Тестирование новой системы началось с 9 декабря и пройдет на четырех станциях метро до конца сентября следующего года. На текущий момент целью стоит установка турникетов с распознаванием лица на всех 133 станциях префектуры к концу 2024 года, до начала Всемирной Выстаки в Осаке в 2025 году.

Для опробывания системы привлечены 1200 работников транспортной компании. Согласно описанию, турникет распознает особенности структуры лицы пассажира, и затем отправляет эти данные на центральный сервер компании для сравнения с предподготовленной базой. В тестировании соревнуются решения от четырех различных фирм: Omron Social Solutions Co., Takamisawa Cybernetics Co., Toshiba Infrastructure Systems & Solutions Corp. и Nippon Signal Co.

Osaka Metro стала первой железнодорожной компанией в Японии, внедрившей турникеты, использующие технологию распознавания лиц пассажиров. “Мы хотим избавиться от необходимости использования для проезда билетов и смарт-карт, и адаптировать высокие технологии для удобства наших пассажиров. Уверены, что это оценят, например, люди старшего возраста, пассажиры с крупным багажом и колясками.” — говорят представители компании.

На данном этапе технология не позволяет идентифицировать пассажиров со скрытыми частями лица (солнечные очки, медицинские маски, etc.). Согласно утверждению компании, даже после оснащения новыми турникетами всех станций метро, возможность использовать традиционные способы для прохождения турникетов планируется сохранить.

Подобная технология уже была представлена в марте этого года в метро города Шеньчжень, Китай. Тогда было объявлено о тестировании системы на одной станции, в реализации проекта использовались 5G и AI наработки от Huawei.

Комментарии (28)


  1. Volkerball
    15.12.2019 20:51
    +2

    Демонстрация пока не впечатляет конечно. Слишком медленно. Да и наверняка японцы не будут в восторге от необходимости регистрировать биометрию.

    В этом плане проект JR East выглядит как-то лучше: сделать Mobile Suica на телефонах действительно бесконтактными через сочетание UWB и синезуба. Тем более 11 айфон уже поддерживает UWB, андроидофоны тоже думаю подтянутся. Правда интересно как они решат проблему авторизации платежа. Хотелось бы, конечно, чтобы перестали плодить зоопарк технологий. Ибо с Felica уже это проходили, что привело Японию, первопроходца по внедрению бесконтактных мобильных платежей, к запаздыванию по сравнению с остальными странами.


  1. Caracat
    15.12.2019 21:07

    Интересно, когда произойдет первое преступление с использованием 3d-маски, имитирующей другое лицо.


    1. tester12
      15.12.2019 21:23

      Это легко решается анализом пульса: youtu.be/ONZcjs1Pjmk?t=92

      Кроме того, можно учитывать рост, вес, особенности походки, отпечатки пальцев…


      1. beeruser
        16.12.2019 04:11

        Не слишком сложно что-бы пройти в метро?
        Если ваша цель именно в этом, конечно.


        1. tester12
          16.12.2019 07:51

          А использовать карты с беспроводными чипами — это не слишком сложно? Может быть, достаточно жетонов? Или монет?


          1. adictive_max
            16.12.2019 09:49
            +1

            Оплачивать проезд напрямую деньгами — самый неудобный вариант, нужно постоянно следить чтобы у тебя были монеты нужных номиналов и в нужном количестве, и запихивать их в автомат долго.
            По сравнению с жетонами, для клиента выигрыш не особо большой, таскать пару жетонов не такая уж и проблема, а вот для первозчика отсутствие необходимости возиться с жетоно-приёмниками, содержать сеть по продаже жетонов, выпускать и обновлять сами жетоны — это огромная экономия.
            Если проезд строго равен номиналу одной монеты, то это сочетает плюсы и жетонов и налички, но такое даже при гос-плановой экономике скорее будет совпадением, так что рассчитывать на это не стоит.

            Так и получается, что карты с беспроводными чипами избавляют от необходимости возиться с материальными носителями, и снимают гору головной боли как с пассажира, так и с перевозчика.
            Биометрическая же идентификация, по сравнению с картами — гораздо более затратная и менее надёжная, и не даёт каких-то особых преимуществ ни клиенту (мобильник и так всегда с собой) ни перевозчику (инфраструктурные затраты не уменьшаются). Ну, кроме того, что эту глубоко-персонализованную базу перемещений каждого человека в городе можно кому-нибудь выгодно продать.


          1. beeruser
            16.12.2019 21:36

            Нет. Карта это оптимальный вариант. Я не ношу с собой мелочи и прочего.
            Карту можно передать любому другому, а с лицом так не получится.
            Что дальше? Сейчас вы предлагаете использовать анализ походки и отпечатки пальцев для прохода в метро. Потом захотите экспресс-тест ДНК?


            1. tester12
              16.12.2019 22:21

              Я не предлагаю, а просто размышляю.

              Карту можно передать другому, но иногда это — недостаток. Можно воспользоваться чужой льготной картой (пенсионной, студенческой), а реальным льготникам приходится носить с собой документ, подтверждающий льготу.

              Биометрия решит эти проблемы (но, конечно, создаст новые проблемы, многие из которых сейчас трудно предугадать).


  1. pyur
    15.12.2019 22:53
    +4

    а если false positive? покатаешься за чужой счёт? или кто-то покатается за твой счёт.


  1. e_fail
    15.12.2019 23:48
    +4

    С учётом того, что сейчас у каждого в кармане гаджет (а то и не один) с букетом беспроводных интерфейсов, не очень понятно, зачем продвигать не очень-то надёжное решение в качестве основного. Вот как запасной вариант — было бы действительно удобно: забыл мобилу дома — спокойно идёшь в выделенный турникет, а не в кассу за билетом на одну поездку по конской цене.


