В прошлой жизни я работал фулл-тайм SRE, а по совместительству был драконорожденным паладином по имени Лорарат (Lorarath). На работе со своей командой я сопровождал тысячи систем, а вечерами пытался выжить в воображаемых битвах и спасти мир от ведьмы Морганы. Мне нравятся совместные игры: они позволяют выплеснуть эмоции и прочувствовать различные социальные процессы, важные для успешного и конструктивного взаимодействия. Игры позволяют практиковаться в поиске решения критических ситуаций в безопасной среде. Если весь процесс лишь плод вашего воображения, то становится проще, даже при проигрыше, взглянуть на себя со стороны, порадоваться новому опыту и достижению общей цели. В этой статье я хочу поделиться мыслями о своей работе, на которые меня навела игра в D&D, и о том, как это может помочь вам.

Создание вашей SRE-команды... больше, чем просто имя

SRE могут называть разными именами: «эксплуатация», «DevOps», «инфраструктурные инженеры», «системные администраторы». Но по сути это те, кто деплоит и сопровождает высокодоступные, масштабируемые и безопасные сервисы, решающие задачи бизнеса. Как правило, под этим подразумевают человека с обширным набором навыков, готового всегда взяться за решение любой задачи.

Игра в Dungeons & Dragons начинается с выбора класса персонажа. У класса  есть специализации, которые вы выбираете в зависимости от вашей игровой стратегии. Далее вы описываете своего героя с помощью листа персонажа и придумываете историю. В листе персонажа указываете характеристики и навыки, которые помогут вам справиться  с определенными игровыми ситуациями. Между навыками распределяете определенное количество баллов.

В игре вы собираете команду таким образом, чтобы каждый из участников выполнял свою роль, часто дополняя других. Вам не нужна команда, состоящая из одних «волшебников» или хакеров и слэшеров. Часто бывает, что мы идентифицируем себя только по имени роли: «SRE», «системный администратор». Но мне нужна разнохарактерная команда с различными навыками. Мне не нужны сотрудники с одинаковой экспертизой или характеристиками. Для достижения целей и реализации видения команды я ищу людей с навыками, дополняющими друг друга.

Разработка своего «листа персонажа»

В реальной жизни у нас нет прямого эквивалента «листу персонажа». Самый близкий аналог — резюме или профиль в LinkedIn. Но они не описывают весь опыт:

  • Отправка пул-реквестов в гитхабе.

  • Участие в хакатонах.

  • Посещение тренингов и конференций.

  • Ежедневное решение разнообразных проблем и задач.

Кроме того, если вы не тренируете навыки регулярно, то они ослабевают. Например, я не работал с Solaris более десяти лет и больше не говорю о нем как о своем навыке.

Если у SRE действительно был бы лист персонажа, то я думаю, что в нем должны присутствовать следующие три основные характеристики: коммуникация, сотрудничество и уверенность.

Давайте рассмотрим их подробнее и почему на их развитие стоит потратить усилия.

Коммуникация

Коммуникация — фундамент для успешного персонажа. Как SRE я сталкиваюсь с различными вопросами, требующих навыков коммуникабельности.

  • Количество общения. Как часто я должен напоминать коллегам о предстоящих регламентных работах? Как часто стоит обращаться к своему начальнику при выполнении работы? Как часто моя команда должна собираться, чтобы обсудить командные задачи?

  • Качество общения. Коммуникация может быть визуальной, письменной или устной. Часто проще передать информацию визуальными средствами, чем повторять одно и то же в тексте или в каком-либо другом виде.

  • Эффективность — степень, в которой ваши слова приводят к желаемым результатам. Эта наиболее сложная характеристика, так как эффективное общение требует глубокого понимания аудитории и владения ораторским искусством.

Сотрудничество

При работе над любым продуктом или сервисом необходимо понять, что вам требуется сделать, спланировать данную работу и выполнить ее. Неважно, кто будет исполнителем. Важно, чтобы все было сделано. 

