Главная суперспособность человека - это способность учиться. Если бы учиться было легко, то купил 3 книги по высокозарплатной тематике, обучился, и пошел зарабатывать миллионы. Но так не происходит. Учиться тяжело, а человек ленив и это биологическая данность. Мозг человека предназначен искать решения задач с минимальными затратами для своего носителя. Возможно мозг и тело это такой взаимовыгодный паразитический симбиоз изначально разных животных :) И мозг помогает телу лишний раз не напрягаться.

Фиксируем. Задача мозга избегать лишних физических нагрузок для тела.

Теперь приняв на веру данное утверждение, можно смоделировать ситуацию, когда мозг заинтересован учиться. А это ситуация, когда новое знание позволяет избежать или сократить затраты энергии. Например, если дать исполнителю экселевский файл со списком сотрудников и сказать перепечатать фамилии всех сотрудников большими буквами. То на 2-х тысячном сотруднике, даже самый не умный исполнитель начнет задумываться. А может есть какие-то средства в экселе сделать это быстрее? Он же где то слышал, что компьютер сам может вычислять всякие вычисления. То есть баланс затрат энергии на безмозглое исполнение, превысит баланс затрат на поиск и изучение средства автоматизации задачи.

Фиксируем. Мозг готов обучаться если есть энергетическая выгода от обучения.

Итого. Принимая на веру эти два вывода. Можно смоделировать эффективную систему обучения.

Система обучения должна ставить ученику реальную практическую задачу из жизни. И некоторое время заставлять выполнять ее в лоб без мозгов. Дождаться когда ученик почувствует усталость от тупой рутины. Затем дать новое знание, которое позволит решить задачу быстрее/легче. Теперь мозг ученика сразу запомнит это новое знание. То есть система обучения должна строиться по принципу:

ЗАДАЧА -> УСТАЛОСТЬ -> НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Если рассматривать новые знания как "кирпичи", то усталость будет цементным раствором, который будет закреплять эти новые знания "кирпичи" в памяти. Отсюда теоретически вытекает, что лень человека является причиной его способности к обучению. В русском языке, на эту тему баланса мозга и затрат энергии, есть пословицы. "Сила есть - ума не надо". "Дурная голова ногам покоя не дает". Эту теорию вывел для себя только что, в процессе прохождения одного IT онлайн курса и понимая что устал учиться. Но надо. В перспективе это энергетически выгоднее чем то, чем я занимаюсь сейчас :)

Комментарии (25)


  1. napa3um
    15.04.2022 04:52
    +1

    Это называется «наивный редукционизм». Фиксируем.

    Человек в целом и мозг в частности является квазистабильной (имеющей условно статичную структуру лишь на каком-то отрезке времени) диссипативной (энергетически сообщающейся с внешней средой) физической системой, оперирующей вдали от точки термодинамического равновесия (условным инвариантом системы является упорядоченность/целостность/энтропия, а не энергия). Проще, увы, не отредуцировать этот физикализм, и к оптимизации единственного физического параметра поведение данной хаотической системы не свести принципиально :). Человек учится в силу совокупности всех обстоятельств, внутренних и внешних, которые систематизируются во множестве наук и дисциплин (от биохимии и этологии до всякой когнитивистики и нейроэкономики с ответвлениями в психиатрию, педагогику и все остальное, что там ещё можно придумать :)). А ваша модель годится только для какой-нибудь несложной RPG (откуда, скорее всего, эти озарения к вам и пришли :)).

    P.S.: тезисы вроде «мозг стремится экономить энергию» научны примерно также как тезис «мозг обычного человека работает лишь на 20/30/50 процентов» :).


