image

Услышав фамилию «Рено» абсолютное большинство читателей сразу же вспомнит соответствующую марку автомобилей. Многие вспомнят известного актёра Жана Рено. Но вот американского конструктора Джесса Уилфорда Рено скорее всего мало кто назовёт.
А ведь самым известным его изобретением жители столиц пользуются ежедневно и по несколько раз, да и все остальные тоже нередко.

Речь идёт о «бесконечном конвейере или элеваторе» (endless conveyer or elevator), который он запатентовал в 1892 году, устройстве, более знакомом нам под названием «эскалатор». Справедливости ради общую конструкцию эскалатора ранее придумал также американец Натан Эймс, но вот довести ее до практического и массового применения смог именно Джесс Рено. Первая самобеглая лестница заработала в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд. Правда она выступала скорее в качестве аттракциона и за две недели работы перевезла более 75 000 человек. Затем ее перенесли на манхэттенский вход Бруклинского моста.



Позже Джесс Рено основал компанию «Reno Electric Stairways and Conveyors», которая строила эскалаторы для нью-йоркского метро.

Однако Рено был патологическим изобретателем, который физически был не способен остановиться на какой-то одной идее. Вскоре его внимание привлекли подводные работы по подъему затонувших судов. К началу 20 века этот процесс всё еще представлял собой крайне трудное и опасное предприятие. Для подъема затонувшего корабля чаще всего применялись понтоны. Необходимо было промыть под днищем корабля тоннели, завести в них строп-полотенца массой в несколько сот килограмм, к концам которых уже цеплялись сами понтоны. В зависимости от размеров корабля таких строп могло потребоваться от десяти до бесконечности. Все эти работы осуществлялись водолазами в тяжелых и неудобных подводных костюмах. От холода и усталости они могли работать лишь пару часов, а глубина свыше 50 метров для них была просто недоступна.

В 1919 году Джесс Рено предложил решить эту проблему с помощью самоходного батискафа на гусеничном ходу. Внешне машина представляла собой цилиндрический герметичный корпус 1.8 м. в диаметре и 2.4 м. высотой, установленный на гусеничное шасси.


Вот он, красавчик Hebeszylinder

На гусеницах не было подвески, каждая гусеница состояла из двух больших колес, по одному на каждом конце, разделенных 5 колесами меньшего размера. Все они крепились к жесткой горизонтальной раме. Привод от небольшого электромотора мощностью 20 л. с. шел на самое заднее колесо через приводную цепь. Каждая гусеница приводилась в движение независимо, а управление сцеплением приводилось в действие небольшим маховиком. Управление получалось для того времени достаточно сложным, зато так подводный трактор мог прекрасно маневрировать. Мотая «вперёд» правую гусеницу, машина двигалась влево и наоборот.

Экипаж состоял из двух человек, один управлял аппаратом, второй — встроенным оборудованием, питавшимся от того же электромотора. Общий вес машины составил 18 тонн и она могла свободно действовать на глубине до 400 метров.



По задумке Рено, подводный трактор опускался на цепях к затонувшему судну и начинал самостоятельно маневрировать вдоль корпуса, просверливая в нем с помощью электродрели с 4-дюймовым сверлом ряд отверстий. Питание аппарата воздухом и электроэнергией осуществлялось по шлангам и кабелям с поверхности. Затем в просверленные отверстия заводились крюки понтонов (разумеется, авторской конструкции самого Рено), понтоны далее заполнялись воздухом и поднимали судно к поверхности. Рено также предусмотрел оснащение своего детища водомётом на случай несанкционированных митингов макрели необходимости очистить борт судна от наносов.



Таким образом получалось избежать трудоемких работ по промывке тоннелей и сложных манипуляций со стропами. Экипаж работал в относительном комфорте и мог не подниматься на поверхность по 8-10 часов.

Несмотря на то, что процесс уже ускорялся в десятки раз, Джесса Рено всё еще не устраивал длительный процесс сверления отверстий и он предложил… оснастить аппарат пушкой и просто простреливать дырки в корпусе корабля!



