Вячеслав Ермолин, 14 марта 2021 г.
Миссия Falcon 9/Starlink L21:
Starlink-21 — запуск 60 спутников связи. Двадцаmь первый запуск Starlink v1.0. Для будущей системы низкоорбитального коммерческого интернета Starlink от SpaceX.
Ссылка на изображение Falcon 9/Starlink L21.
Девиз:
«Интернет с орбиты для всей Земли — деньги для колонизации Марса». Официального девиза нет.
Время и место старта:
14 марта 2021 г. в 10:01 UTC.
Стартовый комплекс-39А (SLC-39А), космодром Канаверал, Kennedy Space Center, Флорида.
Ракета-носитель:
Falcon 9 (Block 5). F9-111. Серийный номер B1051-9 (девятый полет). Частично многоразовая двухступенчатая ракета-носитель среднего (многоразовый вариант) класса. Вес полезной нагрузки до 15 600 кг (22 800 кг). Основная ракета-носитель SpaceX.
Полезная нагрузка:
60 спутников Starlink v1.0. Компактная конструкция. Одна солнечная батарея. 4 антенны ФАР. Ионные двигатели на криптоне. Собственные навигационные датчики Star Tracker. Система уклонения от мусора.
Первая фаза (1584 аппарата) первого этапа развертывания системы (4 425 аппаратов) обеспечит покрытие Земли между 53° южной и северной широты. Работа в Ka-/Ku-диапазонах. Межспутниковая лазерная связь (4 направления на каждом спутнике) тестируется на орбите. 10 спутников Starlink выведены на полярные орбиты.
Орбита:
Начальная орбита НОО: 240 x 300 км x 53,05°.
Конечная орбита НОО: 550 х 550 км x 53°.Развертывание в три орбитальные плоскости по 20 аппаратов в каждую.
Интересное:
— 22-й запуск 2021 года. Одна авария.
— 8-й запуск SpaceX в 2021 году. Все успешные.
— 9-й полет первой ступени Falcon F9 B1051-9. Успешная посадка.
— 111-й запуск Falcon 9. Один запуск аварийный. Одна авария на земле (AMOC-6).
— 88-я посадка первой ступени (включая 11 аварийных).
— На орбите находится примерно 1263 спутника Starlink v 1.0. Около 20 штук неисправны. Более 200 поднимают орбиты.
— Все спутники версии 0.9 (60 штук) не будут использоваться и сводятся с орбиты. На орбите осталось меньше 10 штук.
— Общее количество спутников Starlink выведенных на орбиту — 1325.
Ссылка на изображение Falcon 9/Starlink L21.
Личное мнение:
Превосходно! Четыре запуска Starlink за один месяц. Вот это темп!
Если такой темп сохранится, то первоначальная группировка будет выведена к середине мая, а к концу лета спутники дойдут до своих рабочих орбит.
Благодаря SpaceX США делает половину всех орбитальных запусков Земли.
acin
Открыл сегодня Ютуб, увидел непросмотренную запись запуска, и подумал почему вдруг прошлый запуск непросмотренный, ведь я его точно смотрел. Оказалось что это сегодняшний запуск. Действительно, удивительные темпы запусков!
dobrobelko
Удивился что хорошо было видно в Нью-Йорке, считал что направление запуска почти точно на Восток. Качество так себе:
tbl
если запускать строго на восток, то максимальное абсолютное значение широты орбиты будет равно широте космодрома, а старлинку нужно и севернее, и южнее покрывать районы
striver
Pyhesty
интересно, как они успевают так быстро клепать спутники, ладно ракеты многоразовые, а вот спутники нужно по 60шт готовить к каждому запуску =)
solariserj
Так вот это и вызывало сомнения в реализации проекта Starlink. Если конвеер производства ракет никого не удивляло (еще CCCР запускал сотню одноразовых в год ), то производство такого количество спутников, вызывало сомнения у многих. Но тут видно, Маск, подошли основательно и сделали конвеер производства спутников, притом уже 3 поколения
AirLibra Автор
Говорят (кто проверит) что делают 120 штук в месяц. Должно накопиться, так как прошло уже 15 месяцев работы, а запущено не 30 а 21 миссия.
BlackMokona
Ну проверить то нехитрое дело по числу пусков.
И площадку обслуживает SpaceX. У них там пусковая команда всё делает и они переделали стартовый стол под себя сами.
