Краткий экскурс по уберизации от заместителя генерального директора ПГК по операционной эффективности и цифровому развитию Алексея Агапкина

В 2016 году в мире возник и закрепился термин «уберизация»: он обозначил новую бизнес-модель, которая появилась благодаря сервису Uber. В ней клиенты и поставщики транспортных услуг совершают транзакции напрямую при помощи цифровых платформ и без услуг корпораций-посредников. Так началась тихая «логистическая революция». Сервисы и маркетплейсы освободили клиента от необходимости не только самостоятельно искать поставщика, но и проверять качество его услуг. Платформы, через которые проходят децентрализованные сделки, внедрили собственные рейтинги оценки качества услуг, предоставляемых провайдером на основании отзывов клиентов.

На местном рынке перспективы уберизации быстро оценил Яндекс: уже к февралю 2018 г. «Яндекс.Такси» и Uber Russia объединили бизнес, включая сервисы заказа такси и доставки еды. Благодаря этому Яндекс стал крупнейшим игроком российского рынка доставки потребительских товаров. Этот пример заставил задуматься: можно ли схожий опыт распространить на B2B-сегмент – в частности, на сферу железнодорожных грузоперевозок?

Разница в деталях

Сразу оговорюсь: разумеется, прямой «копипаст» бизнес-модели Uber или Яндекс.Такси на железной дороге невозможен. Есть множество объективных различий, которые этому мешают.

Главное из них – это несопоставимая география перевозок. Пассажирское или грузовое такси – это логистика для расстояний радиусом в десятки, максимум одну-две сотни километров. Железная дорога – это расстояния от Балтики до Тихого океана.  

Отсюда разница в планировании перевозок и в их объемах. Клиент такси может рассчитывать на подачу машины в диапазоне от 1 до 10 минут, и точно понимает, куда и за какое время он доедет. Такой же оперативности на железной дороге пока добиться нельзя. В такси один заказ автоматически равен одной машине; при планировании грузоперевозки ни клиент, ни оператор не могут так же просто определить нужное количество вагонов. И вообще – на железной дороге перевозку приходится планировать до того, как от клиента поступил подтвержденный заказ.

Наконец, в такси нет фактора «третьей стороны»: поставщик услуги и перевозчик – одно и то же лицо. А на железной дороге все операторы зависят от владельца единой инфраструктуры. Попав в пробку на МКАД, таксист теоретически может срезать дорогу через городские трассы. А поезд, как поется в старой песне, «проедет лишь там, где проложен путь».

Сервис на цифровых рельсах

Что объединяет железную дорогу и сервисы такси – это применимость цифровых сервисов. И там, и там сегодня их использование играет ключевую роль. Почему? Потому что грузовые перевозки по железной дороге – это большой конкурентный рынок, на котором работает множество игроков.

Но в том, что касается «железа» (в нашем случае – вагонного парка), инструментарий конкуренции за клиента у нас не слишком широк. Да, для оператора важен размер парка в собственности или в управлении, важна диверсификация по разным видам вагонов (то есть способность перевозить максимально широкую линейку грузов – от угля до зерна). Но будем честны: клиенту не важны эти детали. Согласитесь, что и пассажиру такси неинтересно, сколько машин у компании в таксопарке. Его интересуют сугубо прикладные сервисные характеристики – удобство заказа, скорость подачи, исправность машины, комфорт в салоне, молчаливый некурящий водитель, хорошо знающий оптимальный маршрут.

То же самое происходит и на железной дороге.  Качество и диапазон сервисных услуг становятся основным фактором конкуренции и в B2B-сегменте. Понимание этого – главный шаг в трансформации «традиционных» грузооператоров в инновационные логистические компании. Современная логистика – это алгоритмы и математические модели плюс IT-решения. Но в основе новых сервисных продуктов все равно лежит клиентский спрос.

Вот лишь один пример того, как IT-продукты могут качественно менять консервативные B2B-сферы.

В 2000-е годы железнодорожная отрасль испытывала сложности с ремонтом вагонов. Парк, оставшийся с советских времен, был изношен, вагоностроители переживали не лучшие времена, было много контрафактных деталей. Что получит клиент, было непредсказуемо. 

В наши дни планирование и контроль ремонтов уже поручены «машинам». Например, ИТ-специалисты ПГК разработали и внедрили свой продукт «Цифровой вагон», основанный на предиктивной аналитике и позволяющий оптимально планировать ремонт вагонов. Использование цифровых технологий помогает не только исключить процедуру натурного осмотра вагона и экономить массу времени. Мы можем быстро находить неисправности колесных пар, незаметные глазу. Эта точная диагностика позволяет прогнозировать заранее, какой вагон можно смело отправлять клиенту под погрузку, а какой – отсылать в ремонт с заранее рекомендованными видами работ.

По итогам 2021 года благодаря «Цифровому вагону» было своевременно отремонтировано свыше 1000 вагонов, а точность выявления дефектов достигла 98%.

Цифровой портфель растет

Собственные продуктовые разработки крупнейших логистических компаний, конечно, не ограничиваются сферой ремонта. Некоторые сервисы по функционалу очень схожи с теми, что используют компании B2C-сегмента. Например, приложение «Мобильный репортер ПГК» для контроля качества вагонов, запущенное в 2019 году, отчасти заимствует принцип каршеринга. Если грузоотправитель видит повреждения на вагоне, он фотографирует их и маркирует характер повреждений в онлайн-анкете. Дальше отчет из приложения отправляется в ПГК, и компания, проанализировав информацию клиента, решает, надо ли отправлять вагон в депо или можно отремонтировать его на месте. Естественно, эти данные накапливаются. Благодаря этому сервису к концу 2021 года мы сумели оцифровать данные по 90% крытых вагонов. Сейчас к приложению подключили полувагоны и цементовозы.

