Шрифты — объект интеллектуальной собственности, о котором часто забывают, хотя они используются почти везде. Нарушение авторских прав на шрифт может притаиться где угодно — на этикетке макарон, книжной обложке и даже в оформлении телешоу. Недавно такой конфликт даже проявился в политике. В июне 2022 года площадь в Москве переименовали в площадь ДНР и украсили ее тематическими баннерами. Украинские дизайнеры Олесь Гергун и Евгений Анфалов заявили*, что в оформлении баннеров был незаконно использован их шрифт KTF Jermilov, разработанный специально в поддержку Украины.
В юридическом порядке отстоять свои права украинцы вряд ли смогут. Но если бы они находились в российском правовом пространстве или «дружественном» государстве, у них были бы все шансы на победу — в таких разбирательствах суды обычно встают на сторону дизайнеров. Рассказываем как защитить интеллектуальную собственность на свой шрифт и не нарушить чужие права вместе с сотрудницей «Онлайн Патента», патентной поверенной Еленой Купцовой и Сергеем Бобрышевым, коммерческим директором компании «ПараТайп», крупнейшего российского магазина шрифтов.
Шрифт как объект интеллектуальной собственности
Шрифт — это довольно необычный и непростой для понимания объект интеллектуальной собственности.
Во-первых, важно понимать, что шрифт — это не сами буквы и цифры (они-то всюду одинаковые), а их дизайн. В этом смысле он подобен, к примеру, дизайну автомобиля или упаковки товара. С точки зрения законодательства многих стран, в том числе и России, это значит, что на шрифт распространяется как авторское, так и (при регистрации) патентное право. Он может быть защищен как копирайтом, так и промышленным образом — это вид патента, защищающий внешний вид изделия.
В то же время, шрифт — это компонент типографского дизайна, и коммерциализировать его можно, только разрешая его использование другим. И здесь он уже сильно отличается от дизайна автомобиля — Honda или возрожденный «Москвич» могут создать новую модель машины и продавать ее самостоятельно, а вот создатель шрифта вряд ли сумеет на нем заработать, если будет использовать его только сам.
У шрифта может быть множество вариантов применения. В том числе его можно использовать как элемент других объектов интеллектуальной собственности — например компьютерных программ или мобильных приложений, товарных знаков, логотипов и дизайнов.
Наконец, чаще всего современный шрифт распространяется как программное обеспечение, поэтому может считаться программой для ЭВМ. Это особенно важно в США, где на шрифты не распространяется авторское право, и их авторы защищают их именно как софт — хотя, как отмечают юристы, это не самый удобный способ.
Как защитить шрифт
Шрифт защищается авторским правом, которое возникает по факту его создания, но на него также можно получить патент на промышленный образец.
Патент на промышленный образец можно продлить максимум до 25 лет, и после этого он становится общественным достоянием. Но в случае со шрифтами на этом защита интеллектуальной собственности не исчерпывается — ведь авторское право действует на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти.
По словам Сергея Бобрышева, для защиты своего права автору шрифта необходимо публично заявить о своем авторстве на объект интеллектуальной собственности и поставить свой копирайт, например «© Serg, Sergey Bobryshev, Moscow, 2022».
Авторское право в России не требует регистрации, но его можно депонировать — добровольно зарегистрировать в специальном реестре и получить свидетельство. Но, как отмечает Елена Купцова, эта процедура никак не усилит защиту шрифта. «Депонирование необязательно, так как авторское право возникает автоматически в момент создания, — поясняет эксперт. — Депонирование — это сдача на хранение и подтверждение, что на определенную дату был создан шрифт. Преимуществ у депонирования нет — разве что красивая бумажка. Любое обнародование аналогично депонированию — можно разместить на любом сайте шрифт и это будет равноценно этой процедуре».
Поэтому, продолжает, Елена Купцова, на практике гораздо удобнее защищать шрифт с помощью патента — он позволяет «усилить» авторское право. В процессе регистрации промышленного образца шрифт проходит процедуру государственной экспертизы.
«Она определяет соответствия промышленного образца условиям патентоспособности — новизне и оригинальности , — объясняет эксперт. — Под новизной понимается отсутствие идентичных дизайнов, а под оригинальностью — сходных до степени смешения».