    1. Pavel_nobranch Автор
      15.04.2022 05:21

      Напримере SQL. Заставьте ученика печатать таблицу в 30 строк с данными:

      Иван Иваныч Иванов 2000-01-01 г.р. Москва - проснулся 12-00

      Иван Иваныч Иванов 2000-01-01 г.р. Москва - покушал - 13-00

      Мария Мариевна Мариева 2000-01-01 Владивосток - проснулась 8-00

      Иван Иваныч Иванов 2000-01-01 г.р. Москва - зевнул 15-00

      Мария Мариевна Мариева 2000-01-01 Владивосток - позавтракала 9-00

      и спустя некоторое время ученик подумает что за дичь писать одно и тоже ради двух новых данных: действия и времени. И когда ему намекнуть что можно разбить эту таблицу на две связанные: одна таблица с Марией и Иваном, а другая с тем чем они занимались. Ученик это поймет и осознает до глубины души. А так смотришь сначала на все эти таблицы с примари кей, форейн кей и плохеет)


      1. napa3um
        15.04.2022 05:26
        +1

        Ваше воображение очень привязано к тому, чем вы занимаетесь на работе. При этом вы фантазируете (интроспектируете) не устройство своего мозга, а всего лишь устройство (паттерны активности) вашей работы. Кстати, мозг при соответствии своей активности этим паттернам будет вознаграждать вас допамином (при соблюдении некоторых других условий), но и из него энергии не извлечь :).


        1. Pavel_nobranch Автор
          15.04.2022 05:59

          В более общем виде скажу так. Мозг эволюционно привык получать информацию во время движения и в пространстве. Если животное неподвижно, то картинка статична, информации входящей мало. Если животное двигается, то в поле зрения появляются новые обьекты. То есть получение новой информации связано с действием/движением и пространством. А при обучении человек сидит у монитора. Тело не подвижно, а входящий поток информации большой. И на химическом уровне в организме нарушается баланс кровоснабжения мозга и тела, двигательной активности при получении информации. И информация не усваивается. Потому что эволюционно организм привык получать 1 новый "байт" на 4 новых шага. Главное доказательство этому, то что когда вы впервые прилетели на Пхукет, вы гуляя по городу впитываете дикое количество информации и не останавливаетесь в ступоре через час прогулки. Потому что информация разбросана по движению и пространству. А при обучению с монитора, информация сконцентрирована в узком секторе в одной позиции пространства и нет движения. И через час два обучения мозг просто выключается и засыпаешь.


          1. napa3um
            15.04.2022 07:08

            Для изучения всех этих вещей придётся выйти из зоны программирования (или компьютерных игр), аналогий из этих областей знаний явно недостаточно, чтобы описать все сложности устройства мозга :).

            Я в подобных беседах обычно советую начинать с кибернетики, как «высшей» (по уровню абстракции, выше только математика и философия :)) междисциплинарной области, связывающей «самое важное» (интересное лично мне в моих задачах) об мозге и поведении. Или с этологии и бихевиоризма, если хочется начать «снизу вверх», от механики к абстрактным закономерностям функционирования этих механик :). Ну и эволюционистика во всех своих (научных) формах тоже пригодится.

            А в рамках вашей теории (эзотерической концепции), увы, не получится описать причины, по которым некоторые люди таки не проявляют эгоцентрично описанного вами выше поведения :).


          1. DaneSoul
            17.04.2022 02:01

            Мозг эволюционно привык получать информацию во время движения и в пространстве. Если животное неподвижно, то картинка статична, информации входящей мало.
            Не обязательно двигаться самому — можно сидеть в засаде и анализировать мир, ища удачный момент для нападения. И подобные стратегии жди и готовься отточены эволюционно и требуют затрат мозга на анализ очень серьезных.
            Главное доказательство этому, то что когда вы впервые прилетели на Пхукет, вы гуляя по городу впитываете дикое количество информации и не останавливаетесь в ступоре через час прогулки. Потому что информация разбросана по движению и пространству.
            Вы впитываете информацию, потому что важен фактор новизны и эмоциональной окраски (Вы же не случайно туда приехали, а долго хотели, давно не были в отпуске и т.д.), а не потому что движетесь! Если Вы постоянно катаетесь по миру и это уже стало рутиной, то эффект будет совсем другой, хотя физическая активность не изменится.
            А при обучению с монитора, информация сконцентрирована в узком секторе в одной позиции пространства и нет движения. И через час два обучения мозг просто выключается и засыпаешь.
            А теперь представьте, что на мониторе не скучный обучающий курс, а новая супер крутая игра любимого Вами жанра, которую Вы давно ждали и она такая, что аж дух захватывает! Можно же запросто залипнуть на пол дня и с удовольствием осваивать новые игровые механики без всякой сонливости :-). Монитор не изменился, двигаться Вы больше не стали, но эмоциональный фон зарешал!


