В нашем блоге мы уже обсуждали реальные сценарии использования IaaS для бизнеса и тему оценки выгоды от переезда в облако. Подобные шаги не только приносят пользу компаниям, но и серьезно меняют то, как функционируют их внутренние ИТ-службы. Сегодня мы поговорим именно об этом.

До облака: «Чтобы все работало»


На протяжении многих лет ИТ-службы и их руководители (CIO и CTO) занимались работой по двум основным фронтам. Первое направление — это закупка железа и софта, их развертывание, поддержка и обеспечение безопасности корпоративных систем. Другими словами, руководитель ИТ-отдела со своей командой отвечал за то, чтобы все работало как нужно.

При этом, никто не снимал и второй масштабный фронт работ — планирование развития инфраструктуры таким образом, чтобы она отвечала растущим потребностям бизнеса.

С течением времени, однако, консьюмеризация технологий и развитие облаков привела к тому, что баланс между поддержанием работоспособности всех систем и долгосрочным развитием стало все труднее поддерживать. Бизнесу нужно думать о развитии, а его ИТ-служба в этот момент занята починкой очередной мелкой (на взгляд руководства) поломки, причем «полетевший» сервис может использоваться работниками вовсе без ведома технических специалистов.

В итоге, времени на анализ и работу по внедрению новых технологий, направленных на решение встающих перед компанией задач, у ИТ-департаментов становится меньше с каждым днем.



Что меняют облака


В свою очередь, перенос инфраструктуры в облако (модель IaaS) подразумевает консолидацию и вынос задач, попадающих в категорию «чтобы все работало» в сферу ответственности внешнего сервис-провайдера, а «внутреннее ИТ» начинает мыслить стратегически, рассматривая технологии в качестве инструментов для развития бизнеса по заданным направлениям, а не думая лишь о том, как добиться относительно беспроблемного поддержания его работы. Все это выливается в целый ряд плюсов как для самой компании, так и для ее технических специалистов.

Улучшение условий работы «технарей»

Перенос инфраструктуры в IaaS-облако положительно сказывается на самих условиях труда «технарей». Во-первых, им больше не нужно заниматься «грязной работой» по замене вышедших из строя деталей серверов, прокладывать кабели и монтировать оборудование. Второй плюс вытекает из первого — доступ к инфраструктуре можно получить удаленно из любой точки и вовсе не обязательно для этого всегда быть в офисе.

Сами собой в прошлое уходят и так любимые айтишниками «переезды в новую стойку», растягивающиеся на все выходные.

Вместо этого работники ИТ-департамента могут тратить свое время на решение более сложных и интересных инженерных задач, направленных на развитие инфраструктуры.

В таких условиях должность CIO (Chief Information Officer) сама собой трансформируется в CSO (Chief Service Officer) — теперь в сферу деятельности руководителя входят не вопросы поддержки работоспособности базовых элементов инфраструктуры, а глобальные вызовы, стоящие перед бизнесом, для успешной работы с которыми нужно выбрать соответствующие сервисы и технологии.

Все это приводит в том числе и к повышению эффективности труда ИТ-служб, повышает квалификацию их сотрудников, которые получают возможность осваивать передовые технологии, а не заниматься настройкой «тестовых полигонов» из старых компьютеров.

Прототипы будущих версий и обкатка новых функций часто требуют отдельных стендов схожей производительности, и мы с содроганием вспоминаем самосборные «серверы» и ночные работы по их приживлению. Прогресс тут, конечно, расслабляет: пощелкал мышью и получил целую ферму под испытания. При этом не нужно ходить к руководству за бюджетом на тестовое железо, а позже — думать, куда пристроить устаревшее списанное оборудование. Красота.

команда проекта Hotels.ru о работе с IaaS-облаком


Бизнес тратит ресурсы на реально нужные вещи

Отсутствие необходимости выделять значительные ресурсы на поддержку и расходники может дать бизнесу конкурентное преимущество, ведь если конкуренты все еще закупают серверы (арендуют для них площади в дата-центрах, тратятся на электропитание и т.п.), а вы можете направить бюджет на развитие, это позволяет опередить соперников на пару шагов.

Подобная гибкость — действительно важный момент для компаний, действующих на новых или конкурентных рынках. Вот как описывали свой опыт члены команды проекта PickPoint (о нем у нас был отдельный материал):

Когда все начиналось, серверное железо в целях экономии было заемным. Но мы быстро уперлись в потолок его возможностей, да и рост нагрузки был труднопредсказуемым ввиду новизны идеи на отечественном рынке. Намаявшись с постоянным апгрейдом железа, решили не переливать из пустого в порожнее и обратились к облачным технологиям.

