Широко известно, что запуск первого спутника Советским Союзом стал большим сюрпризом для всего мира. И если на орбите сделанный человеком объект оказался впервые, то в космическом пространстве уже бывали различные аппараты. Геофизические ракеты не получили такой же славы, как космические, но именно они подготовили инженеров и ученых к орбитальным запускам. После 4 октября 1957 суборбитальные полеты не прекратились — геофизические ракеты запускали в тени орбитальных полетов. А сейчас вообще можно сказать, что мы наблюдаем ренессанс геофизических ракет — частные компании делают не только орбитальные, но и суборбитальные ракеты и вполне успешно находят коммерческих заказчиков на запуски.


Советские геофизические ракеты Р-2А и Р-5А

Побочный эффект



Фау-2, архивное фото

На границе космоса первый объект оказался еще в 1942 году, и это было побочным эффектом военных испытаний. В штатном полете немецкая боевая баллистическая ракета «Фау-2» пролетала до 320 км, поднимаясь при этом до высоты 80-100 км. И уже при первом успешном пуске 3 октября 1942 ракета достигла высоты 85-90 км. Формальная граница космоса, линия Кармана, проходит выше, на уровне 100 км, но это не принципиально — на такую высоту можно подняться только на ракете. К тому же, несколько раз «Фау-2» запускали вертикально вверх. Теоретически запаса топлива хватало, чтобы подняться до примерно 200 км, и в разных источниках называют разные достигнутые высоты (175, 188 км) и разные даты испытаний (20 июня 1944, 14 сентября 1944).



Rokkit Lootaz



«Фау-2» на американском полигоне Уайт-Сэндс

Немецкие наработки по «Фау-2» вместе с захваченными ракетами и конструкторами были использованы союзниками после окончания войны. США досталось больше ракет и главный конструктор Вернер фон Браун с большей частью команды, и после короткого периода военных испытаний ракету перевели на научную стезю. Что любопытно, еще в 1946 году Британское межпланетное общество предлагало сделать на базе «Фау-2» ракету для суборбитальных пусков человека. Эту идею отвергли, но научные приборы, семена, насекомые и другие живые существа стали подниматься в космос десятки раз в год. Уже 24 октября 1946 года с полигона Уайт-Сэндс в полет ушла ракета с установленной фотокамерой. Отснятую пленку автоматически поместили в металлический контейнер, который выдержал удар от падения на землю без парашюта. Человечество смогло увидеть Землю с высоты 105 км.



Что еще интересней, камера сделала не одну фотографию, а снимала с частотой 4 кадра в секунду. И можно посмотреть ускоренный в 6 раз вид с ракеты (с 2:09).



20 февраля 1947 года выше линии Кармана поднялись дрозофилы и успешно вернулись назад. А когда на «Фау-2» поставили вторую ступень Bumper, то получилось достичь рекордных 393 км.

СССР досталось меньше трофеев и конструкторы из второго эшелона. Поэтому первый пуск «Фау-2» состоялся 18 октября 1947, а адаптированная к своим технологиям Р-1 впервые полетела 17 сентября 1948. И параллельно развертыванию боевых начались научные пуски немного модифицированных ракет с добавлением к названию букв от А до Е. Начиная с версии Б их можно отличить визуально по двум боковым контейнерам с научной аппаратурой.


Архивное фото

Именно на Р-1 в модификации В впервые поднялись в космос и вернулись назад живыми 22 июля 1951 года советские собаки Дезик и Цыган. Кроме животных можно было поднимать научную аппаратуру и проверять оборудование для будущих орбитальных полетов. На геофизических ракетах испытывали отражатели, натриевую комету для «Луны-1» и "-2" и т.п.


Головная часть Р-2А, архивное фото


Контейнер Р-1Д

Золотая эра


Пятидесятые-шестидесятые годы 20 века можно назвать золотой эрой геофизических ракет. Сначала появляются боевые баллистические ракеты, которые можно адаптировать к суборбитальным пускам. Затем создаются уже специализированные ракеты.


Советские геофизические ракеты

В СССР основой выступили баллистические ракеты Р-2, Р-5, Р-11, Р-14. Самой мощной и грузоподъемной стала Р-5 в модификациях А-В, которая могла поднять полторы тонны на высоту 400-500 км. Параллельно с 1951 года начала использоваться специально созданная метеорологическая ракета МР-1, которая могла подняться на высоту 90 км и отличалась оригинальными решениями вроде непосредственного измерения температуры воздуха в полете и мягкой посадкой ступени на парашюте с возможностью повторного использования.


