Сверхтяжелые ракеты-носители времен лунной гонки прекрасны. «Сатурн-V» выглядит настолько рациональным и инженерно красивым, что можно понять происхождение аргумента сторонников «лунного заговора» — кажется, что такая замечательная ракета должна была бы летать до сегодняшнего дня. Но проблема сверхтяжелых ракет состоит в том, что они непригодны для обычных космических задач, для которых требуется меньшая грузоподъемность. Говоря простым языком, у вас есть грузовик «Урал», на котором вы пару раз в год возите удобрения, кирпичи или доски на дачу. Будете ли вы на нем каждый день ездить на работу в офис? Теоретически это возможно, но очень нерационально — мощный двигатель «ест» десятки литров солярки на сотню километров, не говоря уже о сопутствующих расходах или проблемах с парковкой. С космосом то же самое — «тяжелыми» стали называться ракеты грузоподъемностью двадцать тонн на низкую околоземную орбиту, а «сверхтяжелой» сейчас называют ракету с грузоподъемностью больше 50 тонн на НОО. Но не нужно думать, что изобретательное человечество легко отказалось от мечты получить универсальную ракету, которой можно каждый месяц запускать небольшие спутники, но один-два раза в год отправиться на Луну или дальше.
Исторический вариант — убрать одну ступень
Вот три ступени ракеты-носителя Saturn V:
Слева направо: первая ступень S-IC, вторая S-II, третья — S-IVB и полезная нагрузка (корабль «Аполло»)
Очевидный вариант — убрать первую, самую тяжелую и мощную ступень. Но тут возникла проблема — вторая ступень была рассчитана на запуск на большой высоте после отделения от первой ступени, и ее двигатели просто не смогли бы оторвать ракету от стартового стола. В варианте Saturn INT-17 предполагалось заменить пять двигателей J-2 семью перспективными двигателями HG-3. Впрочем, от создания HG-3 быстро отказались, а наработки по этому двигателю через несколько лет будут использованы при создании двигателя RS-25 для Спейс Шаттла. В варианте Saturn INT-18 на ракету хотели добавить два или четыре твердотопливных ускорителя от ракеты-носителя Titan. Максимальная грузоподъемность достигла бы 66 тонн, а в некоторых более легких вариантах предполагалось убрать третью ступень S-IVB, и ракета бы состояла только из второй ступени S-II и твердотопливных ускорителей. Вариант Saturn INT-19 также дополнялся твердотопливными ступенями, но меньшего размера — предполагалось использовать первые ступени межконтинентальных ракет Minuteman. В самом легком варианте собирались поставить 4 ТТУ, в самом тяжелом — 12, причем четыре должны были включиться уже в полете после сброса восьми, запущенных вместе с двигателями S-II на земле. В таком варианте грузоподъемность ракеты составила бы 34 тонны.
Слева направо: Saturn INT-17, INT-18, INT-19
Второй, менее очевидный вариант — убрать вторую ступень. В этом случае главной проблемой становилась излишняя тяговооруженность первой ступени. Ракета с первой ступенью без изменений испытывала бы очень серьезные аэродинамические нагрузки, а полезная нагрузка подвергалась бы нежелательным перегрузкам. Вариант сохранения пяти двигателей F-1 и выключения части из них в полете выглядел плохо — в этом случае пришлось бы спустя всего 88 секунд выключать три двигателя, которые становились мертвым грузом. Но если сократить количество двигателей до четырех, то два из них надо было бы выключить на 146 секунде, а два оставшихся дорабатывали бы полностью до 212 секунды. В этом варианте ракета бы выводила примерно 60 тонн на низкую околоземную орбиту. Если пойти еще дальше и сократить количество двигателей до трех, то ни один из них не надо было бы выключать раньше. Хотя полезная нагрузка бы заметно упала — до 35 тонн.
Saturn INT-20
Ну и последний вариант — убрать третью ступень. В каком-то смысле этот вариант даже летал один раз — вместо третьей ступени в 1973 году в космос отправили разработанную на ее базе орбитальную станцию Skylab массой 77 тонн. Для другой полезной нагрузки пришлось бы перемещать систему управления с третьей ступени на вторую, но это было бы очень небольшое изменение. Такой вариант получил индекс Saturn INT-21.
Фото запуска станции Skylab
В СССР дело обстояло более упорядочено. В проект ракеты Н-1 изначально хотели заложить такую модульность — ракета Н-111 должна была начинаться от третьей ступени и выводила бы на орбиту пять тонн. Ракета Н-11 дополнялась второй ступенью и выводила бы примерно 20 тонн. А полный вариант, ракета Н-1 с огромной первой ступенью выводила бы на орбиту 90 тонн.