Все делается быстрее

Использование современных технологий позволяет значительно ускорить многие бизнес-процессы. Например, в традиционной модели использования только собственного железа на любое нововведение нужно время — сначала требуется согласовать закупку сервера, затем дождаться доставки (зачастую из-за границы), затем установить оборудование, настроить его и только затем переходить к развертыванию приложений.

В случае IaaS достаточно пары кликов мышкой, чтобы развернуть систему, на начало работы с которой раньше нужно было потратить пару месяцев.

Чтобы сократить временные затраты некоторые компании закупают железо «впрок», но минусы такого подхода также очевидны — из оборота заранее вынимаются немаленькие суммы, к тому же верно оценить будущие потребности в оборудовании не всегда удается, в итоге нередки ситуации, когда закупленные серверы или компьютеры в дальнейшем не используются и просто устаревают.

За каждый участок работы отвечают профессионалы

Ситуацию с развитием облачных технологий можно сравнить с тем, как в современных городах обеспечивается уровень жизни в многоквартирных домах — жители сами не занимаются «администрированием» водопровода, электросетей или интернета — для всего этого есть специально обученные люди, работающие во внешних организациях (провайдерах).



Кроме того, если специалист постоянно профессионально занимается починкой водопровода, то он будет более эффективен, чем «человек-оркестр», который еще и настраивает телевизионные антенны, вешает люстры и вскрывает замки на захлопнувшихся дверях.

Аналогично и облачные IaaS-провайдеры предоставляют определенную услугу и за счет «эффекта объёма» могут делать это лучше, чем условная средняя или даже крупная компания. Провайдер обладает ресурсами для найма лучших специалистов, уделяет огромное внимание безопасности (доверие клиентов критически важная вещь в этом бизнесе) и эффективнее использует имеющуюся инфраструктуру.

Повышается общая зрелость рынка

Когда компания меняет свой подход к инфраструктуре и начинает рассматривать ее не в качестве лоскутного одеяла из множества элементов, а как услугу, которая является одной из основ для бизнеса, это позволяет фокусироваться на важных вещах.

Как рядовой сотрудник будет эффективнее, если станет заниматься своей непосредственной работой и развитием в рамках профессии, а не латанием дыр на множестве фронтов, так и компания сможет добиться более высоких результатов, если ее руководители думают о развитии бизнеса.

Чем более компания является зрелой в области ИТ (внедрены требования ITIL и ITSM, разработаны SLA, внедрен сервисный подход и реализован каталог услуг), тем для нее естественнее и прозрачнее будет переход в IaaS-облако — основные сервисные моменты уже прописаны, и все в организации понимают, какие услуги, какого качества и за какие деньги планируется получить.

Рост числа подобных компаний приводит к повышению общей зрелости рынка — его участники действуют, исходя из своих стратегических потребностей, а не сиюминутных задач.

Конечные потребители в итоге получают услуги более высокого качества, надежно работающие продукты и сервисы.

«Узкое место»: выбор провайдера


Для того, чтобы переезд в облако был как можно более безболезненным для ИТ-службы и самой компании, и позволил ей решить бизнес-задачи, важным моментом является выбор сервис-провайдера и модели использования облаков в целом. Как известно, «стопроцентного аптайма не бывает», и от сбоев не застрахован никто, однако вероятность возникновения проблем и масштабы последствий можно снизить, выбрав максимально надежного партнера.

И здесь важно обращать внимание на большое количество моментов: соответствие различным стандартам (например, Tier), наличие в портфолио схожих в плане инфраструктуры проектов, отзывы участников рынка (например, на Хабре периодически публикуются обзоры российских провайдеров).

Подробнее о критериях выбора провайдеров, в том числе важности сертификации Tier, мы расскажем в одном из наших следующих постов.

На сегодня все, спасибо за внимание! Не забывайте знакомиться с новыми материалами в первом блоге о корпоративном IaaS.

Комментарии (14)


  1. Valiy
    23.07.2015 09:45
    -2

    По-моему очень слабенькая статья, все плюсы высосаны из пальца. Думаю всем понятно что за серверами в облаках идут сервисы в облаках и до свиданья айтишники. Если облака такое благо, то никто не мешает поднять небольшое облако у себя. Всё это из серии «хорошо там, где нас нет», и как только в это прекрасное далёко мы перенесём свои сервера, так сразу всё станет хорошо, но фотка в заголовке как бы сама собой намекает какой порядок в тех прекрасных ЦОД-ах.


