21 июля 30-летний китайский турист Ян Юнфан, находясь в столице Тайваня Тайбэе со своей девушкой, решил снять крутое видео при помощи своего квадрокоптера DJI Phantom 3 возле небоскрёба Тайбэй 101. В результате коптер потерял управление и врезался в небоскрёб, после чего упал.

Поскольку пострадавших в этом инциденте не было (а падение довольно крупного дрона весом более 1 Кг с такой высоты могло бы окончиться весьма печально), об этом мог бы никто и не узнать — если бы китаец не выложил видео аварии, снятое дроном, в интернет.

В результате оно приобрело большую популярность, и на него обратили внимание власти Тайваня. И если до этого Юнфан мог решить, что он потерял на этом происшествии порядка $1000-$1500 (стоимость дрона вместе с видеокамерой), то теперь ему может грозить штраф в размере от $9600 до $48000.

Юнфан, работающий программистом, уже бывал в Тайбэе в качестве студента по обмену. В этот раз он должен был улететь домой в Китай, провинцию Фуцзянь, 30 июля. Но пока власти решают, применять ли к данному случаю штрафы на основании неправомерного использования воздушного пространства, ему пришлось посетить местное полицейское отделение.

Администрация башни Тайбэй 101 в своём заявлении сообщила, что с середины июля произошло уже три инцидента, связанных с авариями мультикоптеров. Поскольку падающие с большой высоты дроны служат реальной угрозой пешеходам, а башня является довольно притягательным местом для съёмок с воздуха, местные жители очень обеспокоены этим вопросом.

Они критикуют правительство за медлительность в процессе принятия законов и указов, связанных с использованием беспилотников в регионе. Некоторые даже беспокоятся, что террористы могут использовать их для взрывов, прикрепив к дронам взрывчатку.

Башня Тайбэй 101 была построена за 4 года и открылась в 2003 году. У неё 101 этаж, а высота составляет 509 м. В списке самых высоких зданий в мире она находится на 5-м месте.

В материковой части Китая за последние годы произошло несколько инцидентов с дронами. Один из них в июне упал на пути открытой ветки метро, что привело к задержке поездов. Другой в 2013 году, залетев на территорию международного аэоропорта Пекина, привёл к задержке 10 рейсов.

По всему миру из-за неосторожности или технических сбоев такие инциденты также происходят всё чаще, по мере увеличения количества людей, увлекающихся управлением беспилотниками. Недавно в Калифорнии власти разрешили пожарным сбивать мультикоптеры, если те мешают им работать. Это произошло после того, как пожарные в течение двадцати минут не могли тушить пожар с воздуха из-за нескольких беспилотных летательных аппаратов, представлявших угрозу пожарным вертолётам.

Комментарии (42)


  1. edwardspec
    27.07.2015 20:43
    -3

    Они критикуют правительство за медлительность в процессе принятия законов и указов, связанных с использованием беспилотников в регионе. Некоторые даже беспокоятся, что террористы могут использовать их для взрывов, прикрепив к дронам взрывчатку.
    Типичная роскомнадзоровая логика.
    «Надо принять закон о штрафах за использование дронов, тогда террористы испугаются штрафов и не будут привязывать к ним взрывчатку.»

    Через год применения закона — 99.9% оштрафованных добросовестные пользователи.


    1. Quiensabe
      27.07.2015 21:02
      +2

      Даже думаю более того. Ведь террорист, запуская коптер со взрывчаткой, по определению стремиться скрыть свою связь с произошедшим, соответственно, любые штрафы ему глубоко безразличны. Если его причастность раскроется, у него будут куда большие проблемы чем любые штрафы.


    1. AllexIn
      27.07.2015 22:24
      +14

      Ваша логика не сильно лучше роскомнадзоровской. Попробуйте смотреть немного глубже.
      Вот аналогичный пример: штрафы за ношение оружия без чехла.
      По вашей логике штрафы бессмысленные, ведь «террорист штрафов не боится».
      Но, внезапно, штраф создает ситуацию в которой нормальный человек не носит оружие без чехла, и, соответственно, если рядовой гражданин или полицейский видит человека с незачехленным оружием — делается вывод о том, что скорее всего этот человек не просто так несет в руках оружие.

      С штрафами за полеты в неположенном месте имеют своей целью ровно тоже самое: убрать добропорядочных пользователей, чтобы преступников было сразу видно.


      1. edwardspec
        27.07.2015 22:34
        -3

        убрать добропорядочных пользователей
        Да, я к тому и говорю — всё как у Роскомнадзора.
        Нельзя убирать добропорядочных пользователей, чтобы силовикам было проще. Это силовики должны стараться, чтобы проще было добропорядочным пользователям.