    1. svosin
      16.12.2019 00:09
      +2

      не очень понятно, зачем продвигать не очень-то надёжное решение в качестве основного

      «Зачем» как раз-таки вполне понятно: насобирать биометрии, чтобы потом использовать в системах видеонаблюдения.


      1. Oplkill
        16.12.2019 01:10

        а зачем, если можно понатыкать считывателей телефонов и всё, вот тебе и защита от масок


        1. vladkorotnev
          16.12.2019 03:54
          +1

          Телефон-то можно и дома оставить, а маску не оставлять


  1. forgot10
    16.12.2019 00:43
    +1

    Пользовался такой системой весной в парке развлечений. В принципе в контексте «ходить налегке, без билета и не боятся что что-то выпадет на американских горках» — нормально. В метро пожалуй я не вижу смысла. Без гаджетов действительно никуда никто не ходит и карточка/nfc есть в 99.9 случаях, а на распознавание иногда надо позировать на камеру. Мало того что не очень то и приятно, так ещё и явно медленней проездного.


    1. tcapb1
      16.12.2019 02:41

      То, что медленнее — это вопрос времени. Гаджеты есть в 99% случаях, однако гаджет может сесть, гаджет может сломаться, гаджет можно забыть. Я много раз не мог уехать на такси например вечером из бара из-за того, что мой телефон садился. А при повсеместном распространении оплаты через распознавание лиц карточку с собой можно не брать.

      Это не просто минус одно действие (достать карточку, приложить, положить обратно), это другой экспириенс. Вы садитесь в метро, заходите в магазин или ресторан, и ни на каком этапе вам не нужно ничего доставать. Система сама спишет с вас деньги, рассчитает персональную скидку, проверит бронировали ли вы место в ресторан, или покупали ли вы билет на этот концерт.

      В перспективе это сделает ненужным ношение с собой банковских карт, билетов, документов.

      А по поводу сбора биометрии… удобство побеждает потенциальные риски в плане безопасности. Так же, как сейчас люди доверяют огромное количество своих персональных данных соцсетям, точно так же люди будут доверять и свою биометрию.


      1. vladkorotnev
        16.12.2019 03:56
        +1

        Главное, чтобы это реализовывалось грамотно, и хранилось в виде хэшей, а не сырых данных. А не то додоверяются до следующей монги, торчащей в интернет голой жопой, с отпечатками фейсов небольшой страны.


        1. vis_inet
          16.12.2019 10:39

          Судя по постоянным утечкам, можно предположить, что безопасность и ндёжность хранения данных почти недостижимы )


          1. vladkorotnev
            16.12.2019 12:06

            Зная японское айти изнутри, всё может быть


      1. Volkerball
        16.12.2019 09:55

        Кстати, начиная от айфон XS/XR у Express Transit есть режим power reserve. Если попроще, то транспортные карты Express Transit будут работать ещё 5 часов после того, как сядет батарея телефона. Да, телефон превратится в тыкву, но именно как транспортная карта продолжит работать — пополнять и оплачивать можно без проблем.

        С распознаванием лиц мне сложно представить как к примеру будет проходить авторизация платежа. Что делать, если я оказался не очень доволен качеством каких-то услуг, но ресторан или таксист всё равно решит взять с меня денег через распознавание лиц? Да, можно будет, наверное, оспаривать постфактум, типа чарджбека, но хотелось бы какое-то решение для авторизации.


        1. vladkorotnev
          16.12.2019 12:07

          Правда в суйкозаряжатели, чтобы докинуть себе пару тыщ йен на карту, нужно эту самую карту в аппарат таки вставить, а телефон… упс.


          1. Volkerball
            16.12.2019 12:16

            В любом конбини на кассе или в банкомате 7bank можно пополнить. А также хоть и не повсеместно, но всё же есть автоматы, где карту не надо вставлять. Да, костыли, но в будущем полагаю обновят автоматы пополнения везде.

            А ещё никто не отменял автопополнение, если есть подходящая кредитка.


        1. tcapb1
          16.12.2019 13:41

          Это решаемо. От банального улыбнуться/подмигнуть для прохождения оплаты до подтверждения крупного платежа через тот же мобильный телефон.


          1. Volkerball
            16.12.2019 14:18

            Ну мимика может и сойдёт в качестве решения, а вот авторизация через мобилу — вы же сами апеллировали, что его отсутствие будет преимуществом. В целом, может быть авторизация и не самая сложная задача, но вот проблема false positive куда серьёзнее получается. Сколько там Apple заявлял по поводу своего face id? Вроде 1 на миллион. У японского общественного транспорта клиентов поболее будет, а у Visa или Mastercard тем более.


  1. SarAp
    16.12.2019 09:45
    +1

    В Москве на некоторых станциях метро уже тоже стоят такие. И конечно все это для нашего удобства и безопасности, никаких нарушений прав и свобод.


  1. Anapchanin
    16.12.2019 10:18

    медИцинские маски! Скоро во всех аэропортах! ?!


    1. neowisard
      16.12.2019 10:22

      Маски то никак не блокируют распознавание. Только очки и 3д маски


  1. Sabubu
    16.12.2019 12:39

    Не сработает. Японцы, в отличие от россиян, очень уважают приватность и не захотят участвовать в распознавании лиц.


    1. tcapb1
      16.12.2019 13:38

      Мне кажется, что когда технология станет по-настоящему удобной и японцы и жители любой другой страны начнут ей пользоваться. Не вызывает же массовых протестов наличие камер. Даже если камеры не будут использоваться для оплаты — они всё равно будут для нужд полиции и т.д.

      Так что это только вопрос времени. Понятно что сами лица можно в базе не хранить, достаточно хэшей. Но и по хэшам можно отлично отслеживать перемещения.