Изображение: Unsplash
При работе с почтовыми рассылками могут возникать неожиданности. Распространенная ситуация: все отлично работало, но вдруг открываемость писем резко упала, а постмастеры почтовых систем стали сигнализировать о том, что ваши рассылки в «Спаме».
Что делать в такой ситуации и как выйти из «Спама»?
Шаг #1. Проверка на соответствие ряду критериев
Прежде всего необходимо провести базовую оценку рассылок: возможно, в них действительно не всё так гладко, что дает почтовым сервисам основание поместить их в «Спам». В этой статье мы перечислили основные факторы, которые следует проработать при старте рассылок, чтобы минимизировать вероятность попадания в «Спам».
Если с техническими параметрами рассылок, контентом и прочими базовыми вещами всё хорошо, но письма по-прежнему в «Спаме», пора переходить к активным действиям.
Шаг #2. Анализ логики спам-фильтров + проверка FBL-отчетов
На первом шаге необходимо понять природу попадания в «Спам». Возможно, у некоторых подписчиков срабатывают индивидуальные спам-фильтры. Алгоритмы почтовых систем анализируют то, как пользователи взаимодействуют с похожими сообщениями.
Если человек ранее отправлял письма, похожие на ваши, в папку «Спам», то и ваша рассылка может оказаться там же. В таком случае проблема есть, однако она не столь серьезна, как если бы весь ваш домен попал в список недоверенных.
Проверить масштаб проблемы просто: нужно отправить письмо на свои собственные ящики в тех почтовых сервисах, пользователи которых перестали открывать сообщения. Если письма, отправленные самим себе, проходят, то вы имеете дело с индивидуальными спам-фильтрами.
Обойти их можно так: попробовать связаться с пользователями по другим каналам и объяснить, как переместить письмо из «Спама» во «Входящие», добавив ваш обратный e-mail в адресную книгу. Тогда следующие сообщения уже будут проходить без проблем.
Также необходимо помнить про отчеты Feedback Loop (FBL). Этот инструмент позволяет узнавать, что кто-то поместил ваши письма в «Спам». Важно сразу удалять таких подписчиков из базы и более ничего им не отправлять, как и всем тем, кто перешел по ссылке отписки. Сервисы рассылок автоматически обрабатывают FBL-отчеты от почтовых провайдеров, которые их предоставляют, например, их присылает mail.ru. Но проблема в том, что некоторые почтовые службы, в т.ч., например, Gmail и «Яндекс», их не присылают, так что чистить базу от таких подписчиков придется самостоятельно. О том, как это сделать, поговорим ниже.
Шаг #3. Очистка базы
В каждой базе есть подписчики, которые получают рассылки, но в течение продолжительного времени их не открывают. В том числе и потому, что они когда-то отправили их в «Спам». С такими подписчиками нужно прощаться. Это позволит не только снизить размер базы и сэкономить на ее обслуживании (оплата услуг сервисов рассылки и т. п.), но и повысить репутацию домена и избавиться от спам-ловушек почтовых провайдеров.
В сервисе DashaMail есть функция для удаления неактивных подписчиков вручную:
Для начала хватит и этого, но на будущее лучше прописать правила, в соответствии с которыми система сможет распознавать неактивных подписчиков и удалять их в автоматическом режиме. Кроме того, для них можно также настроить реактивационную авторассылку – когда перед окончательным перемещением в список неактивных подписчику отправляется сообщение с суперцепляющей темой. Если не сработает и это, то подписчик, скорее всего, уже не видит ваших писем и его лучше удалить из базы.
Шаг #4. Рассылка по самому активному сегменту базы подписчиков
В любой базе рассылок есть пользователи, которые открывают письма от случая к случаю и/или не особо реагируют на них, а есть и те, кому контент интересен, они открывают рассылки и переходят по ссылкам. Для того чтобы повысить репутацию рассылок при возникновении проблем с доставляемостью, стоит какое-то время поработать именно с такими пользователями.
Они открывали ваши письма ранее, явно заинтересованы в контенте, поэтому шанс, что письмо у них попадет во «Входящие», будет выше.
Чтобы выделить активных подписчиков в отдельный сегмент, можно использовать рейтинги активности DashaMail. Изначально все подписчики получают 2 звезды в рейтинге. Далее количество звезд изменяется в зависимости от активности подписчика в рассылках.
Пример рейтинга подписчиков в DashaMail:
Отправьте одно-два письма только тем, чей рейтинг активности составляет 4 звезды и выше, даже если сегмент получится небольшой. Велика вероятность, что после такой рассылки доставляемость сообщений и почтовая репутация повысятся. Но это, тем не менее, не отменяет необходимости очистки базы от неактивных подписчиков.
Шаг #5. Обращение в службу поддержки почтовой службы
Если вы проделали все описанные выше шаги и уверены в качестве своих рассылок, но письма все равно попадают в «Спам», то остается лишь один вариант: обращение в службу поддержки почтового сервиса.