    1. NatalyM
      23.07.2015 13:39

      А что конкретно тут высосано из пальца? Приведены ссылки на два кейса реальных проектов, команды которых вроде положительно отнеслись к переезду на IaaS. Поднять небольшое облако и избавиться от кучи постоянного геморроя по поддержке — это вроде тоже разные вещи. Насчет порядка в ЦОДах, я бывала (в Москве исключительно, правда) в нескольких, там порядок идеальный.


      1. Valiy
        23.07.2015 13:55

        1. «Бизнесу нужно думать о развитии, а его ИТ-служба в этот момент занята починкой очередной мелкой (на взгляд руководства) поломки, причем «полетевший» сервис может использоваться работниками вовсе без ведома технических специалистов. » Мелкими поломками занимаются одни люди, а о развитии думают другие. последняя часть предложения вообще не понятна что значит без ведома? А в облаках все сервисы сразу под контролем?
        2. «В свою очередь, перенос инфраструктуры в облако (модель IaaS) подразумевает консолидацию и вынос задач, попадающих в категорию «чтобы все работало» в сферу ответственности внешнего сервис-провайдера. » Вынос задач не залог успеха, зато потеря контроля над ситуацией в случае аварии.
        3.«Второй плюс вытекает из первого — доступ к инфраструктуре можно получить удаленно из любой точки и вовсе не обязательно для этого всегда быть в офисе.» Это вообще странный довод. Это что за айтишник такой который сам не может сделать доступ из любой точки мира?
        4.«Вместо этого работники ИТ-департамента могут тратить свое время на решение более сложных и интересных инженерных задач, направленных на развитие инфраструктуры.» Планирование архитектуры, закупка оборудования и софта это не развитие инфраструктуры?
        5. " Во-первых, им больше не нужно заниматься «грязной работой» по замене вышедших из строя деталей серверов, прокладывать кабели и монтировать оборудование." Если это так сильно напрягает можно это отдать на аутсорсинг, причём тут облака?
        Облака это смерть обычным офисным админам и подобные статьи надо ориентировать скорей на руководство компаний, чем на айтишников или непосредственных руководителей, мол на нормальных админов у вас денег нет, а эникейщики не потянут сложных систем.


    1. alinatestova
      23.07.2015 14:26
      +2

      Материал норм. Просто если критиковать, то нужно чем-то подкреплять свои слова, а вы прям как сегодня родились.

      Конечно, можно все самим делать и ничего не делегировать. Только скорость роста вашего бизнеса при этом будет во сколько раз меньше чем у конкурентов? :)


      1. Valiy
        23.07.2015 14:32

        Нормальный руководитель ИТ, нормальная команда и рост будет приличный и стабильный. В данном случае рост будет у провайдера) Если через год-два провайдер начнёт косячить, то сменить его будет крайне геморно, тем более своих айтишников то не останется, всё в облаке) А это, выражаясь Вашим маркетинговым языком «бизнес риски». Критиковать тут нечего просто, вся статья строиться на том что «Ваш бизнес не ростёт потому что ваши айтишники так себе», такую проблему надо решать заменой айтишников, а не переносом всего в стороннюю компанию, надеясь что там реально крутые айтишники. Статья вчерашняя, вряд ли кто-то её ещё читает, надо полагать это «группа поддержки» авторов, которые собственно и пиарят свои сервисы)


        1. NatalyM
          23.07.2015 15:01

          Замена айтишников все же нетривиальная задача. Опять же, я руководитель бизнеса, мне надо думать, как конкурентов обойти, а не апгрейдить айти службу постоянно. Вы говорите с точки зрения ИТ-специалиста, которому все легко и по плечу, а материал явно написан с прицелом на руководителей


          1. Valiy
            23.07.2015 15:06

            Абсолютно согласен. Да, с точки зрения руководителя не ИТишного бизнеса, отдать всё в надёжные руки на договорной основе это круто и удобно. Но Хабр это ресурс айтишников отсюда и вся нелепость статьи. Рекламная статья для руководителей, опубликованная на ИТ ресурсе и чтоб не писать «самые крутые айтишники у нас», написали какую-то ерунду про улучшение жизни ИТишников. Хаброэффекта захотелось, а в итоге такие статьи только захломляют ресурс.


            1. NatalyM
              23.07.2015 15:12

              Хабр он для всех, статья про технологии. Так что все ок, а про захламляют — есть саморегуляция, пост вроде не в минусе, просмотры идут. Если вам конкретно что-то не нравится, то на всех конечно не угодить, нажмите минус и не читайте, в чем проблема-то. Рассказывать про «все можно сделать самому, поэтому статья бред» — это тоже довольно смешно и крайне наивный взгляд.


