Обращаясь в службу технической поддержки, зачастую люди испытывают стресс. Кто-то переживает из-за того, что не сможет объяснить проблему и будет выглядеть глупо. Кого-то переполняют эмоции и трудно сдержать негодование по поводу качества услуги — ведь раньше не было ни единого разрыва!
Мне нравится, например, техническая поддержка Veeam. Она отвечает небыстро, но точно и по существу. Я даже рад написать туда по пустяку, чтобы научиться какой-нибудь новой фишке.
Неплохая техподдержка в DeviceLock. Опыт их старожилов заслуживает уважения. Почти после каждого обращения я вношу несколько строк «Тайного Знания» в корпоративную Wiki. При этом они быстро собирают тестовые билды продукта с исправленным багом — поддержка и производство тесно связаны.
ArcServe не очень. Резиденты побережья Индийского океана очень, очень вежливые и внимательные, а больше ничего хорошего сказать не могу. Если нет готовой KB, ваша жизнь будет печальной.
Особняком стоит техническая поддержка нашего антивирусного флагмана — Лаборатории Касперского. Как человек откладывает поход к стоматологу, так и я до последнего стараюсь не писать туда. Потому что будет долго, больно и с непредсказуемым результатом. Доктора выбрать нельзя, хоть у тебя 5000
К делу.
Обновляем Kaspersky Security for Windows Server с версии 10.1.1 на 10.1.2. Операция простая, но мы-то знаем. В очередной Patch Tuesday от Microsoft я заметил, что обновления не установились на большую группу серверов.
Выяснилось, что на серверах прекратили работу службы wuauserv и BITS, а при запуске возвращается ошибка:
Полечив запуск народными средствами
sc config wuauserv type= own
sc config bits type= own
я понял, что между серверам есть кое-что общее — на 100% пациентов недавно устанавливался KSWS 10.1.2.
Заболело сильно, открыл обращение.
Здравствуйте!Ответ не заставил себя долго ждать.
После апгрейда с 10.1.1 на 10.1.2.996 на ряде серверов сломались службы BITS и Windows Update.
При запуске возвращается ошибка: 1290
Связано ли возникновение ошибки с установкой продукта?
Добрый день, Михаил!Сказали — как отрезали.
Kaspersky Security 10 for Windows Server при установки или обновлении версии не рассматривает имеющиеся службы, а так же не проверяет/изменяет их настройки.
Беглое гугление показало, что проблема существует, по крайней мере существовала в другой версии.
Написал обратно — вот умные люди пишут, что проблема такая раньше была, может и сейчас сохранилась? Предоставил стандартную техническую информацию.
7 дней (семь дней, Карл!) техподдержка хранила молчание. Результат не обрадовал. Привожу в сокращенном виде:
Михаил, добрый день!Вот и конец. Обидно.
В Вашем случае, отключение служб после апгрейда продукта связано именно с индивидуальными или групповыми настройками операционной системы (мои выводы основаны на исследовании присланного вами отчета).
Рекомендую Вам на глубоком уровне исследовать работу системных служб. Я был бы рад Вам помочь в этом, однако, это находится в компетенции поддержки Microsoft, так как указанное Вами решение является рабочим и требует только одноразового ввода.
От себя, хочу добавить, что обе указанные Вами службы относятся к обновлению операционной системы и никак не влияют на работу нашего продукта, соответственно и на степень Вашей защиты.
Ладно, если Лаборатория Касперского не может найти дефект,
Настройка служб Windows хранится в ветке реестра:
HKLM\System\CurrentControlSet\services\
В файловой системе ничего полезного не хранится, кроме бинарных файлов.
Чем мы мониторим реестр? Самый универсальный инструмент — Process Monitor от Sysinternals.
Что не так с Process Monitor? В нем архисложно что-то найти, если не знаешь в точности, что ищешь.
В то же время есть утилиты от не так широко известной компании Nirsoft. Она выпускает десятки уникальных программ — от мониторинга подключения USB-устройств до считывания ключей продуктов из реестра. Если вы никогда про нее не слышали — очень рекомендую зайти на сайт и оценить коллекцию. Я когда в первый раз о них узнал — как будто открыл коробку с игрушками.
Для нашей работы будет полезна утилита www.nirsoft.net/utils/registry_changes_view.html
RegistryChangesView v1.21. Качаем, запускаем на сервере.
Первое, что надо сделать — снепшот до установки.