Win08
Не знаю чего удивительно, мы (человечество) же автомобили клепаем сотнями в сутки? Всякие телевизоры, по 100 дюймов диагональю, клепаем сотнями в сутки? Спутники-то типовые, там небось уже конвейер. И сборка уже модульная/отверточная. Вот если бы спутники были все разные, тогда да, был бы вопрос когда успевают проектировать.
striver
Такого еще никто не делал в плане спутников.
abutorin
Так не потому что сложно, а потому что не нужно. Конвейер нужен начиная с определенного количество. Сталинк это один из первых случаев когда количество типовых спутников достаточное для применения технологий крупносерийного производства.
striver
Сложность как раз в том, что никто не делал, потому что не было потребностей и в связи с этим нужно организовать конвейерную постройку космических спутников. В настоящее время, до 5% Старлинков не выходят на заданную орбиту. Считайте, что это брак. При этом, нужно понимать, что им нужно еще сильнее ускорятся в объемах производства. Если 120 (по данным прошлого года, сейчас может еще больше) — это было еще норма, типа 2 пуска в месяц — для 1-й фазы 1-го этапа — 1,5+ тыс. спутников, то далее — там уже 4 тыс. спутников. На Фалконах нужно запускать каждую неделю. Значит нужно уже начинать производить в 2 раза больше. А если берём случай 42 тыс., то там это число нужно множить на 10. Это крайне сложно увеличить производство сначала в разы, а потом на порядок.
abutorin
Ну так на каждом этапе производить 10 корпусов или 100 особой разницы для современных технологий нет. Сама по себе сборка это не сложно при наличии необходимой оснастки и учета массового производства при проектирование (что как я понимаю было сделано). Со спутниками еще конечно главное это хорошо протестировать. Тут тоже больше вопрос в подготовке тестовых стендов с необходимой долей автоматизации. Планируемое количество к выпуску достаточно большое чтобы сделать тестовый/ые стенды требуемой производительности.
Конечно запуск конвейера это не просто. Но сама по себе технология хорошо изучена и просто применяется при определённых условиях.
striver
Я не специалист в обрасти строительства спутников, чтобы утверждать — сложно это или просто — сделать конвейер по их производству.
AirLibra Автор
Делали и делают, только для кубсатов.
striver
1 производитель делал 120 шт. в месяц?
saboteur_kiev
Ну допустим сделаешь ты сто тысяч автомобилей, продашь. Потом сделаешь еще, и снова продашь. Поэтому у тебя есть, допустим, 20 заводов/фабрик и ты богат.
А спутники — построил 20 заводов/фабрик, сделал себе сто тысяч спутников, а потом что делать?
drWhy
Как что? Ширпотреб для Марса клепать, как раз с собой можно брать только лёгкое и высокотехнологичное, а там пока заводов нет.
Win08
Так а срок жизни у спутников какой? Т.е. какое-то их количество все равно надо будет производить постоянно. Другие спутники, другие версии спутников, думаю что много чего можно и нужно клепать. Без работы не останутся.
shark14
Самое важное-то не написали: предыдущий Falcon (тоже со спутниками Starlink) улетел с этой же площадки всего 10 дней назад.
Вот это реально быстро.
AirLibra Автор
Вы правы, это реально очень быстро. Но тут заслуга основная не SpaceX а военных, которые эту площадку обслуживают.
Sonnenwendekind
Собрать и запустить ракету быстро — не заслуга, обслужить площадку — заслуга… Ну ок
Am0ralist
Эм, если б взлетел тот же самый фалкон второй раз с одной площадки за 10 дней — ваша притензися была б понятна.
Тут человек выше сказал про площадку, на что ответ был, что площадку обслуживают военные и это их заслуга (хотя выше указывают, что таки сами обслуживают). Причем тут скорость сборки и запуска ракеты?
Am0ralist
Понятно, куча минусов, но никто так и не может объяснить, где в треде про скорость обслуживания пусковой площадки заслуга Маска в быстрой сборке ракеты…
Или где человек отрицал, что в быстроте сборки и запуска ракеты нет заслуги Маска.
Понимаю, указать человеку, что площадка не военных, как ниже люди сделали…
Узнаю
ДзенХабрAirLibra Автор
Площадка конечно формально не относится к военным. У НАСА есть две стартовых площадки. Но это чисто юридическое деление. Военные в своих планах и заявлениях все площадки считают под своим контролем. Это естественно — на космодроме общая инфраструктура с давних времен. И контролируют и готовят пуски (в своих границах ответственности) тоже военные.
Jeka_M3
Пруфы на такие планы и заявления?