Ракета МР-1

В 1960-х в СССР реализовали программу по созданию метеорологических ракет с максимальной высотой подъема 60 (ММР-06), 100 (М-100) и 180 (МР-12) километров и развернули сеть станций ракетного зондирования атмосферы. Эти ракеты до сих пор держат рекорд по количеству пусков — М-100 запускали более 6600 раз, МР-12 с модификациями — более 1200 раз.


Памятник МР-12 в Обнинске, фото anthrax_urbex.livejournal.com

Логичным шагом после собак был бы суборбитальный запуск человека. Но в СССР проект ВР-190 был закрыт, и, благодаря грузоподъемности ракеты Р-7 было принято решение об орбитальном полете без промежуточных шагов. А вот в США, где создание межконтинентальной баллистической ракеты запаздывало, было проведено два суборбитальных пуска с человеком. На базе боевой ракеты Redstone запускали космические корабли «Меркурий» с астронавтами Аланом Шепардом и Вирджилом «Гасом» Гриссомом, которые поднимались до 190 км.


Пуск Mercury-Redstone, фото NASA

Сравнительная простота геофизических ракет привела к тому, что их производили и страны, не вышедшие на орбиту самостоятельно — Пакистан, Индонезия, Польша и другие. Очень успешным и популярным стало канадское семейство ракет Black Brant (>800 пусков с 1961 года).


Старт Black Brant, фото NASA

Новое Возрождение



Пуск МР-30, фото Дмитрий Комар/РИА Новости

В 90-х общее количество суборбитальных запусков в мире сократилось — после распада СССР Россия не могла выделять сравнимые средства на продолжение работ. Ракетные станции закрывались или консервировались. М-100 перестала летать в 1990, МР-12 прекратили регулярно запускать в 1980, а два последних пуска прошли в 1997. Но после длительного перерыва российские метеорологические ракеты возвращаются — в 2011 провели успешное испытание ракеты МР-30, способной подняться на 300 км.

Рост количества частных космических компаний в последние годы привел к заметному увеличению количества как носителей, так и пусков. К привычным канадской Black Brant, бразильской VSB-30, американским Terrier, европейской MAXUS и японской серии S добавилось сразу несколько игроков. С 2006 года летает SpaceLoft XL компании UP Aerospace (именно на ее полет поставили GoPro, запись с которых посмотрели уже 8 миллионов раз).


Совсем недавно успешно полетели американская SARGE (компания EXOS Airspace), китайские SQX-1Z (i-Space) и OS-X1 (OneSpace). Пока неудачно стартует японская Momo (Interstellar Technologies).


Успешно проходит испытания ракета для суборбитального туризма New Shepard, ей в затылок дышит суборбитальный космоплан SpaceShipTwo. В конце года ожидается первый пуск британской Skyrora.

Заключение


Суборбитальные пуски геофизических ракет выполняют сразу несколько важных задач:

  1. Есть научные эксперименты, которым хватает нескольких минут нахождения в космосе и невесомости суборбитального полета. Это физика микрогравитации, астрономия, изучение атмосферы и другие.
  2. Можно отрабатывать технологии для космических полетов — приборы, двигатели, даже марсианские посадочные устройства.
  3. Суборбитальные ракеты заметно проще и дешевле орбитальных — на них можно учиться и делать первые, небольшие деньги.

Так что не приходится удивляться, что частные компании находят заказчиков на суборбитальные пуски. При всей кажущейся несерьезности, это хорошее, полезное, прибыльное и важное дело, пусть оно и остается в тени орбитальных полетов.

Комментарии (29)


  1. Mike_soft
    01.10.2018 08:40

    исторические кадры V-2 очень интересны. Жаль, что наших аналогичных исторических материалов в открытом доступе крайне мало.


    1. Javian
      01.10.2018 08:48
      +5

      Есть про испытания Р-1


      1. Mike_soft
        01.10.2018 09:21

        Есть и про Р-5, и про Р-7 такие фильмы. и даже про Н-1. только мало. по сравнению со всем количеством пусков.


        1. Javian
          01.10.2018 10:06

          Для внутреннего использования отечественному заказчику достаточно одного фильма.


  1. Javian
    01.10.2018 08:46
    +1

    еще была ММР-0,5
    Фото с той же выставки на Капяре:
    image

    Геофизическую ракету Р-2А можно увидеть на открытках, посвященных космонавтике, до рассекречивания Р-7.


  1. Pafnutyi
    01.10.2018 09:08
    +2

    По аналогии с дроном на солнечных батареях, интересно определить арифметикой насколько минимальной по размерам и весу(полезной нагрузки50гр не больше) может быть ракета на химическом топливе чтобы подняться до 100км


    1. lozga Автор
      01.10.2018 12:41
      +2

      50 гр слишком мало. Хотя бы килограмм лучше. И оценка массы по формуле Циолковского будет со слишком большой ошибкой — у геофизической ракеты доля гравитационных и аэродинамических потерь будет больше. И, подозреваю, экономика будет важнее технической эффективности. Навскидку, опираясь на реальные образцы, такая ракета будет весить в районе 300 кг.


