Тема космоса очень активно развивается — на орбите появилось огромное количество спутников связи от SpaceX и OneWeb, китайцы создали собственную орбитальную станцию, на Марсе сформирована целая группировка наземных и орбитальных аппаратов. Вскоре в космос отправится новейший космический телескоп "Джеймс Уэбб", а к Луне вот-вот полетят если не колонисты, то исследователи, которые побывают на спутнике Земли впервые за несколько десятков лет.

Кроме компаний, которые у всех на слуху, вроде SpaceX, Boeing, OneWeb и т.п., есть и другие. Они тоже делают свой вклад в развитие аэрокосмической отрасли — и этот вклад постепенно увеличивается. Под катом — список из пяти перспективных аэрокосмических стартапов, на которые стоит обратить внимание.

Starburst Aerospace

Эта компания не запускает ни ракеты, ни спутники. Нет у нее телеуправляемых роботов на Марсе или Луне. Чем же она занимается и почему ее вклад может оказаться весьма существенным?

Дело в том, что она служит чем-то вроде инструмента для нетворкинга в отношении научно-технических организаций и бизнеса. Часто у разных научно-исследовательских учреждений появляются перспективные идеи, которые откладываются в долгий ящик просто потому, что эти идеи некому финансировать и реализовывать.

Одно дело научные изыскания и совсем другое — поиск средств на их внедрение. Далеко не каждый ученый является еще и способным организатором, который может найти поддержку у коммерческой компании. Starburst Aerospace помогает в этом — у ее основателей немало контактов как в среде бизнеса, так и в научной среде.

Основана эта компания в 2015 году, и с тех пор она помогла относительно большому количеству стартапов найти партнера среди инвесторов, включая как частный бизнес, так и государство. Благодаря этой компании около 75 стартапов смогли представить проекты десяткам венчурных специалистов и представителям государственных организаций. Этот же акселератор провел масштабное мероприятие в 2019 году (до COVID-2019), на котором выступал Илон Маск.

Zero Gravity

Это финский стартап, который использует огромный объем данных с самых разных спутников для создания цифровых двойников городов. Спутники предоставляют информацию о химических, физических и биологических системах и характеристиках населенных пунктов. Все это помогает бизнесу и государственным организациям получить представление о глобальных трендах и изменениях планетарного масштаба и оперативно внедрять необходимые инновации..

Результаты анализа предоставляются по запросу компаниям и представителям государственных организаций, которые имеют отношение к мониторингу лесов, морским промыслам, развитию городской инфраструктуры, поставкам "зеленой" энергии, сельскому хозяйству и т.п.

Astroscale

Японская компания, которая занимается разработкой систем для очистки орбиты Земли от космического мусора. По разным оценкам, количество космического мусора на орбите Земли варьируется от 220 до 300 тысяч объектов. Около трети объема этого мусора - обломки, размеры которых менее 1 см.

Через пару лет количество искусственных объектов на орбите превысит 30 тысяч, так что и объем мусора увеличится. Стартап Astroscale собирается начать "уборку" орбиты на коммерческой основе - это своеобразный клининг, только для космоса.

Компания уже разработала спутник ELSA-d, который вскоре отправится на орбиту Земли для того, чтобы начать убирать небольшие обломки и целые отработавшие свое спутники. Все это будет направляться в атмосферу Земли, где станет благополучно сгорать при снижении.

Promin Aerospace

 

 

Украинский стартап, который смог привлечь около $500 000 от венчурного фонда QPDigital для создания самой маленькой в истории орбитальной ракеты. Ее небольшой размер объясняется возможностью использования корпуса ракеты в качестве твердого топлива. Двигатель создается при помощи аддитивных технологий.

Речь идет о топливном стержне, который служит корпусом. Масса ракеты при этом составляет всего около 500 кг. Благодаря особенностям своей работы ракета может стать самым недорогим вариантом для отправки небольших грузов на орбиту Земли. По расчетам специалистов компаний, запуск  обходится всего в $200 000

Уже сейчас у компании есть заказчики, которые заинтересованы в выводе на орбиту Земли телекоммуникационных спутников, метеорологических и других орбитальных аппаратов.

Согласно дорожной карте, первый коммерческий запуск ракеты-носителя Promin Aerospace запланирован на 2023 год.

World View

Ну а здесь у нас чисто туристический стартап, который позволяет подняться в стратосферу в герметичной капсуле. Но на этот раз никаких ракет — поднимать туристов в околокосмическое пространство будет воздушный шар, точнее, стратосферный аэростат.

Достоинство такого метода по сравнению с тем, что предлагает Virgin Galaxy Брэнсона или  Blue Origin Безоса, в неспешности подъема. Туристы смогут насладиться весьма зрелищными видами, а любоваться ими можно будет не 1-2 минуты, как в случае путешествия на аппарате тяжелее воздуха, а целых 12 часов.

Невесомости никакой не будет, но стратосфера - почти что космос, так что виды откроются похожие. Стоимость путешествия - $50 тыс. 250 человек уже сделали предварительный заказ билетов. Да, еще один положительный момент — одеться можно будет в повседневную одежду, никаких космических костюмов не нужно.

В год компания собирается запускать около 3000 стратосферных аэростатов. К услугам туристов — WiFi, еда и туалет. Первый полет запланирован на  2023 год.

Комментарии (9)


  1. Matshishkapeu
    02.11.2021 21:40
    +2

    >> Речь идет о топливном стержне, который служит корпусом. Масса ракеты при этом составляет всего около 500 кг. 

