Хабр — не жалобная книга. Эта статья о бесплатных инструментах компании Nirsoft для системного администратора Windows.

Обращаясь в службу технической поддержки, зачастую люди испытывают стресс. Кто-то переживает из-за того, что не сможет объяснить проблему и будет выглядеть глупо. Кого-то переполняют эмоции и трудно сдержать негодование по поводу качества услуги — ведь раньше не было ни единого разрыва!

Мне нравится, например, техническая поддержка Veeam. Она отвечает небыстро, но точно и по существу. Я даже рад написать туда по пустяку, чтобы научиться какой-нибудь новой фишке.

Неплохая техподдержка в DeviceLock. Опыт их старожилов заслуживает уважения. Почти после каждого обращения я вношу несколько строк «Тайного Знания» в корпоративную Wiki. При этом они быстро собирают тестовые билды продукта с исправленным багом — поддержка и производство тесно связаны.

ArcServe не очень. Резиденты побережья Индийского океана очень, очень вежливые и внимательные, а больше ничего хорошего сказать не могу. Если нет готовой KB, ваша жизнь будет печальной.

Особняком стоит техническая поддержка нашего антивирусного флагмана — Лаборатории Касперского. Как человек откладывает поход к стоматологу, так и я до последнего стараюсь не писать туда. Потому что будет долго, больно и с непредсказуемым результатом. Доктора выбрать нельзя, хоть у тебя 5000 рублей лицензий — лечит кто попадётся. А я вроде и сам доктор (ну не доктор, так слесарь), мне вдвойне обидно.

К делу.

Обновляем Kaspersky Security for Windows Server с версии 10.1.1 на 10.1.2. Операция простая, но мы-то знаем. В очередной Patch Tuesday от Microsoft я заметил, что обновления не установились на большую группу серверов.

Выяснилось, что на серверах прекратили работу службы wuauserv и BITS, а при запуске возвращается ошибка:



Полечив запуск народными средствами

sc config wuauserv type= own
sc config bits type= own

я понял, что между серверам есть кое-что общее — на 100% пациентов недавно устанавливался KSWS 10.1.2.

Заболело сильно, открыл обращение.
Здравствуйте!
После апгрейда с 10.1.1 на 10.1.2.996 на ряде серверов сломались службы BITS и Windows Update.
При запуске возвращается ошибка: 1290
Связано ли возникновение ошибки с установкой продукта?
Ответ не заставил себя долго ждать.
Добрый день, Михаил!
Kaspersky Security 10 for Windows Server при установки или обновлении версии не рассматривает имеющиеся службы, а так же не проверяет/изменяет их настройки.
Сказали — как отрезали.

Беглое гугление показало, что проблема существует, по крайней мере существовала в другой версии.

Написал обратно — вот умные люди пишут, что проблема такая раньше была, может и сейчас сохранилась? Предоставил стандартную техническую информацию.

7 дней (семь дней, Карл!) техподдержка хранила молчание. Результат не обрадовал. Привожу в сокращенном виде:
Михаил, добрый день!

В Вашем случае, отключение служб после апгрейда продукта связано именно с индивидуальными или групповыми настройками операционной системы (мои выводы основаны на исследовании присланного вами отчета).

Рекомендую Вам на глубоком уровне исследовать работу системных служб. Я был бы рад Вам помочь в этом, однако, это находится в компетенции поддержки Microsoft, так как указанное Вами решение является рабочим и требует только одноразового ввода.

От себя, хочу добавить, что обе указанные Вами службы относятся к обновлению операционной системы и никак не влияют на работу нашего продукта, соответственно и на степень Вашей защиты.
Вот и конец. Обидно.

Ладно, если Лаборатория Касперского не может найти дефект, его найдут солдаты Н придется искать самому.

Настройка служб Windows хранится в ветке реестра:

HKLM\System\CurrentControlSet\services\

В файловой системе ничего полезного не хранится, кроме бинарных файлов.

