Без технических навыков (hard skills) разработчику не найти работу. Например, для frontend-разработчика это большой список: знание HTML5, CSS3, LESS, SASS или SCSS, JS, Babel, Gulp, Git, Docker, Webpack, опыт работы с React ((+Redux или Flux), Angular или Vue и много всего еще. Зачем же нужны soft skills? Они поднимают зарплату — помогают разработчику стать высокооплачиваемым и востребованным специалистом. Понятие «soft skills» появилось в российском IT относительно недавно, а как обстоят дела в международных компаниях?



Об этом и о том, на какие soft skills обращают внимание работодатели международных IT-компаний, нам рассказал Виталий Шароватов. Виталий в IT 16 лет. Работал разработчиком, тимлидом, начальником отдела frontend-разработки в Badoo — помогал тимлидам расти и выращивать сотрудников. Занимался даже HR и DevRel, поэтому он много знает о soft skills.

Под катом: список 11 основных soft skills для разработчиков и тимлидов, зачем архитекторам педагогика, матрица навыков, как оценивают soft skills в Badoo и Facebook, как вырасти до тимлида, от чего они страдают и как им помочь. 

Примечание: Статья основана на подкасте компании Get IT, в котором Виталий говорил в первую очередь о frontend-разработчиках. Но большинство рекомендаций универсальны.

11 главных soft skills


Soft skills — это все навыки, что не касаются технических.

На эту тему написано множество статей, в которых описываются сотни навыков. Выделим 11 основных.

Общие


Межличностное общение: навык общаться, слушать, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения. Сюда же относится редкая способность деловой и рабочей переписки. 

Межкультурное общение. Связано с «cultural feeds» — с тем, насколько сотрудник культурно подходит к определенной компании. Здесь важна способность понимать других и уметь коммуницировать с разными культурами. Например, если написать американскому коллеге-разработчику в письме: «Please, check this box» и сделать список багов для починки, он подумает: «Странный русский, почему он такой грубый?» Русский спокойно починит баги и не затаит обиды, потому что ее нет.

Языковые навыки. Трудно работать в международной компании и выполнять бизнес-функции, не разговаривая на английском.

Тайм-менеджмент. Навык грамотного распределения времени между задачами и зонами ответственности, так, чтобы достигать целей в поставленный срок. Нужно уметь лавировать между разными типами задач. Например, делать таски и при этом менторить кого-то.

Для руководителей


Конфликт-менеджмент. Важен руководителям и архитекторам. Например, когда заказчик хочет добавить в проект новую функцию, которая займет много времени и сил, но не принесет пользы проекту, может возникнуть спор. Конфликт-менеджмент — это способность погасить чувства, перевести в другое русло и решить вопрос без лишнего эмоционирования.

Контроль эмоций. Пригодится после конфликт-менеджмента тимлидам и тем, кто общается с внутренними заказчиками. Например, типичная ситуация, когда продакт-менеджером просит что сделать побыстрее: фичу, обновление, починить баги. Когда тимлид знает, что технически работу не выполнить быстро, у него возникает раздражение и злость.

Проблема в том, что в команде у всех разные роли. Никто не обязан разбираться в технических нюансах — это нормально. Например, когда тот же тимлид приходит к стоматологу с больным зубом и задает глупые вопросы, то врач (хороший врач) не злится, не ругается, а спокойно объясняет и предлагает варианты лечения. Тимлид должен поступать также, как профессионал: объяснить доступным языком, как решается задача, почему ее нельзя сделать быстрее и постараться добиться консенсуса.

Презентации. Способность формулировать мысли, структурировать, продавать  и подавать в выгодном свете свои идеи руководству и заказчикам. Это навык обязателен по умолчанию для тех, кто заглядывается на позицию архитектора, тимлида, продакта и CTO.

Менторство (наставничество), организация и обучение менторству. Менторство нового человека в команде — это некая базовая «педагогика». Под этим термином подразумевается все, что связано с обучением новичка и его быстрым вводом в команду: понять, что знает новый сотрудник, составить карту недостающих знаний и помочь вырасти. Дальше: объяснять, как работает технический стек, код, как общаться в компании и взаимодействовать с заказчиками.

Продвинутое менторство — способность рассказывать сложные вещи: ценности компании, особенности взаимодействия с разными отделами и обучать наставничеству (учить, как учить). Это больше HR-функции, но разработчикам часто их тоже добавляют в обязанности.

