Ежегодно мы проводим исследования узнаваемости IT-брендов среди разработчиков России. В этом году, в феврале, мы уже выпускали результаты исследования здесь, но с тех пор они потеряли актуальность по известным причинам. А исследование за 2020 год можно почитать тут

Всего в исследовании приняли участие 1  787 человек. Из них разработчиков — 1  329. В основном в исследовании приняли участие тестировщики, бэкенд-разработчики, системные администраторы. Реже в качестве респондентов выступали проджекты, фротендеры и бизнес-аналитики.

Опрос проходил с сентября по октябрь в личном кабинете hh.ru, в статьях на habr и в телеграм-каналах. Традиционно делимся с вами результатами исследования. Только факты.

Портрет современного разработчика в РФ

Половина опрошенных – это middle- и senior-специалисты. Тимлидом себя определил каждый 9-й опрошенный, а junior-специалистом – каждый 5-й. 

Языком JavaScript владеет каждый второй разработчик, еще 35% знает SQL, а 21% пишут на Python, Java и TypeScript. В топ-5 используемых языков также вошел PHP — им владеют 20% опрошенных. C# оказался на шестом месте с долей в 16% и Kotlin на седьмом — с долей в 10%. За последний год на выросла доля тех, кто использует в своей работе JavaScript, и снизилась доля использующих SQL, Java, Bash, PL/SQL и 1С.

Лишь 6% опрошенных IT-специалистов с опытом работы участвуют в практике DevSecOps, более половины (55%) ни разу не принимали участия в ней и не уверены, применяется ли она на текущем месте работы. Джуны часто просто ничего не знают о DevSecOps, технические лиды чаще остальных отмечали, что знакомы с данной практикой, хотя она и не реализуется на текущем месте работы. В целом чем более опытен специалист, тем чаще он знаком с данной практикой.

Почти три четверти опрошенных разработчиков отметили, что поверхностно знают о сути Security Champions, и в их компании данная практика не применяется. Лишь 2% принимают участие в практике на данный момент. Чем больше опыта у специалиста, тем более он осведомлен о практике Security Champions, даже если она не применяется на текущем месте работы.

Web UI, API и Backend — ключевые платформы, которые тестируют опрошенные в данном исследовании специалисты. Тестирование по тест-кейсам, регрессионное тестирование и smoke-тестирование ключевые виды тестирования. В 2022 году тестировщики чаще отмечали, что используют в работе тестирование по тест-кейсам и регрессионное тестирование,  а также smoke-тестирование и парное тестирование. 

Тестировщики без опыта работы, в первую очередь осваивают функциональное тестирование по тест-кейсам. Мидлы чаще пользуются регрессионным тестированием, а синьоры — интеграционным и тестированием сборок и конфигураций. Наиболее популярными технологиями тестирования и языками программирования являются Selenium/Java, Selenium/Python, а также Espresso/Kotlin. База данных — основной инструмент тестовой инфраструктуры — 78% тестировщиков отметили этот вариант. Еще 54% работали с Continuous Integration и 45% — с Docker.

Влияние событий февраля

63% IT-специалистов отметили, что февральские события никак не повлияли на их место работы. Каждого пятого (19%) сократили или уволили, новую работу они пока не нашли. Еще 9% специалистов были вынуждены сменить работодателя, чтобы остаться работать на территории РФ. 

Проджект-менеджеров увольняли и сокращали чаще, чем остальных (30%). Наиболее стабильные условия у дата- и бизнес-аналитиков (78%). Самое стабильное положение — у тимлидов (75% работают там же и на тех же условиях), а самое нестабильное — у джунов (27% лишились своей работы).

Среди тех, кто остался в РФ и работает в данный момент, лишь у 23% специалистов условия труда не изменились. Чаще всего изменения касались зарплаты (у 34% она выросла, а у 30% — снизилась). У 28% опрошенных появились новые проекты, а почти каждому четвертому пришлось сменить специализацию (23%).

Каждый четвертый (24%) IT-специалист работает из офиса, каждый пятый (19%) работает только в формате удаленки. Более половины сочетают онлайн и офлайн форматы с разными приоритетами (57%).