P.S. Военные могут заявлять и считать что угодно, но площадки LC-39 они не обслуживают.
striver
Честно говоря, полная ерунда в ответах ). Вчерашний пуск был с другого космодрома — им. Кенеди. Но, это так, к слову об ошибках, що, в целом, не влияет на саму суть. Военные в конце прошлого года говорили, что они запускам с периодичностью — 1 в сутки. Это если мы говорим о наземной инфраструктуре. В теории, можно и быстрее, у них переключение оборудования на разные РН занимает часов 17. Также стоит отметить, что если из KSC идёт пуст, то такая же ерунда, быстрее не получится. Рейндж у них совместный. Далее, если это пуск одной РН, то переключение может быть быстрее. Сложно сказать, как быстро, ибо у Спейсов есть только один стартовый стол на CCSFS. Самый быстрый оборот Фалконов был 9,33 дня. Если говорим о 2-х разных космодромах, то они были готовы запустить 2 Фалкона в течении 3-4-х часов. Но, сами Спейсы перенесли такие пуски, по тем или иным причинам.
Суть в чём — CCSFS готовы к 1 пуску в сутки — это их темп. СпейсЭкс не готовы так быстро готовить пуски, но могут сойтись карты так, что на восточном побережье могут стоять на старте 2 РН, и 2 космодрома смогут произвести пуск с разницей в пару часов.
Чьи это заслуги? Как наземной инфраструктуры, так и оператора пусков. Но, последние, не готовы так быстро запускать, как это может делать космодром.
Am0ralist
Короче, есть три типа сроков:
— срок подготовки площадки
— срок восстановления фалкона между полетами
— срок на подготовку нового полёта фалкона
Человек первый в треде указал как успех старт с одной площадки в течении 10 дней. То есть первый. Дальше начинается неразбериха, кто отвечает за старты и чей это успех.
Но претензию к AirLibra высказывает другой не по поводу того, что сам Маск отвечает или нет, а к тому, что «собрать и запустить ракету быстро — не заслуга».
Гм. Знаете, по мне достаточно очевидно, что срок между двумя запусками разных физически ракет может быть вообще минимальный и при одной площадке может упираться в скорость обслуживания данной площадки и выкатывания на неё новой, если вы не прям с производства сразу пуляете ракету и не делаете их последовательно друг за другом (пока одну не сделали, вторую не начинаем). То есть сейчас вы через день запустили, потом месяц новые ждёте. Единственный вариант, если Маск создал расписание как у автобусов с интервалом в 5 дней и весь год пускал по оному — это другой вопрос (условно, создал конвеер запусков).
Если площадку обслуживает Маск, то просто AirLibra не прав и всё тут. Если не Маск, то успех в скорости обслуживания на тех, кто обслуживает. Приписывать же успех наземных служб Маску в случае, если у Маска были две ракеты с промежутком в 10 дней — это по мне как-то нелогично.
Это не отрицает успех есть в общем количестве созданных ракет за год. Успех есть в скорости восстановления летавшей ракеты. Успех есть в количестве запусков за год. Но вот успеха в том, что карты сошлись — я не понимаю.
striver
Я бы еще добавил 1 срок — интеграция. Ибо 3 события могут готовить параллельно, но лишь когда готовы 2 ступени, только тогда производим интеграцию ПН. Далее — есть еще 1 узкий момент — ротация дронов — 8-12 дней. Спейсы были готовы быстрее запускать, но дроны не успевали — то ветер, то трафик, то поломки. И это уже в этом году — куча задержек по разным причинам. Сейчас такая ситуация, когда они потеряли ступень и в ротации активных 4 первых бустера. Если этот момент отбросить, что у нас не готова еще первая ступень после ТО, то на интеграцию ПН нужно минимум пару дней. Не готов точно сказать, то это 2-5 дней. Это если говорить об одной площадке. Предположу, что у СпейсЭкс сейчас 2 команды, которые готовят пуски только Старлинков. В прошлом году, было похоже на то, что была только одна и помогали еще другие. Сейчас похоже на то, что они с конца прошлого года сделали 2 команды и готовят пуски по мере готовности 1-х ступеней и дронов. То есть, примерно, каждые 8-10 дней должен быть запуск Фалконов с 39А и 40-й площадок. Да, бывает, что есть минимальное время, то есть пару часов или дней между пусками — но это разные стартовые площадки. Минимальное время между пусками одной площадки — 10,07 дней (241:41 часов) для KSC LC-39A — то есть текущий пуск, который обсуждаем (до этого было 12 дней, тоже Старлинки) и 9,33 дней (223:56 часов) для CCSFS SLC-40 — 13.06.2020 пуск — тоже ротация Старлинков. Западное побережье я не беру в учёт — там минимальная активность. Итого — такой темп пусков у Спейсов получается достичь на своих Старлинках, когда они поставили эти пуски на конвейер. Однотипные действия и всё такое. Да, они могут другие пуски готовить параллельно, но я не знаю их возможностей, могут ли они вообще это делать — готовить Старлинки и другую ПН в одном ангаре.