Н-111, Н-11, Н-1
К сожалению, эти интересные проекты по обе стороны океана ждала одинаковая судьба — по политическим мотивам они были закрыты. В США приступили к созданию шаттла, а в СССР новый главный конструктор Глушко вынашивал идею своей универсальной ракеты, из которой потом выросла «Энергия».
Современный вариант — модульные ступени пакетом
Мейнстримом двадцать первого века стал другой подход. А что если сделать универсальные ракетные модули, и для получения нужной грузоподъемности использовать разное их количество? Захотели легкую ракету — поставили один модуль, среднюю — три, тяжелую — пять или семь. Меняя верхние ступени можно еще более гибко настраивать ракету под конкретную полезную нагрузку. В России это, конечно же, ракета «Ангара» с диапазоном от двух до 25 тонн, с возможными вариантами на 35 тонн (А5В с верхним водородным блоком) и 50 тонн (вариант с 7 УРМ, которому потребуется отдельный старт).
Различные варианты «Ангары»
Кроме того, в инициативном порядке ЦСКБ «Прогресс» разрабатывает проект РН «Союз-5» в вариантах от 8 до 22,5 тонн на метане
В США это РН Delta IV с диапазоном полезных нагрузок 8,5-25,9 тонн
РН Atlas V, для которой в 2006 году предложили вариант с тремя блоками. Грузоподъемность в этом случае окажется в диапазоне 9,7-29,4 тонны.
Стартует тяжелый одноблочный вариант с боковыми твердотопливными ускорителями
И Falcon 9 (13 тонн) с вариантом Falcon Heavy на 53 тонны, первый испытательный полет которого съехал на 2016 год.
Одноблочный вариант
Пытливый читатель спросит меня, а причем тут «сосиски» и «сардельки» в названии? Дело в том, что вариант с модульными блоками имеет свои сложности. Прежде всего, судьба ракеты определяется тем, насколько удачно выбран размер универсального модуля. Если сделать его слишком маленьким, то тяжелый вариант будет нерациональным, потому что модулей потребуется слишком много. Если сделать его слишком большим, то может потеряться гибкость настройки под конкретную полезную нагрузку. Из существующих ракет самые маленькие блоки у «Ангары» — диаметром всего 2,9 м. Поэтому вариант на 25 тонн требует целых пять блоков, а более тяжелые варианты и вовсе пока не реализованы в металле. Ракетой с самыми большими блоками окажется Falcon, где всего три блока обещают целых 53 тонны полезной нагрузки. Забавно, что долгое время на форумах увлеченных космонавтикой людей обсуждалась идея «тризенита» — ракеты с модульными блоками на основе РН «Зенит». Увы, жизнь «Зенита» фактически закончена, но зато Falcon по своим характеристикам больше всего похож именно на этот вариант. Гадать же о будущем этих ракет сейчас нет смысла — слишком многое нам неизвестно.
Кроме глобального выбора размера модуля есть и другие технические вызовы. Например, центральный модуль является фактически второй ступенью и должен иметь двигатель, способный дросселироваться (менять уровень тяги) в широких пределах — для того, чтобы не сбрасываться вынужденно вместе с боковыми блоками. Очень поможет модульным ракетам технология перелива топлива из боковых модулей в центральный, которая пока что нигде еще не реализована. Боковые блоки первой ступени можно пытаться делать многоразовыми и возвращать, а это уже совсем новые сложности.
Сейчас нас ждет интересное время — модульные ракеты только начинают летать. Посмотрим, как они себя покажут в грядущих десятилетиях.
Похожие материалы по тегу «незаметные сложности».
Комментарии (24)
DancingOnWater
19.10.2015 09:36Те кто больше разбираются в ракетной технике, подскажите, верно ли мое впечатление:
Американская космонавтика под воздействием фон Брауна шла по такой схеме: Делаем для каждой ступени свой двигатель, да еще не редко в разных компаниях. Их мотивация: каждая ступень решает свою задачу. Специализированный двигатель, со специально рассчитанной мощностью, как минимум, позволит избежать проблем с сопряжением множества двигателей, а возможно и быть более эффективным.
Наши же изначально стремились к некой универсальности.Rumlin
19.10.2015 11:06Универсальность экономически выгоднее при серийном производстве. А денег в СССР «запускать города» не было.
DancingOnWater
19.10.2015 11:09Это-то понятно, но прав ли я что американцы именно так и именно по этой причине развивались.
Rumlin
19.10.2015 18:44У них были цель отыграться в гонке и деньги на это. Что делать дальше с тем, что они построят плана не было.
voyager-1
19.10.2015 19:03+1Американская космонавтика под воздействием фон Брауна шла по такой схеме: Делаем для каждой ступени свой двигатель, да еще не редко в разных компаниях. Их мотивация: каждая ступень решает свою задачу. Специализированный двигатель, со специально рассчитанной мощностью, как минимум, позволит избежать проблем с сопряжением множества двигателей, а возможно и быть более эффективным.
