Изображение: Unsplash

При работе с почтовыми рассылками могут возникать неожиданности. Распространенная ситуация: все отлично работало, но вдруг открываемость писем резко упала, а постмастеры почтовых систем стали сигнализировать о том, что ваши рассылки в «Спаме».

Что делать в такой ситуации и как выйти из «Спама»?

Шаг #1. Проверка на соответствие ряду критериев


Прежде всего необходимо провести базовую оценку рассылок: возможно, в них действительно не всё так гладко, что дает почтовым сервисам основание поместить их в «Спам». В этой статье мы перечислили основные факторы, которые следует проработать при старте рассылок, чтобы минимизировать вероятность попадания в «Спам».

Если с техническими параметрами рассылок, контентом и прочими базовыми вещами всё хорошо, но письма по-прежнему в «Спаме», пора переходить к активным действиям.

Шаг #2. Анализ логики спам-фильтров + проверка FBL-отчетов


На первом шаге необходимо понять природу попадания в «Спам». Возможно, у некоторых подписчиков срабатывают индивидуальные спам-фильтры. Алгоритмы почтовых систем анализируют то, как пользователи взаимодействуют с похожими сообщениями.

Если человек ранее отправлял письма, похожие на ваши, в папку «Спам», то и ваша рассылка может оказаться там же. В таком случае проблема есть, однако она не столь серьезна, как если бы весь ваш домен попал в список недоверенных.

Проверить масштаб проблемы просто: нужно отправить письмо на свои собственные ящики в тех почтовых сервисах, пользователи которых перестали открывать сообщения. Если письма, отправленные самим себе, проходят, то вы имеете дело с индивидуальными спам-фильтрами.

Обойти их можно так: попробовать связаться с пользователями по другим каналам и объяснить, как переместить письмо из «Спама» во «Входящие», добавив ваш обратный e-mail в адресную книгу. Тогда следующие сообщения уже будут проходить без проблем.

Также необходимо помнить про отчеты Feedback Loop (FBL). Этот инструмент позволяет узнавать, что кто-то поместил ваши письма в «Спам». Важно сразу удалять таких подписчиков из базы и более ничего им не отправлять, как и всем тем, кто перешел по ссылке отписки. Сервисы рассылок автоматически обрабатывают FBL-отчеты от почтовых провайдеров, которые их предоставляют, например, их присылает mail.ru. Но проблема в том, что некоторые почтовые службы, в т.ч., например, Gmail и «Яндекс», их не присылают, так что чистить базу от таких подписчиков придется самостоятельно. О том, как это сделать, поговорим ниже.

Шаг #3. Очистка базы


В каждой базе есть подписчики, которые получают рассылки, но в течение продолжительного времени их не открывают. В том числе и потому, что они когда-то отправили их в «Спам». С такими подписчиками нужно прощаться. Это позволит не только снизить размер базы и сэкономить на ее обслуживании (оплата услуг сервисов рассылки и т. п.), но и повысить репутацию домена и избавиться от спам-ловушек почтовых провайдеров.

В сервисе DashaMail есть функция для удаления неактивных подписчиков вручную:

image

Для начала хватит и этого, но на будущее лучше прописать правила, в соответствии с которыми система сможет распознавать неактивных подписчиков и удалять их в автоматическом режиме. Кроме того, для них можно также настроить реактивационную авторассылку – когда перед окончательным перемещением в список неактивных подписчику отправляется сообщение с суперцепляющей темой. Если не сработает и это, то подписчик, скорее всего, уже не видит ваших писем и его лучше удалить из базы.

Шаг #4. Рассылка по самому активному сегменту базы подписчиков


В любой базе рассылок есть пользователи, которые открывают письма от случая к случаю и/или не особо реагируют на них, а есть и те, кому контент интересен, они открывают рассылки и переходят по ссылкам. Для того чтобы повысить репутацию рассылок при возникновении проблем с доставляемостью, стоит какое-то время поработать именно с такими пользователями.

Они открывали ваши письма ранее, явно заинтересованы в контенте, поэтому шанс, что письмо у них попадет во «Входящие», будет выше.

Чтобы выделить активных подписчиков в отдельный сегмент, можно использовать рейтинги активности DashaMail. Изначально все подписчики получают 2 звезды в рейтинге. Далее количество звезд изменяется в зависимости от активности подписчика в рассылках.

Пример рейтинга подписчиков в DashaMail:



Отправьте одно-два письма только тем, чей рейтинг активности составляет 4 звезды и выше, даже если сегмент получится небольшой. Велика вероятность, что после такой рассылки доставляемость сообщений и почтовая репутация повысятся. Но это, тем не менее, не отменяет необходимости очистки базы от неактивных подписчиков.

Шаг #5. Обращение в службу поддержки почтовой службы


Если вы проделали все описанные выше шаги и уверены в качестве своих рассылок, но письма все равно попадают в «Спам», то остается лишь один вариант: обращение в службу поддержки почтового сервиса.

Составлять обращение следует грамотно. Лучше обойтись без эмоций и аргументированно описать свою позицию, предоставив соответствующие данные. В общем случае вам нужно будет рассказать о бизнесе, описать способы сбора базы подписчиков, прикрепить копию попавшего в «Спам» письма в формате EML. Если у вас настроены постмастеры почтовых систем, то можно приложить скриншот, доказывающий, что письмо действительно попало в «Спам».