Управление. Это огромный пласт: ситуационный менеджмент, психология, эмпатия, чтобы понимать, как мотивировать на правильное выполнение задачи. В этом может помочь HR.

Неформальное лидерство. Краткое описание — «душа компании». Если тимлид не только номинальный, но и неформальный лидер, то ему проще исполнять свои формальные обязанности. Этот навык сводится к эмпатии и эмоциональному интеллекту.

Эмпатия. Последний навык, но не по важности. Это способность сопереживать, понимать чужие эмоции, чувства, настроение. На эмпатии базируется общение с подчиненными, коллегами, руководством, внутренними заказчиками.

Эмпатии сложно научиться — она формируется в раннем возрасте. Но если есть желание, можно попробовать ее развить — весь вопрос в цене. Для этого придется приложить усилия: изучать, что такое эмоциональный интеллект, упражняться, читать книги по психологии и ходить на курсы, чтобы научиться понимать людей.

В этом случае эмпатия всегда будет инструментом, который придётся каждый раз использовать сознательно: прикладывать когнитивные усилия, чтобы распознать, что человек имеет в виду, закрыт он или открыт к коммуникациям и почему, можно ли продать ему определенную идею. Если считаете, что можете вкладывать свои усилия долгое время, значит будет прогресс. Но это будет тяжело.

Матрица soft skills


Каждому разработчику полезно понять какие у него есть soft skills и на каком уровне. Как это сделать? Составить матрицу своих навыков.

Матрица это просто список soft skills, которые у вас есть с оценкой уровня развития по шкале от 1 до 10. Когда список готов, проверьте реальность своих оценок — попросите руководителя и коллег оценить по матрице ваши навыки.

Когда соберете обратную связь, начнется самое интересное — сравнение ваших оценок и всех остальных. Гарантируем новые открытия и инсайты. Дальше сможете понять, сколько усилий потребуется на развитие каждого из навыков.

Рассмотрим три типичных случая, когда разработчик хочет развивать soft skills: для выступлений, для перехода на позиции тимлида и на управляющую (CTO).

Из интроверта в рок-звезду конференций


Чтобы научиться выступать вам нужно три навыка (минимум): презентации, эмпатии и контроля эмоций. Подготовьте матрицу, откалибруйте и соберите обратную связь от коллег, чтобы понять, сколько вы потратите на развитие.

Дальше весь вопрос в цене. Насколько сильна будет ваша мотивация? Сможет ли вы принять этот вызов и пройти через трудности? Придётся перешагивать через себя каждый день и на каждой конференции. Можно научиться жестикулировать, держать позу, ходить по сцене, взаимодействовать со зрителями и вовлекать их в происходящее, отвечать на вопросы. Каждый раз это придётся делать осознанно и каждый раз это будет тяжело и некомфортно. Никто не сможет сказать сколько времени и моральных сил придется за это отдать.

Самостоятельно можно научиться выступать и побороть свое стеснение и страхи, но хороший инструмент — тренинги. В России есть хорошие тренеры спикеров, например, Наталья Зверёк. Она сможет сделать отличного спикера даже из интроверта с низкой эмпатией. Наталья смогла научить выступать на сцене даже заикающегося человека.

Когда Виталий работал в Badoo, он видел примеры интровертов, которые переступали через себя, учились и доросли даже выступлений на HighLoad++, а это показатель уровня.

План развития до тимлида


Карьерная лестница разработчика это путь от джуниора до сеньора. Обычно, наращивая в себе технические навыки, soft skills и навыки презентации, эта лестница преодолевается достаточно комфортно. Но тимлид это уже не разработчик.

Вырасти до тимлида означает перейти на другую карьерную лестницу.

Переход это выход из зоны комфорта в туман неизвестности. На этом пути часто нет онбординга: человек переходит в новую роль с нулевым опытом, а его бросают как щенка в воду: «Плыви!». Некоторые выплывают и становятся хорошими тимлидами, а некоторые нет. Это большая проблема.

Поэтому, когда к тимлиду приходят два сотрудника и кладут заявления: «Реши, кто из нас уходит, мы не можем друг с другом работать», он хочет улететь из страны и больше с таким не встречаться. Тимлидов часто просто не учат решать такие проблемы.



Это общий неправильный подход к выращиванию тимлидов. Но есть вариант правильного подхода. Если вы тимлид, и хотите вырастить себе замену, то попробуйте придерживаться двух простых правил.

