Для тех, кто пропустил это заметное событие, Ноа Рубин (Noah Rubin) и его партнер по проекту убеждены, что таким образом они смогут прекратить многочисленные судебные тяжбы между композиторами, музыкантами и продюсерами, которые “душат творчество и свободу”. Поразмыслив над этой концепцией я пришел к выводу, что, несмотря на превосходную идею, с юридической точки зрения способ, вероятно, ничего не изменит. Под катом разбираемся, почему брутфорс музыкального авторского права не сможет сработать.
На первый взгляд
Сначала все поборники “свободы творчества” и ненавистники авторского права возрадовались. Ведь теперь общественным достоянием являются “все возможные” уникальные комбинации нот. При этом сходу возникает юридически значимый вопрос — могут ли эти комбинации в принципе быть объектом авторского права? С позиций российского законодательства, а также законов подавляющего большинства развитых и развивающихся стран, таким объектом является результат “творческой деятельности”, и соответственно, это результат деятельности человека.
Если комбинации нот брутфорсил алгоритм, то как они могут быть признаны результатом творческой деятельности? Вот сам алгоритм, положим, есть результат творческой деятельности, так как его написал человек, и, соответственно, он попадает под нормы авторского права, а результат деятельности алгоритма — это просто комбинации нот, но не продукт творчества.
Т.е., фактически, для того, чтобы признать 68 миллиардов композиций продуктом творческой деятельности, они должны быть написаны человеком. Например, родиться в муках, в голове полупьяного творца за прокуренным роялем, или появиться на свет с некими иными признаками криэйторской активности высшей нервной деятельности коры головного мозга.
И даже, если результат мук будет идентичен тому, что набрутфорсил алгоритм, то первое де-юре может быть признано произведением и результатом творчества, а второе — нет. При этом Риль и Рубин ясно дали понять, что миллиарды “мелодий” (комбинаций нот) созданы исключительно алгоритмом. Авторство алгоритма в данной ситуации значения не имеет. Соответственно, эти мелодии, в большинстве стран мира не могут быть признаны продуктом творческой деятельности и, следовательно, стать объектом авторского права.
Музыка — это не только мелодия
Полагаю, уже многие задумывались о том, что создание новых мелодий обычно происходит в рамках математических комбинаций нот. Вероятно, многих посещала мысль о том, что нот всего семь (и пять полутонов, а ещё нота “до” следующей октавы), и в рамках этой системы количество комбинаций ограничено. И хотя в авторских спорах проблемой, как правило, является мелодическая составляющая произведений, музыка — это далеко не только мелодия. Не меньшее значение для музыкального произведения имеют ритм и тембральная составляющая. Они могут даже при одинаковой мелодии изменить произведение до неузнаваемости.
Например, первое определение, которое даёт музыке Google, выглядит так:
“Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.”Алгоритм не испытывает эмоций и переживаний, не выражает идей, а также не учитывает ритмическую составляющую. Таким образом, подобные комбинации нот нельзя признать музыкой в полноценном смысле этого слова и, следовательно, музыкальным произведением. Комплексный подход в определении музыкальных произведений и музыки начисто лишает шансов смелый проект Риля и Рубина стать достаточной доказательной базой и прекратить какой-либо юридический спор о плагиате.
Также 68 миллиардов мелодий не решат проблему произведения, которое я привёл ниже. Оно полностью состоит из двух других, авторские права на которые не принадлежат создателю конечного продукта, при этом произведение является совершенно уникальным:
Итог
Алгоритмическое генерирование и включение неких звуковых комбинаций в общественное достояние также не делает оные ни музыкой в общепринятом понимании, ни продуктом творчества с юридической точки зрения. Таким образом, проект может лишь продемонстрировать окружающим абсурдность споров из-за комбинаций нот, что многие понимают и без этого. Однако, при всей очевидности ограниченности музыкальной комбинаторики, созданный ими контент не способен быть доказательством в суде, как это задумывалось изначально.
Я буду искренне рад видеть в комментах различные точки зрения на этот проект и проблемы, связанные с авторским правом на музыкальные произведения. Я искренне убежден в том, что в музыкальном произведении важна его субъективная ценность для слушателя, а не факт его авторской принадлежности. Однако мы все наблюдаем проблему, в которой творческим тормозом выступает небезупречная система правовых отношений.
daiver19
Это пока что, да и то не всегда все понятно (см. случай с авторскими правами на селфи обезьяны). Ну и теперь если у вас есть доступ к этой базе данных, то вы не сможете доказать, что сами что-либо придумали, а не взяли рандомный сэмпл из этой базы.
Людей засуживали на миллионы за совпадение комбинации ~7-9 нот мелодии. Именно против этого и направлена данная инициатива. Вы вообще ролик видели?