            1. Pavel_nobranch Автор
              17.04.2022 03:17

              А теперь представьте, что на мониторе не скучный обучающий курс, а новая супер крутая игра любимого Вами жанра, которую Вы давно ждали и она такая, что аж дух захватывает! Можно же запросто залипнуть на пол дня и с удовольствием осваивать новые игровые механики без всякой сонливости :-). Монитор не изменился, двигаться Вы больше не стали, но эмоциональный фон зарешал

              В 3d играх есть виртуальное движение. Вообще была мысль написать на хабре свою другую теорию об обучении. Вобщем есть мысль, что наша кучка нейронов в голове это все что мы видим. Наш фокус зрения это срез активных нейронов. Информация по зрительному нерву передается в мозг. И нейроны формируют картинку. Допустим мозг это мандаринка. Угол зрения это долька мандаринки. Фокусное расстояние это срез дольки перепендикулярный радиусу. Теперь представьте что человек воспринимает то есть моделирует своими нейронами сферу пространства радиусом 30 метров. Когда вы идете по улице вы обычно дальше не смотрите. И меняя фокус зрения от 1 м до 30м ваш мандарин нейронов делает срезы активных нейронов от центра дольки к краю дольки. Долька это угол/сектор обзора. Тогда представьте какое мизерное количество нейронов задействовано для отражения плоскости монитора. В идеале как я представляю. Под любой язык программирования можно построить большой стадион, где построить аттракционы/сооружения обучалки. Например буфер fifo это сквозная бочка сквозь которую пролазят студенты, буфер filo это закрытая с другого конца бочка. Логический сдвиг это когда на скамейке крайнего скидывают и т.д. Так бегая по стадиону студенты запомнят и поймут все. С учетом все большей важности айти технологий на войне. Думаю описал армейские учебные полигоны будущего:)


      1. pae174
        15.04.2022 13:31

        намекнуть что можно разбить эту таблицу на две связанные

        На самом деле на четыре. Справочник городов ещё и справочник занятий.


      1. Piet_Hein
        16.04.2022 12:12

        Такие суждения разгневают бога Копипаста!


      1. LuxOpossum
        16.04.2022 12:12

        Благодарю. Это помогло)


  1. SensDj
    15.04.2022 07:32

    Мозг ученика придумает способ вообще свалить из процесса обучения :)


  1. Neom1an
    15.04.2022 08:29
    +1

    Рекомендую почитать про дифференцированное обучение. Было писком педагогической науки лет 15-20 назад в нашей стране. Это даст возможность понять, что люди разные и обучаются по разному. Ваши рассуждения могут быть верны лишь для части всех людей. И не могут быть обобщены на всех


  1. impexp
    15.04.2022 18:20

    Энергетическая теория написания постов на хабре


    1. napa3um
      15.04.2022 21:59

      Да, невольно задумываешься о некотором умышленном энергетическом вознаграждении всё увеличивающегося потока авторов подобных постов… :)


  1. grigoryvp
    16.04.2022 10:38

    Мозг человека предназначен искать решения задач с минимальными затратами для своего носителя

    Это вы где-то прочитали, или здравый смысл подсказал?