Первое — назначайте себе заместителя. Если тимлид хочет идти вперед, то должен растить себе замену. Ставьте «потенциального» тимлида заместителем и уходите в отпуск. После отпуска соберите обратную связь: как справлялся, как взаимодействовал, что было хорошо, а что нет, чтобы оценить потенциал заместителя.

Второе — дайте новому тимлиду путь назад. Реализуется очень просто: предоставьте человеку ответственность на своем проекте и неформальных подчиненных:

— Максим, ты отвечаешь за этот проект, тебе подчиняются Саша, Петя, Маша. Они берут у тебя задачи, которые ты декомпозируешь. Ты следишь за их сроками и отвечаешь за результаты проекта.

Это бесплатный (пробный) период и беспроблемный путь назад.

Не справится — не страшно, даже если проект задержится. Но вы, как руководитель, посмотрите на проект, пообщаетесь с неформальными подчиненными и поймете почему проект не вышел в срок.

Это два рабочих варианта постепенного, аккуратного растягивания зоны комфорта: не бросать «тимлида» в бой, а научить азам и натренировать, чтобы он привык и подготовился.



Теперь советы разработчикам. Если в вашей компании отсутствуют адаптационные планы движения по горизонтали и вертикали, то используйте план от Виталия, который поможет вам вырасти.

Составьте взвешенную картину своих навыков. Здесь поможет две матрицы: soft skills и технических навыков (создается аналогично). Пройдитесь по матрице и оцените, что востребованно в команде. Если разработчики постоянно ругаются в команде, то тимлиду необходим очень сильный конфликт-менеджмент. Если текущий тимлид как-то справляется, то справитесь ли вы?

Становитесь ментором. Менторство это самый простой и безопасный шаг до тимлида. Как это сделать? Пообещать тимлиду вывести новичка на рабочий уровень производительности. Дальше представьте как это сделать: что такое выход на этот уровень, из чего он состоит, что нужно узнать новичку из технического стека, какие процессы изучить, как научиться работать с дизайнерами или с кем-то ещё.

Помогайте тимлиду. Расширяйте свою зону комфорта самостоятельно: предложите свою помощь заместителя, попросите расширить вашу ответственность и функции или помогите с посещением конференции.

Если тимлид часто ходит на конференции, скорее всего, он устал от этого или никогда не любил. Это отличная возможность помочь ему подготовить презентацию или даже сходить вместо него. Подкиньте ему эту идею, возможно, он будет рад делегировать свою ответственность.

Берите больше ответственности. Например, в некоторых командах тимлиды проводят регулярные встречи на предмет технического долга, разбирают, что с ним и что починить в первую очередь. Попробуйте предложить перекинуть эту «святую» обязанность на вас.

Если тимлиду понравится, он уведомит всех, что теперь вы отвечаете за техдолг. Теперь неформально (и формально) ваша роль в команде больше: вы общаетесь с большим количеством разработчиков, но уже немного сверху — приходится рассказывать им что делать, давать задачи.

Прокачаться до управленца


Это следующий шаг после тимлида. Вопрос в том, каким управленцем вы хотите стать, потому что навыки CTO зависят от размера компании и формата работы.

На удаленке. Для управленца на удаленке в обязанности входит обоснование своих решений и их фиксация в документации. Из soft skills здесь понадобится всего лишь навык технической аргументации своих решений и минимального контроля за кодом.

В маленьком стартапе. Предстоит быть «говорящей головой»: представлять свой продукт внутренним заказчикам, продакт-менеджеру, внешним заказчикам, инвесторам, ходить на конференции и пиарить продукт. В этом случае придется развивать все — это огромная работа.

В корпорации, например, в Facebook. Необходимые технические навыки, которые хочет Цукерберг, описаны в миллиарде мест. Чтобы узнать список и уровень soft skills, изучайте собеседования, пообщайтесь с рекрутерами и HR. После — берите матрицу и смотрите, сколько вам не хватает до уровня Facebook. По разнице сможете оценить сколько усилий и времени потребуется, чтобы дотянуть свои soft skills до необходимого  уровня.

В любом из трех случаев, предстоит задуматься о том, сколько усилий вы готовы потратить на развитие определенных навыков для перехода на новую роль. Может и не нужно вам становиться CTO в Facebook, а гораздо комфортнее работать в другом месте. Может вообще вам не нужно становиться CTO, а стоит оставаться на уровне разработчика, но прокачиваться до гуру?

