За последние три года я проходил 3 больших многомесячных курса и ещё пачку курсов покороче. Потратил на них больше 300 000 ? и не достиг поставленных целей. Кажется, я набил достаточно шишек, чтобы сделать выводы и в последнем из курсов сделать всё как надо. Ну, и заодно написать об этом заметку.


Приведу список из курсов (отмечу, что все они — замечательные; итоговые результаты соответствуют приложенным мной усилиям):


  • 2017— годовой офлайн курс «Дизайн цифрового продукта» в Школе Дизайна ВШЭ. Цель — стать дизайнером. Итог — последнюю четверть полностью прогулял, диплом не сделал. Ноль собеседований, ноль офферов.
  • 2018 — отучился 7 месяцев в Школе Руководителей Бюро Горбунова. Цель — стать менеджером в команде дизайнеров. Итог — не смог найти команду для учебного проекта (потому что даже не пытался), в результате отчислился из-за неуспеваемости. Одно собеседование, ноль офферов.
  • 2019 — курс «Аналитик данных» в Яндекс.Практикуме. Цель — найти работу аналитиком и «войти в АйТи». Промежуточный итог за три недели до конца курса — два личных проекта по теме, дополнительные материалы прочитаны и категоризированы. Сделал три подхода к резюме, отправил полтора десятка откликов на вакансии, получил 5 ответов, прошёл два собеседования. Пока тоже ноль офферов.

Собрал методы и принципы, до которых я додумался за время обучения. Разбил по условным категориям: на все времена, до обучения, во время учёбы и после (поиск работы).


Метанавыки — те, что полезны в любом случае


Планирование времени и режим — когда именно заниматься обучением. «Слоты времени» — фиксированные промежутки времени для занятия; например, два часа утром перед работой. У меня сложился распорядок дня и есть т.н. «сильные часы» — время, когда мой котелок варит и я могу делать сложные вещи.


Понимание цели обучения. Если «просто так для себя» — то это в лучшем случае хобби, а в худшем — одна из форм прокрастинации. А если же стоит задача сменить профессию, то лучше её обозначить заранее.


Я часто в порыве записывался на 5 курсов на Coursera и проходил потом ноль из них. Следующий раз заходил на сайт через полгода, но только чтобы ещё раз записаться уже на 10 курсов.

Олег Юрьев — мой коллега по курсу Практикума — добавляет: «Ещё нужно иметь в себе силы отказаться от прохождения курса, который вам стал неинтересен, я потратил десятки часов на это дело, только из-за своего перфекционизма, якобы раз начал, то и закончить нужно». Не дайте невозвратным потерям утопить вас.


Начинать в понедельник. Звучит банально, но откладывать задачу по недельному спринту на пятницу — плохая идея. Даже начиная в понедельник, у меня часто получалось закончить работу только перед самым дедлайн. (См. бюрошный принцип «не впритык»)


Поиск в Гугл. Вопросы типа «как поменять цвет на графике» или «какой аргумент отвечает в функции за то-то». Здесь, кстати, пригодится знание английского — там больше ответов и выше шанс быстро найти нужный.


Слепая печать. Большую часть времени придется что-то писать: если делать это хотя бы на 10% быстрее, можно успеть посмотреть лишнюю серию ;-) Тренажёр для работы 10-15 минут в день.


Быстрые клавиши для работы с текстом. Часто приходится бегать курсором по простыне текста или кода. Быстрые клавиши помогают выбирать целые слова или строчки, перемещаться между словами. Статья на Лайфхакере.


Делать конспекты. Принцип пирамиды усвоения материала: прочитал > записал > обсудил > научил другого. Без конспектов получалось так: в начале материала «вот так вызывается функция, вот это параметры, вот синтаксис», потом ещё куча информации. Когда дело доходило до практики я открывал редактор кода… и шёл перечитывать теорию.


Предподготовка (за полгода-год до начала)


Английский язык — обязательный навык. Все передовые знания на английском. Непередовые — тоже на английском, хоть часть и переведена. И вся документация к программам тоже на английском. Не говоря уже о классных лекциях и подкастах.