Затем запускаем Sysinternals Process Monitor, отключаем всё, кроме реестра, и настраиваем сохранение результатов в файл.
Запускаем процесс установки, убеждаемся, что всё сломалось.
Делаем второй снепшот в RegistryChangesView.
Сравниваем снепшоты между собой.
А вот и, то, что нас интересовало.
Но кто это сделал? Может служба сама себя сломала?
Смотрим лог Process Monitor, начнем с фильтрации процессов:
Берем Summary по реестру, сортируем по полю Writes:
А вот и искомое:
Вот и всё друзья, за 5 минут причина проблемы найдена.
Это точно инсталлятор Kaspersky, и мы точно знаем, как он ломает службу. А значит, легко вернем её в исходное состояние.
Какие выводы?
На поддержку надейся, а сам не плошай. Не надо лениться. Разберись.
Используйте подходящий инструментарий. Расширяйте свой личный набор технических средств. Изучайте те инструменты, которыми пользуетесь каждый день.
Ну а если сам работаешь в поддержке, попробуй научиться проскакивать первую фазу — «Отрицание». Это, кстати, самое сложное.
Вот бы самому начать следовать этим советам. Привет Лаборатории!
PS: Спасибо berez за помощь с пунктуацией.
Комментарии (35)
galagankv
23.10.2019 14:02+1После недавней публикации в стиле: «Сторонние антивирусы — главное зло в системе», вот ни разу не удивлен…
gotch Автор
23.10.2019 14:09Из самого простого деструктива: в Kaspersky Free всегда настраиваю запрет на расшифровку HTTPS траффика — раздражает внедрение своего сертификата MTM. Так же никогда не использую KSN, не радует перспектива загрузки в нее любого локального файла.
У нас программы безопасности это причина 99% «глюков» операционной системы. Kaspersky, Devicelock, Infowatch и т.п. наиболее часто приводят к BSOD или необъяснимому поведению ОС после обновления на очередной релиз Windows 10, особенно при совместной работе.AcckiyGerman
23.10.2019 14:34А выход один — линукс. Жалко, что в корпоративных условиях этот выход часто невозможен.
gotch Автор
23.10.2019 14:36А на Линуксе у нас тоже Kaspersky. Нет выхода. )
Как-то товарищи спросили, почему на ESXi KAV не установлен. Говорят, лучше бы Hyper-V поставили, а на него Kaspersky, тогда канонично было бы.ovel1
24.10.2019 08:49+1Блин, поставьте нормальный файрволл, тот же Palo Alto. И не нужен Касперский вообще. И вообще тогда defenderом можно обойтись.
gotch Автор
24.10.2019 09:13Думали об этом. Но у нас самый популярный источник троянцев — флэшки. При этом они используются исключительно по работе, просто очень большой объем документации через них проходит.
galagankv
24.10.2019 08:03Весь вопрос в масштабе «корпорации». На прошлом месте работы мне удалось убедить руководство, и пересадить 120 пользователей на линукс. 1С + офисный пакет + КриптоПро и вот это вот все. Подчиненные админы были настроены скептически, но начав получать з/п не «за работу», а за «что бы все работало», если Вы понимаете о чем я, хлопали в ладоши.
Punyaan
23.10.2019 16:19У нас программы безопасности это причина 99% «глюков» операционной системы. Kaspersky, Devicelock, Infowatch и т.п. наиболее часто приводят к BSOD или необъяснимому поведению ОС
Могу подписаться под каждым словом.
A114n
23.10.2019 16:24+1Доктора выбрать нельзя
Так может поликлинику сменить? Ну казалось бы, вот явный неприкрытый косяк, фиксируем его и всё, переходим с Касперского на какой-нибудь другой антивирус, нет?gotch Автор
23.10.2019 17:03+1Да нет альтернатив. С импортом сейчас напряжёнка. И продукт продукту рознь, тот же McAffee вспоминать больно.
Про наш DrWeb даже и писать не хочу. Два раза обращался в их поддержку. Сложилось впечатление, что там в принципе не способны решить никакую проблему, продукт такой, какой есть, а баги это его незаменимая часть.
Вы не подумайте, что в Kaspersky Lab вообще не сопровождают продукт. Просто минимальное внимание вам окажут только если ошибка абсолютно крититическая — BSOD, неработоспособность ПК, или вас прислали из другой поддержки с доказательствами, что это именно Kaspesky (было и такое).
