Благодаря более дешевым запускам ракет и новым недорогим спутникам космос стал доступнее, чем когда-либо прежде. И, естественно, где есть новые технологии — там есть и маркетологи, пытающиеся эти технологии использовать. Как сейчас весь Интернет живет на рекламе, так и будущие космические программы могут спонсироваться за счет показа логотипов именитых брендов в ночном небе.


Предполагается, что космическая реклама сможет использовать сверхмалые спутники, кубсаты, оснащенные отражающими Солнце парусами, в виде отдельных пикселей. Совместно они будут создавать гигантскую рекламу, которая будет видна с Земли невооруженным глазом. Причем стоить это будет довольно недорого — дешевле, чем современные рекламные акции с привлечением больших знаменитостей. По крайней мере, так считает одна группа российских исследователей, недавно изучившая всю специфику.



Кубсат

По мнению ученых из Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и Московского физико-технического института (МФТИ), космическая реклама будет стоить существенных денег, и позволить её себе смогут немногие компании. Но она всё-таки не будет чересчур дорогой, и в итоге сможет приносить огромную прибыль, а её «эксклюзивность» и стоимость как раз поможет компаниям не затмевать друг друга в небе, и оставить более чем достаточно свободного пространства для каждого.


«Каким бы нереалистичным это ни казалось сейчас, здесь мы показываем, что космическая реклама на основе 50 или более малых спутников, летающих строем, является экономически выгодной», — пишут Шамиль Биктимиров, Глеб Белый и Дмитрий в международном научном журнале Aerospace.


Основной фактор, из-за которого космическая реклама становится выгодной, — снижение стоимости запусков ракет у SpaceX и недорогие спутники кубсаты, которые весят килограмм или меньше, но при этом могут быть гораздо ярче звезд в небе. Запуск одного такого кубсата на орбиту сейчас обходится в $60 000, и если их будет несколько десятков, такая спутниковая группировка уже становится видна с Земли.




Сейчас кубсаты в основном используются университетами, школами и небольшими группами ученых — чтобы проводить частные эксперименты в условиях микрогравитации. Но ничего не мешает установить на них светоотражающий материал, и сделать их яркими пикселями на «мониторе» ночного неба. По подсчетам российских исследователей, достаточно будет пятидесяти небольших спутников. Это всего около $3 млн. Для сравнения, слот для 30-секундного ролика на Super Bowl стоит $9 млн. А съемка вот этой рекламы 2004 года c Николь Кидман в главной роли обошлась Chanel в $33 млн.


По расчетам, космическая реклама обойдется не сильно дороже. Даже если учесть ряд непредвиденных обстоятельств, необходимость оплаты запуска ракеты, найма новой команды, оплату разработки схемы развертывающегося материала, тестирование процесса, покупку всех лицензий и так далее, стоимость такой самой первой рекламы не должна превысить $65 млн (а скорее всего — на порядок ниже). Здесь учитывается, что на каждом из пятидесяти спутников будет стоять рефлектор площадью по 32 квадратных метра — самый большой из когда-либо успешно развернутых на кубсатах. Вся процедура займет от одного до трех месяцев, а потом останется только следить за этой спутниковой группировкой.




Команда также оценила потенциальный доход, который может быть получен от одного из таких «объявлений». Поскольку для отражения космической рекламы требуется немного солнечного света, а для того, чтобы её можно было увидеть с Земли, нужно достаточно темное небо, заметнее всего она будет на рассвете и на закате. Соответственно, было бы разумно, если бы спутниковые формации путешествовали вместе с Солнцем, постоянно оставаясь в этой зоне.


Исследователи просчитали возможный оптимальный путь группировки, предполагая, что она будет пролетать над городами, отображая рекламу над каждым в течение минуты с небольшим, а потом переместится в следующее место. И оценили, сколько реклама с таким охватом обычно может стоить, в том числе на бигбордах.


Шамиль Биктимиров, один из авторов исследования:


Расчетная оценка доходов от подобной конфигурации основана на стандартных расходах на наружную рекламу, населении городов и факторах, которые ограничивают количество людей, замечающих космическую рекламу: облачность, холодная погода, которая заставляет людей оставаться дома, и демографический состав города.

Основываясь на всех этих оценках, ученые определили, что космическая реклама на кубсатах может приносить доход до 2 миллионов долларов в день. Этого значит, что она окупит себя примерно за месяц. И это при расчетах, что запуск рекламы обойдется в $65 млн, то есть в самом крайнем случае. На самом деле это может стоить гораздо дешевле. Например, российский стартап Avant Space, опосредованно связанный с этими исследователями (тоже резидент Сколково) предлагает запустить космическую рекламу за $10 млн.


