Приближается конец осени и года. Заканчивается и второй конкурс техноавторов. 28 ноября на хабрасеминаре мы наградим победителей второго «ТехноТекста». От авторов больше ничего не зависит — заявки не принимаются, над статьями работает жюри. И вот с ними и со спонсорами мы и поговорили о популяризации технологий и о том, какими должны быть настоящие технари.



«ТехноТекст» — это большой и вдохновляющий проект контент-студии Хабра, который родился в прошлом году. Мы хотели найти лучших авторов и помочь им встретиться с аудиторией. Уже первый конкурс показал, что это круто и надо продолжать — ведь авторам, как любым творцам, нужно признание. В 2019 году «ТехноТекст» прошел куда бодрее и веселее, чем в прошлом — вы прислали больше 200 (!) статей на тему технологий и всего, что близко сердцу истинного хабровца: программировании, информационной безопасности, администрирования, DIY и прочего. Спасибо за участие, все — молодцы. Это, конечно, не предел, и в следующем году мы будем ждать еще больше активности и интереса к продвижению технологий в массы.

Хабрасеминар проходит при поддержке сервисов Friend.Work Recruiter и XOR, в партнерстве с издательством «Манн, Иванов и Фербер» и брендом Borjomi. До награждения победителей остается несколько дней, 28 ноября в лофте «Среда» мы вручим авторам призы от контент-студии и от наших партнеров, которые учредили сразу несколько номинаций:

  • Лучшая экспертиза — за эту номинацию отвечают конференции Онтико;
  • Информационная безопасность — номинация от Сбербанка;
  • Программирование — здесь победителя выбирают при поддержке Авито;
  • Просто о сложном — номинация от Яндекс.Практикум;
  • Научно-популярное — в этой номинации победителей ищет Яндекс.Дзен;
  • Системное администрирование — номинация при поддержке RUVDS.

И это не все «плюшки», которые ждут наших авторов. На семинаре специально для них будет действовать зона «Теплый, ламповый Хабр» — креативное пространство для общения, отдыха и развития способностей. В зоне пройдет мастер-класс от общества коллажистов «Режь да клей» по созданию классных изображений для статей. Хотите присоединиться к семинару — приходите, для вас действует промокод со скидкой на очное участие хабрапост.

Мы ждем решений жюри и немного отвлекаем их от работы. Тексты оценивают представители Хабра и приглашенные эксперты:



Чтобы понять, для чего нужно больше технотекстов, мы пообщались с жюри, спонсорами и контент-студией и спросили, зачем этому миру нужны такие авторы, как на Хабре.

Какие формы для шаринга экспертизой лучше всего подходят технарям? Какие подходят вам и почему?


imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Технарям важно получать актуальную информацию. Помогают Stack Overflow, Github, блоги, статьи, документация. Древние списки рассылки начинают мигрировать в мессенджеры, а мессенджеры можно пользовать. Для систематического изучения чего-то совсем малознакомого — книги, курсы. Личное общение один на один или на конференциях может работать, но очень плохо масштабируется.

Я редко пользуюсь книгами и курсами, потому что давно работаю в одной сфере, база уже сформирована. Постоянно читаю периодику в виде блогов и статей. Под задачу ищу недостающую информацию в любом доступном канале, будь то Stack Overflow или личное общение с конкретным профессионалом.

imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

У технарей есть несколько особенностей: они, например, не осознают, что не все люди разбираются в технике, технологиях так же, как и они. Поэтому им сложно делиться разработками — они не умеют и не любят писать, поэтому любят рассказывать и показывать.

К тому же у них есть профессиональный сленг, который зависит от вида деятельности и это тоже вносит трудности в коммуникации. Обычный человек очень редко читает научные статьи, потому что часто это скучно, а вот научно-популярные статьи технарь сам написать не может, для этого ему нужен журналист-переводчик.

Мне кажется, что самый приемлемый способ для шаринга — это видеоблоги, где они смогут рассказать о своих новинках. Но так как технари скромные и непубличные ребята, этот формат тоже дается непросто.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Мы делимся экспертизой, которую наработали за время существования контент-студии. Например, мы проводим вебинары для сотрудников тех компаний, которые хотят вести блог на Хабре самостоятельно.