Чем мы мониторим реестр? Самый универсальный инструмент — Process Monitor от Sysinternals.

Что не так с Process Monitor? В нем архисложно что-то найти, если не знаешь в точности, что ищешь.

В то же время есть утилиты от не так широко известной компании Nirsoft. Она выпускает десятки уникальных программ — от мониторинга подключения USB-устройств до считывания ключей продуктов из реестра. Если вы никогда про нее не слышали — очень рекомендую зайти на сайт и оценить коллекцию. Я когда в первый раз о них узнал — как будто открыл коробку с игрушками.

Для нашей работы будет полезна утилита www.nirsoft.net/utils/registry_changes_view.html
RegistryChangesView v1.21. Качаем, запускаем на сервере.

Первое, что надо сделать — снепшот до установки.



Затем запускаем Sysinternals Process Monitor, отключаем всё, кроме реестра, и настраиваем сохранение результатов в файл.



Запускаем процесс установки, убеждаемся, что всё сломалось.
Делаем второй снепшот в RegistryChangesView.
Сравниваем снепшоты между собой.



А вот и, то, что нас интересовало.





Но кто это сделал? Может служба сама себя сломала?

Смотрим лог Process Monitor, начнем с фильтрации процессов:





Берем Summary по реестру, сортируем по полю Writes:



А вот и искомое:





Вот и всё друзья, за 5 минут причина проблемы найдена.

Это точно инсталлятор Kaspersky, и мы точно знаем, как он ломает службу. А значит, легко вернем её в исходное состояние.

Какие выводы?

На поддержку надейся, а сам не плошай. Не надо лениться. Разберись.
Используйте подходящий инструментарий. Расширяйте свой личный набор технических средств. Изучайте те инструменты, которыми пользуетесь каждый день.
Ну а если сам работаешь в поддержке, попробуй научиться проскакивать первую фазу — «Отрицание». Это, кстати, самое сложное.

Вот бы самому начать следовать этим советам. Привет Лаборатории!

PS: Спасибо berez за помощь с пунктуацией.

Комментарии (35)


  1. alkoro
    23.10.2019 11:32

    Отлично.
    Вопрос, на кой черт инсталлятору KAV понадобилось модифицировать эту службу. Надеюсь, что в поддержке Касперского всё-таки смогут внятно ответить.


    1. gotch Автор
      23.10.2019 11:35

      О там какая-то удивительная история. Из форума:

      Дело было в том, что при установке AppControl менял дефолтные группы для сервисов Windows Update и BITS (чтобы поместить их в отдельный процесс svchost.exe), но начиная с какого-то обновления Windows сервисам это стало не нравиться. Workaround для такой ситуации — деинсталлировать AppControl. Если же компонент всё-таки нужен, то есть вариант перенастройки групп в реестре — за деталями можно обратиться в поддержку.


      То есть Лаборатория решила нас обезопасить посильнее, а потом, видимо, передумали. Стали возвращать обратно, а получилось еще хуже. Мы не используем AppControl, а глюк есть.

      Очень меня удивил ответ, с учетом того, что даже лог инсталлятора пестрит «прощупыванием» этих двух служб. Но для кого-то суслика нет.


  1. galagankv
    23.10.2019 14:02
    +1

    После недавней публикации в стиле: «Сторонние антивирусы — главное зло в системе», вот ни разу не удивлен…


    1. gotch Автор
      23.10.2019 14:09

      Из самого простого деструктива: в Kaspersky Free всегда настраиваю запрет на расшифровку HTTPS траффика — раздражает внедрение своего сертификата MTM. Так же никогда не использую KSN, не радует перспектива загрузки в нее любого локального файла.

      У нас программы безопасности это причина 99% «глюков» операционной системы. Kaspersky, Devicelock, Infowatch и т.п. наиболее часто приводят к BSOD или необъяснимому поведению ОС после обновления на очередной релиз Windows 10, особенно при совместной работе.