По словам патентной поверенной, помимо самого факта получения патента, подтверждающего авторство, эта экспертиза дает дополнительные преимущества:
минимизация риска использования чужого шрифта — государственный эксперт проверит, является ли ваше творение уникальным, или нет;
после публикации патента факт того, что вы создали шрифт, станет публичным — любое лицо перед использованием своего шрифта может проверить по публикациям, не будет ли нарушения исключительных прав третьих лиц;
патент на промышленный образец является объектом материальных прав и им можно распоряжаться: заключать договор отчуждения, выдавать лицензии, использоваться в качестве залога и т.д.;
при наличии патента проще доказывать наличие исключительного права при возникновении спорных ситуаций.
В открытых реестрах Роспатента указаны 65 патентов на промышленные образцы шрифтов. Среди них — принадлежащие крупным компаниям, например РЖД, Росбанку и «Евросети».
Какой шрифт является уникальным, а какой нет
Еще одна особенность шрифта заключается в том, что порой очень непросто понять, является ли он на самом деле уникальным творением. Неподготовленному человеку непросто заметить различия между ними. Как создатель шрифта может удостовериться в его уникальности? Здесь тоже приходит на помощь патентование.
«Подача заявки на промышленный образец и получение патента на шрифт — лучшая гарантия его уникальности, — рассказывает Елена Купцова. — Государственная экспертиза в Роспатенте как раз и нужна для того, чтобы определить его уникальность или оригинальность».
Экспертиза проверяет новизну и уникальность промышленного образца — он должен обладать существенными признаками. По словам патентной поверенной, в случае со шрифтами существенными признаками являются пропорции, толщина линий и начертание.
«Гранью между уникальным и неуникальным здесь является похожесть шрифтов (сходство до степени смешения), — объясняет эксперт. — То есть если рядовой пользователь может спутать доработанный шрифт с известным, то он может быть признан неоригинальным. Также гранью может являться, например, то, что из известного шрифта используется основная часть символов, а другая — например, цифры, изменена. В этом случае шрифт также не будет считаться уникальным».
Лицензии
Шрифты обычно распространяются по лицензионному договору. Создатель шрифта может может предложить любые условия, но чаще всего они типовые. Сергей Бобрышев рассказал нам о стандартных типах:
Десктоп-лицензия, которая дает право на воспроизведение шрифта на любых поверхностях — например на бумаге, экранах компьютеров, рекламных щитах, одежде или бумаге, а также разрешает встраивать в документы без права редактирования. По такой лицензии шрифт можно устанавливать минимум на пять компьютеров, а цена зависит от общего количества компьютеров;
Веб-лицензия — она разрешает встраивать шрифты в программное обеспечение, использовать на сайтах по технологии @font-face. Цена лицензии зависит от количеств посещений сайта — базовый вариант предназначен для страниц, которые набирают меньше 10 тысяч просмотров в месяц. Если их больше, то цена будет расти;
Логотип — десктоп-лицензия, к которой добавлено право использования шрифта для создания логотипов и коммерческих иллюстраций;
Лицензия для использования шрифтов в видеоиграх;
Лицензия для использования в мобильных приложениях. Обязательное условие здесь — ПО должно работать так, чтобы пользователь не мог скопировать шрифт;
Аудиовизуальная лицензия — дает право использовать шрифт в кинофильмах, видеороликах, телевизионных трансляциях, и т.д.;
Электронная лицензия — позволяет использовать шрифт в коммерческих электронных изданиях, например в книгах, периодике и публикациях. Сергей Бобрышев отмечает, что она не дает право на использование шрифтового ПО — для него понадобится приобрести десктопную лицензию, а только на воспроизведение знаков шрифта;
Серверная лицензия — предоставляет право использовать шрифт в составе программного обеспечения или для создания некоммерческих документов, не являющихся электронными публикациями.
Сергей Бобрышев называет статистику нарушений авторского права, связанных со шрифтами — по его словам, эти сведения получены из оценочных суждений экспертов рынка. 93% из них приходится на их использования без лицензии. 5% — на нецелевое использование, то есть вопреки положениям лицензии. 2% — на внесение несанкционированных изменений в шрифтовое ПО, например добавление или изменение символов, переименование, и так далее.