Но в общем случае вы будете грустить, грустить и грустить, особенно если сравнивать с нормальной поддержкой. Лучше если вы сами во всём разберётесь, все логи сами изучите, на блюдечке всё предоставите, и тогда может будет вам и фикс. А еще лучше если этот фикс выпустили до вас под другого клиента.
Или если происходит какая-то мутность, вам могут дать «приватный» патч «так на всякий случай» — вдруг поможет, чтобы не разбираться.Valle
23.10.2019 17:53+1А встроенного антивируса почему не достаточно?
gotch Автор
23.10.2019 21:49Формально его достаточно. А на практике наблюдали настоящий вирусный разгул в соседней компании, которая очень любила Windows Defender (или как он сейчас называется?). Слабым местом у них, как я понял, было отсутствие централизованного контроля за состоянием антивируса, установки обновлений, плюс слабая самозащита. С Kaspersky Security Center общая картина гораздо яснее.
AlexanderTyutin
23.10.2019 18:25+2ESET не импонирует? Так-то решение вроде неплохое. Со своими плюсами и минусами, конечно
gotch Автор
23.10.2019 21:44У меня нет, к сожалению, опыта работы с ESET. В прошлом у них была очень грамотная маркетинговая кампания, а как следствие и имидж. Хорошая ли там поддержка, и как оперативно исправляются ошибки — вопрос.
MTyrz
23.10.2019 22:48В прошлом: уточню, в далеком прошлом, за 15 лет все могло очень сильно поменяться, у меня на ESET выросли зубы размером с моржовые бивни.
На новой работе стоял сервер на win2k, выставленный одним голым сетевым интерфейсом прямо в интернет, чтобы из Питера могли управлять тамошней СУБД. На сервере стоял лицензионный NOD32.
Пока у меня не дошли руки сделать все по-человечески, с уборкой сервака за маршрутизатор, пробросом портов и заменой этого самого NOD'а, а дошли они далеко не сразу, ибо там было нужно хвататься позавчера за все сразу, а еще требовалась куча времени на согласования всего и вся: в общем, примерно раз в три-четыре дня я шел в отдельный корпус, где этот сервер и стоял (ибо RDP в двухтысячник не завезли, а всякие RADmin'ы NOD прибивал, невзирая на явное указание исключений), цеплял к машине монитор и клавиатуру, просматривал запущенные процессы и начинал давить наползших червяков вручную.
Вот в этот-то момент NOD крайне оживлялся, кричал «Мужик, ты что, это же вирус, не трогай его руками!» — и удалять злодеев не давал. Никакой другой реакции: ну там, удалить самому, или хотя бы не давать запускаться — от него получить не удавалось.
Покупка и установка корпоративного Касперского проблему решила. Впрочем, она на той работе не одну проблему решила, но это уже отдельная история.mvv-rus
23.10.2019 23:12ибо RDP в двухтысячник не завезли
Вообще-то, RDP там есть и был изначально. Другое дело, что после активации RDP нужно было обязательно перезагружать сервер.MTyrz
24.10.2019 16:42Не буду спорить, дело было давно. Тогда я вариантов лучше похода в корпус не нашел.
Да: там, разумеется, не серверный вариант 2k стоял.
Backuper
24.10.2019 09:14+1У меня есть очень положительный опыт работы с ESET, поддержка очень быстрая и адекватная
whyme
24.10.2019 10:45Так же положительный опыт с ESET, есть разные линейки продуктов, от простого антивируса без всего лишнего, до «полного комплекта» с сетевым экраном и специальных версий для серверов. Ну и естественно есть сервер для управления/конфигурации на всех компьютерах, сбор логов/статистика, свои сервера обновления и пр. Уровень обнаружения не хуже чем у касперского.
Пользуюсь простым антивирусом, примерно лет за 10 работы с ним была только одна проблема, потребляет минимум ресурсов, работает без проблем даже не стареньких celeron с xp (5 ая версия, которая до сих пор поддерживается). По сравнению с ESET касперский монструозное непонятно что.
Сейчас правда на 10ках оставляю виндовый антивирус, но сильно не хватает как раз централизованного управления.
Backuper
24.10.2019 09:15Чтобы сменить поликлинику, надо сыграть конкурс, и побеждает обычно тот, кто дешевле :)
Если написать ТЗ под одного вендора, то захочется потом с безопасниками разбираться?gotch Автор
24.10.2019 10:18Не захочется, у нас взаимная аллергия.