      1. n1ger
        01.10.2018 14:06

        Почему говорят формула Циолковского?
        Разве это не уравнение Мещерского?
        Разве вывод этой формулы не был рутинной задачей, которую в Кембридже решали с 1856 года?


        1. vassabi
          01.10.2018 14:42

          Почему говорят формула Циолковского?
          это нормально. Вы же не удивляетесь, почему одни говорят Ла-Манш (ака la Manche ) другие — English Channel?


        1. sshikov
          01.10.2018 20:29

          >Разве это не уравнение Мещерского?
          Ну вообще простой ответ на этот вопрос звучит так: формула Циолковского это не уравнение Мещерского. Ее можно из него вывести.

          >которую в Кембридже решали с 1856
          Хм. Ну и что? Открываем википедию, и видим:

          Следует отметить, что по исследованиям Г. К. Михайлова, изложенным в его докторской диссертации[10] и работе «Георг Бюкуа и начала динамики систем с переменными массами»[11], аналогичное уравнение было установлено чешским учёным-любителем Георгом Бюкуа (1781—1851) ещё в работах 1812—1814 гг.


          ну то есть лет на 80 раньше. Вполне типичная картина.


      1. sshikov
        01.10.2018 20:31

        Если подниматься строго вертикально, то доля гравитационных потерь очевидно больше, а вот с аэродинамическими — не факт. Во-первых, вы быстрее пройдете атмосферу по вертикали, а во-вторых, вы возможно меньше потратите на управление.


        1. black_semargl
          03.10.2018 18:58

          Орбитальная ракета — набирает в 4-5 раз большую скорость, чем такая. Соответственно и доля потерь во столько же раз меньше.
          И при стартовой массе в центнеры вес в 50г меньше разброса потерь.


          1. sshikov
            03.10.2018 19:29

            Я, честно говоря, не понял, откуда вы взяли свой вывод. Ваше «соответственно» далеко не очевидно, расчетов хотя бы на пальцах тут не хватает. Что скорость меньше — согласен. А вот что доля — не видать этого.

            Грубо говоря, представьте, что вы поднимаетесь на высоту всего 30 километров, где атмосфера еще не закончилась. Один раз — вертикально, а второй раз — по траектории для вывода на орбиту. Прикиньте, какая из траекторий длиннее. Прикиньте, на какой из них вы быстрее набираете скорость (потому что гравитационные потери меньше из-за наклона по тангажу), вспомним, что аэродинамические потери пропорциональны квадрату (и зависят от угла атаки, который видимо будет ненулевым какое-то время) — и ваш вывод уже не так очевиден.

            P.S. Я свой вывод моделировал численно еще на 4 курсе, году этак в 1979, и выводы получались достаточно однозначные — чем более пологая траектория заложена, тем больше доля аэродинамических потерь, потому что мы дольше остаемся в более плотных слоях атмосферы. Правда, чисто вертикальные траектории никто реально не считал.


            1. black_semargl
              03.10.2018 23:48

              Да, согласен, при выводе на орбиту траектория в атмосфере длиннее.


    1. SomaTayron
      02.10.2018 15:02

      если есть файлообменник, могу скинуть самописную программку, которую использую для проверки простейшего метода приближений в Центре Космического Обучения Молодежи.
      Там на 5 топливных пар, для 2-4 ступеней, зазор коэффициента конструкции ±10% от 160 до 2000 НОО, перегрузка 2-10g, там шаговый расчет и автомат где то с 6-15 итерациями (уточнение фактических гравитационных потерь).
      Ну, или назовите параметры, дам цифры по топливу и ступеням


    1. SomaTayron
      02.10.2018 15:08

      Либо сами посчитайте приближенно. Только задайте конечную скорость ноль, а в затраты скорости добавьте издержки на изменение потенциальной энергии.
      При 1 ступени все достаточно просто, только не забудьте уточнить рабочее ускорение. Чем оно выше, тем ниже грав потери.
      После первой прикидки при условной дерективной цифре грав потерь получаете время вывода, тогда с его учетом уточняете потери и еще раз пересчитываете — и так до требуемой точности


  1. saag
    01.10.2018 13:07
    +1

    Слева на фото ракета НиП(Незнайка и Пончик):-)


    1. SandroSmith
      01.10.2018 13:15

      На какой имеено фотке?