Стартовые столы — в аренде у Спейсов, это их часть, но они находятся на территории космодромов — это ответственность владельцев (в случае CCSFS SLC-40 — это военные, а KSC LC-39A — я так понимаю, что это НАСА часть. То, что я ранее писал про 1 пуск в сутки, то это космодром военных готов к пуску с разных стартовых столов, за которые отвечают операторы пусков, в данном случае — СпейсЭкс. Ну, я не знаю всех подробностей, чтобы говорить про участие каждой стороны. Но, большая часть подготовки — это за Маском и Ко. Ну, не совсем так, что случайно получилось. Космодром готов пускать раз в сутки, а всё остальное — на плечах оператора. Да, еще есть погода, которая сильно влияет на каждый пуск — это элемент удачи.
Am0ralist
Ну то есть получается, что успех Маска не привязан к «улетел с этой же площадки всего 10 дней назад», как в первом комменте акцентировано, а просто что у него интенсивность стартов возросла. Так я и говорю, с последовательностью логики в комментах у некоторых людей беда, когда замечания по площадке воспринимают как то, что Маска лишают успехов не меньше.
AirLibra Автор
SpaceX молодцы. Последовательно идут к сокращению сроков восстановления.
Просто производительность космодрома определяет возможности инфраструктуры — два года назад командование базы заявило, что может обеспечить 50 запусков в год со стартовых площадок. Специально под SpaceX.
Jeka_M3
Хотя, справедливости ради, пуски с площадки SLC-40 (которая принадлежит военным) тоже недалеко от рекорда. Между запусками Transporter-1 и Starlink 18 — 11 дней, между Starlink 18 и Starlink 19 — 12 дней.
striver
Заслуга всех сторон. К тому же, 39-я площадка — это не территория ВКС.
striver
Ну, для этой площадки — улучшения на 2 днях. Из 40-й площадки, у них почти на 24 часа быстрее был оборот.
drWhy
Вспоминается фильм "Гаттака" с ежедневными пилотируемыми стартами.
DimanDimanyich
Темп как раз нормальный, если хотят забрать клиентуру, а не дожидаться появления полу-гос конкурентов. Вот и откусили от оптических провайдеров на будущее.
В Новой Зеландии официально стартуют, Австралию подхватят.
меня стоимость 60кк за запуск смущает. Ведь реально мы ее не знаем. А считать по стоимости, которую выкатывают сторонним клиентам — тыкать в небо.
AirLibra Автор
Данные официальных нет. Есть оценка в 28 млн за реюзый запуск.Условно можно считать, что запуски Starlink обходятся в 30 млн. 600 млн SpaceX истратило на ракеты и еще столько-же (по словам Маска) на 1200 спутников. Миллиарда полтора.
saboteur_kiev
обтекатель в этих запусках возвращают?
еще могут скинуть за счет отсутствия страховки — сами ж для себя запускают, риски на себя берут
AirLibra Автор
Обтекатели всегда вылавливают. Ловля в сетки оказалась не очень эффективной и сетки на кораблях пока демонтированы (возможно под замену)
vadref
Створки обтекателя в последнее время просто вылавливают из воды
vsatman
основные инвестиции будут на субсидиях на терминалы при продаже за 500 и стоимости производства где то 2600..2800 Долларов за первый миллион терминалов набежит 2 млрд. Плюс развитие наземной сети и ее эксплуатация тоже стоит денег…
Pyhesty
стоимость фактически намного ниже… если ступень повторно стартует примерно через 30-50 дней, то обслуживание стоит минимум… значит основной «расходник» вторая ступень с двигателем мерлином-V… Даже по самым дорогим меркам двигатель в закупке 5кк (для себя, конечно, же дешевле), так что с экономикой запусков у Маска все зе бест =)))
он поставил на многоразовость и теперь снимает сливки =) респектище)
AirLibra Автор
Никаких корректных данных об экономике Falcon 9 нет. Одни спекуляции и твиты. Сходятся во мнение, что многоразовость может быть экономически выгодна. От себя добавлю — при высоком темпе запусков (25-50 штук в год).
saboteur_kiev
Разве экономичность высчитывается от частоты запусков, а не просто от их количества?
Ведь построил ракету, построил ступени — и с каждым взлетом уже использованной ступени, в последующие запуски экономишь. Тем более что в данном случае, у Маска накоплено множество ступеней разных версий, и их можно еще переиспользовать и переиспользовать.