Работодатель мечты

К ключевым источникам поиска работы, помимо hh.ru (35%), IT-специалисты чаще всего относят систему рекомендаций или по знакомству (21%), еще 18% отвечают, что их  нашли сами работодатели. Для поиска мобильных разработчиков чаще других используют сервис hh.ru. Системные администраторы, маркетологи и сейлзы в основном отдают предпочтение рекомендациям знакомых.

Самым известным работодателем, по версии опрошенных разработчиков, являются Яндекс – 43%, Сбер – 41%, а также Тинькофф – 31%. Доля hh.ru составила 9%, компания заняла 11-е место в рейтинге. Интересно, что 33% отметили, что не знают ни одну из перечисленных компаний как работодателя. За год доля знания Яндекса, Сбера, Тинькофф, VK, Альфа-банка, Ozon, Авито и hh.ru среди разработчиков значительно выросла.

Чаще всего разработчики хотят работать в Яндексе (48%), Тинькофф и Сбере (по 35%). Каждый шестой не хотел бы работать ни в одной из перечисленных компаний. В hh.ru хотят работать 25% опрошенных, и это 6-е место в списке компаний. Доля большинства компаний за год выросла, в том числе hh.ru – более чем на 10 пунктов. Напротив, почти в два раза снизилась доля тех, кто не хочет работать в перечисленных компаниях. Чаще остальных в hh хотят работать мобильные разработчики (43%).

Идеальный работодатель для IT-специалиста — тот, кто дает возможность работать удаленно (79%) и платит высокую зарплату (74%), у кого в компании хорошая и позитивная атмосфера (60%), профессиональная команда (59%) и гибкий график работы (57%). Помимо этого весомым плюсом будут интересные проекты (54%), ДМС и понятная система карьерного роста (по 53%). За год больше всего снизилось значение гибкости процессов и дресс-кода, однако выросла значимость интересных проектов.

hh.ru по мнению опрошенных предлагает высокую зарплату, популярность компании, возможность работать удаленно, интересные проекты и нестандартные задачи. А вот помощь с переездом в другую страну, «плоскость» структуры команды и компенсация питания, считают респонденты, отсутствуют. Из топ-факторов идеального работодателя hh.ru ассоциируется только с двумя — высокая зарплата и возможность удаленки.

Среди тех, кто отметил, что знает hh.ru как работодателя, более половины опрошенных знают о блоге hh на Хабр (53%), 39% знают об участии hh в профильных конференциях, более трети (34%) отмечали, что знают о Школе Программистов. 35% из тех, кто отметил, что знает hh как работодателя, ничего не знают в деталях о техническом бренде компании.

Вот что опрошенные знают о других IT-игроках рынка: 

Вместо заключения

Мы продолжим проводить подобные исследования и делиться с вами результатами. Чтобы получить наиболее объективную картину, нам важен каждый голос, поэтому следите за новостями и не пропустите возможность поучаствовать в следующем масштабном анализе IT-рынка. 

Расскажите в комментариях, насколько результаты нашего исследования совпадают с той реальностью, которую наблюдаете вы.

Комментарии (7)


  1. Arty_Fact
    24.11.2022 13:32
    +5

    Было бы здорово поменять шрифт на графиках на что-нибудь более адекватное. В текущем виде невозможно читать.


    1. basnopisets
      24.11.2022 23:47

      ага, все капсом, плюс разрядка, ну и выбор самой гарнитуры тоже не лучший


    1. StepKsu Автор
      25.11.2022 17:55
      +1

      Ой, это прям проблема(( Сорри, сейчас заменила и все равно всрато. Поборюсь еще немного, может получиться сделать их лучше


  1. webhamster
    24.11.2022 16:36
    +1

    У Тинькова и Joom одинаковые графики. Кто-то что-то перепутал.


    1. StepKsu Автор
      25.11.2022 17:55

      Это я) исправила! Сорри, спасибо за коммент.


  1. blindmen
    25.11.2022 01:03

    Из какой вселенной графики? практически нет равных 100%, явно куда то пропала группировка по какому то важному признаку.
    ну или я ничего не понимаю в инфографике))


    1. Xanderblinov
      25.11.2022 10:06
      +1

      Это же статья про то, на сколько компания известна именно как работодатель! Если так смотреть, то цифра, что 33% опрошенных знают, как работает условный Ozon внутри, вполне адекватна. Вот если бы было где-то 100%, то тогда бы надо было напрячься)