Sound_cULT Автор
если речь идёт о мелодии, которая появилась раньше базы, то этот вопрос вообще стоять не будет. Если позже, то базу не станут рассматривать, так как она юридически не считается объектом авторского права.
Подчеркиваю, я не защищаю авторское право, в том виде, в котором оно существует и не пытаюсь охаивать этот проект. Просто юридически то, что не является продуктом творческой деятельности не будет рассматриваться как доказательство.
daiver19
Я не юрист, не могу это прокомментировать. Но вот создатель этого проекта — юрист, и по его словам этот проект имеет смысл. Я сомневаюсь, что вы знаток американского авторского права, так что ему я доверяю больше.
raamid
В оригинальном видео автор проекта говорит, что по закону музыкальное произведение становится объектом авторского права, когда оно создано в формате MIDI. Вот он и сгенерировал миллиарды MIDI файлов.
soul32bit
Да они там бредят все… Формату миди пара десятков лет а музыка вечна вообще-то…
raamid
Может и бредят. Однако по этим бредовым законам у Кэти Перри отсудили более 2 млн. долларов из-за того, что некоторые ноты (что-то около 8 из 10) в ее песне совпадают с нотами другого произведения. Как утверждает певица, она в жизни не слышала того произведения. Просто наступила на «мину». Вот против такого и борются авторы проекта.
andreishe
С Кети Перри там ещё хуже: разбирательство было не насчёт основной мелодии песни: https://youtu.be/0ytoUuO-qvg
Goron_Dekar
Тут может сработать немного другой вариант. Не являясь объектом авторского права, база всё же может помешать сделать таковым произведение, которое «является производным от» этой базы. Таким образом, любой человек, создавший новую мелодию, которая напомнила ботам в ютубе произведение, к примеру, мадонны, сможет потом ссылаться на базу и говорить, что это он взял оттуда.
Тут задача другая — вывести новые мелодии из-под власти жадных правовых агрегаторов и их ботов.
Sound_cULT Автор
Если речь о суде, то не являясь объектом права — не будет рассматриваться вовсе, а на видеохостингах может и сработает, но лишь в том случае если корпорацией владеющей видеохостингом это будет принято как достаточный аргумент, при этом опять же, национальные законодательства обязывают интернет-сервисы работать в рамках правового поля и если в суде будет доказано обратное, то видео будут удалять. Единственное, что это изменит — усложнит процедуру на первых парах, потом, везде где работает прецедентное право, например в США, будут ссылаться на однажды принятое решение.
johnfound
Да, но и произведение, которое подсмотрено из базы, уже не является продукт творческого процесса. То есть, оно тоже не является объектом права. Как вы раньше и написали.
nikolayv81
Как это не считается если на неё права были зарегестрированы?
Понятно конечно, что некоторые юристы живут в другой вселенной в которой логика может совсем не напоминать логику другой части населения планеты, и что не бывает "юридически это именно так" а бывает в основном — "представители 3 групп юристов(судьи, адвокаты защиты, представители обвинения) собрались и постановили по конкретному вопросу" и хоть вся планета будет считать что это решение абсурдно и нарушает законы если оно было решением "верховного" суда, то это будет "юридически" :)
Sound_cULT Автор
И толку от той регистрации? Если в суде будет заявлено, что она не объект авторского права в силу того, что по определению не может являться продуктом творческой деятельности. Аргументов в пользу того, что это продукт творчества — нет. Регистрация не будет иметь юридического значения ввиду отсутствия у базы такого свойства как объектность по отношению к авторскому праву. Юристы действуют в рамках закона, я не нашел ни одного национального законодательства где бы объектом авторского права (в прецедентах, в статьях кодексов или в законодательных актах) признавались бы результаты автоматических вычислений. Везде объект такого права — продукт творческой детятельности человека, результат творческого акта, который способен совершать человек, и в некоторых национальных законодательствах такое право признаётся за животными. Алгоритм, без участия человека, т.е в автоматическом режиме не может совершить акт творчества (по определению творчества, как вида деятельности), ибо необходимым условием творчества считается творческое мышление, т.е. продукт высшей нервной деятельности, которого у алгоритма быть не может.
nikolayv81
Мне кажется ход ваших мыслей нелогичен и опирается на ошибочные предпосылки.
Про регистрацию, суд может отменить любую регистрацию, да хоть ваше право на недвижимость, от этого регистрация не перестаёт быть тем чем она является до этого решения, — подтверждением, про то что юристы(в сумме) могут принять любое решение и оно в итоге будет иметь силу (не помню точно но вроде как равную Фед. Закону у нас) это понятно, а судья, может соразмерно отвечать за принесённый ущерб из-за неправосудного решения скорее в теории чем на практике.
Crazy_Pit
таким образом только исходники программы являются объектом авторского права… а скомпилированное нет… интересссно… дайте два