Собственно, так как стоимость такой ступени почти треть или половина ракеты, сложно и посчитать.
Pyhesty
огромные затраты на содержание ифраструктуры постройки ракеты, собственно завод по постройке может быть в 10-20-50 раз дороже самой ракеты, а его содержание стоить 10-30% в год от стоимости завода, по этому чем чаще запуски — тем выгоднее. А завод нужно в любом случае содержать, даже если ступени многоразовые…
saboteur_kiev
Чем больше запусков — тем выгоднее.
Это как бы и ежу понятно.
Но вы почему-то ставите следствие причиной.
Это понятно, что чем больше запусков, тем чаще их можно делать, и все упирается уже только в то, насколько быстро можно подготовить новую миссию и ракету.
Am0ralist
Построить 1 ракету и запустить её 10 раз может быть экономически менее выгодно, чем выпустить на этом же заводе 10 ракет и запустить их по разу, так как производство 1 ракеты в год на заводе экономически будет не выгодно. Остальное время рабочие и цеха с оборудованием что делают, просто так зарплату получают? Или впрок ракеты делают на 10 лет вперёд? Или разгоняют рабочих и консервируют производство до необходимости новую ракету сделать?
Поэтому многоразовость при нормальной загрузке производства имеет смысл, то есть когда в год не перерабатывая, но и не волыня они делают допустим 5-7 ракет, а за счёт многоразовости по раз 5-10 их пускают (имея всегда в резерве одну новую ракету, например). Без этого у вас или люди простаивают, или ракеты хранить где-то лишние надо.
striver
В настоящее время, если берём пример СпейсЭкс, то мощности по производству ракет смещены в сторону создания 2-х ступеней. Поэтому рабочие и инженеры не сидят без дела. Более того, они не успевали в прошлом году делать 2-е ступени, 1 пришлось заменить — брак. Но, Маск хитрый товарищ. Он сам для себя нашёл грузы в виде Старлинков. Благодаря этому, если сравнивать с ВанВебом, примерно, стоимость вывода 1 спутника (производство + транспорт) дешевле чуть ли не на порядок. Однако, нужно понимать, если смысл так много запускать. Затраты на Старлинк — просто колоссальные.
AirLibra Автор
Насчет «на порядок» — это слишком оптимистично (маскофаны как бывалые рыбаки — любят большое).
Выведение 36 спутников OnWeb стоит 48.5 млн для заказчика (с учетом посредников и накруток) — это 1,35 млн за спутник.
Выведение Starlink (по словам Маска) стоит 0.5 млн (60 штук как один запуск Falcon 9). Это разница в 2 раза. При этом Маск не уточник какую цену запуска F9 он имеет в виду. Если 52 млн (формальная цена запуска) то цены выведения спутников соизмеримы.
Стоимость производства спутника OnWeb дороже чем Starlink, но это не порядок, в 2-3 раза.
striver
Ох уж эти уточнения. А типа для ВВ есть другие варианты, кроме как запуски с накрутками.
О, пошло стандартное вранье. Ссылки в студию на слова Маска. Это рука-лицо. Да, Маск себе же будет заряжать маржу и прочие накрутки.
Стоимость производства — там тоже накрутки, ибо ВВ сами не делают. И им обходится в 1 и более млн за 1 спутник, Спейсы хотят выйти на 0,25 млн за шт., сейчас сложно сказать сколько, возможно 0,3-0,4 млн за шт. — это в 2-3 раза дешевле только на производстве.
Что касается запусков, то вы хотите и берёте 30+ млн за запуск. Это ваше желание и округление, как маскохейтера. Это не новость. Там запуск может стоять 15-30 млн. Округлю в сторону кратности 6 — 18, 24, 30 — это 0,3-0,5 млн за 1 спутник. Итого — минимум (0,3+0,3) = 0,6 млн за 1 спутник на НОО и 0,5+0,5 = 1 млн. При этом, Спейсам есть куда двигаться влево, за счёт объемов производства, а ВВ — нет. На сейчас — очень грубо. 0,6-1,0 против 2,35 ВанВеба. Когда-то Маск обмолвился, что полное ТО ступени обходится в 8-9 млн. Что сюда входит — я не знаю, но добавляем еще стоимость 2-й ступени и немного на логистику и это может быть в районе даже ниже 18 млн. Оптимистично — 0,5 млн за всё на орбите. Да, мой косяк. Ибо я прикидывал, что стоимость создания в 3-4 раза дешевле, а вывод — также в 3-4 раза дешевле. 8 — ближе к 1 порядку, чем к 2 раза. Но, да, это мой косяк как не маскохейтера.