Курс Learning how to Learn Барбары Окли на Coursera или её же книга «Думай как математик» (англ. Mind for Numbers). Или хотя бы конспект. Помогает понять базовые вещи о том, как работает мозг при обучении. Плюс дают хорошие практические советы на основе этих данных.


Финансовая подушка. 6 месячных зарплат (больше — лучше) на счету сильно пригодятся, когда придется нарабатывать первый опыт в новой профессии на младших позициях за 50 тысяч в месяц. (Серия заметок о подушке в Тинькофф—Журнале или выпуск про финансовую грамотность подкаста Podlodka)


Рекомендации для курса «Аналитик данных» Яндекс.Практикума


Это мой последний курс, и пока самый удачный с точки зрение моей активности, поэтому впечатления от него самые свежие.


До начала обучения


Предварительно пройти базовые курсы — сильно поможет в ходе учёбы думать о задании, а не об инструменте.



Если цель обучения — сменить работу, то поможет чит-код — снизить нагрузку на основной работе, чтобы больше времени уделять обучению. Не только на само обучение, но и изучение дополнительных материалов, просмотр лекций, делание личных проектов по профилю, хождение по митапам и собеседованиям.


«… я бы перешёл на текущей работе на парт–тайм, чтобы освободить время для обучения и пет–проекта» — из совета Ивана Замесина о том, как получить новую профессию

Во время обучения


Читать доки для библиотек. Каждый раз, когда я садился за написание кода, мне нужно было что-то смотреть в документации. Поэтому основные страницы оказались в закладках: Pandas (dataframes, series), datetime.


Не копировать код из теории. По максимуму писать все функции руками. Это поможет их запомнить и понять синтаксис языка. Потом пригодится.


Все доки не прочитаешь — нельзя выучить язык по словарю. Чтобы узнать полезные приёмы программирования помогает смотреть чужой код. А лучше пробовать повторить его и смотреть промежуточные результаты в каждой строке — так можно понять, что там вообще происходит и лучше запоминать.


Читать дополнительную литературу, которую дают в конце каждого урока. Это помогает глубже понять суть и наверняка пригодится в будущих темах (и на собеседованиях!). Сильно помогает повторить руками код из статей (если есть), даже если кажется, что там всё просто.


Делать свои проекты. Помогает закрепить теоретические знания и разобраться с материалом в реальных условиях — когда нет чёткого задания и примера из теории, который можно списать; приходится самому продумывать каждый шаг. Ещё показывает серьёзность намерений и работает на будущее портфолио.


Когда я прошёл свой первый курс по Python, я придумал себе проект и спарсил блог Ильи Бирмана: это помогло мне привыкнуть к синтаксису языка и понять, как работают библиотека BeautifulSoup и что можно делать с датафреймами в pandas. А когда в Практикуме мы потом прошли урок по визуализации, смог сделать отчёт с визуализацией.

Подписаться на профильные блоги, компании, каналы в Телеграме и ютуб, подкасты. Можно смотреть не только последние материалы, но и прошерстить архив в поисках знакомых слов или просто по самым популярным.


Выбрать режим и придерживаться его.


Делать перерывы в течение дня — здесь помогает техника Помодоро. Не тупить над одной задачей три дня — лучше сходить прогуляться, подышать воздухом и решение придёт само. Если нет — спросить коллег или наставника.


Делать перерывы в течение недели. Мозгу необходимо время, что усвоить полученный материал, в этом помогают перезагрузки — полностью отключиться на день-два от запойного поглощения новой информации. Например, на выходных. Обучение — это марафон, важно рассчитать силы, чтобы не сдохнуть на половине дистанции.


Спать! Здоровой и достаточный сон — основа хорошо работающего мозга.


Джим Коллинз проанализировал успехи выдающихся людей и вывел простой принцип — «двадцатимильный марш»:


Двадцатимильный марш подразумевает достижение определенных ориентиров за определенный срок — с величайшим упорством и постоянством, на протяжении долгого периода. Соблюдение этих принципов дается нелегко по двум причинам: трудно выполнять добровольные обязательства в тяжелые времена, еще труднее сдерживать свой темп, когда все обстоятельства благоприятствуют ускоренному продвижению.

