ВВЕДЕНИЕ

Привет! Меня зовут Макс Нечаев и я iOS-разработчик. Буквально два года назад я абсолютно не понимал реального значения тайм-менеджмента. Это привело меня к крайне неэффективному использованию своего времени, выгоранию и ряду переживаний.

В данной статье я хочу помочь вам разобраться со своим временем и попробовать его структурировать. Раз вы читаете эту статью, значит вы как минимум уже заинтересовались вопросами управления своим днём.

На самом деле менеджмент времени - это не про использование задачников, таймеров или блокнота. Это фундаментальное понимание того, как стоит относиться к своему времени и к своей жизни. Сейчас мы пройдемся как по неким правилам, которых стоит придерживаться, так и по классическим, но работающим инструментам (по крайней мере для меня).

Я постараюсь не растягивать статью, поэтому давайте сразу обозначим - это будут 7 небольших пунктов, которые помогут сдвинуть мышление в нужную сторону. Про некоторые из них, держу пари, вы уже слышали. Это абсолютно нормально, ведь время от времени стоит напоминать себе о прописных истинах и вновь поднимать знания из вашего мозгового архива.

ИСПОЛЬЗУЙ КАЛЕНДАРЬ

В своей жизни я пробовал использовать ежедневники (с разным стилем их ведения), to-do листы (с десяток разных приложений на телефон), kanban доски, но всё это не дало мне такого же результата, который дал обычный Google календарь. Справедливости ради, если вы фанат to-do листов, я около двух лет пользовался Todoist, он действительно был хорош, пока я не научился пользоваться календарем.

В чем же реальный плюс календаря перед остальными инструментами организации времени? А в том, что вы видите всю свою жизнь расписанную по часам. Это не эфемерная доска с задачами или огромный список с галочками, это конкретные дни, часы и задачи.

Сравните два способа постановления задачи:

Сходить в тренажерный зал.

и

Тренажерный зал. Тренировка. Суббота. С 11:00 до 12:00.

В первом случае в to-do вы просто увидите еще одну строку в каше задач. Во втором же, вы “забронируете час своей жизни”, интерфейс подсветит вам, что в этот час вы занимаетесь спортом.

Календарь позволит вам более четко видеть свою жизнь по часам в разрезе дня, недели, месяца и даже года.

ПЛАНИРУЙ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

Пока мы не ушли далеко от календаря, расскажу еще одну вещь, которая помогает мне лучше справляться с валом задач. Секрет в том, чтобы “забронировать” часы вашей жизни на неделю заранее. Например, у меня есть две важных для моей жизни активности помимо работы. Занятия по английскому языку и тренировки. В воскресение вечером, я сразу расставляю на неделю, в какой день и в какое время я буду заниматься.

Данный подход сильно помогает заранее дать себе понять, что важные активности вы уж точно не пропустите (ведь они уже запланированы, как бы ваш день ни пошел!).

Сюда же можно включить все семейные активности. Съездить в парк вечером в среду с 7 до 10 вечера. Поехать в аквапарк в субботу с 13 до 18. Приготовить стейки во вторник с 18 до 19.

Получается на уровне планирования и абстракций - вы уже выстроили себе прекрасную неделю, осталось только всё это реализовать. Об этом чуть позже.

А вот планировать рабочее время таким образом не советую. Если вы в воскресение расставите по часам, что и когда вы делаете, скорее всего всё будет иначе. У кого-то появилась срочная задача для вас, кто-то решил организовать созвон, кто-то допустил ошибку и нужно срочно помочь. Рабочее время вам поможет организовать рабочий календарь и блокнот с ручкой.

Помните, календарь не обязывает вас следовать ему минута в минуту, это лишь помощь вам, чтобы расставить все по своим местам.

НЕ РАБОТАЙ ПОСЛЕ РАБОТЫ

Звучит конечно очевидно. Вы возразите: “Легко сказать!”. На что я отвечу: “Еще легче выполнить!”. Вам просто не нужно работать после рабочего дня (кэп!). Если график с 9 до 17 (как мой например), я никогда не буду работать после 17 часов.

В 95% (оценочная цифра из головы) случаев переработка ничего вам не дает, а сидите вы на ней не потому что вам платят больше или любят вас больше, а потому что у вас есть небольшие психологические отклонения (и это нормально!). Я тоже страдал от этого.

Что подумает мой руководитель, если я просто уйду домой, не доделав?

Я не могу просто так встать и пойти отдыхать / заниматься внерабочими активностями, ведь мой мозг не даст мне покоя, потому что я не закончил.

Как же так, ребята поставили митинг на вечер, это что-то важное, я не могу пропустить.

и наконец

Все остаются, и я должен. Если я не сделаю это сегодня, меня уволят!