        1. AllexIn
          27.07.2015 22:46
          +5

          Причем тут силовики вообще?
          Добропорядочный гражданин видит идиота с винтовкой в центре города — сваливает оттуда.
          Добропорядочный гражданин видит дрона в запрещенном месте — сваливает оттуда.

          Это вполне такие яркие признаки по которым обычный человек может понять, что рядом происходит нечто потенциально опасное.

          Если вы можете предложить более простые способы контроля без притеснения граждан — велкам. Легко вопить о тупых властях и покушении на свободу не предлагая ничего взамен. А пока у нас дроны падают рядом с людьми и с этим что-то надо делать.


          1. mifki
            28.07.2015 10:53
            +2

            Я в целом согласен, что ограничения/штрафы полезны, но пример не очень удачный. Видишь винтовку и валишь потому, что знаешь, что винтовка опасна и просто так ей не машут, а не потому что знаешь про запрет, про который большинство не знает.
            И про запрет дронов знать не будут, а даже если бы и знали, дроны не воспринимаются как опасная штука, поэтому чего сваливать — мало ли, кто-то с разрешением летает, или кино снимают и т.д. и т.п.

            Другое дело, что без запретов нельзя предотвратить ситуацию, когда вокруг того небоскреба будет летать каждый второй одновременно.


            1. Arastas
              28.07.2015 13:02
              +2

              Неправда, про запрет все знают, просто не явно, а косвенно. Сам факт того, что человек обращает экстренное внимание на винтовку связан с тем, что появление человека с винтовкой в центре — событие экстраординарное в силу запрета. Т.е. знание того, что люди с винтовками не ходят по городу (в некотором смысле) эквивалентно знанию того, что это запрещено.


              1. mifki
                28.07.2015 13:29
                +1

                С одной стороны да, не было бы запрета _и_ все ходили бы с оружием, никто бы не шугался винтовки.
                С другой стороны, вот, например, в музее фотографировать запрещено, а кто-то исподтишка снимает — вы же не убегаете. И наверное, даже не доносите на него охране. А если снимает открыто, то вообще подумаете, что ему можно.


        1. Kalobok
          27.07.2015 23:12
          +6

          Если мы говорим о добропорядочных пилотах дронов, то они создают опасность для окружающих и вполне логично их убрать.

          Если о добропорядочных прохожих, которым дрон может свалиться на голову, то они только в выигрыше от ограничений — и за голову спокойнее, и, как побочный эффект, злоумышленников легче заметить.


      1. Bluewolf
        28.07.2015 17:37
        -1

        >убрать добропорядочных пользователей, чтобы преступников было сразу видно.

        Именно! А комендантский час не надо ввести? Или требовать паспорт у всех, кто на машине выезжает из города? Или ввести белый список сайтов? А как вам идея запретить непрозрачные сумки и пакеты?

        Ведь ночью в принципе можно и не гулять, паспорт можно и показать, а добрый сайт во славу ВВП — зарегистрировать. Ну а прозрачный пакет даже удобнее, и сам не забудешь, что положил туда хлеб и молоко. Зато сразу будет видно столько преступников!

        Я уж не буду говорить, что оружие имеет заметно меньшее количество легитимных сценариев использования, чем коптеры (но имеет).


        1. AllexIn
          28.07.2015 17:39

          Я повторюсь: знаете вариант лучше, чем запрет — предлагайте.


  1. father_gorry
    27.07.2015 21:07

    Нужны дроны, которые были бы более безопасны при падении, которые были бы специально заточены на то, чтобы упав на человека, причинять ему минимум повреждений.


    1. Avalanch
      27.07.2015 21:28
      +3

      Нужны пилоты дронов, у которых хватает ума понять, что существует ненулевая и достаточно высокая вероятность падения по разным причинам, и что не стоит летать там, где можно упасть людей и повредить имущество. А то из за таких вот «умельцев» могут все летающие радиоуправляемые модели сделать вне закона или с серьезными ограничениями.


      1. father_gorry
        27.07.2015 21:37

        Это сложнее организовать. Придется принимать массу запрещающих законов и актов, что убьет индустрию и счастье многих людей.


        1. skobkin
          29.07.2015 04:31

          Как будто счастье людей останавливает законотворцев.


    1. SpiritOfVox
      27.07.2015 23:00
      +3

      Это технически невозможно. И парашют не поможет при 100% столкновений с зданием т.к. или не хватит высоты, или он запутается.

      Примерно по этой причине невозможно сделать самолёты и вертолёты которые могут без проблем пережить столкновения с объектами в воздухе.


