом таких как Вы, такие как я перестали писать что-либо на хабр… судя по тому, что недавно хабр с гт слили в один ресурс (видать не потянули наполнять контентом два ресурса сразу), а из постов тут больше половины теперь — это рекламные посты от авторов на зарплате, то выводы, вроде бы, довольно очевидны ;-)
spaceoberon
С чего вы взяли, что я за чистоту языка ратую? Я спросил что за термин такой. Честно признался, что не слышал никогда и все))) Давайте меня загрызем за это))))))
А публикаций нет, потому что специфика моих знаний такая, что тут мало кому интересно будет меня читать. Мои горно-инженерные деяния уже в прошлом.А текущие неинтересны широкой публике.
markmariner
в таком случае и переводить статью не надо
appletesta
«Зачем использовать иностранное слово „слайд“ если есть нормальное русское слово „диапозитив“ (с)
Lazytech
Прошу не считать меня упертым ретроградом-мокроступщиком. Я всего лишь хотел сказать, что обычно имеет смысл использовать прижившийся вариант, если таковой существует. Думал, что это очевидно, а оказалось, что нет.
В частности, «модель камеры-обскуры» в соответствующем контексте (компьютерное зрение) вроде бы гуглится лучше, чем «модель пинхол-камеры». Сравните, например:
«модель камеры-обскуры» OpenCV
«модель пинхол-камеры» OpenCV
Если я что-то не так понял, прошу пояснить.
igruh
Это калька с английского, в широком ходу у фотографов, особенно ломографистов :)
snuk182
Энди Пинхол, что ж ты вьешься надо мной… (с)
inversed
Но ведь и «камера-обскура» заимствованное слово. Языки меняются, это нормальный процесс.
Alek_roebuck
Например, десятки, если не сотни миллионов русскоязычных людей за последний век прочитали «Занимательную физику» Перельмана, где при описании этого эффекта используется слово «камера-обскура». Не говоря уже о тут уж точно сотнях миллионов людей, отучившихся по учебнику Пёрышкина за 8 класс, где это тоже названо камерой-обскурой. То есть термин «камера-обскура» — общеизвестный и не устаревший. Почему бы его не использовать?
p_fox
Ссылка "пинхол" ведет на Вики, где эта статья вообще называется "стеноп" и ссылается на оригинальную статью, под названием, внезапно, "камера-обскура".
Потому что камера-обскура это именно камера, а стеноп — фотоаппарат, работающий на данном эффекте.
spaceoberon
Да я знаю, что заимствованное. Смею предположить, что из латыни. Просто обскура я с детства знаю, а пинхол только тут и увидел. Потому и написал.
По ходу прямо ветку обсуждения родил))) Как-то не предполагал…
hashtet
Раньше и трава была зеленее, а молодёжи этого не понять!
На деле «пинхол» тоже довольно устоявшийся термин, а про камеру-обскура полагаю знают все те, кто знает про «пинхол».
Почему кто-то полагает, что «больше в ходу у фотографов» тоже не ясно — везде упоминаются эти термины в связке, но чаще как раз таки «камера-обскура».
Извините, но ваши псевдо-старческие рассуждения напоминают бабулек у подъезда.
DrZlodberg
Конкретно развлечение из статьи — это отдельная (и довольно старая) тема, которая гуглится, например, как «pinhole room photography»
Lazytech
Так это, наверное, и есть классическая камера-обскура?
DrZlodberg
Ага, сам увлёкся рассматриванием картинок и докопался до первых вариантов. Идея буквально стара, как мир.
Igor_O
Нам на экскурсии на Мальдивах в каком-то дворце показывали «систему видеонаблюдения» 500+ летней давности — в спальне то ли короля, то ли султана местного — белая занавеска в середине затемненной комнаты, напротив — небольшое отверстие во внутренний двор. На занавеске можно смотреть вверх ногами кино про то, как народ по двору ходит и чем там занимается.
DrZlodberg
Смотреть через само отверстие — не барское дело? Ну очень оно спорное. Вряд-ли у него спальня на уровне грунта, а иначе проекция будет скорее на потолок.