    1. Pavel_nobranch Автор
      16.04.2022 12:19
      +1

      Здравый смысл. Это утверждение касается простых задач. А в области психологии это вообще не верно. Лично я часто все усложняю по жизни.


      1. grigoryvp
        16.04.2022 12:33

        Часть нейофизиологии, которая изучает потребление мозгом энергии смешно называется "Neuroenergetics". "Нейроэнергетика" по-русски лучше не гуглить ???? Насколько я понимаю нейрофизиологию (изучаю последние пять лет, по первой специализации я так же, как и вы, программист) у мозга нет какой-то максимы "экономить энергию". У нейронов даже цикл кребса заклинен на максимальных оборотах) Более того, мозг старается потреблять максимум энергии. Мог бы потреблять больше - потреблял бы больше. Но, увы, физиологические ограничения.

        Что же до интуиции, вот простой пример. При клинической депрессии, которая субъективно осознается как "нет сил, нет энергии чтобы пошевелить" нейроны коры работают настолько много, что за несколько месяцев неокортекс физически (!!!) повреждается.


        1. Pavel_nobranch Автор
          16.04.2022 12:40

          Более того, мозг старается потреблять максимум энергии. Мог бы потреблять больше - потреблял бы больше.

          А я так и сказал

          Мозг человека предназначен искать решения задач с минимальными затратами для своего носителя

          Если носитель потребляет меньше, то мозгу достается больше, по логике. И еще ваше утверждение подтверждает мою шутку про паразитическую сущность мозга.


          1. napa3um
            17.04.2022 00:47

            А почка паразитирует на печени, отбирая энергию, которая та бы могла потребить, все органы - паразиты, каждый ген - эгоист ;).

            В науке всё начинает ломаться, если окрашивать её понятия в добро и зло :).


        1. DaneSoul
          17.04.2022 02:10
          +1

          При клинической депрессии, которая субъективно осознается как «нет сил, нет энергии чтобы пошевелить» нейроны коры работают настолько много, что за несколько месяцев неокортекс физически (!!!) повреждается.
          А откуда информация?
          Мне наоборот попадались в основном вот подобные иллюстрации:
          image


          1. grigoryvp
            17.04.2022 11:06

            Я об этом читал у Бесчастнова. Но в какой именно из статей быстро не найду.


  1. XelaGardner
    16.04.2022 12:19

    Ровно поэтому студенты всегда выбирают составить шпоры к 30 билетам, чем выучить эти 30 билетов. Ведь итог будет одинаковый - сданный экзамен. Правда не всегда с первого раза.


    1. napa3um
      17.04.2022 01:11

      Вероятно, это оптимизация не энергии, а времени, которое вместо учёбы можно потратить на секс и наркотики.

      Между прочим "наркотики" - самый близкий к объективному параметр оптимизации мозга, если под этим словом обобщить все гормоны/нейромедиаторы, способные влиять на мозг. Но и в этом случае свести всё к строго количественной оптимизации не получится, скорее, это будет конкуренция квазистабильных циклов преобразования химических веществ в мозгу, эпифеноменально порождающая сложное поведение организма. Заменив мозг на чёрный ящик, а гормональные молекулы на сигналы, можно переходить к методам кибернетики для изучения и моделирования всего этого безобразия. (Кибернетическая система - не физическая, и сигналы не подчиняются законам сохранения энергии, хотя их ресурс рамочно и ограничен свойствами физического воплощения рассматриваемой системы.)


  1. xaosxaos2
    17.04.2022 21:35

    И как это может помочь в изучение иностранного языка? Вы не можете оптимизировать запоминание никак. Если мозг устал в него уже ничего нового не влезет. Это как ёжик кололся но ел кактус.


  1. Pavel_nobranch Автор
    18.04.2022 02:15

    Да моя теория не про изучение иностранного языка точно. Согласен. Рекомендую вам прогу WordBit. Изучение слов на экране блокировки телефона.