Soft skills в международных компаниях


Набор и объем soft skills, которые необходимо у себя развивать, зависит от компании. Например, удаленщику, который верстает лендинг за лендингом на аутсорсе, нужно совсем мало навыков. Основное общение с коллегами идет по переписке: на почте или в мессенджерах. Достаточно навыков переписки — soft skills мизерные.

Для тимлида в компании, в которой работа построена на коммуникациях, будет необходим весь список. Но есть нюансы. Например, от архитектора будут чаще требовать навыки ментора: придётся объяснять разработчикам, почему принято определенное решение, продавать это решение, объяснять, почему используется конкретная технология.

Требования по soft skills нельзя рассматривать в отрыве от компании, роли и процессов производства этой компании.

Рассмотрим несколько разных примеров.

В Badoo


Политика компании — максимальное делегирование обязанностей от управленцев до разработчиков. Атмосфера с soft skills в Badoo похожа на стартап потому что в них стараются передавать небольшому количеству разработчиков максимальное количество функций. Это значит, что в Badoo меньше разработчиков и персонала, чем в других компаниях, но они выполняют больше работы. Это влияет на всю работу с soft skills.

Например, тимлиды могут полностью или частично исполнять функции HR: знают мотивацию каждого человека и даже личную жизнь, чтобы понимать, как продуктивно взаимодействовать с с человеком. Они умеют мотивировать и понимают, что демотивирует.

В Badoo нужны разработчики с сильными техническими навыками (hard skills). Но, как ни парадоксально, они должны обладать и сильными soft skills: ничего не должно останавливать разработчика от донесения задачи от старта до продакшн. Соответственно, разработка в Badoo построена на коммуникациях. Каждый человек умеет общаться со всеми: с дизайнерами, тестировщиками, системными администраторами. Даже интроверты учатся смотреть людям в глаза и выдавливать слова.

На собеседовании всегда проверяются эти soft skills, задаются вопросы, разыгрываются рабочие сценарии. Если по ответам ясно, что у кандидата приоритеты уйти в 6 часов вечера домой, он не адаптируется в компании.

В Facebook и других компаниях-гигантах


В Facebook и Google огромный онбординг. Они тратят примерно неделю, чтобы объяснить разработчику, как грамотно общаться и взаимодействовать в компании.

В основном, рассказывают о diversity — о том, как никого не обидеть в межнациональной среде. Все боятся разбирательств, если новый разработчик будет вести себя токсично. Для таких гигантов особенно важно, чтобы новый сотрудник мог внедриться в культуру компании. В списке soft skills это навык контроля эмоций, межкультурное общение, понимание особенностей взаимодействия других национальностей.



В Facebook также все построено на коммуникациях. Чем больше компания выстроена горизонтально, где коммуникации очень важны, тем больше внимания обращают на soft skills.

Главное о soft skills


Главное в soft skills это то, зачем они вам нужны. Обычно они нужны для роста. В росте важно четкое понимание цели и средств — что хотите достигнуть и сколько за это придется заплатить.

Поэтому главный совет всем, у кого есть запрос на рост, составить описание себя (матрицу): что умеете и на каком уровне, проверьте реальность описания (на коллегах). Дальше изучайте позиции в компаниях с точки зрения того, сможете ли за год достичь этой цели, пойти на пару позиций выше.

Матрица поможет понять, какие шаги приведут к цели, и действовать. Для выступлений идите к тренеру или пытайтесь выступать. Если хотите вести большие проекты, просите в компании передать их вам, а если их нет — запускайте свои. Если же с матрицей и оценкой возникают трудности, советуем использовать сервис СVIMPROVER. Там вы можете получить карьерную консультацию и понять, куда двигаться дальше.

Если хочется сидеть на попе ровно в офисе и комфорте — ну и замечательно. Если все вокруг будут тимлидами, кто будет писать код? Спокойно работайте, нарабатывайте технические навыки, растите вширь как специалист.

Это была статья на основе подкаста компании Get IT с Виталием Шароватовым. Теперь вы знаете как дорасти до тимлида и CTO. Если же вам и разработчиком неплохо, регистрируйтесь в headz.io: комфортный поиск и вакансии от топовых работодателей без резюме и анонимно.