Привет, Хабр! Меня зовут Анна Лунева, я руководитель направления по работе с брендом работодателя в ГК «Иннотех». Это группа компаний, которая занимается разработкой высоконагруженных фронтальных решений, омниканальных продуктов, систем искусственного интеллекта и мобильных приложений для банковской сферы.
Мы постоянно ищем сильных ИТ-специалистов, которым можно доверить сложные задачи. Один из основных методов привлечения нужных нам профессионалов – хакатоны. Только за последние полгода мы провели уже два. Подробнее о них я расскажу ниже. Ну а в целом давайте поговорим о том, как разработчику наняться в хорошую компанию, приняв участие в хакатоне.
Для чего нужны хакатоны?
Все знают, что хакатоны появились в хакерской среде еще в 90-х, а позже стали распространенной формой состязания между разработчиками, боровшимися за призы организаторов. С годами этот формат мероприятий превратился в большой бизнес. Вспомним хотя бы пример проекта GroupMe, который родился именно на хакатоне, организованном TechCrunch, а позже был продан корпорации Microsoft за $85 млн. Со временем хакатоны распробовали многие крупные компании, которые теперь используют в своих интересах. Вот некоторые из них.
Поиск новых идей
Несмотря на то, что крупные компании обладают огромными возможностями и ресурсами, иногда им необходимы свежие мысли на тему дальнейшего развития продуктов. Как бы талантливы ни были штатные сотрудники, у них тоже в какой-то момент заканчиваются прорывные идеи. А бизнес живет, только пока растет. Для продолжения экспансии нужны новые ответы на старые вопросы. И в такой ситуации лучше обратиться за «помощью зала».
Часто бывает, что в таком случае компании проводят внутренние хакатоны, приглашая на них собственных сотрудников из разных департаментов. Тестировщик может неожиданно что-то предложить разработчикам и наоборот. Это работает и дает хороший результат. В других случаях компания объявляет внешний конкурс, хорошими наградами привлекая сторонних специалистов. Далее, если нужная идея получена, то ее могут поручить реализовать своим сотрудникам или нанять победителя в штат, чтобы он развивал ее уже в рамках компании.
Решение сложных задач
Иногда решить какую-то задачу не так и просто, даже при наличии больших ресурсов. Нужен быстрый прорыв, который можно обеспечить мгновенной концентрацией множества умов. В этом случае организуется крупный хакатон с участием пары сотен человек, и все они работают над поставленной перед ними проблемой, конкурируя между собой.
Такой сценарий выгоден всем – и компании, и разработчикам. Первая получает сразу несколько вариантов решения сложной задачи, причем за очень короткий срок. Вторые, в случае победы, получают установленный организатором приз, зачастую очень немаленький. Плюс, как и в предыдущем случае, участие в хакатоне может принести им новую интересную работу.
Поиск ценных кадров
Поиск специалистов в штат может являться и основной целью хакатона. Крупным компаниям всегда нужны способные специалисты. Еще в 2018 году ФРИИ предсказал, что к 2028 году стране не будет хватать двух миллионов ИТ-специалистов. И пока, похоже, прогноз сбывается. Найти профессионалов помогают задачи разного уровня сложности, который зависит от требуемых компетенций потенциального сотрудника – от джуниора до сеньора.
Представителям тех команд, которые качественно и в срок решают поставленные задачи, делают привлекательные офферы. Иногда работу предлагают всей команде, если им и в дальнейшем предстоит сообща работать над одним проектом.
Что касается ГК «Иннотех», мы преследуем еще одну цель – повышение нашей репутации среди ИТ-специалистов, многие из которых регулярно участвуют в хакатонах для оттачивания своих навыков и повышения компетенции. А еще им, как и нам, нужна реклама. Собственно, почему бы и нет?
За полгода мы провели два хакатона. Первый, INNOHACK, состоялся в конце ноября и продолжался два дня. На него мы привлекли разработчиков, аналитиков, тестировщиков и UA/UX-дизайнеров, из которых и были составлены команды. Нам тогда необходимо было найти разработчиков Java и JS уровней мидл и сеньор. Мы с этой задачей справились.