Составлять обращение следует грамотно. Лучше обойтись без эмоций и аргументированно описать свою позицию, предоставив соответствующие данные. В общем случае вам нужно будет рассказать о бизнесе, описать способы сбора базы подписчиков, прикрепить копию попавшего в «Спам» письма в формате EML. Если у вас настроены постмастеры почтовых систем, то можно приложить скриншот, доказывающий, что письмо действительно попало в «Спам».
Также понадобятся данные по конкретному письму, судьба которого вас интересует. Чтобы выгрузить письмо в формате EML, вам как раз и пригодятся собственные ящики в нужных почтовых системах. Например, вот как можно скачать EML-версию письма в «Яндекс.Почте»:
Вот, как выглядит EML-версия письма:
Также стоит обратиться в используемый вами сервис рассылки и запросить логи по конкретному e-mail. Когда вы собрали все данные и подготовили письмо, его нужно отправить. Вот куда нужно писать:
После этого остается только ждать ответа и быть готовым предоставить дополнительную информацию и ответить на вопросы.
Заключение: чек-лист по выходу из «Спама»
В завершение еще раз пройдемся по шагам, которые необходимо проделать, чтобы получить шанс на выход из «Спама»:
- Проверьте технические настройки и применение лучших практик. Проверьте репутацию домена, настройку DKIM, SPF и других важных параметров. Если не использовали double opt-in при сборе базы, то обязательно внедрите.
- Настройте постмастеры почтовых систем. Так вы получите возможность мониторить состояние своих рассылок.
- Анализируйте вовлеченность и следите за гигиеной базы, вовремя проводите очистку. Тестируйте различные форматы контента, отбирайте то, что работает лучше, не пишите тем, кому это не интересно.
- Если вы в «Спаме» – сначала всё проанализируйте и соберите как можно больше данных. Поймите, насколько масштабна проблема, какие почтовые сервисы она охватывает, протестируйте рассылку на своих ящиках и выгрузите логи и EML-версию сообщения.
- Грамотно общайтесь со службой поддержки провайдера. Коммуникация со специалистами поддержки очень важна. Нужно без агрессии, спокойно и аргументированно, по пунктам доказать, что вы не спамите людей, а отправляете полезный контент, на который они подписались и который представляет ценность для получателя.
Чтобы быть в курсе современных тенденций email-маркетинга в России, получать полезные лайфхаки и наши материалы – подписывайтесь на страницу DashaMail в Facebook и читайте наш блог.
Комментарии (7)
mmMike
05.12.2019 05:40+1Ненавижу спамеров.
Им особое место в аду приготовлено.
А автор то, наверное, еще и гордится своей работой...
Newm
05.12.2019 07:21Ну, что вы накинулись на автора. Я, например, стал более спокоен после его статьи.
Теперь я уверен, что не зря специально захожу в яндекс, когда в мой почтовый клиент проскочило спам-письмо, чтобы в вебинтерфейсе кликнуть и пометить письмо как спамерское. Теперь у меня есть больше уверенности, что таким образом я помогаю другим пользователям яндекса избавиться от спама, и надеюсь, что кто-то другой поступает также, избавляя от спама меня.
Temmokan
05.12.2019 08:32Полно тонкостей, помимо всех этих традиционных плясок с SPF/DKIM/DMARC и что там ещё изобретут.
Например, годами не мог «вытащить» из спама GMail домен, вообще не участвующий ни в каких рассылках (при этом вся аутентификация настроена). На форумах поддержки GMail мне скармливали стандартные советы (настройте аутентификацию, проверяйте содержимое писем, не рассылайте тем, кто не читает и пр.), даже не обращая внимания на основной аргумент: домен вообще не участвует ни в каких рассылках — так какого лешего GMail его блокирует?
Приходилось советовать всем адресатам, использующим Google Apps/Google Mail вносить домен в белые списки (фильтры) вручную.
После этого я скептически отношусь к универсальным советам в этой области. Учитывая, что полно обратных примеров — абы как абы кем настроенные почтовые уведомления (с несуществующего домена, без аутентификации и т.д.) от всяких там logwatch приходили исправно и никогда не блокировались.
ncr
Если не подписывать пользователей на рассылку без их ведома, не прятать настойки подписки в дебрях интерфейса и отписывать по первому требованию, сразу и навсегда — возможно, вас перестанут добавлять в спам.
vilgeforce
Это что, после пометки спамом очередного письма, которое я не просил, мне звонить и в мессенджеры писать начнут? :-D
vp7
Похоже на то.
Сначала голосовой звонок "Иванов, ты почему наше письмо пометил как спам? Нам рассылку теперь заблокировали. Ты хоть понимаешь, что своим действием ты нанёс репутационный вред нашей компании и мы будем вынуждены подать на тебя в суд, если ты срочно не переместить нашу рассылку из 'спам' во 'входящие' и не начнёшь покупать у нас товары !!!" (с) эффективные менеджеры из этой статьи