А вообще, лейбы просто поражают. И еще больше поражает, то, как вы каждый раз это пишите. Обязательный переход на личности — выполнено. Хотя, по цифрам — вы не можете дать более лучшие данные, чем, например, я.
AirLibra Автор
Я ж и говорю — рыбаки… приходится верить «на слово»
AirLibra Автор
Именно по этой причине космическая индустрия прохладно относится к многоразовости. Не как принципу (многоразоаость неизбежна), а как к руководству действия прямо сейчас. Все неспеша пилят эту технологию, посматривая на SpaceX и их реальный опыт.
saboteur_kiev
Так на заводе же не только строить можно, Но и ремонтировать, тестировать, обслуживать отлетавшие ступени, а также модернизировать и строить новые версии.
При этом экономика не страдает, так как цена для клиента — что первого запуска что пятого — одинакова, а вот себестоимость, если это переиспользование — с каждым следующим запуском снижается, и деньги вот они.
Am0ralist
Оборудование разное. Станки для изготовления одни, для ремонта — другие. Специалисты тоже вряд ли настолько «универсалы», а значит и их простой возможен — это тоже убытки (зарплату то ты им платить будешь как за работу).
Вот не наращивать кратно производство, если ты уперся в максимальную за год с помощью многоразовости — это да, это экономия серьезней может быть (при условии, что ремонтное оборудование дешевле).
Простой специалистов и станков (особенно, если они в лизинге) на заводе может сотни миллионов в год убытка приносить (тут прям на днях новость была о том, что производитель памяти хочет избавиться от завода по изготовлению одного типа памяти по причинам того, что недозагрузка его принесла убытков за прошлый год миллионов в 400).
Так что если у вас завод рассчитан делать 12 (максимум с переработками 18 допустим) ракет в год, то сделать 2 и запустить её 16 раз может стоить дороже, чем сделать 16 и запустить их по разу.
А вот сделать 8 и запустить 32 раза в год — может оказаться дешевле и быстрее в пару раз, чем нарастить производство до 30 ракет в год (при этом ещё и иметь резерв для увеличения запусков как за счёт досоздания новых ракет, так и за счёт того, что повторно ракеты смогут летать больше раз, чем изначально). Без конкретики сказать, где оптимум начинается — невозможно. Только тыкать пальцем в небо. Но с учётом, что Маск всеми силами наращивает запуски, то мне кажется, что цифры близки к.
AirLibra Автор
Это один из самых критичных показателей многоразовости — темп запусков. Можно вспомнить любимую аналогию Илона Маска по сравнению ракет с самолетами. Поинтересуйтесь от чего зависит успешность и эффективность самолет на коммерческих перевозках — от количества часов проведенных в небе — от темпа полетов.
saboteur_kiev
Я думаю от количества проданных билетов.
И в этом плане тут прикол идет не в стоимости постройки самолета, а в том, на какой маршрут его оформить, и как часто на этом маршруте он будет забиваться пассажирами на 100%.
AirLibra Автор
Факторы влияющие на эффективность транспортного средства я могу разделить на две группы — техническая и маркетинговая. Техническая определяет максимальную производительность средства, а маркетинг обеспечивает его достижение. Темп запуска (полетов) определяется как техникой, так и отделом продаж. У SpaceX есть проблемы как в технике, так и в маркетинге, впрочем, успешно решаемые. Но! Над техникой и маркетингом стоит стратегическое планирование, долгосрочная цель, бизнес-идея… Вот с этим у SpaceX проблема (на мой взгляд конечно) — ошибка первоначальной оценки емкости пускового рынка. Рынок элементарно не способен обеспечить высокий темп запусков. Если конечно не считать запуски Starlink коммерцией. Что вполне является решением проблемы и работы F9 на десятилетия (если SS не взлетит).
striver
Особо дешевле нет вариантов, вот и выставляют счёт клиентам. Пока их устраивает.
anonymous
Становится немного грустно, когда заюзать космический интернет в стране замедлителей всего, что неугодно является маловозможным.
StjarnornasFred
Собственно, в таких странах он наиболее полезен. Не заглушить, не заблокировать, не замедлить. Только устно (ну или письменно, что с точки зрения спутника одно и то же) запрещать и в бессильной злобе топать ногами, рассказывая по ТВ о "незаконных" и "антигосударственных" компаниях.
WildLynxDev
Надежды юношей питают…
Я не знаю ничего, но могу предположить что терминал не будет работать за пределами страны где зарегистрирован.
