Продолжаем экспериментировать с парадигмой no code (и отчасти low code).
Собрали чатбота, помогающего дочитывать большие архивы статей.
В статье расскажем, какие инструменты взяли и на какие их ограничения наткнулись.
Материал для статьи и проект собраны вместе с roman_nebel.
Disclaimer. Да, нам тоже проще написать чистым кодом. Но суть nocode-упражнения именно в том, чтобы собирать полезные сервисы из готовых инструментов. Начали давно, продолжаем, нравится. Постепенно обо всём расскажем.
Аудитории Хабра, видимо, интересны технические, а не продуктовые подробности. Если о продуктовом слое работы в no code проектах без погружения в детали реализации тоже есть смысл рассказывать — дайте знать в комментариях.
Хотели помочь людям (и себе):
Делать такой микропродукт решили через Telegram-бота:
Бота можно щупать: @bracho_read_bot
Баги есть. Идеи по фичам тоже есть. И план нового релиза есть.
Короче, всё есть, но много — не мало, так что кидайте и свои мысли.
Integromat. Передаёт данные туда-сюда по правилам и с условиями. Выбор по умолчанию для no code проектов.
Airtable. База данных с продвинутым интерфейсом и хорошей интеграцией с другими инструментами. Тоже выбор по умолчанию (а ещё мы её давно используем в автоматизации своих бизнес-процессов, но это другой разговор).
Для начала нам нужен сам бот, точнее «аккаунт» для него в Telegram. Самый простой способ – найти Отца Ботов (@BotFather) в Телеграм и в нем зарегистировать нового бота. Пошаговое описание гуглится на любой вкус, если в двух словах: придумываем имя бота, его логин и все. После успеха вам придет токен (ключ для идентификации и связи бота с внешним миром), который и был нам нужен на этом этапе.
В сети есть куча сервисов для создания простеньких ботов для социальных сетей. Но у них у всех есть родовая травма: они созданы для воронок продаж. А потому простые и тупые.
Самый распространенный паттерн: пришел покупатель, с ним поздоровались, спросили, что нужно, облизали и начали навязчиво рассылать спам. Все это делается с помощью простых текстовых развилок и интеграции данных (например, с Битрикс24). Никакого интерактива.
Конечно, есть и решения вроде DialogFlow на Google Cloud, но чем в них разобраться, проще написать все ручками. Поэтому берем вариант попроще.
Взяли Chatforma. Из всего не такого уж многообразия у него у одного есть хоть какое-то API и поддержка Webhook. А раз так, то мы сможем доверить чатбот-платформе функцию непосредственно отправки, а логику настроить где-то в другом месте.
Да, предыдущий no code проект мы делали на AIMyLogic. К сожалению, интеграция с внешними сервисами у него устроена на ноль с плюсом. Так что увы, не в этот раз.
Место, где можно хранить данные. В нашем случае это и архив статей, которые отправляет бот, и список пользователей (мы очень любопытны и хотим знать ваши имена), и турнирную таблицу с баллами за прочитанные статьи.
Да, можно было и в Google Таблицах (на них мы уже сделали и эксплуатируем коммерческий no code проект, внезапно это дизайн-задачник). И в SQL можно было. И много где еще.
Причин выбора Airtable две: он приятный на мордочку и замечательно интегрируется со всем и вся. Получаешь токен API прямо в приложении и гоняешь данные в обе стороны как хочешь и где хочешь. Легко и приятно. А мы хотели, чтобы легко и приятно хоть где-нибудь и в чём-нибудь.
И, наконец, мозги. Сложно назвать преимущества перед тем же Zapier, тут чистая вкусовщина. Мы уже использовали Integromat в предыдущих проектах, он как-то привычнее. Кстати, собирали список статей из архива мы тоже с помощью него.
Все инструменты — разной степени платности. Нас не парят микроплатежи в пределах 1000 рублей в месяц. В конце концов, для нашей мегакорпорации это посильные деньги. Но да, если для вас бесплатность инструментов — это дело принципа, то в no code игрушки лучше не играть, там почти за всё приходится отстёгивать копеечку.
Задача №0 – в Chatforma завести нового бота, чтобы он просто был. Регистрируемся на платформе, радуемся, что у нас всего 14 бесплатных дней. Заходим во вкладку боты и находим заветную кнопку «Добавить бота». Называем его (имя только для Chatforma, сам бот уже назван) и выбираем соцсеть (Telegram).
