В самом начале сентября были подведены итоги премии «Хьюго», да и большинство других премий из области фантастики и фэнтези, а их немало, за этот год уже нашли своих владельцев. Если при выборе, что почитать, вы ориентируетесь на литературные награды, то вот несколько из премированных в этом году книг, которые уже вышли на русском языке или ожидаются в ближайшее время.

Аркади Мартин «A Desolation Called Peace»

Дебютный роман Мартин «Память, что зовется империей» представлял собой сложно устроенный политический триллер в антураже космической империи и принес писательнице премию «Хьюго». Главная героиня Махит, посол отдаленной станции, приехала в метрополию с вестью о появлении потенциально враждебных инопланетян и сразу увязла в трясине политических игр. Читатели и критики встретили роман с восторгом, особо отмечая интересные лингвистические находки и продуманный сеттинг с опорой на реальную историю: Аркади Мартин — специалистка по Византии и использовала в своей книге некоторые исторические мотивы. 

Во второй книге цикла Махит возвращается обратно на родную станцию и готовится к первому контакту с таинственными инопланетянами: похоже, что читателя ждет уже не политический триллер, а скорее космическая опера. В отличие от первой книги, рассказчиком выступает не только Махит, но и три других персонажа, и критики отмечают, насколько взвешенно и продуманно писательница переплетает их истории, позволяя еще лучше раскрыть своих героев и расширить вселенную. «A Desolation Called Peace» заслуженно получил «Хьюго» за лучший роман и «Локус» за лучший фантастический роман.

Марта Уэллс «Fugitive Telemetry»

Цикл «Дневники Киллербота» давно уже полюбился читателям: социально неловкий андроид со свободой воли, который предпочитает использовать свой искусственный интеллект для запойного просмотра сериалов, находит отклик у многих из нас. Впрочем, за время своих приключений Киллербот все же становится более открытым для дружеских и эмоциональных связей, как с людьми, так и с другими искусственными интеллектами, хоть это и вызывает у него смешанные ощущения. 

В шестой истории цикла Марта Уэллс довольно неожиданно обращается к жанру герметичного детектива: по воле случая Киллерботу приходится расследовать убийство безымянного путешественника, совершенное на космической станции. Но никуда не делась главная составляющая истории, ради которой поклонники цикла его и читают: саркастические мысли Киллербота по поводу человечества, разбавляемые его суховатым юмором и периодическими перестрелками с врагами. Хотя кое-кто упрекнет Марту Уэллс в повторяемости, но иногда это именно то, что нужно читателю, который хочет точно знать, что получит. Похоже, поклонники «Дневников Киллербота» есть и в жюри «Локуса», и среди обычных пользователей Reddit, голосующих за номинантов премии Fantasy Stabby Awards: и те, и другие назвали «Fugitive Telemetry» лучшей повестью.

Шелли Паркер-Чан «Та, что стала солнцем»

Тренд на фэнтези, вдохновленное восточноазиатской историей и мифологией, не проходит, и дебютный роман Шелли Паркер-Чан — яркий его пример. Писательница вдохновилась реальной историей средневекового китайского крестьянина Чжу Юаньчжана, который возглавив восстание против монгольского владычества и став новым императором Китая. Главная героиня романа, простая крестьянская девочка, так же берет судьбу за рога. Когда ее брат Чжу, которому нагадали великую славу, неожиданно гибнет, она берет себе имя брата и притворяется им: сначала чтобы выжить, а потом — в погоне за предсказанной славой.

В романе относительно немного фантастических элементов, зато много политических интриг, боевых действий, жестоких реалий средневекового китайского общества — и размышлений героев о судьбе и идентичности, о жертвах, которые приходится принести на пути к величию. Пока Паркер-Чан пишет вторую часть предполагаемой дилогии о Чжу, «Та, что стала солнцем»  купается в наградах: «Британская премия фэнтези» отметила его как лучший фэнтези-роман, а писательницу как лучшую дебютантку, она получила премию «Поразительное» (вручается вместе с «Хьюго», но формально к ней не относится), как лучший новый писатель, а реддиторы из Fantasy Stabby Awards посчитали роман лучшим дебютом.

Фонда Ли «Нефритовое наследие»

Завершающая книга трилогии «Сага зеленой кости» возвращает читателей в мир, в котором восточные единоборства и необычная магия соседствуют со стремительно развивающимся прогрессом. Маленькое островное государство Кекон, явно вдохновленное Гонконгом середины прошлого века — единственное место в мире, где добывают таинственный зеленый нефрит, который может дать человеку сверхъестественную мощь, а может и погубить. Добычу нефрита контролируют два конкурирующих мафиозных клана, между которыми в конце концов разворачивается настоящая война. Одновременно Кекон начинает привлекать внимание других держав, которые жаждут захватить нефритовые месторождения.