Еще три раза в год контент-студия проводит собственные мероприятия, на которых делится опытом и практиками. Это конференция «Контендинг» и Хабрасеминары. Как раз 28 ноября мы будем награждать победителей конкурса «ТехноТекст» на таком семинаре, посвященном HR-бренду. Сам «ТехноТекст» — это тоже средство мотивации, конкурсы всегда стимулируют творческую активность и помогают авторам реализоваться по полной.

Мы привыкли работать с контентом сразу с нескольких сторон. Во-первых, мы работаем для клиентов, то есть для компаний, которые ведут на Хабре блоги или приходят за нативными проектами. У нас больше 300 блогов компаний, и всем мы помогаем решать на Хабре тактические и стратегические задачи. Чаще всего к нам обращаются, когда нужно решить задачи, связанные с имиджем, HR и продажами. Во-вторых, мы отдельно разрабатываем нативные проекты, которые не будут выглядеть рекламой, будут полезны читателям и при этом выполнят поставленную клиентом задачу. Здесь мы работаем и на конечного потребителя, то есть на пользователя Хабра.

У нас трудятся редакторы-продюсеры, которые не только знают собственно редакторскую работу, но и понимают, каких решений требует от них бизнес. И они умеют работать с высокотехнологичным бизнесом и продвинутой IT-аудиторией.

imageОлег Бунин, «Онтико»

Технари, как ни удивительно, — тоже люди. Среди них точно так же есть те, кто лучше воспринимает информацию на слух, кто любит читать, и те, кто пока своими руками не потрогает, не поверит. Логичнее было бы говорить о формате знаний, которые интереснее технарям. И тут, мне кажется, все очевидно: чем больше конкретики, тем лучше. Чем ближе экспертиза к реальному практическому применению, тем скорее на нее обратят внимание и воспримут.  

 В чем особенности коммуникации с технарями?


imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

На самом деле особенность обучения простая —технари часто слушают только технарей и лучше воспринимают информацию от более авторитетных и умных людей, чем они сами. Поэтому преподаватели должны быть высокого уровня и знать, как развиваются технологии именно сегодня. У нас в университете многие заведующие кафедрами — это главные конструкторы и руководители предприятий. Именно они на практике занимаются предметом и могут поделиться с ребятами информацией не из учебников, а из своего опыта.

Когда студенты плечом к плечу работают над одной задачей или вместе думают над задачей друг друга. Если решение рождается совместно и в деле, знания передаются лучше всего.

Как мы знаем, технари — интроверты, и им приходится преодолевать свой барьер социопатии. Как это делают в Бауманке?

Мне кажется, это сложившиеся стереотипы. На самом деле люди абсолютно разные, в том числе и технари. Они веселые, талантливые, социально активные. У нас большие студенческие организации: Студсовет, Профсоюз, Дворец культуры с разными коллективами. Ребята сами пишут стихи, имеют свои музыкальные группы, ездят на всероссийские мероприятия и представляют там университет.

Каждый учебный год у нас начинается с палаточного лагеря на 1500 человек, который делается силами студентов для первокурсников. За 4 дня все между собой знакомятся, заводят первых университетских друзей и возвращаются в Москву совершенно другими ребятами.

Это очень крепкая и настоящая дружба. Ребята-технари очень требовательны не только к знаниям, которые им дают, но и к отношениям. Если они искренние, то это обычно навсегда. Для тех, кто отучился в МГТУ, бауманец — это на всю жизнь. Неважно сколько поколений вас разделяет, тебе всегда оказывается особенное внимание, проявляется забота друг о друг друге. Поэтому у нас как-то социопатии не возникает.

imageОлег Бунин, «Онтико»
В общении с технарями глупо надеяться на то, что они удовлетворяться поверхностной информацией или не укажут на слабое понимание в теме. Когда хочешь что-то донести до технарей, будь готов отвечать за каждое слово.

imageИрина Лосева, шеф-редактор контент-студии Хабра
Технари дотошны — они отлавливают все детали, вникают во все мелочи, проверяют, сравнивают, анализируют. С ними всегда нужно быть начеку: проверять и перепроверять информацию, следить за логикой, структурой. Если ты о чем-то сознательно умолчал, будь уверен, они заметят и запомнят. В то же время они охотно дают советы и делятся экспертизой, если видят, что это нужно.