      1. AcckiyGerman
        23.10.2019 14:34

        А выход один — линукс. Жалко, что в корпоративных условиях этот выход часто невозможен.


        1. gotch Автор
          23.10.2019 14:36

          А на Линуксе у нас тоже Kaspersky. Нет выхода. )
          Как-то товарищи спросили, почему на ESXi KAV не установлен. Говорят, лучше бы Hyper-V поставили, а на него Kaspersky, тогда канонично было бы.


          1. ovel1
            24.10.2019 08:49
            +1

            Блин, поставьте нормальный файрволл, тот же Palo Alto. И не нужен Касперский вообще. И вообще тогда defenderом можно обойтись.


            1. gotch Автор
              24.10.2019 09:13

              Думали об этом. Но у нас самый популярный источник троянцев — флэшки. При этом они используются исключительно по работе, просто очень большой объем документации через них проходит.


        1. galagankv
          24.10.2019 08:03

          Весь вопрос в масштабе «корпорации». На прошлом месте работы мне удалось убедить руководство, и пересадить 120 пользователей на линукс. 1С + офисный пакет + КриптоПро и вот это вот все. Подчиненные админы были настроены скептически, но начав получать з/п не «за работу», а за «что бы все работало», если Вы понимаете о чем я, хлопали в ладоши.


  1. Punyaan
    23.10.2019 16:19

    У нас программы безопасности это причина 99% «глюков» операционной системы. Kaspersky, Devicelock, Infowatch и т.п. наиболее часто приводят к BSOD или необъяснимому поведению ОС


    Могу подписаться под каждым словом.


  1. A114n
    23.10.2019 16:24
    +1

    Доктора выбрать нельзя

    Так может поликлинику сменить? Ну казалось бы, вот явный неприкрытый косяк, фиксируем его и всё, переходим с Касперского на какой-нибудь другой антивирус, нет?


    1. gotch Автор
      23.10.2019 17:03
      +1

      Да нет альтернатив. С импортом сейчас напряжёнка. И продукт продукту рознь, тот же McAffee вспоминать больно.
      Про наш DrWeb даже и писать не хочу. Два раза обращался в их поддержку. Сложилось впечатление, что там в принципе не способны решить никакую проблему, продукт такой, какой есть, а баги это его незаменимая часть.

      Вы не подумайте, что в Kaspersky Lab вообще не сопровождают продукт. Просто минимальное внимание вам окажут только если ошибка абсолютно крититическая — BSOD, неработоспособность ПК, или вас прислали из другой поддержки с доказательствами, что это именно Kaspesky (было и такое).

      Но в общем случае вы будете грустить, грустить и грустить, особенно если сравнивать с нормальной поддержкой. Лучше если вы сами во всём разберётесь, все логи сами изучите, на блюдечке всё предоставите, и тогда может будет вам и фикс. А еще лучше если этот фикс выпустили до вас под другого клиента.

      Или если происходит какая-то мутность, вам могут дать «приватный» патч «так на всякий случай» — вдруг поможет, чтобы не разбираться.


      1. Valle
        23.10.2019 17:53
        +1

        А встроенного антивируса почему не достаточно?


        1. gotch Автор
          23.10.2019 21:49

          Формально его достаточно. А на практике наблюдали настоящий вирусный разгул в соседней компании, которая очень любила Windows Defender (или как он сейчас называется?). Слабым местом у них, как я понял, было отсутствие централизованного контроля за состоянием антивируса, установки обновлений, плюс слабая самозащита. С Kaspersky Security Center общая картина гораздо яснее.


      1. AlexanderTyutin
        23.10.2019 18:25
        +2

        ESET не импонирует? Так-то решение вроде неплохое. Со своими плюсами и минусами, конечно


        1. gotch Автор
          23.10.2019 21:44

          У меня нет, к сожалению, опыта работы с ESET. В прошлом у них была очень грамотная маркетинговая кампания, а как следствие и имидж. Хорошая ли там поддержка, и как оперативно исправляются ошибки — вопрос.