Взаимодействия с преподавателями, кураторами и сокурсниками


Когда возник вопрос по пройденному материалу, то теребить кураторов, наставников, деканат. Преподаватель — это такой же инструмент передачи знаний, как и страницы с теорией или тренажёр с кодом.


Обычно к консультации трудно вспомнить, что было трудно по по ходу прохождения курса, поэтому рекомендую записывать вопросы сразу как только они появились. Ну и в целом полезно ходить на консультации.


Быстрее отправлять результат на проверку — так можно успеть провести больше итераций для его улучшения.


«Стараться в каждом проекте реализовывать какие-либо свои микроцели. Например, отказаться от циклов, после использовать list comprehension, затем methods chaining, чтобы чувствовать свой прогресс. Если есть желание сделать больше чем требуется в проекте, надо делать, но в отдельном ноутбуке, можно вставить ссылкой в основную работу или выслать наставнику, узнать что он думает по этому поводу.» — добавляет сокурсник Олег Юрьев

Работать от простого к сложному. Чтобы написать сложную функцию или многоступенчатую обработку данных, лучше начать с чего-то простого и постепенно усложнять.


Главное — это люди вокруг: сокурсники, кураторы, наставники, сотрудники Практикума. Если вы все вместе оказались в одном месте, большой шанс, что у вас похожий путь и общие ценности. Они также ценят образование и стремятся развиваться. А через полгода они будут вашими коллегами в новой специальности. Всем трудно общаться (особенно по началу), но преодоление этой преграды того стоит.


Поиск работы


Если цель обучения — сменить работу, то сто?ит начать пораньше. Процесс в среднем занимает несколько месяцев. Чтобы найти работу к концу курса, надо начинать уже в середине. А если у вас уже есть какой-то релевантный опыт, то можно начинать уже в начале.


Смотреть открытые вакансии, чтобы понимать, что нужно рынку: каких людей ищут, какие требования к навыкам, какой стэк инструментов. И сколько им готовы платить!


Откликаться, делать тестовые и проходить собеседования — после каждого следующего будет чуток меняется мировоззрение. Ещё это помогает понять, какого материала не хватает в обучении. Например, во многих вакансиях спрашивают SQL и на тестовых заданиях проверяют его знание, а в Практикуме его давали не так много, в отличие от Python.


Писать людям за советом (или просто спасибо). Лекторам на конференция, авторам блогов и подкастов, просто крутым ребятам, за которыми следишь.


Посещать тематические офлайн мероприятия, чтобы задать свои вопросы вживую. Помните, что лекции с мероприятий можно посмотреть и на Youtube, а на сами мероприятия приходят за общением и нетворкингом.


Буду рад любой обратной связи и особенно советам, как начинающему аналитику развиваться в новой профессии.


Спасибо Олегу Юрьеву и Дарье Гришко за поддержку, советы и их жизненный опыт.

Комментарии (19)


  1. alexesDev
    25.11.2019 17:41
    -4

    ноль офферов

    Ответьте сами себе "какой профит я могу принести бизнесу?" Если будет ответ, то будут и офферы


    ИМХО единственный правильный способ что-то быстро выучить — положить болт на сон, семью, друзей и другие развлечения. Не готовы? Значит вам это просто не нужно и тут ничего не поможет.


    1. DiSur
      25.11.2019 17:59
      +6

      Но только не на сон, отдохнувший мозг лучше воспринимает инфу.


      1. alexesDev
        25.11.2019 20:16
        -1

        Как скажите. Главное не говорить себе постоянно «сейчас посплю и пойдёт лучше», а на деле это просто ещё один вариант прокрастинации.


        1. Neikist
          25.11.2019 20:32
          +3

          Да не, питание и сон действительно важны. Я замечал сильное падение работоспособности и когнитивных способностей при сне меньше 6-7 часов в сутки и недоедании (или ни разу не сбалансированном питании).


          1. alexesDev
            25.11.2019 21:01
            -2

            Я примерно 2 года сплю 5-6ч. Если спать 8, то разницы нет, кроме 2-3 потерянных часов. Думаю дело привычки, хотя много кто обещает паркинсон после такого.