Значит ли это, что за любой шрифт придется заплатить? Нет. Существует несколько лицензий, которые позволяют использовать некоторые шрифты бесплатно даже в коммерческих целях. Чаще всего встречается лицензия Open Fonts License, разработанная SIL International — это международное христианское НКО, которое занимается защитой малораспространенных языков. Она разрешает распространение, изменение и использование шрифтов на любых условиях, в том числе и в коммерческих продуктах, но запрещает лишь перепродажу этих шрифтов как таковых.
Существуют и другие, менее распространенные лицензии, разрешающие бесплатное коммерческое использование шрифтов:
MIT License;
Apache — можно изменять, но нельзя использовать в логотипах и товарных знаках;
Creative Commons Zero — нельзя использовать в логотипах и товарных знаках;
CCBY;
Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International — изменять шрифты можно, но распространять измененные версии запрещено.
Если у вас установлен лицензионный коммерческий Microsoft Office, то вы можете свободно использовать базовые шрифты из Windows, в том числе и в коммерческих целях. При этом их запрещено копировать, изменять или перепродавать. Некоторые шрифты можно встраивать в документ, другие нельзя. Исключение — шрифт Helvetica, для коммерческого использования которого придется купить лицензию. Похожим образом регулируются шрифты из коллекции Google Fonts, предназначенные прежде всего для использования на веб-страницах.
В любом случае, если вы пользуетесь шрифтом, обязательно проверьте, по какой лицензии он распространяется, и законно ли он попал на ваш компьютер.
Примеры разбирательств
За последние несколько лет в российской судебной практике накопилось довольно много кейсов разбирательств по поводу нарушения интеллектуальной собственности на шрифты. Судебная практика по таким делам начинается в 2010 году.
Чаще других компаний истцом становится студия Артемия Лебедева — главный производитель креативных шрифтов в России. Причем в подавляющем большинстве случаев предметом разбирательств становится рукописный шрифт студии «Клементина». На сайте студии с 2012 года упоминаются 86 разбирательств и претензий по шрифтам — и 63 из них приходятся на «Клементину».
Обычно такие споры урегулируются в досудебном порядке. Если дело доходит до суда, правосудие, как правило, становится на сторону студии Лебедева, но назначает компенсацию, которая гораздо меньше изначальных исковых требований. К примеру, в 2016 году студия Лебедева смогла взыскать 150 тысяч с издательства «ЭКСМО», которое незаконно использовало «Клементину» на обложке книги Татьяны Устиновой. «ЭКСМО» обжаловало это решение, и апелляционный суд снизил компенсацию до 50 000 рублей. Издательство подало кассацию, и в итоге стороны заключили мирное соглашение, по которому студия Лебедева получила всего 30 000 рублей.
В 2018 году по аналогичному делу студия отсудила полмиллиона (хотя изначально требовала миллион) у АО «Российские ипподромы» — компания использовала шрифт в оформлении своей рекламной продукции.
Другие компании, занимающиеся производством и продажей шрифтов, тоже активно защищают свои права на них. Например, в 2017 году «ПараТайп» добилась взыскания 380 000 рублей со страхового общества «РЕСО-Гарантия» за незаконное использование шрифтов «FreeSet» и «Helios».
А в 2021 году дизайн-бюро «Щука» подало в суд на компанию «Формула звезды», а также на ее владельца, знаменитого телепродюссера Виктора Дробыша, обвинив их в незаконном использовании шрифта Gertruda в оформлении передачи на МУЗ-ТВ. В каждом иске «Щука» потребовала компенсацию в полмиллиона. Продюсер публично дистанцировался от разбирательства: «если я еще буду в шрифтах разбираться, я перестану разбираться в музыке», — сказал он тогда журналисту «Ведомостей». Суд частично удовлетворил требования — с «Формулы звезды» было взыскано 100 000 рублей, а с самого Дробыша — 50 000.
*Ссылка на материал «Медиазоны», компания-учредитель которой была признана в России иностранным агентом.
Комментарии (14)
StjarnornasFred
26.07.2022 10:09Не очень понятно, что такое "использование шрифта" в юридическом понимании. Например, охраняется ли графическое изображение, содержащее только набранный несвободным шрифтом текст (не путать с охраной текстов)? Вообще считается, что текстовые символы тривиальны и такое изображение должно быть неохраноспособно. А если текст набран несвободным шрифтом, то он считается производным произведением от шрифта?