После этого сразу идем в нового бота и в разделе настройки прописываем тот самый токен, который дал нам Отец Ботов, без этого ничего работать не будет.
Настройка для токена спрятана хорошо, надо еще поискать
Первое, что должен сделать уважающий себя ботостроитель – научить бота здороваться. Все просто: идем в Конструктор и видим два заготовленных сообщения: стартовое и по умолчанию. В чем разница: первое – это сообщение придет, если вы только запустили бота (нажали «Старт»). Второе – это универсальная заглушка на любое сообщение, которое бот не понимает.
А еще там можно добавлять инлайн-клавиатуру, но это уже совсем баловство
Для учёта статистики и раздачи уникальных ссылок каждому нам понадобится список пользователей, запустивших бота. Он есть в разделе «Пользователи», но практической пользы не несет никакой, кроме возбуждения эго количеством подписавшихся.
По шапке таблицы можете легко определить ее полезность
Нам пригодится Integromat, Airtable и API запрос. В Integromat этим запросом вытаскиваем список пользователей и записываем в нужную таблицу в Airtable. Чтобы не плодить дубли, перед записью проверяем на наличие пользователя в таблице по ID. Если такой уже есть — отсеиваем, остальных записываем.
Отдельный фетиш в Integromat – пытаться там все выровнять
Дальше интереснее. Нам нужно каждый день генерировать рассылку по всем участникам, вставляя туда рандомную ссылку из Airtable. А еще лучше – рандомную ссылку каждому. А еще лучше – что-нибудь написать перед ней. Что-то персональное и не повторяющееся каждый день. Идем в раздел «Рассылки» в надежде воплотить задуманное… Все очень плохо.
Сейчас объясним, почему
Дело вот в чём. Chatforma умеет создавать два вида рассылок: обычные и авторассылки. Первые подойдут, если нужно единоразово отправить всем (или некоторым) участникам определенный текст, картинку, опрос и так далее. Второй позволяет настроить рассылку по расписанию и дням недели, но функционал отправки ограничен только текстом и медиа, опросы так отправлять нельзя.
Просто рассылка
Авторассылка
Вернемся к рассылке. То, что предлагает платформа, нам не подходит. Мы не можем сделать персонализированную рассылку и динамически вставлять туда любую информацию. Только заранее заготовленную. А ручками это делать не хочется. Когда у бота два пользователя, это еще ничего, но если их уже три… Поэтому решаем проблему с помощью Integromat.
Создаем сценарий со следующей логикой: Получаем список статей из Airtable – Оттуда же берем список пользователей, который мы занесли туда ранее – Каждый пользователь проходит итерацию, где генерируется рандомное число и статья под таким номером строки отправляется через POST-запрос в Chatforma. Для этого пришлось залезть в документацию к API и найти там нужный метод.
Чтобы пользователю дважды не приходила та же ссылка, подгружаем базу с уже отправленными ссылками, сортируем ее по пользователю и проверяем ссылки на соответствие. Если такая ссылка была – возвращаем на предыдущий этап и повторяем заново, если такой ссылки не было — отправляем пользователю и заносим в таблицу с отправленными.
Еще нам нужно имитировать интерактив с сообщениями, предшествующими ссылке. Добавляем в базу варианты сообщений и формируем итоговое, используя имя пользователя в телеграмме, рандомную фразу и рандомную ссылку.
Вариация на тему бизнес-логики
Вот что после этого происходит на стороне Chatforma. Когда Integromat отправил сообщение, Chatforma его получает и формирует единичную рассылку для конкретного пользователя. В тексте все тоже, что сформировал Integromat. Вроде работает.
Тут же обнаружилась проблема: мало того, что есть задержка при получении данных извне, так еще и Chatforma долго (до 15 минут) проводит уже сформированные рассылки. Получается, что десятичасовая рассылка может прийти и в 10:01 и в 10:16, Техподдержка этот феномен изучала 4 дня — и без особых успехов.