              1. Valiy
                23.07.2015 15:13
                -1

                Никаких проблем, есть статья есть комментарий.


  1. Valiy
    23.07.2015 13:46

    1. Бизнесу нужно думать о развитии, а его ИТ-служба в этот момент занята починкой очередной мелкой (на взгляд руководства) поломки, причем «полетевший» сервис может использоваться работниками вовсе без ведома технических специалистов. Мелкими поломками занимаются одни люди, а о развитии думают другие. последняя часть предложения вообще не понятна что значит без ведома? А в облаках все сервисы сразу под контролем?
    2. В свою очередь, перенос инфраструктуры в облако (модель IaaS) подразумевает консолидацию и вынос задач, попадающих в категорию «чтобы все работало» в сферу ответственности внешнего сервис-провайдера. Вынос задач не залог успеха, зато потеря контроля над ситуацией в случае аварии.
    3.Второй плюс вытекает из первого — доступ к инфраструктуре можно получить удаленно из любой точки и вовсе не обязательно для этого всегда быть в офисе. Это вообще странный довод.


    1. NatalyM
      23.07.2015 14:01

      1. Shadow IT есть такое понятие, это значит, что если какому-то финансисту надо что-то поставить на комп для работы не согласованно с ИТ, то он это сделает, и когда оно не будет работать, прибежит к службе поддержки.
      2. Сейчас есть у провайдеров услуга по созданию резервной площадки, плюс никто не мешает не выносить все — бывают же гибридные облака.
      3. Тут пост же про изменения для ИТ-службы. Это очень важный момент. Я когда-то работала в саппорте, и новогодние каникулы, убитые на перевоз стоек из одного дата-центра в другой не забуду еще долго. А так подключился удаленно и все сделал, красота же.


      1. Valiy
        23.07.2015 14:06

        1. Допустим, но как тут спасут облака? Ситуация повторится и по представленному сценарию ИТишники будут заняты «мелкой проблемой», вместо «стратегических задач.»
        2. А если посчитать все эти облачные услуги вместе да ещё с резервной площадкой, выгода то вообще будет?
        3. И тут и там работают люди, что мешает админам облачного сервиса устроить переезд стоек с большим простоем по времени?


        1. NatalyM
          23.07.2015 14:15

          1. Возможно и так, но можно и виртуализировать эти нужные сервисы, тогда поддерживать их будет уже команда провайдера. Как я понимаю схему.
          2. Это рассуждения из области сферических коней в вакууме. Конечно все невыгодно, выгодно иметь кучу железяк у себя в офисе («надежно же»). Никто не говорит о том, что не надо пользоваться калькулятором при таких масштабных изменениях.
          3. Ну это же проблемы админов облачного сервиса. У них не будет выходных, вы-то об этом не узнаете. Есть SLA, есть репутация провайдера, всегда возможны сбои, но в общем и целом вероятность сбоя облака провайдера ниже, чем косяки в инфраструктуре компании (особенно если ИТ — это не ее профильный бизнес).

          Понятно, что есть разные вопросы и опасения, но все в итоге все равно будет в облаке. Это прогресс, куда деваться.


  1. foxmuldercp
    25.07.2015 15:50

    Переход в облако не отменяет наличия ИТшников в компании, и да, я не про L1 HelpDesk, работа которого нужна даже при том, что в офисе стоит несколько сотен тонких клиентов, которые ничего кроме rdp/ssh и подключения к ним принтеров, мышек и сканеров не умеют — их надо обслуживать, как и задающих вопросы пользователей.
    Меняются компетенции, освобождается время на решение других, таких же сложных задач, а не ковыряние серверов.
    Если кто-то думает, что он зарегистрировался на каком-то облаке, потыкал кнопок и получил работающую почту, к примеру или виртуалку, и на этом всё закончилось, то это печаль и грусть.
    А вот правильно спланировать инфраструктуру в облаке, чтобы она не приносила лишних убытков, была безопасна и комфортна для пользователей, надо уметь. И мониторинг и реакцию на инциденты — да-да, облака тоже проливаются дождем и смывают кучу денег в канализацию в случае грозы, и на это надо реагировать, а значит создавать резервные копии и понимать, что в один прекрасный момент придётся менять поставщика услуги. Иногда срочно и быстро, и зацикливаться на одном каком-то распиаренном маркетологами решении нельзя, а надо знать и изучать конкурентов. Ну или как правильно подружить два разных облака от разных вендоров для однокременной отказоустойчивой работы, как вариант. И опять же, в том же облаке работает тот же Linux, Windows и те же самые сервисы почты, dns, файловые хранилища и сервисы баз данных, что и на стойке серверов у Вас в ЦОДе.