Отверстия предполагалось проделывать путем выстрела заостренным цельнометаллическим снарядом из горизонтально установленной пушки с использованием сжатого воздуха. Ствол выступал за пределы рабочего отсека трактора, щель между стволом и корпусом герметизировалась конусом из толстой резины, действовавшим также как компенсатор отдачи. Не вполне понятно, как Рено предполагал решать проблему герметизации самого ствола для перезарядки, также вопрос боепитания, ведь места для боекомплекта в несколько десятков снарядов внутри аппарата попросту не было. Впрочем, этот проект остался только на бумаге, действующий образец работал только с помощью электродрели. Уж не знаю, к счастью или к сожалению, но Джесс Рено чуть не стал создателем первого (и насколько я знаю — единственного) в мире подводного танка. Ну а что: пушка есть, гусеницы есть, клёпанный стальной корпус на 1919 год вполне мог считаться броней.

Подводный трактор Рено был построен в единственном экземпляре и вполне успешно прошел испытания при подъеме 500-тонного сухогруза «Скалли» в 1923 году. Сам Джесс Рено мечтал с помощью своего аппарата поднять «Лузитанию», но во всех инстанциях ему только крутили пальцем у виска.



К сожалению, далее следы аппарата теряются, вероятнее всего он остался не у дел в процессе появления более современных подводных костюмов и аппаратов. Сам Джесс Рено, как и в случае с эскалатором, быстро охладел к своему детищу, переключившись на новые проекты. Он скончался в 1947 году, оставив после себя более полусотни различных патентов, включая плавучую спасательную сеть, подводные мины и аппарат для строительства метро. А еще полочку для мыла.



Источники
  1. Журнал Modern Mechanix, January 1935 «Under-Sea Tractor-Sphere Roams Ocean Floor»
  2. US Patent US1523659 «Apparatus for Raising Sunken Ships»
  3. US Patent US1523660А «Apparatus for Raising Sunken Ships»
  4. US Patent US1840467А «Soap Dish»
  5. A. Grohman «Salvage of the Scally», 2014



Комментарии (8)


  1. Neom1an
    04.12.2022 11:28
    +15

    Полочка для мыла неимоверно доставила удовольствие. В том числе и как дополнительное свидетельство, что человек сам всё изобретал. В отличие от многих функционеров наших советских и постсоветских предприятий, вписанных в патенты своих сотрудников.


    1. P4elKSG
      06.12.2022 00:38
      +4

      советские функционеры
      image


  1. Dimsml
    04.12.2022 12:29
    +9

    А ведь всего-то требовалось прикрутить к этой штуке телекамеру и был бы уже почти современный подводный телеуправляемый робот. На тот момент уже шли эксперименты с механическими и электронно-лучевыми камерами, но работающую передающую трубку сделают только в 1927, а до этого пришлось бы пользоваться камерой на диске Нипкова, не уверен что вообще возможно что-то полезное через неё разглядеть.

    Вот в этой статье на английской Вики можно накопать ссылок на те эксперименты:

    https://en.wikipedia.org/wiki/Video_camera_tube


    1. Elmot
      05.12.2022 00:44
      +3

      Блин который раз уже, попал в минус вместо ответить. Простите.
      Боюсь камера с механической разверткой тупо не влезла бы в аппарат.
      С другой стороны, ЭЛТ требует очень высоких напряжений, что-то мне подсказывает, что на том уровне технологий упоминание "морская вода" и "высокое напряжение" в одном абзаце совершенно неприемлемо.


  1. myswordishatred
    04.12.2022 16:21
    -1

    Ну, в каком-то смысле сейчас есть много подводных танков. По крайне мере таких, которыми можно управлять под водой. И ездить, соответственно.

    Стрелять, наверное, тоже можно. По крайней мере единожды.


    1. Elmot
      05.12.2022 00:47

      Торпедами под водой стреляют уже больше ста лет. Причем тем самым сжатым воздухом.


  1. OptimumOption
    04.12.2022 18:07
    +5

    Интересно, а сбор марганцевых конкреций со дна океана так и остался из области проЖектов 30-летней давности? Эх, как же я хотел быть Капитаном Немо в детстве...


  1. corvair
    05.12.2022 07:16
    +2

    Похоже, аппарат основан на гусеничной тележке от небольшого экскаватора типа очень долго выпускавшегося Bucyrus 10b. От него же полностью трансмиссия к гусянкам, с цепным приводом и управлением кулачковыми муфтами. Технология с тех пор не изменилась ни на йоту, обратите внимание на ходовую любого механического экскаватора/крана типа ЭО-5111Б или Manitowoc тех же лет.