Но поддержка отзывчивая, и это приятно
В итоге сделали следующее: расплодили опросы о качестве статьи на каждый день для всех подписчиков, поставили его на 11:00. После того, как пользователь проголосует, результат через webhook уходит в Integromat, и на основании ответа последней присланной статье для нужного пользователя проставляются баллы. Подсчет такой: за «Огонь» +1 балл проголосовавшему и +1 балл статье, за «Не очень» -1 балл статье и +1 пользователю. За «Не читал» — ничего. Еще планировали отправлять пользователю сообщение-отбивку после голосования, но от этой идеи отказались. Потому что скорость доставки — в духе «Почты России» в её лучшие годы.
В это голосование ЕР не вмешается
Никаких проблем при интеграции, записи и получении данных.
Сервис хорошо справляется с линейными операциями. Если появляется логика if/else и сравнение данных, схема получается достаточно запутанной. Но работает.
Приходится много оптимизировать процессы, так как все тарифы ограничены по количеству выполненных элементов.
Сервис сырой, есть много недоработок, они злят. При этом очень хорошо организована техподдержка, она оперативная и достаточно компетентная. Большое количество инструкций и вебинаров по функционалу, они актуальные.
Найденные недостатки.
Собрали чатбота, помогающего дочитывать большие архивы статей.
В статье расскажем, какие инструменты взяли и на какие их ограничения наткнулись.
Материал для статьи и проект собраны вместе с roman_nebel.
Disclaimer. Да, нам тоже проще написать чистым кодом. Но суть nocode-упражнения именно в том, чтобы собирать полезные сервисы из готовых инструментов. Начали давно, продолжаем, нравится. Постепенно обо всём расскажем.
Аудитории Хабра, видимо, интересны технические, а не продуктовые подробности. Если о продуктовом слое работы в no code проектах без погружения в детали реализации тоже есть смысл рассказывать — дайте знать в комментариях.
Что хотели сделать
Хотели помочь людям (и себе):
- приучить читать на английском;
- уходить на обед: «Вот статья, почитаешь за столом».
Делать такой микропродукт решили через Telegram-бота:
- Раз в день присылает ссылку на статью из архива. Для пробы раздербанили архив статей про дизайн ReadingDesign. Будет ещё.
- Спрашивает читателя, понравилась статья или нет. Результаты складываем, копим данные, потом сможем найти самые интересные статьи и оценить активность пользователей.
Бота можно щупать: @bracho_read_bot
Баги есть. Идеи по фичам тоже есть. И план нового релиза есть.
Короче, всё есть, но много — не мало, так что кидайте и свои мысли.
Что использовали
Chatforma. Один из многих (выбирали) конструкторов для чатов. Не идеальный, но хоть как-то делает что нужно. О выборе ниже.Integromat. Передаёт данные туда-сюда по правилам и с условиями. Выбор по умолчанию для no code проектов.
Airtable. База данных с продвинутым интерфейсом и хорошей интеграцией с другими инструментами. Тоже выбор по умолчанию (а ещё мы её давно используем в автоматизации своих бизнес-процессов, но это другой разговор).
Детали по инструментам
Bot Father
Для начала нам нужен сам бот, точнее «аккаунт» для него в Telegram. Самый простой способ – найти Отца Ботов (@BotFather) в Телеграм и в нем зарегистировать нового бота. Пошаговое описание гуглится на любой вкус, если в двух словах: придумываем имя бота, его логин и все. После успеха вам придет токен (ключ для идентификации и связи бота с внешним миром), который и был нам нужен на этом этапе.
Chatforma
В сети есть куча сервисов для создания простеньких ботов для социальных сетей. Но у них у всех есть родовая травма: они созданы для воронок продаж. А потому простые и тупые.
Самый распространенный паттерн: пришел покупатель, с ним поздоровались, спросили, что нужно, облизали и начали навязчиво рассылать спам. Все это делается с помощью простых текстовых развилок и интеграции данных (например, с Битрикс24). Никакого интерактива.
Конечно, есть и решения вроде DialogFlow на Google Cloud, но чем в них разобраться, проще написать все ручками. Поэтому берем вариант попроще.
Взяли Chatforma. Из всего не такого уж многообразия у него у одного есть хоть какое-то API и поддержка Webhook. А раз так, то мы сможем доверить чатбот-платформе функцию непосредственно отправки, а логику настроить где-то в другом месте.