Хотя на начало третьей книги война за Кекон уже завершилась, у героев нет времени на отдых — вспыхивают новые конфликты, как международные, так и внутригосударственные, которые влекут за собой сложные моральные дилеммы. Критики сошлись во мнении, что «Нефритовое наследие» оказалось достойным завершением трилогии: нагнетая напряжение и повышая ставки для своих героев, Фонда Ли сумела уверенно и исчерпывающе завершить все сюжетные линии, не оставляя читателей разочарованными. С этим согласилось и жюри «Локуса», присудившее книге премию за лучший фэнтези-роман — первую для трилогии. Кроме того, книга, как и первый роман трилогии, получила встралийскую премию «Аврора».   

Ф. Джели Кларк «Хозяева джиннов»

В 2016 году американский писатель Ф. Джели Кларк опубликовал небольшую новеллу « ертвый джинн в Каире», которая обращала на себя внимание необычным сеттингом: главная героиня распутывала зловещий заговор в Египте начала XX века, полном одновременно стимпанковских технологий и магии. Спустя четыре года Джели Кларк вернулся к этой истории: действие романа «Хозяева джиннов» начинается через год после событий новеллы. На этот раз Фатиме эль-Шаарави приходится расследовать жуткое преступление — таинственный человек в золотой маске убил всех адептов тайного общества, посвященного мистику Аль-Джахизу, тому самому человеку, который некогда открыл миру тайны волшебства. Но вскоре события принимают неожиданный поворот - убийца утверждает, что он и есть Аль-Джахиз, вернувшийся в мир.

Словом «джели» из псевдонима писателя называют западноафриканских профессиональных рассказчиков-гриотов, которые порой рассказывали свои захватывающие истории по нескольку дней, сплетая вымысел и реальность. В своем романе Ф. Джели Кларк подобным образом соединяет технологии и волшебство, древнеегипетских богов и арабский фольклор, современные постколониальные идеи и напряженный детективный сюжет. Вероятно, именно поэтому «Хозяева джиннов» в 2022 получили и «Небьюлу» за лучший роман, и «Локус» за лучший дебютный роман.

Комментарии (14)


  1. IvanSTV
    20.09.2022 17:42
    +10

    вышеперечисленное - это не фантастика, а сказочки. Фантастика умерла вместе с СССР и верой в будущую разумность челочества.


    1. omxela
      20.09.2022 20:12
      +12

      Я так понимаю, спорить с Вами нет особого смысла. Напомню замечательный рассказ Рэя Брэдбери (видный советский писатель) о человеке, который побывал в будущем и, вернувшись, рассказывал всем, как это будущее выглядит. Ему поверили. И будущее стало выглядеть именно так. Вот только выяснилось, что товарищ всё выдумал и нигде не был. Так что "будущая разумность" (что бы это для каждого не значило) закладывается сегодня и не пустой верой, а творческой креативностью и реальными делами в этом направлении. Лично Ваша фантастика, возможно, и умерла когда-то. Сожалею.


      1. sbars
        20.09.2022 22:59
        +1

        Э...
        Т.е. Брэдбери придумал, что
        1. некто соврал
        2. ему поверили
        3. будущее стало таким, как во вранье
        И всё это выдумка Брэдбери....
        ... а откуда взялась в Вашем выводе "творческая креативность" и "реальные дела"?


      1. IvanSTV
        21.09.2022 10:12
        +2

        вы слишком много надумали по поводу короткой фразы. Пока был жив СССР. в общественном сознании жила идея о разумной организации общества. После него капитализм заявил. что нет ничего лучше. чем капитализм (см.Ф.Фукуяма "Конец истории"), соответственно, так как о разумности олигархии говорить бессмысленно, равно как и о разумной организации общества, где рулит только прибыль, то фантастика резко скатилась в мистицизм, фэнтази, иррационализм, жанр НФ практически угас, будущее стали рисовать если не мрачной антиутопией, то по крайней мере, вечным слепком с существующего общества. И читать, по-сути, стало нечего. Ничего серьезного за последние лет 30 не появилось, почитаешь обзор - мистика, фэнтази, ну, рубилово в духе полицейского\шпионского романа в как-бы-футуристическом антураже. Даже боевички "наши против пауков" на дальних планетах перестали выпускать. Потому что общественное сознание позитивный образ будущего утратило, а негатива и в настоящем хоть жопой ешь.