Второй хакатон прошел этим летом и длился уже три дня – с 18 по 20 июня. Он назывался INNOHACK 2 и стал гораздо более масштабным. В нем приняли участие 400 специалистов из 75 городов. Призовой фонд составил 1,2 млн рублей. Экспертное жюри включало 30 ведущих в своей сфере профессионалов, которые помогали участникам придумывать, разрабатывать и упаковывать их идеи.
Если участники первого хакатона решали одну общую задачу, то те, кто принял участие во втором, могли выбрать для себя одно из пяти актуальных направлений: информационную безопасность, банковский сектор, HR (поиск потенциальных кандидатов), UA/UX (генерация форм) и инвестиции (онлайн-маркет для поиска инвесторов).
Как готовиться к хакатону?
Команда
Обычно в хакатонах принимают участие команды, в состав которых входят специалисты разного профиля. В некоторых случаях составлять команды помогают организаторы мероприятия, но такая практика не очень распространена. Чаще в конкурсе участвуют уже сработавшиеся коллективы, состоящие из разработчиков, тестировщиков, дизайнеров, аналитиков и продакт-менеджеров. Профиль специалистов может меняться в зависимости от направленности хакатона и задачи, которую нужно решить.
Собрать команду, если ее нет, не так уж и сложно. В этом отлично помогают профильные форумы, тематические группы и чаты в социальных сетях и мессенджерах. Есть даже специализированные сообщества, которые занимаются подбором команд. Если вы уже являетесь сотрудником технологической компании, можете попробовать собрать команду среди коллег.
Моральная и профессиональная подготовка
В ходе хакатонов чаще всего приходится решать действительно сложные задачи, которые могут быть неожиданностью для участников. Чтобы быть готовым ко всему, стоит изучить мероприятия, которые уже проходили – их профиль, задачи, решения участников и т.п. Причем речь идет не только о российских хакатонах, но и зарубежных – из США, Европы и других стран.
Сейчас, в эпоху пандемии, большинство мероприятий проводится онлайн. А значит, если вы в достаточной степени владеете английским языком, то можете потренироваться, приняв участие практически в любом хакатоне, которые теперь можно выбирать, как товары в интернет-магазине.
Не менее важно подготовить оборудование и ПО: проверить ноутбук, установить все необходимые фреймворки, библиотеки и пр. Для этого хорошо бы еще «на берегу» в общих чертах проработать концепцию своего проекта. Когда начнется мероприятие, будет уже не до того, и если проект заведомо нежизнеспособен, то выбыть из числа участников, к сожалению, можно еще до завершения хакатона.
Еще нужно быть готовыми к импровизациям. Не работает выбранное ранее решение – разработайте другое, пусть оно и будет менее зрелым. Стрессоустойчивость и способность к импровизации часто помогают занять одно из призовых мест.
Узнать все об организаторах
Для того, чтобы идея и реализация предлагаемого проекта понравилась организаторам, стоит узнать о них побольше. Что за компания проводит мероприятие, какие задачи решает, что для нее наиболее актуально? Кстати, если среди судей есть эксперты, которые известны пристрастием к определенным технологиям, можно пробовать сделать их частью своего проекта. Конечно, если это применимо в вашем случае.
Найм участников хакатона
Компании-организаторы часто хантят победителей. Оффер может получить вся команда или какая-то ее часть. Но не надо думать, что победа обязательна. Бывает и так, что влиться в коллектив компании предлагают членам проигравших команд. Возможно, кто-то предложил интересную идею, или показал очень высокий уровень профессионализма в актуальной для компании отрасли – все это влияет на вероятность получения оффера.
Сейчас в ГК «Иннотех» работает более 3500 профессионалов в сфере ИТ и постоянно открыто около 300 вакансий. Для нашей компании идеальный вариант – когда на работу приглашается около 10% участников хакатона. У других организаций процент может быть выше или ниже – все зависит от дефицита специалистов определенного профиля.
Вывод же из всего этого простой: если вы хорошо подготовились и проявили себя, то вероятность, что вы получите предложение о работе, гораздо выше нуля. Конечно, это актуально для тех случаев, когда компания в принципе стремится кого-то найти. Но об этом несложно узнать – организаторы обычно рассказывают о своих целях и намерениях в условиях хакатона. Если там есть пункт о возможности найма – можно смело подавать заявку и начинать готовиться.