И уж точно SpaceX/Starlink не будут светить на страну где у них нет разрешения на радиопредачу. Потому что страна сразу пишет заявление в ITU, а они через FCC назначают вышеупомянутой компании штраф. Или даже отбирают лицензию — врагов у Starlink — каждый интернет-провайдер в мире. Даже если предположить что ITU не станет с этим торопиться — одной угрозы достаточно. Рынок в РФ — ничтожный, население — нищее, рисковать ради этого — никакого смысла.
KyZZMI4
Не факт что они смогут ограничивать по государственным границам очень точно, так что приграничные города могут попасть в зону действия. Но тут скорее будет запрет внутри страны и наказание за наличие терминала. На счёт жалобы в ITU не уверен, но посмотрим что будет.
redsh0927
В терминале стоит GPS-модуль, он просто откажется работать.
vsatman
точность 24 км — максимальный диаметр пятна луча ИСЗ Старлинк
ilrandir
«терминал не будет работать за пределами страны где зарегистрирован» — не будут работать как и не работают все серые телефоны, ввезенные из штатов и китая.
«И уж точно SpaceX/Starlink не будут светить на страну где у них нет разрешения» — не будут светить прямо как не светят все спутниковые операторы телевидения, GPS и тд.
«Рынок в РФ — ничтожный, население — нищее» — а 100Mb за 100$ в любой точке мира будет 100Mb за 100$.
Win08
Справедливости ради, 100$ в РФ за интернет достаточно дорого, думаю что не сильно ошибусь если посчитаю, что сейчас в РФ интернет стоит меньше 10$ (у меня, например, те же 100Mb стоят 600 рублей, или чуть больше 8$). Так что по такой цене он не станет массовым, а соответственно и "глушить" его особого смысла нет.
PS. Погуглил, в принципе спутниковый интернет есть, предлагают операторы спутникового телевидения. Да, там скорости не 100Mb, а 10-20Mb, но и цены 20-30$. И 10Mb для соцсетей вполне достаточно, и даже фуллхд видео можно смотреть.
altone
Даже в моём обжитом Пермском крае существует множество точек, где интернет недоступен вообще никак, либо с существенными неудобствами (ну, для примера — 256 килобит для организации в 2017 году). «Типовой» спутник как решение не всегда подходит из-за задержки. Справедливости ради, обобщать следует очень осторожно, и, может оказаться, что в нашей стране готовых абонентов для Старлинка может оказаться не меньше, чем в штатах.
Win08
Про 2017 год не скажу, но прямо сейчас полно предложений спутникового интернета, МТС даже 10 мегабит предлагает за 499 рублей (с юрлицами вообще отдельная сказка). Да и народу в РФ меньше раза в три, так что больше это вряд ли.
PS. Кажется я это уже писал, но пост не нахожу...
vsatman
прямо как не светят все спутниковые операторы телевидения, GPS и тд.
GPS в РФ скоординирован, так же как и все ИСЗ, вещающие над ним типа АзияСата, Интелсатов и Евтелсатов…
bee4
Так, стоп. Не объясните профану, почему его не заглушить?
drWhy
Так он направленным узким пучком работает, заглушить можно только локально сильной помехой.
ghrb
Задержание и препровождение в участок является сильной помехой? А то ведь по такому поводу план появится, который в каждом следующем году премии ради нужно выполнять с чуть лучшими показателями.
StjarnornasFred
А как вы собираетесь глушить спутниковый интернет? Покрыть всю страну глушилками? Ну теоретически это возможно — справились же опсосы с покрытием сотовой связью, а у глушилки и у соты похожая зона поражения. На практике это чрезвычайно долго, дорого, трудоёмко и с непредсказуемыми последствиями в виде глушения вообще всего, включая то, что не нужно. Это всё равно что ради запрета майнинга вырубить свет по всей стране.
drWhy
У сотовых операторов практически всенаправленные антенны. При мощности передатчика БС в 15 Вт пятиватной глушилки должно быть достаточно. А со спутника сопоставимая мощность приходит узким лепестком. Глушилка должна быть или очень мощная, или стоять возле каждого приёмника.
Agne
Ждем на 4PDA альтернативные прошивки терминалов Старлинк=).
А когда терминалы появятся в Европе, можно будет спокойно съездить в командировку за ним.