«Уберизация» грузоперевозок на российском рынке продолжается – как усилиями inhouse-разработок внутри компаний-операторов, так и с помощью внешних разработчиков софта. Однако впереди еще длинный путь. Есть ряд сложностей, которые компаниям предстоит преодолеть.

Среди них:

  • Привлечение критической массы операторов и грузоотправителей;

  • Обеспечение безупречного пользовательского опыта;

  • Преодоления возможного конфликта интересов у лиц, принимающих решения;

  • Обеспечение гарантий партнерам с учетом участия в процессе третьей стороны — перевозчика.

Для вывода отрасли железнодорожных перевозок на новых уровень эффективности необходимо оцифровать сквозную цепочку создания стоимости, включающую прогнозирование потребности грузоотправителей, оптимизацию логистики, диспетчеризацию и эксплуатацию подвижного состава. Это большая работа, и ПГК ее уже проводит.

Комментарии (8)


  1. DGG
    01.06.2022 17:18
    +2

    Про "невозможность копипасты модели" - вспомнилась история как машинисты РЖД выставляли объявления в БлаБлаКар и возили пассажиров в кабине.


    1. FreightOne Автор
      02.06.2022 11:35

      Был такой случай:) Только машинисты использовали уже существующий сервис и возили пассажиров, а не грузы. Можно ли это назвать уберизацией их «бизнеса»? Скорее всего, нет. ПГК возит только грузы, мы не занимаемся пассажирскими перевозками. А еще мы используем не одну существующую платформу, а множество IT-решений, в том числе собственной разработки, Мы хотим, чтобы заказать вагон под перевозку было так же просто, как вызвать такси к подъезду.


  1. beho1der
    01.06.2022 18:43
    +3

    Идея сравнить интересная,но вот в статье сплошная вода,а если перейти к конкретики то можно было бы предложить следующие шаги:

    1. Взять идею возможности быстрого перемещения,без ожидания долго ожидания состава. Для этого нужно вводить гибридные поезда,когда в составе есть грузовые и пассажирские вагоны, особенно для составе электричек и динамически формируются в зависимости от загрузки. Для этого нужно дорабатывать инфраструктуру ЖД станций,когда грузовые контейнеры могут сниматься с состава автоматически с помощью портальных кранов с минимальной временной задержкой. Формирование динамический стоймости доставки в зависимости от текущей загрузки состава,так посредники в виде транспортных компаний могли бы формировать свою тарифную сетку в зависимости от заполняемости контейнеров.

    2. Вводить новые услуги,например трансфер машины на платформе,например для тех кто едет далеко и когда уже устал за рулем можно было бы подобрать на ближайшей станции возможность заехать на платформе и пока ты спишь в машине проехать определенную дистанцию на платформе,опять же тут нужно изменения транспортной инфраструктуры,чтобы можно было быстро заехать на платформу используя только приложение.


    1. FreightOne Автор
      03.06.2022 09:11

      Про «воду» хочется не согласиться :) В статье речь о развитии (в сторону уберизации) именно грузовых перевозок на железной дороге, а не о их симбиозе с пассажирскими перевозками. Также есть очень много нюансов (и, может, мы их опишем в будущем в развитие темы), связанных с инфраструктурой именно грузовых перевозок. Идея с электричкой оригинальная, но тут стоит учитывать, что грузовой вагон по разным причинам может стоять в ожидании погрузки несколько суток, а люди зайдут на посадку в течение 5 минут)) А может и быстрее. Поэтому объединить эти виды перевозок крайне проблематично, особенно с учетом количества участников перевозочного процесса. Спасибо за идеи! Мы поняли, что стоит развить эту тему в будущем в более подробных деталях.


      1. beho1der
        03.06.2022 13:16

        В статье речь о развитии (в сторону уберизации) именно грузовых перевозок на железной дороге, а не о их симбиозе с пассажирскими перевозками

        Ну тут идея как раз подсмотрена у Ubera\Яндекса когда не надо заранее вызывать машины,а можно с минимальным временем ожидания добраться от точки до точки и тут как раз без гибридной схемы не получиться,так как она позволяет максимально сэкономить и при этом также как у такси агрегаторов формировать динамический тариф в для максимально эффективного использования подвижного состава.


  1. DHeart
    02.06.2022 09:17

    Расскажите, пожалуйста, как осуществляется диагностика состояния колёсных пар на предмет скрытых дефектов без использования "натурного процесса осмотра"? Используются ли напольные устройства, или у осмотрщика вместо молотка появился какой-то хитрый девайс?


    1. FreightOne Автор
      02.06.2022 13:00

      Диагностика состояния колесных пар происходит с помощью напольных устройств на железнодорожной сети, которые называются КТИ. Эти устройства измеряют толщину гребня и толщину обода колесной пары. В нашем продукте "Цифрвой вагон" мы научились понимать, когда динамика их износа может свидетельствовать о неисправности вагона. Более подробно можете почитать в статьях https://habr.com/ru/company/pgk/blog/584120/ и https://habr.com/ru/company/pgk/blog/569686/.


  1. Nick2525
    03.06.2022 09:13
    +1

    Трамвайные рельсы можно было бы использовать, оснастив вагоны небольшими электродвигателями. Ночью трамвайная сеть не используется. Большой скачок использования рельсового транспорта произойдет после введения автопилота, ведь кабина для машиниста занимает много места, и если бы сделать каждый вагон автономным, по трамвайным рельсам груз много куда можно подвести