Да, предыдущий no code проект мы делали на AIMyLogic. К сожалению, интеграция с внешними сервисами у него устроена на ноль с плюсом. Так что увы, не в этот раз.
Airtable
Место, где можно хранить данные. В нашем случае это и архив статей, которые отправляет бот, и список пользователей (мы очень любопытны и хотим знать ваши имена), и турнирную таблицу с баллами за прочитанные статьи.
Да, можно было и в Google Таблицах (на них мы уже сделали и эксплуатируем коммерческий no code проект, внезапно это дизайн-задачник). И в SQL можно было. И много где еще.
Причин выбора Airtable две: он приятный на мордочку и замечательно интегрируется со всем и вся. Получаешь токен API прямо в приложении и гоняешь данные в обе стороны как хочешь и где хочешь. Легко и приятно. А мы хотели, чтобы легко и приятно хоть где-нибудь и в чём-нибудь.
Integromat
И, наконец, мозги. Сложно назвать преимущества перед тем же Zapier, тут чистая вкусовщина. Мы уже использовали Integromat в предыдущих проектах, он как-то привычнее. Кстати, собирали список статей из архива мы тоже с помощью него.
Немного суровой коммерции
Все инструменты — разной степени платности. Нас не парят микроплатежи в пределах 1000 рублей в месяц. В конце концов, для нашей мегакорпорации это посильные деньги. Но да, если для вас бесплатность инструментов — это дело принципа, то в no code игрушки лучше не играть, там почти за всё приходится отстёгивать копеечку.
Как мы это сделали
Базовые настройки
Задача №0 – в Chatforma завести нового бота, чтобы он просто был. Регистрируемся на платформе, радуемся, что у нас всего 14 бесплатных дней. Заходим во вкладку боты и находим заветную кнопку «Добавить бота». Называем его (имя только для Chatforma, сам бот уже назван) и выбираем соцсеть (Telegram).
После этого сразу идем в нового бота и в разделе настройки прописываем тот самый токен, который дал нам Отец Ботов, без этого ничего работать не будет.
Настройка для токена спрятана хорошо, надо еще поискать
Первое, что должен сделать уважающий себя ботостроитель – научить бота здороваться. Все просто: идем в Конструктор и видим два заготовленных сообщения: стартовое и по умолчанию. В чем разница: первое – это сообщение придет, если вы только запустили бота (нажали «Старт»). Второе – это универсальная заглушка на любое сообщение, которое бот не понимает.
А еще там можно добавлять инлайн-клавиатуру, но это уже совсем баловство
Собираем пользователей
Для учёта статистики и раздачи уникальных ссылок каждому нам понадобится список пользователей, запустивших бота. Он есть в разделе «Пользователи», но практической пользы не несет никакой, кроме возбуждения эго количеством подписавшихся.
По шапке таблицы можете легко определить ее полезность
Нам пригодится Integromat, Airtable и API запрос. В Integromat этим запросом вытаскиваем список пользователей и записываем в нужную таблицу в Airtable. Чтобы не плодить дубли, перед записью проверяем на наличие пользователя в таблице по ID. Если такой уже есть — отсеиваем, остальных записываем.
Отдельный фетиш в Integromat – пытаться там все выровнять
Настраиваем рассылку
Дальше интереснее. Нам нужно каждый день генерировать рассылку по всем участникам, вставляя туда рандомную ссылку из Airtable. А еще лучше – рандомную ссылку каждому. А еще лучше – что-нибудь написать перед ней. Что-то персональное и не повторяющееся каждый день. Идем в раздел «Рассылки» в надежде воплотить задуманное… Все очень плохо.
Сейчас объясним, почему
Дело вот в чём. Chatforma умеет создавать два вида рассылок: обычные и авторассылки. Первые подойдут, если нужно единоразово отправить всем (или некоторым) участникам определенный текст, картинку, опрос и так далее. Второй позволяет настроить рассылку по расписанию и дням недели, но функционал отправки ограничен только текстом и медиа, опросы так отправлять нельзя.
Просто рассылка
Авторассылка
Вернемся к рассылке. То, что предлагает платформа, нам не подходит. Мы не можем сделать персонализированную рассылку и динамически вставлять туда любую информацию. Только заранее заготовленную. А ручками это делать не хочется. Когда у бота два пользователя, это еще ничего, но если их уже три… Поэтому решаем проблему с помощью Integromat.