          1. MTyrz
            23.10.2019 22:48

            В прошлом: уточню, в далеком прошлом, за 15 лет все могло очень сильно поменяться, у меня на ESET выросли зубы размером с моржовые бивни.

            На новой работе стоял сервер на win2k, выставленный одним голым сетевым интерфейсом прямо в интернет, чтобы из Питера могли управлять тамошней СУБД. На сервере стоял лицензионный NOD32.
            Пока у меня не дошли руки сделать все по-человечески, с уборкой сервака за маршрутизатор, пробросом портов и заменой этого самого NOD'а, а дошли они далеко не сразу, ибо там было нужно хвататься позавчера за все сразу, а еще требовалась куча времени на согласования всего и вся: в общем, примерно раз в три-четыре дня я шел в отдельный корпус, где этот сервер и стоял (ибо RDP в двухтысячник не завезли, а всякие RADmin'ы NOD прибивал, невзирая на явное указание исключений), цеплял к машине монитор и клавиатуру, просматривал запущенные процессы и начинал давить наползших червяков вручную.
            Вот в этот-то момент NOD крайне оживлялся, кричал «Мужик, ты что, это же вирус, не трогай его руками!» — и удалять злодеев не давал. Никакой другой реакции: ну там, удалить самому, или хотя бы не давать запускаться — от него получить не удавалось.
            Покупка и установка корпоративного Касперского проблему решила. Впрочем, она на той работе не одну проблему решила, но это уже отдельная история.


            1. mvv-rus
              23.10.2019 23:12

              ибо RDP в двухтысячник не завезли

              Вообще-то, RDP там есть и был изначально. Другое дело, что после активации RDP нужно было обязательно перезагружать сервер.


              1. MTyrz
                24.10.2019 16:42

                Не буду спорить, дело было давно. Тогда я вариантов лучше похода в корпус не нашел.
                Да: там, разумеется, не серверный вариант 2k стоял.


          1. Backuper
            24.10.2019 09:14
            +1

            У меня есть очень положительный опыт работы с ESET, поддержка очень быстрая и адекватная


          1. whyme
            24.10.2019 10:45

            Так же положительный опыт с ESET, есть разные линейки продуктов, от простого антивируса без всего лишнего, до «полного комплекта» с сетевым экраном и специальных версий для серверов. Ну и естественно есть сервер для управления/конфигурации на всех компьютерах, сбор логов/статистика, свои сервера обновления и пр. Уровень обнаружения не хуже чем у касперского.
            Пользуюсь простым антивирусом, примерно лет за 10 работы с ним была только одна проблема, потребляет минимум ресурсов, работает без проблем даже не стареньких celeron с xp (5 ая версия, которая до сих пор поддерживается). По сравнению с ESET касперский монструозное непонятно что.
            Сейчас правда на 10ках оставляю виндовый антивирус, но сильно не хватает как раз централизованного управления.


        1. toto20002
          23.10.2019 22:59

          Вы админку их видели? Это же чужой для хищника разрабатывал. А любая ошибка это «неизвестная ошибка».


          1. gotch Автор
            23.10.2019 22:59

            В каком продукте?


      1. DrGluck07
        24.10.2019 13:19

        Про Comodo можете что-нибудь сказать?


    1. Backuper
      24.10.2019 09:15

      Чтобы сменить поликлинику, надо сыграть конкурс, и побеждает обычно тот, кто дешевле :)

      Если написать ТЗ под одного вендора, то захочется потом с безопасниками разбираться?


      1. gotch Автор
        24.10.2019 10:18

        Не захочется, у нас взаимная аллергия.
        Kaspersky неплохой продукт, и KSC тоже вполне рабочее решение. Но и детские болезни встречаются регулярно.
        Вот поддержка — худшая из тех, с которыми я общался. Поэтому надо стараться разбираться самому.