Какие качества необходимы популяризатору технологий?


imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Помимо очевидных ораторских навыков и умения делать хорошие презентации, отметил бы следующие три качества: глубокие технические знания в своей области, умение честно отвечать на неудобные вопросы, терпение для постоянного длительного нахождения в информационном поле. Техпопуляризатору важно быть доступным для аудитории не только во время выступления на сцене.

Техноевангелист — что он значит для команды?

Не приходилось сталкиваться с техноевангелистами в чистом виде. Визионеры были. Чаще как роль, а не должность. Хаос под присмотром визионера появиться не должен. Визионер снижает поле неопределенности, превращая его в коридор с очерченными границами, выставляет ориентиры, к которым стоит двигаться. Предполагаю, что техноевангелист также может быть полезен сужением поля поиска.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

1. Очевидно, по-настоящему любить технологии.

2. Не ставить себе рамки, за которые потом сложно будет выйти — то есть дать себе право пробовать новое и иногда менять мнение.

3. Еще, конечно, нужно быть хорошим рассказчиком, умеющим заинтересовать аудиторию. Некоторым харизма и живая подача даются от природы, но если на старте их нет, можно просто практиковаться каждый день — тогда появится навык.

imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

Уметь разговаривать на «человеческом» языке и помнить для кого ты пишешь статьи. В то же время уметь общаться и на профессиональном сленге, уметь переводить с одного на другой, чтобы это было захватывающе, а главное — достоверно.

Еще очень важно иметь не только компетенции в узкой сфере, но и широкий технический, профессиональный, жизненный кругозор. Технарь должен быть как рыба в воде, чтобы ответить на любой вопрос не только конкретно о разработке, но и о ее аналогах, дальнейших перспективах и т. д.

Как наука помогает студентами развивать soft skills?

Научное исследование — это как путешествие. И в нем обязательно должна быть команда, которая идет вместе с тобой. Должен быть капитан, т. е. лидер, который возьмет на себя управление. Технологические открытия не делаются одним человеком в библиотеках, поэтому обязательно нужно развиваться многогранно: и профессиональные навыки, и лидерские качества, и навыки презентации и т.д.

imageОлег Бунин, «Онтико»

Мне кажется, и именно этого подхода мы стараемся придерживаться в программах наших конференций, что о технологии интереснее всего узнавать из первых рук. То есть в идеале разработчик технологии и ее популяризатор — это один и тот же человек. Пример Константина Осипова или Алексея Миловидова показывает, каким вдохновением заряжает тот, кто рассказывает о своем детище. И навыки шоумена тут совсем не главные.

Хороший спикер рассказывает о своем уникальном опыте так, что слушатель сможет его применить в своей работе. Не боится говорить об ошибках и делится ответами на вопросы «зачем» и «как». И да, здорово, когда он умеет держаться на сцене и доносить информацию, но с этим мы научились эффективно помогать.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Поскольку сейчас мы говорим о digital-медиа, то автор должен быть многофункциональным. Он сам пишет текст, ищет фактуру, создает визуальное оформление, добавляет к тексту мультимедийные форматы. Поэтому умение работать со сложной мультимедийной медиа-средой — такое же требование к техническому автору, как грамотность и подкованность в теме, о которой он пишет.

Лучший автор для компании — это эксперт, который досконально разбирается в вопросе, но при этом умеет еще и подавать материал. Найти такого автора «на стороне» крайне сложно. Можно, например, обратиться в нашу контент-студию :)

Другой вариант — выращивать таких пишущих экспертов внутри компании. Это долгий путь, который потребует значительных усилий. В частности, надо будет научиться мотивировать авторов, сформировать у них писательские скилы, научиться выстраивать стратегию контент-маркетинга компании. Но мы готовы помогать компаниям на тех же семинарах и вебинарах.

Как написать хорошую статью: не слишком сложную, не слишком простую?


imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Главное — ориентироваться на аудиторию и существующий материал. Лучше не писать про то, о чем уже есть хороший материал, хватит ссылки. Самые простые статьи читает больше всего аудитории. Если нужна массовость, стоит брать самые простые из ранее не раскрытых тем. Исключение — если существующий материал подан плохо. Можно описать то же самое доступно, добавив ценности.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

В хорошем тексте нет воды. Если в тексте нет фактов, эту дыру не спрячешь за кучей лишних слов. А если есть факты, свежие мысли, открытия и польза для читателя, то половина дела, считайте, сделана. Останется только не зафакапить — думать надо о читателе, а не о себе.