Создаем сценарий со следующей логикой: Получаем список статей из Airtable – Оттуда же берем список пользователей, который мы занесли туда ранее – Каждый пользователь проходит итерацию, где генерируется рандомное число и статья под таким номером строки отправляется через POST-запрос в Chatforma. Для этого пришлось залезть в документацию к API и найти там нужный метод.
Чтобы пользователю дважды не приходила та же ссылка, подгружаем базу с уже отправленными ссылками, сортируем ее по пользователю и проверяем ссылки на соответствие. Если такая ссылка была – возвращаем на предыдущий этап и повторяем заново, если такой ссылки не было — отправляем пользователю и заносим в таблицу с отправленными.
Еще нам нужно имитировать интерактив с сообщениями, предшествующими ссылке. Добавляем в базу варианты сообщений и формируем итоговое, используя имя пользователя в телеграмме, рандомную фразу и рандомную ссылку.
Вариация на тему бизнес-логики
Вот что после этого происходит на стороне Chatforma. Когда Integromat отправил сообщение, Chatforma его получает и формирует единичную рассылку для конкретного пользователя. В тексте все тоже, что сформировал Integromat. Вроде работает.
Тут же обнаружилась проблема: мало того, что есть задержка при получении данных извне, так еще и Chatforma долго (до 15 минут) проводит уже сформированные рассылки. Получается, что десятичасовая рассылка может прийти и в 10:01 и в 10:16, Техподдержка этот феномен изучала 4 дня — и без особых успехов.
Но поддержка отзывчивая, и это приятно
Голосовалка
Ссылку все получили, кто-то даже прочитал содержимое. Теперь нужно эту статью оценить. У API Chatforma есть два ограничения, которые не дают нам простора для творчества: мы можем в сторонние сервисы отправлять только ответы, полученные из такой сущности, как «Опрос». По API мы можем возвращать только текст, нужный нам опрос мы можем создать только внутри Chatforma, а значит можем пользоваться только теми видами рассылки, который описали ранее.В итоге сделали следующее: расплодили опросы о качестве статьи на каждый день для всех подписчиков, поставили его на 11:00. После того, как пользователь проголосует, результат через webhook уходит в Integromat, и на основании ответа последней присланной статье для нужного пользователя проставляются баллы. Подсчет такой: за «Огонь» +1 балл проголосовавшему и +1 балл статье, за «Не очень» -1 балл статье и +1 пользователю. За «Не читал» — ничего. Еще планировали отправлять пользователю сообщение-отбивку после голосования, но от этой идеи отказались. Потому что скорость доставки — в духе «Почты России» в её лучшие годы.
В это голосование ЕР не вмешается
Итого по инструментам
Airtable
Никаких проблем при интеграции, записи и получении данных.
Integromat
Сервис хорошо справляется с линейными операциями. Если появляется логика if/else и сравнение данных, схема получается достаточно запутанной. Но работает.
Приходится много оптимизировать процессы, так как все тарифы ограничены по количеству выполненных элементов.
Chatforma
Сервис сырой, есть много недоработок, они злят. При этом очень хорошо организована техподдержка, она оперативная и достаточно компетентная. Большое количество инструкций и вебинаров по функционалу, они актуальные.
Найденные недостатки.
- Ограничение видов контента в зависимости от вида рассылки.
- Содержание рассылки, направленной через API, ограничено только текстом.
- Webhook умеет отправлять только результаты опроса, а не любые действия пользователя.
- Большая задержка при отправке рассылок.
- Баги с задержкой внесения изменений после сохранения.
- Лог не хранит присланные пользователем сообщения, только ответы на опросы.
- Заплатить за сервис — целый квест, и нужно очень хотеть, чтобы его пройти.
Вопросы к вам
- Бота можно щупать: @bracho_read_bot — и конечно, просим репортить о багах и предлагать фичи.
- Какие ещё архивы англоязычных статей зашить в бота? Кое-что уже отобрали, хотим ещё.
- Продуктоведы, вы тут есть? Вам о продуктовой части no code рассказывать — или ну его и сами с усами?
- Набор no code инструментов. Есть ли что получше для этой задачи? Конечно, в кандидатах на вылет в основном Chatforma.