    Хипстеры похоже пытаются продать инвесторам снаряд крупнокалиберной РСЗО как космическую ракету. Для сравнения

    Снаряд РСЗО Смерч, какбэ одноступенчатая твердотопливная ракета (ака "топливный стержень, который служит корпусом"), длинна 7.6 метра, калибр 300 мм, вес ~ 800 кг, полезная нагрузка ~ 240 килограмм, летит на 80-120 км, в космос не выходит. Стоит вполне сопоставимо с приведенным ценником,что наводит на подозрения.

    Твердотопливные ракеты хороши военным, в гражданском космосе примеров кроме боковых ускорителей у Шаттлов так сразу и не припомнить. А все потому, что в продуктах горения больше тяжелых молекул, как следствие ниже импульс, как следствие твердотопливная ракета выведет меньше груза на единицу массы. Военные мирятся из-за удобства обращения и хранения в снаряженном виде, вещи для гражданского применения тащемта вторичные.


    1. Valerij56
      05.11.2021 09:17
      +1

      Снаряд РСЗО Смерч, какбэ одноступенчатая твердотопливная ракета (ака "топливный стержень, который служит корпусом"), длинна 7.6 метра, калибр 300 мм, вес ~ 800 кг, полезная нагрузка ~ 240 килограмм, летит на 80-120 км, в космос не выходит. Стоит вполне сопоставимо с приведенным ценником,что наводит на подозрения.

      В РС30 твёрдое топливо "служит корпусом" или "заключено в корпус"? Это как раз и есть ключевая разница, по которой РС30 в космос не выходит.

      У меня тоже на ваш счёт возникают подозрения, только совсем другие.


      1. gotozero
        05.11.2021 09:42
        +1

        «служит корпусом» или «заключено в корпус»

        А вы уверены, что разница так велика? Для такого веса нет никаких проблем с продольными нарузками на любых прямолинейных ускорениях, алюминиевая тонкостенная труба с легкостью выдержит и будет дешевой. У этой украинской ракеты тоже будет некоторая оболочка надо полагалать в конечном итоге.
        Покуда проект существует только на бумаге, сложно делать сколь-угодно далеко идущие выводы.

        А учитывая, что стартап украинский, то сомнения вполне оправданы.


        1. Valerij56
          05.11.2021 15:05
          +1

          Вот я и говорю - по вашему поводу у меня вполне обоснованные сомнения.

          На схеме мы видим хвостоую часть ракеты, твердотопливный двигатель, в который с передней стороны по мере сгорания вдвигается стержень из твёрдого топлива. На переднем конце этого стержня головная часть ракеты с ПН, а сам стержень из твёрдого топлива служит соединяющим эти две части корпусом ракеты. Ну, и как, очень похоже на РС30 "Смерч"?

          Соглашусь, описание в статье паршивое, схема обрезана или выбрана не по делу, но ваши ужимки по поводу замысла ракеты характеризуют вас, а не ракету.


          1. gotozero
            05.11.2021 16:21
            +1

            Ну из описания там мало что можно понять. Некий поршень толкает в камеру топливо в твердом виде. Каким-то образом и зачем-то горючее и окислитель разделены. Далее оно все испаряется и подается в камеру сгорания.
            На «смерч» это не очень похоже, но наличие поршня в твердотопливном двигателе выглядит так себе.
            И совсем не понятно каким образом такая конструкция с поршнем лучше класических твердотопливных двигателей, где все уже замешали и где нет движущихся частей. И каким образом такой длинный поршень позволяет создать из самого твердого топлива корпус ракеты, учитывая, что пока ты вталкиваешь твердое топливо в камеру сгорания, эту камеру сгорания что-то должно удерживать.
            То есть уже нет речи о том, что топливо является корпусом. Да, может оно берет на себя часть нагрузки на сжатие.
            Полагаю таким образом они якобы решают проблему дросселирования.
            Но так куча вопросов к массе и технической сложности.

            Обычные твердотопливные ракеты сложны химически и довольно просты механически. А тут еще некая механическая часть.

            Короче вопросов там много, и скепсис тут более чем оправдан.
            Проект есть в виде красивой картинки, за которой не стоит ничего.


            1. Tarakanator
              08.11.2021 13:10

              У меня тоже есть вопросы. но есть и ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ за счёт чего это будет работать.
              Сохраняя дешевизну твердотопливных двигателей(да подвижные части есть, но вроде не хайтек) мы получаем высокое весовое совершенство (когда топливо почти прогорело, можно уменьшить тягу, чтобы не порвать корпус из остатков топлива).
              Вероятно это попытка сделать максимально дешевую ракету. Классическая твердотопливная действительно имеет слишком плохую дельта в. А так может и выгорит.


    1. konst90
      10.11.2021 19:06

      Эм, ТТУ в гражданской космонавтике весьма распространены. Россия - скорее исключение.

      США, из летающих и недавно летавших - упомянутый Шаттл, Атлас-5, Дельта-2 и -4. Японская Н-2, европейские Ариан-5, Вега и будущая Ариан-6. Китайцы и индийцы их используют, но тут на память не назову конкретные ракеты.


  1. kot_martovskiy
    02.11.2021 22:19
    -2

    Так все эти стартапы и существуют для того, чтобы срубить денег побыстрее. Куча красивых картинок, роликов, какая-нибудь идея, отличающаяся от конкурентов. А вдруг выстрелит.


  1. Aurums
    03.11.2021 14:36

    Astroscale и World View нужно взять в портфель. Остальное менее понятно, украинцы ещё, но думаю конкуренты выдавят их ракету.