Главный плюс здесь в том, что постоянные затраты будут сравнительно невысокие. Для того, чтобы система работала, достаточно наличия солнечного света. При этом теоретический охват — вся территория земного шара. Что будет особенно актуально именно для богатых транснациональных компаний, которые не сосредотачивают свои пиар-усилия в пределах одной страны.


Скажем, в центральной Африке даже самую дорогую интернет-рекламу «Кока-Колы» не увидит никто, и на далеких островах Полинезии бигбордов не установишь, там и дорог почти нет. А тут — как только продукт появится на прилавках, все уже будут с ним отлично и давно знакомы. А «узнаваемость» и «знакомость» бренда — это, собственно, всё, ради чего подобные широкие кампании и проводятся.



Дистопия?

В то же время перспективность и экономическая обоснованность такой идеи нравится далеко не всем. Например, все астрономы — однозначно выступают за чистоту и неизменность нашего ночного неба. Постоянно попадающие в кадр искусственные конструкции могут создать много новых проблем при изучении далеких галактик и звезд. Тот же Starlink уже заметно вредит астрономии. Таймлапс ночного неба в США постоянно пронизывается мириадами спутников.


Если каждый крупный бренд на планете выведет в космос свою группировку, работать ученым станет гораздо сложнее. И, вероятно, изучение космоса человечеством — это более важная задача, чем массовый показ рекламы в небе 24/7. Например, только так можно засечь астероиды, которые находятся на траектории столкновения с Землей.


Конни Уокер из NOIRLab, Национального центра США по наземной, оптической и инфракрасной астрономии, рассказывала BBC News ещё в феврале:


Количество искусственных спутников продолжает расти, и астрономия сейчас сталкивается с переломным моментом. Количество помех увеличивается, и мы теряем много научных данных.

К концу десятилетия больше 5000 спутников будут находиться над горизонтом обсерватории в любой момент времени. Многие из них будут освещены Солнцем. Такие спутники обнаруживаются даже самыми простыми оптическими или инфракрасными телескопами, в зависимости от времени дня и времени года. Это сотни или тысячи помех на каждом снимке.

Это сейчас один из главных аргументов, который может помешать крупным брендам «влиться» в космическую рекламу. Никто не хочет прослыть главным «засорителем» орбиты и врагом астрономии. Но в то же время, если верить российским исследователям, новый формат может оказаться очень выгодным, а финансы не врут. Почти наверняка, если цены на пуски не вырастут, со временем какая-то компания решит разместить свой рекламный щит в космосе. И если они заработают на этом много денег, получат много пиара, и их не засудят, космическая реклама может начать заполонять небо над нашей головой, особенно в сумерках и на рассвете.


Комментарии (22)


  1. AlexIsaev
    10.11.2022 14:31
    +9

    Меня расстраивают такие новости. Всё небо — в логотипах брендов?!


    1. kentaskis
      10.11.2022 16:42
      +4

      "Мойтесь мылом Снивли!"


  1. StjarnornasFred
    10.11.2022 14:35
    +5

    Проблема в том, что для хорошей видимости рекламы она должна быть крупной, т. е. иметь большой угловой размер. Например, плакат длиной 3,5 м на расстоянии в 20 м (легко представить, хорошо заметная ) имеет угловой размер 10 градусов. Для спутника на НОО с высотой орбиты 500 км эти 3,5 м превратятся в 180 км. А спутники вращаются не по параллельным прямым, а вокруг центра орбиты, следовательно, вся эта конструкция будет иметь 2 точки схождения на каждом витке (пересечения орбит), и если они не столкнутся, то вторую половину витка изображение будет отзеркаленным! Либо нужно искусственно поддерживать параллельные орбиты, корректируя их двигателем - но надолго ли хватит запасов топлива?


    1. alcanoid
      10.11.2022 19:25

      Если накидать туда избыточное количество элементов, способных по команде менять собственное альбедо, то они могут лететь хоть хаотичным роем, изобразить с их помощью что-то, видимое с земной поверхности, — лишь вопрос координации.


      1. Tarakanator
        11.11.2022 10:05

        можно не менять альбедо, а поворачивать ребром.


        1. alcanoid
          11.11.2022 17:57

          Да как угодно можно. Лишь бы эффект переключения пикселя в итоге выходил.