  1. tankistua
    23.10.2019 17:44
    +2

    антивирус на сервере появляется, когда защитой юзерских компов никто не занимается. Не место на сервере антивирусу


    1. gotch Автор
      23.10.2019 18:25
      +1

      Да он везде распылён. Например, серверный антивирус может не дать скачать какой-нибудь хакерский инструмент. По рабочим станциям бывает что и антивирус сломался, и базы не того, а на 1500 машинах за этим всем сложно следить, потому что их то включили, то выключили, то перезагрузили. Мне, конечно, в 100 раз проще серверы сопровождать, в целом процент работоспособности выше. Ещё и терминальные серверы с интернетом, качают всё подряд.
      Нет в жизни совершенства, просто надо стараться самому быть лучше, чем первая-вторая линия техподдержки вендора.


  1. DartRaven
    23.10.2019 20:05
    +1

    Замечу, что procmon всё-таки утилита полезная, ибо она может в трейсе сохранить даже стек потока и указать точно на модуль и место в нём, откуда пришла бяка. Не знаю, возможно ли это в утилите Nirsoft.


    1. gotch Автор
      23.10.2019 21:37

      Звучит круто, нет ли у вас какого-нибудь примера для иллюстрации?


      1. DartRaven
        23.10.2019 22:51
        +1

        В принципе, вот статья: blogs.msdn.microsoft.com/vijaysk/2009/04/02/getting-better-stack-traces-in-process-monitor-process-explorer
        UPD: чтобы открыть стек, двойной клик по строке в procmon
        P.S. в 10-ке вроде уже не обязательно ставить Debugging Tools, но адрес сервера символов нужно указать


        1. DartRaven
          23.10.2019 22:55
          +1

          Ну и ещё совет: при настройке фильтров в procmon настоятельно рекомендую выставить настройку Filter->Drop Filtered Events, иначе отфильтрованное не отображается, но забивает память или файл лога.


  1. ovel1
    24.10.2019 09:01
    +1

    Честно говоря, думал что антивирусы на хостах уже изжили себя, но судя по комментам это далеко не так. У меня правда последние годы опыт строительства сетей не в России, но я давно уже не интегрировал в сеть никакого антивиря. Обычно ставится Palo Alto на стыке с инетом, у него включается подписка на антивирус и всё. Идея в том что весь трафик от юзеров ходит в доверенных сегмент через файрвол. Т.е. для роамящихся сотрудников имеем vpn, для мобильных устройств если они приходят из не доверенной зоны и хотят попасть в доверенную тоже настраивается vpn. + фильтрация url по категориям, и кто куда может ходить и какой контент использовать. Если денег много, то можно cisco AMP ещё, но цискин файрволл честно говоря редкостный кал.


  1. iwram
    24.10.2019 09:08

    По Kaspersky Lab в прошлом тоже была похожая история. Только в моём случае, при апдейте антивируса был удален tcp..dll (точно не помню, года 4 назад такое было) и соответственно при перезагрузке ПК, который находится в домене осуществить вход в систему было нельзя т.к. не работает сеть. Решение как всегда простое, зайти под локальным админом и скопировать потерянную dll. К сожалению ответ тех.поддержки не скопировал, но был из серии «На windows 7 стояли старые обновления, поэтому такие проблемы могут быть. Обновите windows и только после этого обновляйте антивирус.»
    С тех пор у всегда есть тестовая группа ПК и только потом раскатываем на все остальные.


  1. mr_welk
    24.10.2019 12:54

    У нас KS на хостовой машине выборочно блокировал трафик на виртуалке под Hyper-V. Долго искали почему сервер пропадает для удаленного офиса, подключенного через vpn. Причем, соседний сервер на том же хосте был доступен как ни в чем ни бывало. Думаю, на хостовых машинах антивирус, в принципе, излишен.