Думаю, редакционные тексты в среднем чуть качественнее с точки зрения мелочей. Обычно их вычитывают, правят типографику с пунктуацией, подбирают иллюстрации. Такие тексты проще читать: не спотыкаешься о двойные пробелы, рассогласования, запятые, и все четко разбито на абзацы и главы. Поэтому, если у самостоятельного автора есть напарник, которого можно попросить прочитать материал перед публикацией, я советую так и поступать. Свежий взгляд на текст, который автору уже примелькался, — это всегда хорошо.

Сколько статей надо написать, чтобы почувствовать себя хорошим автором?

Может, покажется лукавством, но я искренне считаю, что по-настоящему хороший автор вслух о себе этого не скажет. Первый гонорар за текст я получил 17 лет назад, и мне до сих пор после каждого нового материала кажется, что можно намного лучше. Но это не значит, конечно, что продолжать не нужно. Повторение — это единственное, что лично мне придает уверенности. Но если кто-то по собственной воле говорит, что вы молодец, поблагодарите — скорее всего, что-то в ваших текстах есть.

imageИрина Лосева, шеф-редактор контент-студии Хабра

Проблема многих текстов — очень сложное изложение. На выходе получается крутая экспертиза в 10-слойной обертке, которую очень сложно читать и воспринимать. Для того, чтобы это исправить, есть проверенный лайфхак: попробуйте представить, что вы рассказываете об этом другу, за обедом. Или в кулуарах в кофе-брейке. «Вот смотри, есть такая история…» Если сложно представить, наговорите на диктофон, послушайте и запишите. Это поможет убрать сложность изложения, сделать текст понятным, а статью легкой и красивой.

Как популяризация технологий помогает развитию рынка?



imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

Так как я работаю в техническом университете, то вижу, что развитие технологий напрямую сказывается на образовании. Чем больше доверия у людей к технологическому развитию страны, чем больше они видят примеров, чем больше общественность интересуется разработками именно в России, тем больше они хотят быть частью этого процесса и вносить свой вклад. Мы это очень хорошо видим.

Два года назад был большой интерес к космической тематике: выходили разные фильмы, много статей, снова и снова рассказывали о наших космонавтах, в США эта тема тоже подогревалась. В этот год у нас был бум популярности космических специальностей, значительно увеличился конкурс и проходной балл.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Когда мы говорим о любом контенте, который исходит от бизнеса, мы говорим и о контент-маркетинге. Пока это относительно новый инструмент на рынке, поэтому немногие умеют с ним работать, а отсутствие навыков негативно сказывается на результатах. Поэтому появляются такие вопросы: зачем бизнесу популяризировать технологии. 

На самом деле при помощи контент-маркетинга можно решать массу разных бизнес-задач, от HR-бренда до продаж, при этом не нужно создавать никаких «продающих» текстов, рассчитанных на быструю коммуникацию. Наш опыт показывает, что в долгосрочной перспективе лучше всего работают материалы, которые создавались с учетом интересов и аудитории, и бизнеса. Поэтому компаниям выгодно поднимать технологические темы: они интересны читателям, характеризуют компанию с лучшей стороны, в конце концов, они развивают аудиторию, формируют ее. А это уже приводит к развитию отрасли в целом.

Как и зачем пишут технари?


imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Писательство — это систематизация своих знаний. Обратная связь от аудитории.
Помешать работе может входной барьер. Статья отнимет как минимум несколько часов. Механика написания статьи может быть неизвестной, оттого пугающей.

imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

Само написание научной работы — это точно не равно интересно и понятно. Потому что текстовый файл обычно делается по шаблону: ты должен написать заголовок, где и как применяется, технические характеристики и выводы. Самое интересное — это само проведение эксперимента, создание чертежей и выводы из полученных результатов.

Но рассказать об этом также захватывающе технарям сложно. У нас нет специальных предметов, которые обучал бы именно популяризировать науку через текст. И перед вузами не стоит такой задачи — обучать студентов на уровне, когда они только начинают знакомиться с наукой, уметь рассказывать об этом интересно даже непрофильному человеку. Но мне кажется, было бы отличной идеей ввести в курс гуманитарных предметов обучением такому скилу.