AkinshinaA
26.07.2022 19:03Шрифт, с правовой точки зрения, - это произведение графики. Когда кто-то делает логотип и наносит на этот логотип слово, выполненное буквами, входящими в шрифтовую гарнитуру, - этот человек использует шрифт как произведение графики. Иначе говоря, "если текст набран несвободным шрифтом" - то лицо, которое его вот так набрало, осуществило использование шрифта и должно, по-хорошему, заплатить правообладателю.
Вопрос о том, "охраняется ли графическое изображение, содержащее только набранный несвободным шрифтом текст" - немножко перевернут, попробую его раскрыть :) Итак, если кто-то создал обозначение, состоящее только из слова, набранного определенным шрифтом, - этот человек очевидным образом использовал шрифт и должен был получить лицензию на него, как мы чуть выше разобрались. Даже есть специальный вид лицензии на многие шрифты, для использования в логотипах. НО! Как вы верно пишете, "охраны текста" при этом не возникает, как и охраны слова как такового, выполненного определенным шрифтом. Для получения такой охраны нужно будет осуществить регистрацию соответствующего товарного знака.
Надеюсь, более-менее детально вышла, готова обсуждать дальше :))))PereslavlFoto
26.07.2022 19:49То есть фирма покупает право воспроизводить шрифт в своём логотипе, однако не получает никаких прав на логотип. Купленное право не переходит в производное произведение, верно? И поэтому, если взять неохраняемую эмблему и разрезать её на буквы, мы получим неохраняемые картинки с буквами?
И тем более, если тиражировать эмблему в коммерческом товаре, мы не обязаны платить владельцу шрифта за тиражирование его символов?AkinshinaA
26.07.2022 20:48Да, вы абсолютно правы, здесь очень интересная логика имеет место :) Итак, фирма купила права на шрифт и разработала логотип. Этот логотип - объект исключительных прав фирмы, объект авторского права (конечно, не мешает фирме при этом оформить документы на служебное произведение, не всегда это делают... но предположим, что наша фирма молодец :) ).
Ииии, вот теперь, чтобы адекватно зафиксировать свои права на логотип, его дополнительно надо зарегистрировать в качестве товарного знака. Нафига, спросите вы) Причина проста - потому что в случае с доказыванием нарушения объекта авторского права, вам придется доказывать факт переработки, использования исходного произведения для создания нового. В случае с товарным знаком - достаточно сходства. А вот похоже Куул-Кола на Кока-Колу, и не суть, имеет ли тут место параллельное творчество (т.е. какое-то произведение создано вообще без информации о других произведениях).
При этом ответы на ваши вопросы чуть отличаются. "если взять неохраняемую эмблему и разрезать её на буквы, мы получим неохраняемые картинки с буквами" - не факт, зависит от того, есть ли у кого-то права на эти буквы как элементы шрифтовой гарнитуры, произведения графики. И вот здесь, "если тиражировать эмблему в коммерческом товаре, мы не обязаны платить владельцу шрифта за тиражирование его символов?" - конечно же, если имеет место использование шрифта в эмблеме, то за него нужно платить.
Давайте продолжать обсуждение)) Возможно, не всегда точно удается угадать с подразумеваемым смыслом вопроса :)PereslavlFoto
26.07.2022 20:58Этот логотип — объект исключительных прав фирмы, объект авторского права
Этот логотип не является объектом авторского права, потому что не содержит в себе ничего творческого. Он состоит из букв, взятых из шрифта. Любой человек может вырезать из шрифтового альбома эти буквы и составить точно такой же логотип.надо зарегистрировать в качестве товарного знака.… придется доказывать факт переработки, использования исходного произведения для создания нового. В случае с товарным знаком — достаточно сходства.
Разумеется, будет полное сходство между логотипом и его фотокопией. Будет полное сходство между логотипом и его изображением на обложке книги по истории этой фирмы.
Смысл моего вопроса очень простой. Я иду по улице и вижу огромную эмблему SAMSUNG. Я сделал фотографию этой эмблемы. Теперь я должен платить за создание производного произведения, основанного на шрифте Паратайпа? И должен платить при каждом тиражировании моего произведения? И должен платить даже в тех случаях, когда моё произведение тиражируют в порядке открытой лицензии, не уведомляя меня и ничего не выплачивая, так как открытая лицензия не требует уведомлять и выплачивать?