        1. omxela
          21.09.2022 18:37

          Ничего серьезного за последние лет 30 не появилось

          Это дело вкуса. Возможно, и так. Но при чём тут, собственно, СССР? Идея о "разумной" организации общества имеет долгую историю и размышления на эту тему свойственны людям. То, что советские партийные бонзы хотели монополизировать право на такие размышления, - это понятно. И Ваше право покупаться на это. Я с увлечением читал советскую фантастику в 60-х гг. и люблю её по понятным причинам. Но в сравнении с мировыми классическими образцами, которые были доступны тогда и без ограничений доступны сейчас, советская фантастика (за малым исключением) кажется мне наивной и инфантильной. Этому есть очевидные причины, но тем не менее. Мне понятны чисто вкусовые предпочтения, выделяющие так называемую "твёрдую НФ" среди других течений. Мне это тоже свойственно. Не люблю фэнтези. Но фантастика - это литература. Все другие жанры и течения имеют точно такое же право на жизнь. В них есть свои достижения. У них есть преданные поклонники. Более того, мне кажется очевидным, что границы тут размыты. По большому счету, любая так называемая художественная литература (школа, привет) - это фантастика. Личные жанровые предпочтения ничего не значат. Важно, хорошая книга или плохая (что бы это ни значило). Например, многие относят Стивена Кинга к авторам ужастиков. Кто-то - к фантастам. Лично для меня это один из выдающихся современных писателей. О чём тут спорить? То есть, спорить можно, и спор этот длится бесконечно. Но в нём мало реального содержания. Тем более, бессмысленно, на мой взгляд, навязывать искусству некую этическую и идеологическую роль. Фантастика за "измы" не отвечает, как бы Вам этого ни хотелось. Розовые советские мечты не оправдывают отсутствия художественности.


  1. Sancho_SP
    20.09.2022 18:08
    +7

    Мне показалось, или все авторы - женщины? Там и повесточка небось, да?


    1. evgs89
      20.09.2022 18:20
      +1

      Ну у Аркади Мартин и Марты Уэлс в прошлых книгах как минимум злоупотреблений не было (за полное отсутствие не поручусь). А вообще всё зависит исключительно от тараканов автора вне зависимости от пола и ориентации. Тот же Джон Маррс (гей) на этом внимание не заостряет, хотя персонажи с нетрадиционной ориентацией и присутствуют, вокруг них хороводы не вьются, а Темсин Мьюир и Ти Джей Клуна аж читать противно.


    1. vassabi
      20.09.2022 18:25
      +3

      1) "Фендерсон Джели Кларк - псевдоним американского фантаста и историка Декстера Габриэл " (отсюда)

      2) мне пофигу (в хорошем смысле слова) на писателя - лишь бы книгу было интересно читать. Например серия Марты Уэллс про киллербота мне очень понравилась

      PS: ту же серию книжек "про Мишу Косыгина" ака "Барраярский цикл" от Л.М.Буджолд я люблю не изза пола писателя :)


      1. evgs89
        21.09.2022 18:03

        Кстати, Барраярский цикл - это топ, за исключением как раз последней книжки, написанной ради "повесточки"... Мало того, что эти моральные страдания выглядят натянутыми, так и прошлое героев зачем-то перелопатили...


        1. gdsmiler
          21.09.2022 20:39

          Это вы про "Цветы Вашного" или про "джентельмена Джоела и красную королеву"? Если второй то что там повесточного и перелопаченого то?


    1. sentimentaltrooper
      20.09.2022 22:23

      Я прочитал Аракади Мартин обе-две книжки, они хорошие (вторая чуть меньше), и не совсем про отношения. Но там где про них - да, "повестка" в том смысле что все как-минимум би, а основной фокус на однополых отношениях. У Марты Уэлс пол Киллербота и других персонажей явно не выражен (читал как и все в оригинале). Кстати goodreads поэтому доверять нельзя: если вдруг писала тётенька и не-гетеро, то одни 5ки в оценках вне зависимости от текста.
      "Хозяяева Джинов", "Та что стала солнцем" - попадались на глаза много раз, но читать так и не взялся так как подозреваю что синдром Мэри Сью там цветёт на почве национальных меньшинств - арабских и азитаских. Оно очень нишево-американское. Вспоминл, Джинов не стал читать как показавшихся вторичными к Atlas Six by Olivie Blake.

      В данный момент читают Simon Jimenez - The Spear Cuts Through Water - скорее фентези, повестки не наблюдается, умеренный национальный калорит в наличии.

      Из фанастики последнее что понравилось John Scalzi - Kaiju Preservation Society - легкий остроумный боевичок.


    1. LevOrdabesov
      20.09.2022 23:20
      +1

      Да, что-то гендерное разнообразие подкачало.


  1. Ermak
    21.09.2022 13:56
    +2

    Описания не вызвали желания прочесть что-либо кроме Киллербота, Но после последней части Киллербота желания тоже нет. Как-то так ...


  1. AlexanderS
    21.09.2022 23:07

    2/3 из перечисленного — это фентези. При чём тут хаб "Научная фантастика"?