    1. Tarakanator
      11.11.2022 10:07

      Неправда. ВСЯ конструкция не обязана иметь схождение. может быть схождение скажем половин конструкции.
      на вторую половину витка нужно повернуть спутники, чтобы нужные отражали, а не нужные не отражали свет. Мы восстановим изображение.(примерно как если физически повернув монитор, мы можем всё равно отобразить на нём правильно ориентированное изображение)


  1. Chelidonium
    10.11.2022 14:54
    +5

    реклама это вообще плохо, это манипуляции и обман, реклама усиливает
    социальную напряжённость, нервирует людей, худо-бедно с ней примирились
    в телевизоре, хоть мало кто ею руководствуется при покупках, т.е. домашнее
    социокультурное пространство человека реклама отвоевала.
    вероятно уровень тревожности и снижение рождаемости от реклам станет и
    ещё большим, если её лепить в небесах, психологическое пространство тогда
    станет ещё более загаженным.


  1. SlFed
    10.11.2022 15:01
    +6

    Старая идея. Еще Джанни Родари в своих сказках описал подобное :

    Остальное, к сожалению, уже всем известно. Морвиане, дзербианцы и цоккианцы сговорились и поделили между собой нашу планету, так что теперь нашу старушку Землю и не узнать!

    Дзербианцы получили право на монопольную торговлю в Европе и Африке. Видите, во что они превратили Альпы? И следа не осталось от гор Монблан и Червино. Исчезла и Мармелада. И вместо горного хребта, высоких, укрытых ледниками вершин, вместо прекрасных долин на многие километры растянулась высеченная на остатках альпийского хребта гигантская надпись: "Где только "Дзиру" применяют, там о грязи забывают!" Ночью, подсвеченная гигантскими прожекторами, она хорошо видна с Луны. Ничего не поделаешь - межпланетная реклама! Новинка для нашей Галактики.

    Морвиане и дзербианцы то же самое сделали с континентами и океанами, которые достались их фирмам. Так что Земля вертится теперь в космическом пространстве простым рекламным шариком.

    А звезды на небосводе располагаются ночью так, что образуют рекламу крупной фирмы "Дзер-Мо-Цок", которая была создана недавно предпринимателями трех прежде соперничавших планет. Сейчас эта фирма "выбросила" на Землю новую мастику для паркета. Навсегда изуродован прекрасный рисунок Большой Медведицы, расколоты и другие созвездия, разбит на куски Млечный Путь. И всего лишь маленькой деталькой в буквах "и" светятся звезды Арктур, Антарес и Сириус. По всему небосводу без конца повторяется теперь по вечерам все одна и та же назойливая реклама: "Мастика "Билибонц" блестит, как сотня солнц!"

    Джанни Родари "Всё началось с крокодила".


  1. MonkeyWatchingYou
    10.11.2022 17:18

    Прекрасно. В наших облачных серых постоянно краях небо будет по прежнему серым и без любого намёка на рекламу.
    ...
    На самом деле в смятении, что лучше серое облачное небо или ясное, но с рекламой?


    1. alcanoid
      10.11.2022 19:22
      +1

      Не переживайте, для ваших краёв будут изготовлены проекторы для показа рекламы на облаках.


  1. VBDUnit
    10.11.2022 18:04
    +1

    Дополненная реальность передаёт привет. Как в плане более дешёвой, зрелищной, гибкой и таргетированной альтернативы этому, так и в плане инструмента скрытия этих баннеров. И что-то мне подсказывает, что её сделают быстрее, чем это.

    По крайней мере, последние несколько десятков лет у человечества лучше получается делать маленькие думающие электронные железки, чем большие, механические и летающие.

    Но это не точно.


  1. SergeyMax
    11.11.2022 08:57

    МКС-то в крупном городе нереально увидеть, что уж про килограммовые кубсаты говорить


    1. StjarnornasFred
      11.11.2022 12:29

      А если снабдить их яркими источниками света, возможно, даже лазерами, и светить вниз? Запитать от солнечных батарей (низкоорбитальные спутники пролетают землю за 2 часа - значит, солнце будет). Расходимость лазерного пучка можно настроить линзой, чтобы освещённое пятно на земле было достаточно большим. Опять же, надо рассчитать, но если площадь видимости будет составлять хотя бы 100 км, то этого достаточно, чтобы проложить орбиту над очень крупным городом, а лучше несколькими.


    1. shteyner
      11.11.2022 17:56

      Альбедо МКС не такое уж и высокое, она же не для этого строилась. Но да, тут нужно рефлектор побольше делать, чем 32 квадратных метра, скорее круг диаметром 32 метра, что бы было видно. Заодно и технологии солнечных парусов продвинут.