      1. father_gorry
        28.07.2015 00:00
        -7

        У вас есть доказательство технической невозможности безопасного коптера? Я не про парашют, если что.


        1. father_gorry
          29.07.2015 06:33

          Непонятна реакция сообщества, поясните. Неужели вы считаете запрет на техническую мысль добродетелью? Это же противоречит идее прогресса! Я как раз занимаюсь разработкой безопасного коптера, и довольно успешно.


          1. Anei
            30.07.2015 11:16

            Тогда поделились бы сообществом, как сделать безопасной штуковину массой килограм, которая падает на вас с высоты метров сто?


            1. father_gorry
              30.07.2015 14:11

              Мы будем стартап по ней делать. Там скорее безопасность самого коптера- он не разрушается при падении, но и для людей тоже что-то делается.


              1. Anei
                30.07.2015 14:16

                Написали бы пост про это, а то про второй закон Ньютона помнят все, а ваши идеи как-то не очень очевидны. Оттого и минусовали.


                1. father_gorry
                  30.07.2015 14:38

                  Хорошо.


      1. Riketta
        28.07.2015 00:02

        Высоты хватит запросто и вопрос с запутыванием не самая большая проблема. Проблема скорее в том, что необходимый парашют по хорошему будет иметь массу половины коптера.


        1. isden
          28.07.2015 01:05
          +1

          Тут еще можно подумать в направлении быстронадуваемых баллонов по контуру аппарата вместо парашюта.


          1. vasimv
            28.07.2015 16:37

            Раскладных вееров тогда уж (легче будет). Я планирую как-нибудь сделать такой гибрид парашюто-коптера (где управляемые веера стабилизируют падение). :)


      1. vasimv
        28.07.2015 10:55
        +2

        Технически возможно, но за счет габаритов и худшей управляемости. Мой трикоптер (600 грамм, размеры примерно 65 на 60 см) — планирует как лист дерева (специально не делал, просто такая аэродинамика получилась), можно даже на голову ронять (прическу, конечно, испортит и можно ранку чем-нибудь торчащим получить).



        1. vasimv
          28.07.2015 11:12

          Картинка не вставилась — habrastorage.org/files/9b8/e8a/e85/9b8e8ae85384487cbea53ee0627bdaab.jpg. Парусность большая (за счет этого и планирует), но зато и ветер довольно прилично сдувает.


          1. dbanet
            28.07.2015 11:28
            +1

            Он у вас из упаковочного пенопласта? o__o


            1. vasimv
              28.07.2015 11:41
              +9

              За кого Вы меня принимаете?!?! Из теплоизоляционного!


        1. SpiritOfVox
          29.07.2015 00:26

          C трудом себе представляю как можно обезопасить коптер тягающий зеркалку, а ведь именно с таких получаются наиболее качественные снимки. Безусловно парашют туда можно поставить, но в непосредственной близости от здания или если аппарат врежется в него парашют может не помочь. Надуваемые шары вряд ли возможны т.к. они скорее всего не смогут быть подняты коптером.

          Самое разумное в этой ситуации просто не летать над людьми и держаться повыше, что бы парашют успел сработать.

          Кроме того не стоит забывать о надёжности контроллеров. Возможно с развитием тенденции на дублирование основных узлов, улучшение антенн GPS и дешёвые инерциальные системы удастся избежать падений от неверных координат и отказа управления.


          1. vasimv
            29.07.2015 02:02

            Кусок пенополистирола в несколько раз больше — и он тоже будет медленно спускаться. Другое дело, что так почти никто не делает, слишком управлять трудно. Учитывать снос ветром — довольно сложно, так как датчиков нет хороших инерционных/оптических, а по GPS — точность низкая (коптер будет рыскать в пределах «точки» в несколько метров).


          1. isden
            29.07.2015 13:50

            > Надуваемые шары вряд ли возможны т.к. они скорее всего не смогут быть подняты коптером.

            Почему? Пара пиропатронов с мешками, аналогично как автомобильная подушка безопасности — они же не 10 кг весят.


            1. SpiritOfVox
              29.07.2015 20:08

              Достаточно что бы 1 кг (и даже меньше) весило и уже подавляющее большинство коптеров или не смогут это поднять или будут бесполезны т.к. не могут поднять полезную нагрузку.


              1. teecat
                31.07.2015 10:05

                А теперь читаем новость

                Для использования дронов в коммерческих целях необходимо выполнение ряда условий.
                В частности, аппарат должен быть оснащён усовершенствованной системой GPS, чтобы можно было точно определить его местоположение в режиме реального времени вместе с любыми близлежащими дронами.
                Оператор должен иметь надёжный доступ в Интернет для обеспечения связи с дроном и обработки GPS-данных.
                Предстоящие полёты должны планироваться для того, чтобы можно было предсказать и скоординировать траектории перемещения дронов.
                Должна быть обеспечена возможность коммуникации между дронами для предотвращения столкновений.
                Дроны должны быть оснащены соответствующими сенсорами для предотвращения столкновений с препятствиями, включая птиц, здания и кабели.