      1. saag
        01.10.2018 13:23

        Ну в заголовке статьи.


  1. Apatic
    01.10.2018 17:28
    +2

    Недавно как раз копался в семейных архивах и нашел фото деда из Антарктиды, где они были от ЦАО и занимались метеоисследованиями.
    Какая-то метеоракета. Но до космоса она, конечно, вряд ли долетала :)
    image


  1. Krapivnik
    02.10.2018 07:24

    метеорологическая ракета МР-1, которая могла подняться на высоту 90 км и отличалась оригинальными решениями вроде непосредственного измерения температуры воздуха в полете и мягкой посадкой ступени на парашюте с возможностью повторного использования.
    думаю, что основной задачей парашютного спуска было не возврат ступени, а возврат ГЧ. В ГЧ располагались измерительное оборудование, записывающее данные во время полета.
    Насчет повторного использования очень сомневаюсь. Есть ли доказательства?


    1. bagamut
      02.10.2018 12:00
      +1

      Отож!
      Отделение головной части и введение парашютов производилось после прекращения работы двигателя по команде от реле времени на высоте около 70 км. Корпус ракеты спускался на своем парашюте и так же, как головная часть, мог использоваться вновь. За спускающимися частями ракеты велись кинотеодолитные наблюдения, ло которым определялась сила ветра.

      в октябре 1957 г. в Вашингтоне сразу после запуска первого спутника на Международной конференции по космическим исследованиям А.М.Касаткин сделал научный доклад о ракетном метеорологическом зондировании в СССР. Зарубежных ученых поразило все: и прямой метод измерения температуры, считавшийся невозможным для таких скоростей, и запуск ракеты по такой траектории, что головная часть на парашюте возвращалась как бумеранг практически к месту старта, и спасение двигателей ракеты также на парашюте для повторного использования

      ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%A0-1


      1. Krapivnik
        02.10.2018 12:46

        Интересно. Спасибо.
        Я понял, что меня смутило. Ранее, некоторое время работал c ММР-06, но она-то, в отличии от МР-1, была на твердотопливном двигателе, и конечно её РДТТ никто не спасал парашютом.
        Кстати, было бы интересно прочесть статью по популяризации ракетной и космической тематики среди американских школьников и студентов, на примере выдачи правительством или NASA грантов для проектирования и запуска метеоракет (Sounding Rocket). Насколько мне известно, там это довольно распространенное явление.


  1. Pafnutyi
    02.10.2018 17:20

    А если не мудрствовать и посчитать через примеры реальных объектов

    1гр пороха даёт в дробовике (16/12 калибра) примерно 1000Дж, КПД ружья около 10..30%
    1000г даст 1МДж
    100км*1кг*g = 1МДж
    Итого 1 кг ракета из пушки на луну долетитЪ до 100км

    Покупные модельные ракетные двигатели имеют вес заряда 10..15гр и долетают до 500м. Итого 100 двигателей залетят на 50км )

    Допустим что 2..3кг химического топлива достаточно(с запасом) чтобы запустить ракету на 100км вверх. С другой стороны 2..3кг уже достаточно много пусть это и просто горючее (ничего формально незаконного), как обеспечить безопасность запуска/падения такой болванки да ещё и горящей адским пламенем изнутри?

    www.modelizd.ru/rocket/theories/letnye-kachestva-modeley-raket


  1. Pafnutyi
    02.10.2018 17:48

    Законность ракетомоделизма ваще щекотливая тема ))))
    Цитата из инета «Согласно ст.1 Федерального закона «Об оружии»: «Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда». Толкование не конкретно, и позволяет отнести ракету к огнестрельному оружию.»

    В свете последних событий в законоисполнении, лучше ограничится расчётами на бумажке и не рыпаться на реальные модельки ))) А если додуматься к ракете с покупным двигателем приделать систему управления, то сразу получится управляемое «направленное движение», палка готова у кого-то будет секс премия ;D


    1. Mike_soft
      03.10.2018 07:21

      Более того, двигатель — фактически взрывное устройство.


    1. hdfan2
      03.10.2018 07:23

      А если ещё при этом сказать: «Моя цель — космос»… Всё сходится.


    1. agat000
      03.10.2018 12:46
      +1

      Я вас уверяю, модельные ракетки — детские хлопушки по сравнению с пиротехникой, легально продающейся в магазинах.
      Живу напротив кафе, каждую пятницу свадьбы с салютами. Иногда страшно бывает.
      С т.з. закона, это "изделие, предназначенное для...". Сертифицированное и разрешенное к продаже.


      1. Mike_soft
        03.10.2018 13:19

        ну так «сертифицированное» и «несертифицированное» - с точки зрения закона «две большие разницы».