Мой вопрос связан с тем, что вокруг меня множество эмблем, которые я очень часто фотокопирую, создавая на их основе производные работы, и все эти производные работы я лицензирую для свободного, неограниченного использования.AkinshinaA
28.07.2022 15:26Не успела сразу ответить - но тут мы столкнулись с классической ситуацией, пытались ответить на узкие вопросы вместо решения проблемы :) Если верно понимаю, весь вопрос в том, что вы работаете с фотографиями, сделанными в публичных местах, на которые естественным образом может попадать огромное количество объектов авторского права.
А тут бояться совершенно нечего, потому что проблема снимается статьей 1276 ГК РФ "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения". В соответствии с нормами этой статьи, допускается без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. Ситуация примерно такая же, как если бы вы брали фото с уличными конструкциями в фотобанках, только здесь фото вы делаете самостоятельно.PereslavlFoto
28.07.2022 17:08С фотографиями, на которые попадают буквы, из которых состоит логотип, который не охраняется авторским правом. Например, надпись «ГАЗ. ДЕТАЛИ МАШИН». Она сделана каким-то шрифтом, однако сама по себе не содержит ничего охраняемого.
В 1276 статье ГК РФ сказано совсем не то, что вы здесь привели. В 1276 статье сказано вот что:за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
Следовательно, эта статья ничего не разрешает.
PereslavlFoto
26.07.2022 15:20Конспект всей статьи.
- Рассказываем как защитить интеллектуальную собственность на свой шрифт.
- Это особенно важно в США, где на шрифты не распространяется авторское право.
- Существуют лицензии, разрешающие бесплатное коммерческое использование шрифтов.
- Чаще всех иски подаёт студия Артемия Лебедева — главный производитель креативных шрифтов.
- Пример. Студия Лебедева хотела 150 тысяч, получила 30 тысяч рублей.
- Пример. Студия Лебедева хотела миллион, отсудила полмиллиона.
- Пример. Бюро «Щука» хотело миллион, получило 150 тысяч рублей.
MAXH0
Спасибо, то напоминаете про те тенета копирайта и крючкотворства, которые опутывают каждое свободное дело. В своё время, в очень древней Греции, были такие работники умственного труда - сикофанты. Они обвиняли купцов привезших оливы на торг, в недоброкачественном товаре, добивались приостановки продаж до решения суда, а затем шли на внесудебное мировое соглашение (купцы соглашались, так как "время-деньги").
Древняя Греция канула в лету, но дело сикофантов живет!
P/S Написано без претензий к конкретной юридической конторе и автору. Просто констатация факта, что не всякая правовая поддержка одинаково полезна для общества.
gregyku Автор
Сикофанты это прародители патентных троллей. Они всегда заводятся там, где есть закон и возможность его использовать в своих интересах, тут уж ничего не поделать)
AkinshinaA
Тут не могу не отметить, что труд художников, создающих шрифтовые гарнитуры, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем труд писателей и музыкантов :) Поэтому справедливое вознаграждение за использование шрифтов - лишь способ сделать типографику вокруг нас разнообразнее и прекраснее, а тексты - приятнее для чтения)
Настоящие же патентные тролли, как и сикофанты, отличаются тем, что ничего не создают. Поэтому в американской практике те же тролли именуются очень верным, весьма политкорректным словосочетанием Non-Practicing Entity (но, конечно, в эту группу лиц попадают далеко не только тролли, также и вполне добросовестные исследовательские и некоммерческие организации, действительно осуществляющие только деятельность по коммерциализации своих патентных прав).
PereslavlFoto
К несчастию, всё это вознаграждение забирает себе владелец шрифтовой фирмы. Художники не получают ничего, потому что умерли пятьдесят лет тому назад.
AkinshinaA
Тут согласна на 100% - норма про 70 лет со дня смерти последнего из соавторов для современной скорости обновления мира просто нерелевантна) Правда, шрифт, разработанный 50 лет назад, - тоже вряд ли кто-то всерьез будет использовать.
PereslavlFoto
Что постоянно используется в издательском деле? —— Обыкновенная новая, Академическая, Латинская (в том варианте, который был сделан за счёт ЦК КПСС для газеты «Правда»), Елизаветинская.
Первой больше полувека, остальным намного больше ста лет.