                Данные изменения, несомненно, вызовут недовольство частных владельцев дронов, так как им будут разрешены полёты аппаратов в нижней части воздушного коридора, в то время как сейчас допускается использование беспилотников на высоте до 400 футов.

                Это пока планы и идеи, но направление вполне очевидно, грустим мы по этому поводу или нет.


                1. SpiritOfVox
                  31.07.2015 23:36

                  В этом списке всё довольно реально и нет никаких парашютов или надуваемых подушек безопасности.

                  В нашей реальности продвинутый GPS вряд ли возможен т.к. станцию передающую корректировку GPS никто не даст поставить.

                  Японцы вроде собирались расставлять в городах цепь корректирующих станций, что бы можно было на бытовых приборах получать сантиметровую точность.

                  Поддерживает ли ГЛОНАСС аналогичные поправки для гражданских устройств и умеют ли их получать существующие приёмники не знаю. Кроме того в повышенной точности координат таится потенциальная опасность возможно ещё существующего ограничения для позиционирования на территории РФ. Кстати, если правильно помню аэрофотосъёмка лицензируемый вид деятельности и что будет когда поймают с камерой смотрящей вниз и пишущей координаты съёмки непонятно.

                  GSM можем вполне возможно установить и он будет работать для низколетящих дронов. То что летит выше лучей сотовых вышек сможет быть на связи от случая к случаю.

                  Упрощённый аналог ADS-B вполне возможен, но нужно выделение частот и стандартизация.

                  Оснастить дроны сенсорами от птиц вряд ли возможно т.к. радары они не потянут. От зданий поможет карта. А провода заметить вообще вряд ли получится.


      1. teecat
        29.07.2015 14:42

        Не парашют конечно. Надуваемый мешок. Для коптера скорее всего несколько. Помнится для катастроф в высотных зданиях подобное предлагали. Достаточно компактно при хранении, большой объем в надутом состоянии.


        1. SpiritOfVox
          29.07.2015 20:13

          Посмотрите на коптер DJI Phantom 3 у него взлётная масса 1.3 кг и если нагрузить его ещё шарами они или не взлетит, или будет летать 5 минут т.е. станет бесполезен для чего то большего чем игра.


          1. teecat
            30.07.2015 10:15

            Не шар, пиропатрон или газовый аккумулятор. Но по сути вы правы конечно. Но посмотрим с другой стороны. Сейчас дроны — игрушка и игрушка относительно редкая на улицах города. А что будет если действительно начнутся доставки на коптерах в квартиры, да еще на первые этажи? Кто дает гарантию против наличия глушилок, малолетних хулиганов, решивших порулить чужой собственностью, спецслужбами, которым нужно срочно очистить пространство, порыва ветра, технической неисправности и тд и тп? Гарантию против столкновения с человеком, резко тормознувшим на ходу? Кто-то уверен в суперреакции оператора, который должен удаленно осматривать пространство по четырем сторонам, а также сверху (в вдруг там кирпич летит или иной коптер расходится?) и снизу

            Поэтому скорее всего коптеры разойдутся на два класса — игрушки, используя которые ты соглашаешься с ограничениями на свободные полеты и серьезные, которые будут соответствовать требованиям по безопасности для посторонних лиц. И боюсь как бы не сертифицированной системой для перехвата муниципальными и спецслужбами для увода из некого пространства (привет хакерам!).


            1. SpiritOfVox
              30.07.2015 21:49

              Вопрос не в классах коптеров и всё такое. Проблема просто техническая. Коптер не может поднять известные мне варианты амортизирующих устройств.


  1. amuralex
    28.07.2015 07:01
    +1

    На тайване просто не любят китайцев с материка, поэтому раскрутили эту историю, сами же пишут что это не первый такой случай.


  1. Anei
    28.07.2015 11:04
    +13

    А почему в заголовке упор сделан на профессию этого товарища?


  1. vlx
    28.07.2015 11:32
    +1

    Ну например, в ЕС полёт в жилой зоне, автопилотом, на высоте более 300м, с акробатикой и ещё какими то ограничениями, запрещён. Нарушения караются кумулятивно -7к евро за нарушение. Можно получить лицензию коммерческого UAV-пилота, которая обойдётся тысяч в десять с учётом сертификации дрона и некоторые ограничения будут сняты. Так что ничего удивительного.