Kaspersky неплохой продукт, и KSC тоже вполне рабочее решение. Но и детские болезни встречаются регулярно.
Вот поддержка — худшая из тех, с которыми я общался. Поэтому надо стараться разбираться самому.
tankistua
23.10.2019 17:44+2антивирус на сервере появляется, когда защитой юзерских компов никто не занимается. Не место на сервере антивирусу
gotch Автор
23.10.2019 18:25+1Да он везде распылён. Например, серверный антивирус может не дать скачать какой-нибудь хакерский инструмент. По рабочим станциям бывает что и антивирус сломался, и базы не того, а на 1500 машинах за этим всем сложно следить, потому что их то включили, то выключили, то перезагрузили. Мне, конечно, в 100 раз проще серверы сопровождать, в целом процент работоспособности выше. Ещё и терминальные серверы с интернетом, качают всё подряд.
Нет в жизни совершенства, просто надо стараться самому быть лучше, чем первая-вторая линия техподдержки вендора.
DartRaven
23.10.2019 20:05+1Замечу, что procmon всё-таки утилита полезная, ибо она может в трейсе сохранить даже стек потока и указать точно на модуль и место в нём, откуда пришла бяка. Не знаю, возможно ли это в утилите Nirsoft.
gotch Автор
23.10.2019 21:37Звучит круто, нет ли у вас какого-нибудь примера для иллюстрации?
DartRaven
23.10.2019 22:51+1В принципе, вот статья: blogs.msdn.microsoft.com/vijaysk/2009/04/02/getting-better-stack-traces-in-process-monitor-process-explorer
UPD: чтобы открыть стек, двойной клик по строке в procmon
P.S. в 10-ке вроде уже не обязательно ставить Debugging Tools, но адрес сервера символов нужно указатьDartRaven
23.10.2019 22:55+1Ну и ещё совет: при настройке фильтров в procmon настоятельно рекомендую выставить настройку Filter->Drop Filtered Events, иначе отфильтрованное не отображается, но забивает память или файл лога.
ovel1
24.10.2019 09:01+1Честно говоря, думал что антивирусы на хостах уже изжили себя, но судя по комментам это далеко не так. У меня правда последние годы опыт строительства сетей не в России, но я давно уже не интегрировал в сеть никакого антивиря. Обычно ставится Palo Alto на стыке с инетом, у него включается подписка на антивирус и всё. Идея в том что весь трафик от юзеров ходит в доверенных сегмент через файрвол. Т.е. для роамящихся сотрудников имеем vpn, для мобильных устройств если они приходят из не доверенной зоны и хотят попасть в доверенную тоже настраивается vpn. + фильтрация url по категориям, и кто куда может ходить и какой контент использовать. Если денег много, то можно cisco AMP ещё, но цискин файрволл честно говоря редкостный кал.
iwram
24.10.2019 09:08По Kaspersky Lab в прошлом тоже была похожая история. Только в моём случае, при апдейте антивируса был удален tcp..dll (точно не помню, года 4 назад такое было) и соответственно при перезагрузке ПК, который находится в домене осуществить вход в систему было нельзя т.к. не работает сеть. Решение как всегда простое, зайти под локальным админом и скопировать потерянную dll. К сожалению ответ тех.поддержки не скопировал, но был из серии «На windows 7 стояли старые обновления, поэтому такие проблемы могут быть. Обновите windows и только после этого обновляйте антивирус.»
С тех пор у всегда есть тестовая группа ПК и только потом раскатываем на все остальные.
mr_welk
24.10.2019 12:54У нас KS на хостовой машине выборочно блокировал трафик на виртуалке под Hyper-V. Долго искали почему сервер пропадает для удаленного офиса, подключенного через vpn. Причем, соседний сервер на том же хосте был доступен как ни в чем ни бывало. Думаю, на хостовых машинах антивирус, в принципе, излишен.
alkoro
Отлично.
Вопрос, на кой черт инсталлятору KAV понадобилось модифицировать эту службу. Надеюсь, что в поддержке Касперского всё-таки смогут внятно ответить.
gotch Автор
О там какая-то удивительная история. Из форума:
То есть Лаборатория решила нас обезопасить посильнее, а потом, видимо, передумали. Стали возвращать обратно, а получилось еще хуже. Мы не используем AppControl, а глюк есть.
Очень меня удивил ответ, с учетом того, что даже лог инсталлятора пестрит «прощупыванием» этих двух служб. Но для кого-то суслика нет.