Роль, которую я исполняю сегодня, не определяет того, кто я есть. Если я говорю: «Я SRE в Компании», то это всего лишь одна из моих характеристик, но не моя личность. Выполняя свою ежедневную работу, обращайте внимание на ценность, которую вы привносите в команду. Вместо того чтобы принимать и олицетворять свою личность с определенной ролью, осознайте, что иногда вы берете на себя роль, которая может сильно отличаться от той, к которой вы привыкли, и это часть вашего развития.

Есть разница между членами вашей команды и ролями, которые они играют. В игре вам комфортно говорить от имени своего персонажа, при этом ведя отдельный, иногда метаразговор, со своими товарищами по команде. Похоже, что социальная среда стремится к гомеостазу, и вы, возможно, естественным образом приписываете упрощенный нарратив действиям своих коллег. Осознание того, что каждый сотрудник выполняет только роль в команде, которая не отражает всех его навыков, позволяет организовать работу более эффективно.

Другими словами, никогда не говорите «ну, они просто ИМЯ_РОЛИ и не могут этого сделать» или «это не моя работа».

Уверенность

Третья основная характеристика вашего SRE-персонажа — это уверенность. Уверенность — это черта характера, которая заставляет вас идти на риск (или не идти). 

Иногда в игре вы понимаете, что идете неправильным путем или отправляете слабых игроков на передовую, а они получают серьезные повреждения. Ошибки неизбежны. Наши заказчики в «реальном мире» постоянно преподносят нам сюрпризы. К тому же бывают баги в программном обеспечении, поломки оборудования, или просто кто-то может запустить неправильную команду в продакшене, перепутав терминал.

Совместные игры учат командному преодолению неудач, сохраняя сплоченность, необходимую для успеха. Хотя, конечно, если из-за коллеги вы попадете в плен к гигантскому пауку, то вам это сильно не понравиться. Тем не менее в игре можно выплеснуть свои эмоции, чтобы в рабочих ситуациях вести себя достойно. 

В игре мы развиваем воображение. Нам нужно держать в голове всю картину и принимать решения, не забывая главную цель игры и анализируя текущую игровую ситуацию. К тому же еще есть, например, неигровые персонажи (NPC, non-playing character), с которыми можно пообщаться и получить важную информацию. В работе также не забывайте про не-продакнш инженеров (NPE, non-production engineers). Они могут не сопровождать продакшн-окружение, но обладать ценной информацией, которая будет вам полезна.

Заключение

Итак, эта статья вдохновила вас на использование коллективных игр для тимбилдинга, создание вашей команды с навыками, дополняющими друг друга, а также на описание работы SRE или системного администратора с помощью листа персонажа. Отлично. Но помимо «листа персонажа» вам потребуется соответствующая визуализация. Когда сотрудник выполняет определенные виды работ, можно увеличивать счетчик данного «навыка». Также можно собирать дополнительную информацию о git-коммитах, сборках пакетов и решении инцидентов для отслеживания прогресса во времени. Таким образом, вы можете быть уверенным, что тратите время на развитие действительно нужных вам навыков.

Если вы хотите попробовать D&D, загляните в местные магазины игрушек или соответствующие группы. В комплектах для начинающих часто бывают заранее сконфигурированные персонажи, с помощью которых можно начать игру, не разбираясь во всех тонкостях игрового процесса.


Материал подготовлен в рамках курса «SRE практики и инструменты».

Всех желающих приглашаем на бесплатное demo-занятие «Три слова на три буквы: SLA, SLO, SLI». На этом уроке мы:
— Обсудим, как SRE оценивает риски, управляет ими и использует лимит времени недоступности сервиса для того, чтобы объективно принимать решения.
— SLI, SLA, SLO — фундаментальные понятия для SRE. Рассмотрим каждый из этих понятий и определим показатели для сервиса.

Регистрация на занятие здесь.

Комментарии (6)


  1. mSnus
    14.01.2022 13:12
    +4

    Что делать, если большинство коллег - NPC?