          1. alexesDev
            25.11.2019 21:07
            -2

            Думаю можно согласиться, на том, что важен баланс. Главное не прикрываться сном, когда идёшь к цели.


    1. deech Автор
      25.11.2019 19:59

      Согласен, хардкорный вариант всегда доступен. Но есть и альтернатива — например, договориться с семьёй. Если цель действительно важна и условия её достижения ясны, близкие могут поддержать. Например, как автор статьи Как стать датасайнтистом, если тебе за 40 и ты не программист


    1. chuikoffru
      26.11.2019 11:59
      +1

      Эмоциональное выгорание вам ещё не знакомо? При таком подходе, скорее всего, очень скоро познакомитесь.


      1. alexesDev
        26.11.2019 13:50

        У меня 10 лет опыта работы. Знакомо. Четверть года уходит на выгоревшее состояние, из которого половина покрывается отпуском.


  1. lgorSL
    25.11.2019 19:11
    +3

    Принципиально не записывался на платные курсы. На бесплатные иногда записывался, где-то половину из них прошёл до конца. Никогда не смотрел на курсы как самодостаточную вещь, на них можно получить какое-то видение происходящего и общепринятых подходов в теме, но не более того.
    Реально полезный опыт приносили свои пет-проекты типа написания игр, парсеров, ботов, обучения нейронок на распознавание котиков/собачек и т.п. — когда никуда не торопишься и в удобном темпе можешь разобраться в интересующей теме сколь угодно глубоко.


    1. deech Автор
      25.11.2019 20:01

      Полностью согласен про пет-проекты — самое лучшее обучение идёт на них. Если достаточно знаний, мотивации и организованности, то никакие платные курсы не нужны)


  1. lovermann
    25.11.2019 20:39
    +2

    Как можно в одной статье говорить о важности владения английским, навыком слепой печати и тут же писать о пройденном курсе на английском и вообще умении гуглить, не понимаю. Сложилось впечатление, что автор не очень уверенно владеет хотя бы одним навыком, потому что писать о «само-собой-разумееющемся» на фоне специализированных вещей выглядит по меньшей мере странно.


    1. deech Автор
      26.11.2019 05:37

      Автор не очень уверенно обладает всеми перечисленными навыками, а многими другими — ещё хуже. А про третьи — вообще ещё даже и не слышал. Именно поэтому каждый день он уделяет время на самообразование.


  1. Marnin
    26.11.2019 05:31
    -1

    Расскажите подробнее о Школе руководителей. Как там? Что нравится, что не нравится? Порекомендовали бы это другим?
    Я учусь в Школе редакторов, интересно сравнить впечатления


    1. deech Автор
      26.11.2019 05:42
      -1

      принципиально эти школы ничем не отличаются, кроме двух дополнительных курсов. Самая весёлая как раз школа редакторов — там всегда присутствовал сам Ильяхов и постоянно наводил какую-то движуху: то конкурс придумает, то проведёт вебинар с разбором работ. В двух других школах нет такого «отца».


      1. Marnin
        26.11.2019 05:47
        -1

        Он крутой, да. И лекции у него самые понятные, хорошо выстроенные. В этом году он их обновил. И еще мне курс по интерфейсам нравится.

        А с точки зрения итоговой пользы как вам учёба?


        1. deech Автор
          26.11.2019 06:27
          -1

          Там дают хорошую базу по всем основным направлениям. Некоторые вещи, которые там преподают, до меня доходят только сейчас — спустя два года. Как говорят, хорошо «ставит мозги на место».

          Для меня было большой новинкой работать с арт-директором и пытаться ему сдать свой проект — понял, что это вообще отдельный навык.

          В общем и целом, я рад, что пошёл туда и прошёл (сколько смог).


  1. A114n
    26.11.2019 11:49

    Яндекс.Практикум довольно сильно огорчил меня, когда я попытался с его помощью изучать Питон. Там есть неплохие советы по Pandas, но они совершенно не структурированы. А когда я добрался до Jupiter Notebook, оказалось что эта часть курсов у них вообще работает не во всех браузерах.


  1. Xunit
    27.11.2019 15:22

    Спасибо за статью, учту при построении плана обучения