Справедливости ради стоит упомянуть, такие работодатели действительно существуют, они горят своим бизнесом и ждут, что вы будете им гореть, работать сверхурочно, нанося вред своему здоровью. Грош им цена, вы найдете место лучше, чем это!

Это только ваша жизнь - только вам решать, работать ли сверхурочно или нет. Это достаточно сложно объяснить словами, но это надо почувствовать. Почувствовать себя. Сказать себе:

Я молодец. Я прошёл огромный путь, чтобы оказаться там, где я есть. Я заслужил уважение к себе. Я уважаю и люблю себя. Я люблю свою жизнь и буду выстраивать её так, как захочу. Работа - это всего лишь работа. Она приносит мне удовольствие, но заканчивается ровно в n часов (подставьте сами, исходя из вашей ситуации). Я всё успею, я продолжу завтра утром. Я отработал этот день и теперь свой вечер, своё время, своё внимание - уделю семье, себе, друзьям, саморазвитию.

После осознания того, что вы действительно можете сами распоряжаться своим временем, вы перестанете корить себя и перестанете перерабатывать.

ВЫПОЛНЯЙ ЗАДАЧИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНО

На самом деле вряд ли кто-то из вас действительно начинает две задачи одновременно, отсюда совет кажется пустым, направленным в пустоту. Исходя из такого предположения, я должен уточнить, что имею ввиду.

Когда мы берем задачу, начинаем её делать, случаются моменты, когда кто-то просит нас помочь в работе или оценить другую задачу. Да и вообще может быть meeting / planning / grooming. Суть в том, что на определенный отрезок времени помимо вашей основной задачи, появляются другие, как бы параллельно. Каждое ваше переключение, даже минимальное, может существенно снизить эффективность.

У меня были и другие случаи. Я брал задачу, погружался в неё с головой, вдруг сообщение в Slack. “Макс, твоя задача не прошла тесты, там при нажатии на удаление, таймер срабатывает не сразу”. В этот момент всё в голове падает, я начинаю думать, “а что? а почему?”, вспоминаю, как я реализовал это. Понимаю в чем ошибка, переключаюсь на другую ветку, начинаю править, теперь там что-то не так собирается, забыл прокинуть зависимость и т.д. Суть вы поняли. Как вы думаете, полезно ли это для моей текущей задачи? ????

Конечно же это сильно сбивает ритм. Браться за другие задачи, пока вы всё еще сидите с первой - плохая практика.

ИЗОЛИРУЙСЯ ПО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Данный пункт вытекает из предыдущего. Это некое решение нашей с вами проблемы. Я научился этому у своего тех-лида. У него очень много встреч, много обязанностей и вал сообщений. Но тем не менее он успевает кодить и решать задачки, каждый день, он ставит в свой рабочий календарь два часа кодинга. В это время никто другой не может поставить ему созвоны, в Slack он ставит статус - Coding, и ограничивает уведомления. Проще говоря, он закрыт для всего мира, недосягаем, он полностью погружен в работу. Это даёт ему чувство безопасного пузыря, то есть психологически он находится в комфортных условиях, где никто его не дернет. Поэтому он спокойно пишет хороший код.

Если вы, как и я, рядовой разработчик, который иногда целый день сидит в IDE. Ставить недосягаемый статус не лучшее решение. Но и быть каждую минуту на связи тоже плохо.

Есть два решения.

  1. Вы выключаете звуковые уведомления в вашем рабочем месенджере. Смотрите только на бейджи сообщений, которые вам приходят во время работы. Если вы не видите ничего срочного, не обращаете внимания. Естественно в сам месенджер не заходите. Способ сложный, иногда бейджи могут тригерить на ответ здесь и сейчас, а наша задача - не отвлекаться.

  2. Более удобный способ - выключать все уведомления на короткие промежутки. Вы начали работать над задачей, всё, в ближайший час вы недосягаемы, вы полностью погружаетесь в работу. Через час делаете перерыв, проверяете месенджер, отвечаете на срочные сообщения. Заныриваете в задачу дальше.

Возможно вы подберете для себя еще более эффективную стратегию. Суть этого пункта в том, что вас не должны “дергать” во время работы. Это сильно мешает укладываться в эстимейты и вообще что-то планировать.

ДЕЛИ БОЛЬШИЕ ЗАДАЧИ НА МАЛЕНЬКИЕ

Полагаю, что на данном пункте можно не останавливаться надолго. Здесь лишь стоит пометить, что это полезно не только для правильной оценки времени, но и для психологического состояния во время выполнения работы.

В моем случае, я беру свой блокнот и ручку. Расписываю выполнение задачи по мелким пунктам, например:

  1. Создать ветку.

  2. Найти файл, в котором необходимо внедрить фичу.

  3. Создать новый файл, объект, свойства.