    1. glebiuskv
      15.01.2022 13:38

      Обратиться к ДМу с просьбой решить эту проблему. Если не поможет менять ДМа


  1. Metotron0
    15.01.2022 18:34
    +1

    По-моему, D&D довольно сбалансирована, чтобы можно было играть партией из одних только воинов или волшебников. Или просто различия между ними не так велики. Урон и защита у них плюс-минус одинаковые, просто у одних кожанка/кольчуга, а у других "доспехи мага", у одних топор, а у других кантрипы с тем же уроном.

    Есть минус в том, что социалка завязана всего на нескольких характеристиках, зависящих от мудрости/интеллекта, и тут волшебники даже лучше подойдут, но можно нагенерировать и воинов с мудростью. А боевая система вся состоит из бью-бью-бью, плюс опциональное окружение, возможность схватить врага и помеха стрелку, если стоять к нему в упор. Направления взгляда нет, урон по конечностям не считается, выбивания оружия из рук, по-моему, тоже нет, разве что мастер разрешит.

    Учат ли эти игры командной игре, зависит от игроков. Новички часто склонны играть каждый сам за себя, им интереснее проверять правила на прочность, чем достигать какой-то цели. Кому хочется идти спасать чью-то жизнь, если можно посмотреть, что произойдёт, если уронить молот на ногу соседу?

    Использование игр для тимбилдинга будет ограничего тем, что очень немногие настроены играть хоть во что-то, особенно если для игры нужно прочитать 30 страниц правил (минимальные правила для D&D пятой редакции). А если ещё и персонажа самому придётся собирать, то это совсем перебор для подавляющего числа людей, для которых настольные игры — это монополия и домино. Не удастся получить удовольствие, если кто-то играет по принуждению.

    Ещё нужно найти хорошего мастера, умеющего импровизировать и рассказывать. Это как найти работу с хорошим начальником.


    1. Civil
      16.01.2022 09:33

      Урон и защита у них плюс-минус одинаковые, просто у одних кожанка/кольчуга, а у других "доспехи мага", у одних топор, а у других кантрипы с тем же уроном.

      Ну это не совсем все что есть... Во-первых не надо забывать о наличии resist'ов и counterspell у врагов, которые как раз несбалансированной партии создадут проблемы. Во вторых - все же HP традиционно больше у воинов и клириков, чем у магов и прочих колдунов.

      На старших уровнях в сложных битвах на первый план выходит планирование и слаженная работа, а также сбалансированность самой партии.

      но можно нагенерировать и воинов с мумудростьюе

      Беда в том, что тогда что то другое пострадает. Если мы говорим про standard array или point buy, то у тебя буквально пара характеристик будет существенно выше среднего (15, 14, 13, 12, 10), и встанет нелёгкий выбор, получить ли больше HP, либо вкинуть это в мудрость, которая будет не нужна большую часть боев. Ну или не в мудрость, а в харизму.

      В общем, теоретически конечно можно, но скорее всего это будут упущенные части сюжета и в целом чуть более унылая игра (ну только если партия не умеет прекрасно обыгрывать персонажей).


      1. Metotron0
        16.01.2022 18:46

        Хм. У меня партии не доходят до старших уровней — люди перестают собираться, приходится набирать новых и начинать заново :)

        Не обязательно всех воинов делать мудрыми. Один для говорения, один для скрытности, один для сражений, со щитом и в латах.


        1. Civil
          16.01.2022 20:42

          У меня партии не доходят до старших уровней — люди перестают собираться,

          Да даже 5-6 уровень уже становятся интересными.

          Не обязательно всех воинов делать мудрыми. Один для говорения, один для скрытности, один для сражений, со щитом и в лалатах.я

          Я к тому, что мудрость это второстепенный стат, так как воину для эффективности надо максимизировать str, con и dex, в зависимости от билда. То есть даже мудрость - уже второстепенный стат, а интеллект и харизма - типичные мусорные для воина.

          Так что делая партию мудрых умных харизматичных воинов они, к сожалению, пострадают в бою. Но конечно можно, концепт для чистого home brew интересный можно сделать.