А если говорить глобально, я считаю, что технарь не должен сам писать интересно и понятно. Этим должны заниматься специальные люди, которые имеют журналистскую базу и разбираются в теме, чтобы рассказать об этом. Популяризатор — это отдельная профессия, связующее звено между ученым и обычным человеком. Сейчас как раз открываются такие специальности в некоторых гуманитарных вузах, и это здорово.

Что делать, если кажется, что читатель, студент или комментатор знает больше вас?



imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

Радоваться и понимать, что твоя жизнь еще не закончена и тебе много чему есть учиться. Технологии сегодня меняются очень быстро. Даже дети их осваивают быстрее, чем взрослые, просто потому что сейчас они рождаются уже в более технологичном мире. Это нормальная ситуация. Невозможно знать в мире все, это и не нужно. Те, кто сегодня становятся крутыми разработчиками, — это не те люди, которые имеют огромный багаж знаний, а те, кто знает, как именно разобраться в любом вопросе, если он возник. Этому способствует сильный фундамент, который в нашем университете  дается каждому студенту.

Допустим, студент подошел к тебе со статьей о какой-то новой разработке. Даже если профессор не знает о ней, то он разберется в этом вопросе и студенту поможет не только проглотить материал, но и оценить это ноу-хау с экспертной точки зрения.

Студенты дерзкие, любят экспериментировать — главное, чтобы их знания не оставались поверхностными, а расширялись. И желание познавать таинства науки никогда не угасало.

imageОлег Бунин, «Онтико»

Это нормально, у нас профессиональные конференции, и слушатель вполне может обладать более глубокой экспертизой в некоторой подобласти того, о чем говорит спикер. Но это не значит, что опыт спикера не будет полезен. Всегда можно взглянуть на известное под новым углом или найти новые грани. Да и спикеры выходят на сцену в том числе, чтобы получить фидбек — дополнения и замечания им только на пользу. Но если слушатель решит использовать свою экспертность, только чтобы самоутвердиться, и начнет неконструктивный диалог, вероятно модератор будет вынужден его свернуть.

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Вам повезло: удалось найти человека, у которого можно поучиться. Не упускайте шанс.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

Проверить, правда ли это. И если так, то, конечно, поблагодарить за уточнения и дополнить материал. Это же интернет, а не бумажный журнал, здесь после публикации жизнь текста только начинается.



Напоминаем: пообщаться с лучшими авторами, познакомиться с ними и, может быть, вместе поработать можно на нашем Хабрасеминаре, который пройдет 28 ноября в лофте «Среда». В зоне для авторов «Теплый, ламповый Хабр» соберутся победители конкурса, авторы статей, попавших в шорт-лист, наши друзья и партнеры. Это отличная возможность пообщаться с ними и понять, как лучше решать задачи контент-маркетинга. И это все — только дополнение к самому семинару, на котором будут и полезные доклады, и креативные задачи, и рабочие решения.

Скидка на очное участие доступна по промокоду хабрапост. Мы вас ждем!

Комментарии (8)


  1. vintage
    21.11.2019 16:18
    +1

    То чувство, когда узнал о конкурсе лишь из новости о его завершении.


    1. amartology
      21.11.2019 19:55

      А у меня несколько недель на главной постоянно в разных местах висел анонс.


      1. vintage
        21.11.2019 20:28

        А где он там был?


        1. Alexufo
          21.11.2019 23:15
          +1

          Он часто висит в рекомендуемых блоках. Но согласен, его следует оформлять вообще по другому и фиксировать в топе. Я в первый то тоже как-то случайно попал.


          1. vintage
            22.11.2019 11:29

            Я даже не знаю где эти блоки находятся. У меня баннерная слепота.


  1. Alexufo
    25.11.2019 12:21
    +1

    Вобщем, ребят, надо думать как посты эти фиксировать где-то. Я сейчас зашёл через рекомендуемые на главной, которые меняются. Другого способа а я не знаю. Может в панели юзера новым колокольчиком, может закреплять на неделю в ленте. Может новой надписью как раньше НЛО на главной писало. Сами видите как мало активности даже в комментариях


    1. Soboleva
      25.11.2019 13:48

      На конкурс не бывает много активности в комментариях, люди просто уходят на форму заявки.

      Закреплять точно надо. Да, уведомления на Хабре могли бы быть более очевидными. Техническая команда трудится над проблемой «колокольчиков».


    1. Soboleva
      25.11.2019 13:48

      НЛО очень быстро уходит с главной, как и посты.