  4. … технические микротаски.

  5. Рефакторинг.

  6. Закоммитить, запушить.

  7. Поставить сборку.

После выполнения каждой подзадачи, я ставлю напротив неё галочку. Мелочь, но вы бы знали, как приятно внутри ???? То есть испытываешь чувство радости за выполнение какой-либо деятельности не только в конце всей большой задачи, но и по ходу неё тоже. Попробуйте, вам понравится!

Почему нужно делить задачи на подзадачи с технической точки зрения, вы, думаю, и так знаете.

БЛАГОДАРИ СЕБЯ

Этот момент уже был написан выше. Благодарность не очевидна, я не видел упоминания этого в тайм-менеджмент статьях. Хотя именно благодарное отношение к себе и своей деятельности - создает отличный психологический настрой, который поможет быстрее разбираться с задачами и спокойнее заканчивать свой рабочий день.

Время от времени по вечерам у меня остается чувство, что я будто бы не до конца выполнил задачу, нужно посидеть еще или я не до конца разобрался в этой технологии, нужно почитать еще. Вот эти “еще и еще”, “надо лучше”, “можно больше” очень опасные штуки. Именно благодарность за сегодняшний день, сколько вы уже сделали и вы уже большой молодец, помогает оставить вредные мысли о переработках. Будьте благодарны себе и времени, которое отведено каждый день.

Как писал Карнеги, закройте плотным засовом вчерашний день, ведь он уже в прошлом, закройте также и завтрашний день, так как он находится в тумане неопределенности и никто не знает, что там будет, так зачем же о нем переживать сейчас? Живите сегодня. Ваша жизнь - она вот, она сейчас. Сегодня - это не только работа. Сегодня будет ровно таким, каким вы его сделаете. Тайм-менеджмент - это не набор инструкций по часам вашей жизни, это осознание того, что вашим временем управляет только один человек - и это вы.

Спасибо, что дочитали до конца. Поставьте пожалуйста лайк статье, чтобы она продолжила выдаваться людям. Буду очень благодарен вам!

КОНТАКТЫ

Для кооперации со мной: https://t.me/maxnech

ТЭГИ

#таймменеджмент #maksimnechaev #maxnechaev #iosdeveloper

Max / Maksim Nechaev

Комментарии (6)


  1. saipr
    14.11.2022 16:09
    +3

    В 95% (оценочная цифра из головы) случаев переработка ничего вам не дает

    Более того она бывает вредна для дела (в данном случае речь идет не о сверхурочных, за которые платят — здесь каждый решает сам в зависимости от жизненной ситуации). Представьте себе, вам кажется вы нащупали к концу рабочего дня верный путь, знаете как по нему пройти (запрограммировать), ещё чуть-чуть и будет конец. Ан нет, нужно ещё чуть-чуть и это порой заводит в тупик (об этом автор тоже пишет). А если вы закончили свой рабочий день по графику, то идёте заниматься другими делами (детьми, например), и, как правило, в минуты этого отвлечения от работы и приходит верное решение. И на следующий день вы спокойно продвигаетесь к конечной цели. Я уже давно так делаю, включая неспешную утреннею прогулку до рабочего места, когда ещё раз всё обмозговываю.


  1. BigBeaver
    14.11.2022 16:18
    +6

    Отличный материал для чтения вместо работы=)


  1. DASpit
    14.11.2022 22:08
    -1

    Как обычно, про восстановление забыли. Всё расписано и работа и отдых, только времени на поделать ничего не осталось. Это самое важное время в расписании, благодаря ему появляется продуктивность - нахождение оптимальных решений вместо херачания по спискам задач.


  1. dyadyaSerezha
    15.11.2022 05:15

    Насчет внезапного вопроса или короткой срочной задачи, пока работаешь над основной - у меня часто этот стек задач достигал трех-четырёх. И когда отматываешь его назад, часто вообще с трудом вспоминаешь, а что ты делал до этого? )

    В общем, часто куча запросов и каких-то маленьких срочных дел часто полностью рушит твои планы сделать что-то.


    1. tonykk
      15.11.2022 16:22

      Такая же ситуация, конечно я могу как в статье забронировать конкретный час для задачи, но в этот час может произойти все что угодно, пользователь позвонит, руководство вопрос задаст, прод упадет и т.д. Как в этой ситуации выдержать план я не понимаю.

      В идеале я понимаю, что эти процессы нужно разделить, возможно делегировать кому-то общение с пользователями, но реальность есть реальность. Поэтому сейчас пишу себе только список задач на день и стараюсь не переносить их на следующий день. При таком подходе долгосрочный план удается соблюдать.


  1. vassabi
    15.11.2022 22:25

    Читаю статью - самый главный совет "работайте только во воремя рабочего времени и без сверхурочных".

    Норм.