Особенно терминал будет эффективен в одном приграничном южном районе России =)
И санкции при работе с терминала сразу все отвалятся =)
striver
Думаю, что такого ждать лет 5-10, в лучшем случае.
eledzhey
В Украине старлинк будет доступен уже в 2022, совсем недолго ждать осталось. Примерно в это же время думаю и в РФ появится.
striver
Вопрос был в том, что приёмник будет меньше, и можно будет использовать его мобильно.
vsatman
про РФ 100% нет, про Украину то же сильные сомнения, там экономика не сойдется…
подробнее почему — тут habr.com/ru/post/527220
Am0ralist
striver
Ну, это будет провал. То есть, сейчас нужно понять, нужен ли такой инет и с таким громоздким оборудованием. Если это так и будет спрос на более мобильный (а он есть, только не понятно, сколько нужно потратить на создания нового оборудования) — значит начинаем внедрять. Но это будет проще, ведь спутники будут уже на орбите.
Am0ralist
— Нет, уж лучше вы к нам!
striver
Та не, такая ситуация — как раз сейчас, ибо тот вариант — будет только расширять возможности. Это не будет низкий старт, база уже есть.
Am0ralist
Не, у меня такое ощущение, что в этом треде мы друг друга не понимаем вообще.
Я намекаю, что за попытку привезти такое из-за границы вас законодательно смогут отправить на санаторное проживание за счёт государства на несколько лет в места с морозным климатом и недружелюбными соседями.
Причём, в отличие от шпионских девайсов с алиэкспресса, сие будет именно не попытка срубить палочку для премии и показателей со стороны органов (как в тех историях с «шпионскими трекерами», а вполне себе целенаправленной политикой.
striver
Хм… читаю повторно… я вообще говорил о другом… и мимо темы… да. Дела.
AirLibra Автор
Чем поможет «альтернативная прошивка» если оператор делает привязку по мас адресу и географическим координатам?
abutorin
Будет посылать другие координаты и mac адрес, не?
drWhy
Спутник точно пропустит заведомо некорректные координаты?
abutorin
Так кто мешает «прикинутся» нужными координатами? Посылать самую ближайшую допустимую точку. Проблемы будут только если Старлинк потребует при регистрации указывать точные координаты местоположения приёмника и будет проверять «право» собственности или эксплуатацию своего интернета из это точки. Но это больше похоже на законы у нас, чем у них.
AirLibra Автор
Он сейчас так и работает. Нет?
abutorin
Подробностей не знаю. Но проверять юридическую чистоту применения терминала по определённым координатам это будет та еще проблема. А если клиент хочет поменять точку установки? Внутренний голос говорит что так они не сделать не должны. (ну может только на тестовый период)
drWhy
Так зона действия спутника около тысячи километров, т.е. Ватикан мог бы попытаться прикинуться Румынией или Францией. Ну и сигнал со спутника узконаправленный, т.е. спутник знает, каких координат ожидать от облучаемого абонента. Если в текущей версии спутников это и не реализовано, в случае необходимости внедрят в следующую версию.
abutorin
Ну так 1000 км это достаточное расстояние чтобы выбрать наиболее удобную точку. Весь вопрос ведь изначально был про использование в местах где услуги официально предоставляться не будут. Речь шла про довольно понятный регион. Думаю в нём в приграничных районах можно будет без особых проблем подобрать нужные координаты. Интересно кстати, а в нейтральных водах он будет разрешён? На побережье любой страны будет можно всегда прикинутся одиноким кораблём.
drWhy
Технически спутник знает, по каким координатам уходит и приходит луч. Будет ли он контроллировать соответствие передаваемого абонентским оборудованием местоположения — кмк скорее да, хотя это и потребует разбора трафика на спутнике, а не просто ретрансляции. Это Вам к vsatman.
vsatman
// хотя это и потребует разбора трафика на спутнике, а не просто ретрансляции.
Нет, это служебный трафик, который идет отдельно и в гейтвей / Центр Управления сетью. Координаты установки определяет сам терминал и они критически важны для синхронизации посылки пакета при передаче от терминала на спутник… нужно чтобы пакет попал в нужное место кадра…
drWhy
Спасибо, что откликнулись. Т.е. терминал просто не сможет отправить данные, сфабриковав координаты, из-за отсутствия в нужный момент сформированного специально под него лепестка диаграммы направленности приёмной антенны спутника?
vsatman
да, СпейсХ просто не будет освещать/направлять луч на территорию, где он не представляет сервис
вот тут подробнее как работает СтарЛинк
habr.com/ru/post/543836
vsatman
то, что луч СтарЛинка просто не будет светить на ненужную ему территорию. Диаметр пятна у СтарЛинка 24 км.
striver
Кстати. Вы так и не правите. 39-я площадка — не на базе ВВС.
AirLibra Автор
Исправил.