Также понадобятся данные по конкретному письму, судьба которого вас интересует. Чтобы выгрузить письмо в формате EML, вам как раз и пригодятся собственные ящики в нужных почтовых системах. Например, вот как можно скачать EML-версию письма в «Яндекс.Почте»:



Вот, как выглядит EML-версия письма:



Также стоит обратиться в используемый вами сервис рассылки и запросить логи по конкретному e-mail. Когда вы собрали все данные и подготовили письмо, его нужно отправить. Вот куда нужно писать:


После этого остается только ждать ответа и быть готовым предоставить дополнительную информацию и ответить на вопросы.

Заключение: чек-лист по выходу из «Спама»


В завершение еще раз пройдемся по шагам, которые необходимо проделать, чтобы получить шанс на выход из «Спама»:

  • Проверьте технические настройки и применение лучших практик. Проверьте репутацию домена, настройку DKIM, SPF и других важных параметров. Если не использовали double opt-in при сборе базы, то обязательно внедрите.
  • Настройте постмастеры почтовых систем. Так вы получите возможность мониторить состояние своих рассылок.
  • Анализируйте вовлеченность и следите за гигиеной базы, вовремя проводите очистку. Тестируйте различные форматы контента, отбирайте то, что работает лучше, не пишите тем, кому это не интересно.
  • Если вы в «Спаме» – сначала всё проанализируйте и соберите как можно больше данных. Поймите, насколько масштабна проблема, какие почтовые сервисы она охватывает, протестируйте рассылку на своих ящиках и выгрузите логи и EML-версию сообщения.
  • Грамотно общайтесь со службой поддержки провайдера. Коммуникация со специалистами поддержки очень важна. Нужно без агрессии, спокойно и аргументированно, по пунктам доказать, что вы не спамите людей, а отправляете полезный контент, на который они подписались и который представляет ценность для получателя.

Чтобы быть в курсе современных тенденций email-маркетинга в России, получать полезные лайфхаки и наши материалы – подписывайтесь на страницу DashaMail в Facebook и читайте наш блог.

Комментарии (7)


  1. ncr
    04.12.2019 14:26
    +1

    Обойти их можно так: попробовать связаться с пользователями по другим каналам и объяснить, как переместить письмо из «Спама» во «Входящие», добавив ваш обратный e-mail в адресную книгу.

    Если не подписывать пользователей на рассылку без их ведома, не прятать настойки подписки в дебрях интерфейса и отписывать по первому требованию, сразу и навсегда — возможно, вас перестанут добавлять в спам.


    1. vilgeforce
      04.12.2019 14:39
      +1

      Это что, после пометки спамом очередного письма, которое я не просил, мне звонить и в мессенджеры писать начнут? :-D


      1. vp7
        04.12.2019 18:41
        +2

        Похоже на то.
        Сначала голосовой звонок "Иванов, ты почему наше письмо пометил как спам? Нам рассылку теперь заблокировали. Ты хоть понимаешь, что своим действием ты нанёс репутационный вред нашей компании и мы будем вынуждены подать на тебя в суд, если ты срочно не переместить нашу рассылку из 'спам' во 'входящие' и не начнёшь покупать у нас товары !!!" (с) эффективные менеджеры из этой статьи


  1. CoolCmd
    04.12.2019 16:58

    сбербанку на заметку


  1. mmMike
    05.12.2019 05:40
    +1

    Ненавижу спамеров.
    Им особое место в аду приготовлено.


    А автор то, наверное, еще и гордится своей работой...


  1. Newm
    05.12.2019 07:21

    Ну, что вы накинулись на автора. Я, например, стал более спокоен после его статьи.

    Теперь я уверен, что не зря специально захожу в яндекс, когда в мой почтовый клиент проскочило спам-письмо, чтобы в вебинтерфейсе кликнуть и пометить письмо как спамерское. Теперь у меня есть больше уверенности, что таким образом я помогаю другим пользователям яндекса избавиться от спама, и надеюсь, что кто-то другой поступает также, избавляя от спама меня.


  1. Temmokan
    05.12.2019 08:32

    Полно тонкостей, помимо всех этих традиционных плясок с SPF/DKIM/DMARC и что там ещё изобретут.

    Например, годами не мог «вытащить» из спама GMail домен, вообще не участвующий ни в каких рассылках (при этом вся аутентификация настроена). На форумах поддержки GMail мне скармливали стандартные советы (настройте аутентификацию, проверяйте содержимое писем, не рассылайте тем, кто не читает и пр.), даже не обращая внимания на основной аргумент: домен вообще не участвует ни в каких рассылках — так какого лешего GMail его блокирует?

    Приходилось советовать всем адресатам, использующим Google Apps/Google Mail вносить домен в белые списки (фильтры) вручную.

    После этого я скептически отношусь к универсальным советам в этой области. Учитывая, что полно обратных примеров — абы как абы кем настроенные почтовые уведомления (с несуществующего домена, без аутентификации и т.д.) от всяких там logwatch приходили исправно и никогда не блокировались.