Не верно. На вторую ступень никогда не ставят тот же двигатель, что и на первую. Потому что ему надо работать в разряженной атмосфере — и сопло должно быть длиннее, чтобы получить максимальную эффективность.
На вторую и третью ступени Сатурн-5 ставились одинаковые двигатели J-2, хотя разработчики ступеней — были разные. А вообще такое разделение, в случае одной ракеты было скорее политической нуждой — одна фирма просто реально «не потянула бы» такую ракету за столь короткий срок.
А вообще они как раз стараются как можно чаще использовать то, что есть. Скажем разгонный блок «Центавр» вывел дофига грузов, и ставился на три разных носителя. Проект SLS — вообще должен быть сборной солянкой от Сатурн-5 и Шаттлов. У них просто много космических подрядчиков, со своими ракетами, поэтому и такой серийности как у нас — нет.
lozga
19.10.2015 18:59+1А что значит «специализированный» и «универсальный» двигатель? В общем случае было всякое и в СССР и в США. И двигатели делали под конкретные ракеты и ракеты собирали из существующих двигателей.
atomlib
19.10.2015 10:15+2Технологию перелива топлива между ступенями также называют спаржеподобным отделением ступеней. К сожалению, параметры физического движка реального мира сильно мешают реализовать подобное.
SHVV
19.10.2015 10:48+3Это вообще «киллер-фича» модульных ракет в KSP. Интересно было бы понаблюдать за таким пуском, когда реализуют на настоящих ракетах.
Serenevenkiy
19.10.2015 12:10+1Только хотел вспомнить про KSP и никак не ожидал, что по ссылке попаду на wiki KSP. Bring Jeb to Duna!
AlexanderG
Сразу же вспоминается РН Энергия и мысли о просранных полимерах.
lozga
Возвращение боковых блоков было в проекте, кто знает, что бы там получилось?
voyager-1
Со всем уважением к разработчикам — в виде целого «Энергия» была мёртворождённой. И тут — дело в размерах, следующий запуск «Энергии» предполагался через несколько лет — это просто смерть для любого многоразового проекта. Оценки проекта «Шаттл» говорили о необходимости десятков пусков в год, чтобы иметь экономическую выгоду от них. А запусков было всего 135 за 30 лет.
Будущее было бы у проекта «Спираль» (если бы смогли создать хотя бы водород-кислородный разгонщик), и у проекта «Байкал».
lozga
А я и не спорю, что «Буран» был бы убыточен, как и шаттл. Но он мог бы летать на военные миссии и строительство орбитальных станций. С «Энергией» тоже могло сложиться по-разному. Революции с удешевлением килограмма на орбиту не намечалось, но ракета могла бы и использоваться один-два раза в год, если бы СССР не развалился.
voyager-1
Мне кажется самым обидным не момент, когда «Энергию» решили не запускать (хотя проект формально и не закрывали в тот момент). А решение «строить как у них», вопреки всякому здравому смыслу, боясь что мы упускаем что-то важное в возможностях «Шаттла». «Спираль» давала бы при старте ракетной ступени 5М (махов) и 25 км высоты, что уже составляет 20% от скорости (самая затратная в энергии часть) и около 10% по высоте.
Проект «МАКС» по своей сути — не более чем спасательное судно «быстрого реагирования», позволяющего запускать корабль без задержек на «доворот» Земли. Но законов физики ещё никто не отменял — в целом экономии на ракете тут не получается (старт же — дозвуковой, да ещё и с всего 10 км).
Хотя «Энергию» жаль, да. Но с таким «запятнанным» рукою-водителем у руля — даже если СССР сохранился бы, запустить что-то типа Мир-2 мы вряд ли бы смогли по экономическим соображениям в ближайшее время.
lozga
Для «Спирали» был нужен гиперзвуковой самолет, который было бы очень сложно сделать. Но было бы интересно, соглашусь.
paul_155
может надо было попробовать не самолёт, а как у немцев две ракеты с крыльями друг на друге?
побродив по МАКСу, не нашел ответа на вопрос: будет ли у нас гиперзвук?
lozga
Гиперзвук есть, см. проект «Холод», но это все достаточно засекречено. И, в отличие от ракет, сделать гиперзвуковой самолет сложнее.
Zenitchik
«Спираль» могла выводиться РН «Союз». В таких пусках планировалось отрабатывать её, пока не будет самолёта-разгонщика.
lozga
Интересный был бы вариант…