    1. axe_chita
      11.11.2022 19:41

      Может тогда посмотреть в сторону спутников-баллонов, таких как спутники "Эхо"?


  1. TimsTims
    11.11.2022 11:46


  1. LevOrdabesov
    11.11.2022 14:58
    +2

    Пугает в большей степени то, что где-то рядом живёт достаточно большая группа людей, с каким-то таким странным, глубоко чуждым видением мира и способом мышления, что они способны на полном серьёзе обсуждать, развивать и поддерживать такие идеи.


  1. KvanTTT
    11.11.2022 20:43

    Не будет ли это мешать земным и не только астрономам?


  1. Darth_Biomech
    12.11.2022 11:16

    Авторы этого предложения не учили орбитальную механику?
    Вся эта конструкция рассыплется на хаос из отдельных очек за один-два витка вокруг планеты, т.е. часа через три после запуска.

    Короче звучит как попытка нагреть инвесторов не учившихся в школе.


  1. CarbonBot
    12.11.2022 14:11

    Юра и Сергей Павлович, как же хорошо, что вы этого не увидите...


  1. salnicoff
    13.11.2022 12:32

    Не будет эта реклама широко распространенной. До индустриального применения не дойдет, и вот почему.

    У рекламы (любой) главное — это контакт. Каждый представитель целевой аудитории должен увидеть сообщение и распознать его (т. е. прочитать/услышать название брэнда/товара и понять суть этого предложения). С наружной рекламой (а реклама в космосе — это именно наружка) ситуация следующая: если поставить изображение прямо перед лицом идущего или стоящего человека, то вероятность контакта высока. Чем дальше мы будем отодвигать это изображение в сторону, тем вероятность контакта ниже. Люди так устроены, что не хотят крутить головой. Падение этой вероятности довольно сильное (до нуля не падает, конечно). А еще эта вероятность зависит от времени года: зимой крутить головой мало кто хочет (соответственно, вероятность контакта снижается).

    Теперь переносим это на рекламу, которая размещена в космосе. Оставим в стороне технические проблемы — как запустить спутники, как синхронизировать их движение по орбите и так далее. Будем считать, что они решены, и реклама демонстрируется. В какой точке небесной сферы нужно поставить эти спутники? Если у горизонта, то их никто не увидит — в большинстве городов горизонт просто-напросто скрыт за зданиями. Если в зените, то надо задирать голову вверх на 90° (нормальный взгляд параллелен плоскости земли). Вероятность того, что прохожий поднимет голову в положение 90° — около 0. Получилась патовая ситуация — где мы ни «повесили» рекламные спутники, их никто не видит.

    А еще нужно вспомнить теорию Росситера – Перси – Данахера (и теорию Остроу заодно). Эти ребята говорили, что для изменения потребительского поведения (например, переключения с брэнда на брэнд) нужно несколько рекламных контактов, причем за определенный и относительно короткий промежуток времени (порядка нескольких недель). В каких-то случаях «несколько» равно 1, но чаще «несколько» — это полтора – два десятка (особо сложные — до 79 вроде, лень по формуле считать). Собственно, это и есть главная причина среднего срока аренды поверхностей «классической» наружной рекламы в два месяца — за восемь недель набирается то самое количество контактов для большинства потребителей. С рекламными спутниками будет то же самое: за 8 недель надо набрать, допустим, 20 контактов. Вероятность увидеть — 0,00000000000000001 (для щитов 6×3 метра — основного формата в России — до 0,3). Реально набрать 20 контактов при таких условиях? Нет, нужно человека переделывать на биологическом уровне.

    В общем, ситуация примерно такая же, как и новомодной 3-D наружной рекламы на углах зданий. Пока таких щитов единицы в мире (в РФ — один), все на них смотрят, говорят «вау», снимают на видео и выкладывают в соцсети, дальше это вирусится и обеспечивает нужное количество контактов. Когда они будут висеть на каждом углу, вау-фактор исчезнет, а делать контакты «естественным» путем, как это происходит с траиционными рекламными щитами, 3-D не могут (там нужно долго стоять в одном месте и смотреть). Соответственно, мода пройдет, технология исчезнет. Пара брэндов, которые вложились в нее сейчас, свое получат. То же самое будет и с космической «наружкой» — запустят спутники, пара кампаний пройдет, и все закончится. Спутники — в океан, звезды — на небо.